В сфере социального обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В сфере социального обеспечения



В результате изучения темы 20 студент должен:

Знать

- понятие защиты прав человека в области социального обеспечения;

- способы защиты прав в области социального обеспечения;

- механизмы и формы защиты прав в области социального обеспечения;

- способы защиты прав в области социального обеспечения;

- государственный надзор и контроль как механизм защиты прав человека в сфере социального обеспечения;

- общественный контроль в сфере социального обеспечения;

- самозащита в области социального обеспечения;

- особенности защиты социально-обеспечительных прав граждан в суде;

- акты Конституционного Суда РФ и руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения;

- виды юридической ответственности в области социального обеспечения;

Уметь

- оперировать основными понятиями темы;

- анализировать действия государственных (муниципальных) органов (организаций) и должностных лиц с позиции их правомерности;

- применять различные способы и механизмы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения;

Владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками анализа и подготовки юридических документов;

- навыками участия в процедурных (процессуальных) отношениях в целях защиты прав граждан в области социального обеспечения.

20.1. В соответствии с Конституцией РФ человеку и гражданину гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45). В указанных условиях государство создает или санкционирует различные механизмы защиты, обеспечивающие реализацию гарантий прав человека, в том числе в сфере социального обеспечения. Защита социально-обеспечительных прав и свобод граждан является одной из главных целей законодательства в сфере социального обеспечения.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Именно права человека определяют содержание законодательства в области социального обеспечения.

Россия как правовое и социальное государство (ст. 1 и 7 Конституции РФ) обязана обеспечивать соблюдение конституции и иных не противоречащих конституционным нормам юридических актов, охраняя их от любых нарушений.

Орана социально-обеспечительных прав может осуществляться путем:

- охраны общества о неправовых нормативных актов;

- предупреждения правонарушений в области социально-обеспечительных отношений;

- охраны существующих социально-обеспечительных прав;

- восстановления нарушенных социально-обеспечительных прав;

- установления и применения различных видов юридической ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В сфере социального обеспечения в соответствии с законодательством РФ могут быть использованы следующие механизмы защиты социально-обеспечительных прав:

1) государственный надзор и контроль;

2) контроль, осуществляемый уполномоченными законом организациями;

3) общественный контроль;

4) самозащита;

5) административная защита через вышестоящие (уполномоченные) органы (организации);

6) судебная защита.

Данные механизмы защиты социально-обеспечительных прав реализуются в предусмотренных законам юрисдикционных и неюрисдикционных формах.

Юрисдикционные формы защиты представляют собой защиту прав в сфере социального обеспечения государственными или уполномоченными государством органами (организациями). К таким формам защиты социально-обеспечительных прав относятся, например, судебная защита и государственный надзор (контроль) за соблюдением социально-обеспечительного законодательства. Неюрисдикционные формы защиты прав в сфере социального обеспечения представлены негосударственными механизмам защиты. К ним можно отнести общественный контроль, а также самозащиту.

Защита социально-обеспечительных прав может осуществляться, в частности, следующими способами:

1) признание социально-обеспечительного права;

2) восстановление положения, существовавшего до нарушения социально-обеспечительного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) изменение или прекращение социально-обеспечительного правоотношения;

4) неприменение судом нормативного правового акта государственного органа (органа местного самоуправления), противоречащего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;

5) признание судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа (органа местного самоуправления), нарушающего социально-обеспечительные права и противоречащих  федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;

6) отмена индивидуального акта уполномоченного органа (организации), не соответствующего (противоречащего) законодательству РФ.

20.2. Государственный надзор за исполнением законодательства и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере социального обеспечения как элемент государственного принуждения является одним из эффективных механизмов защиты социально-обеспечительных прав граждан. Государственный надзор обеспечивает, прежде всего, пресечение нарушений законодательства.

При реализации данного механизма защиты применяется сила государственного воздействия на органы (организации), обязанные предоставлять социальное обеспечение, путем выдачи предписаний по устранению обнаруженных нарушений, а также используются различные виды юридической ответственности посредством привлечения виновных лиц к дисциплинарной, гражданской, административной или уголовной ответственности.

Применение государственного надзора в этой сфере обусловлено социальной функцией, которую выполняет право социального обеспечения.

Государственный надзор за исполнением законодательства и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере социального обеспечения на территории РФ реализуется в рамках:

- общего надзора, осуществляемого органами прокуратуры РФ;

- специализированного надзора, проводимого органами надзора в определенной сфере жизнедеятельности, включающей в себя, в том числе и социально-обеспечительные отношения. Например, надзор за соблюдением некоторых норм о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (правил в сфере обращения медицинских изделий, обращения лекарственных средств и др.) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и его территориальными органами.

Единого специализированного органа надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданинав области социального обеспечения в системе надзорных органов, как это имеет место быть, например, в отношениях по защите трудовых или жилищных прав, российское законодательство не предусматривает.

Основными формами осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры являются:

- проведение проверок соблюдения уполномоченными государственными органами (организациями) законодательства;

- предостережение о недопустимости нарушения закона;

- вынесение протеста на противоречащие закону правовые акты, обращение в суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- внесение представления об устранении нарушений закона;

- возбуждение производства об административном правонарушении;

- требование привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Протест на противоречащий закону правовой акт или акт, нарушающий права и свободы человека и гражданина, выносится прокурором (его заместителем) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. В случае противоречия закону правового акта прокурор вправе принести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Кроме того, прокурор (его заместитель) в таких случаях вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. Результаты рассмотрения протеста незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.

Представление об устранении нарушений закона или об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, вносится прокурором (его заместителем) в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер в письменной форме сообщается прокурору.

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере социального обеспечения направлен на проверку уполномоченными органами (организациями) правомерности деятельности подконтрольных субъектов и выявление нарушений законодательства.

Формы и порядок осуществления государственного контроля определяются нормативными правовыми актами. Так, Закон о социальном обслуживании граждан предусматривает двухзвенную систему государственного контроля в сфере социального обслуживания. Федеральный государственный контроль (а также надзор) в сфере социального обслуживания обеспечивает уполномоченный федеральный орган государственной власти (в настоящее время – Федеральная служба по труду и занятости). Региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ в порядке, установленном органом государственной власти региона.

Обязанности по осуществлению контроля за определенными видами деятельности в сфере социального обеспечения выполняют организации, уполномоченные на совершение указанных действий законом. В частности, Закон об основах ОСС предусматривает обеспечение страховщиками (ПФР, ФСС и ФФОМС) контроля за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, за расходами на обязательное социальное страхование, за правильностью и своевременностью назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

20.3. Субъектами общественного контроля в сфере социального обеспечения могут выступать застрахованные лица, профсоюзные организации и иные в соответствии с законодательством субъекты.

Правовую основу общественного контроля в сфере социального обеспечения образует Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и законодательство в области социального обеспечения.

Законом об основах общественного контроля предусмотрены следующие формы общественного контроля: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза и иные формы.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона об ОПС застрахованные лица вправе осуществлять контроль за перечислением работодателем (страхователем) страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Права профсоюзов в области социального страхования, социального обеспечения и других видов социальной защиты работников в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяются соответствующими федеральными законами и законами субъектов РФ.

В сфере социально-обеспечительных отношений профсоюзы вправе:

- осуществлять контроль за использованием средств внебюджетных (пенсионного, социального страхования, медицинского) фондов, формируемых за счет страховых взносов;

- требовать от работодателей, должностных лиц устранения выявленных нарушений социально-трудовых прав работников. Указанные лица обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах;

- через свои органы, доверенных лиц по охране труда, собственные инспекции по охране труда участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;

- бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социальным вопросам и обсуждать ее с приглашением представителей указанных органов (организаций);

- участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен;

- выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

В сфере социального обслуживания населения в соответствии со ст. 23.1. Закона о социальном обслуживании граждан в качестве одной из форм общественного контроля предусматривается независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания, которая проводится в установленном данным законом порядке общественными советами по независимой оценке качества.

Посредством механизма самозащиты гражданин вправе обращаться за защитой своих социально-обеспечительных прав в средства массовой информации и правозащитные организации, а также использовать и иные механизмы защиты, например, административную или судебную защиту.

20.4. Административная защита реализуется в установленных законом случаях и порядке посредством обращения лица, получающим социальное обеспечение или претендующим на него (его законного представителя), в вышестоящий уполномоченный орган (организацию) в целях разрешения социально-обеспечительного спора, признания права лица на социальное обеспечение и понуждения нижестоящий орган (организацию) к надлежащему исполнению своих обязанностей. Применение данного механизма защиты социально-обеспечительных прав предусматривается, например, Законом о страховых пенсиях. В соответствии с п. 20 ст. 21 этого закона решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Вместе с тем по некоторым видам социально-обеспечительных отношений закон не предусматривает возможность применения такого механизма. Примером тому является Закон о социальном обслуживании населения, в соответствии с п. 3 ст. 15 которого допускается обжалование решения об отказе в социальном обслуживании только в судебном порядке.

Конституционное право на судебную защиту (ч. 1 ст. 46) признается одной из важнейших гарантий реализации социально-обеспечительных прав человека и гражданина.

Подведомственность социально-обеспечительных споров установлена законом в соответствии с действующей системой органов по рассмотрению данных споров.

Защита социально-обеспечительных прав в судебных органах может осуществляться следующими способами:

1) путем проверки Конституционным Судом РФ по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).

2) посредством рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов и признании их недействующими (с 15 сентября 2015 г. – по правилам КАС РФ);

3) через разрешение конкретных ситуаций, связанных с реализацией гарантий социально-обеспечительных прав граждан, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ в рамках гражданского процессуального производства.

В данном случае суд также может выступать инстанцией, разрешающей социально-обеспечительный спор, который уже был рассмотрен в административном порядке – вышестоящими органами.

Осуществление судебной защиты нарушенных социально-обеспечительных прав граждан осуществляется судом общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина (о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь) вправе обратиться в суд прокурор. В таких случаях прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор также вступает в процесс и дает заключение по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Самую большую группу споров по социально-обеспечительным делам составляют пенсионные споры. В рамках рассмотрения конкретных дел наибольшую долю среди них образуют споры о назначении досрочной страховой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет). По предмету такие споры  можно классифицировать на споры: о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию; признании права на досрочную пенсию, установлении характера работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, и иные споры о признании права на пенсию.

В целях обеспечения прав в сфере социального обеспечения студентам также необходимо знать акты Конституционного Суда РФ и руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, принятые по вопросам защиты социально-обеспечительных прав граждан.

20.5. За совершение правонарушений в области социального обеспечения законом устанавливается юридическая ответственность.

Суть юридической ответственности состоит в возложении на правонарушителя санкций (наказания) – негативных последствий, влекущих лишения личного или имущественного свойства.

За нарушения в сфере социального обеспечения виновные лица могут быть привлечены в установленном порядке к дисциплинарной, гражданской, административной и уголовной ответственности. Кроме того, предусматривается субсидиарная ответственность государства за социальное обеспечение граждан в случаях, установленных законом.

Гражданско-правовая ответственность предусматривается, например, в соответствии со ст. 28 Закона о страховых пенсиях за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых физическими и юридическими лицами для установления и выплаты страховой пенсии. Виновные лица за предоставление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, повлекших за собой перерасход средств на выплату пенсий, возмещают ПФР причиненный ущерб.

Административная ответственность по нормам КоАП РФ наступает, например, в случае правонарушений в сфере обязательного социального страхования (ст. 15.32-15.33.2, 15.34, 15.34.1), в сфере охраны здоровья (ст. 6.2, 6.3, 6.28-6.33), социального обеспечения при погребении (ст. 5.41), мер социальной поддержки инвалидов (ст. 5.43).

Уголовная ответственность установлена Уголовным кодексом РФ и предусматривается в случаях неоказания помощи больному (ст. 124), оставления заведомо беспомощного лица в опасности (ст. 125), невыплаты пенсий, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145.1), уклонения от уплаты страховых взносов (ст. 199, 199.3, 199.4), незаконной медицинской или фармацевтической деятельности (ст. 235) и др.

Практикум

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие механизмы защиты в области социального обеспечения вы знаете?

2. Какие органы осуществляют государственный надзор (контроль) в области социального обеспечения?

3. Какие субъекты вправе осуществлять общественный контроль в сфере социального обеспечения? Их полномочия?

4. Какое значение для защиты прав в сфере социального обеспечения имеют акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ?

5. Какие виды юридической ответственности за нарушения социально-обеспечительных прав граждан предусматривает законодательство?

Практические задачи

Задача 1

Седов получил от пенсионных органов решение об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Седов не согласился с решением ПФР.

Какие механизмы защиты может использовать Седов?

Задача 2

Острогов через полгода должен достигнуть общего пенсионного возраста. Острогов решил самостоятельно определить размер будущей страховой пенсии по старости и в этих целях затребовал у работодателя информацию обо всех перечисленных страховых взносах в пенсионных целях. Работодатель отказал.

Правомерны ли действия работодателя? Какие права имеют застрахованные в рамках осуществления общественного контроля и самозащиты?

Задача 3

Дятлову по результатам производственной аварии было выплачено страховое обеспечение, с размерами которого он не согласился. Будучи членом профсоюза, Дятлов решил обратиться за профсоюзной защитой.

Какие права имеют профсоюзы в области защиты социально-обеспечительных прав работников?

 

Задача 4

Лаврова решила в целях лечения обратиться к народному целителю. После лечения здоровье Лавровой значительно ухудшилось.

В какие контрольно-надзорные органы вправе обратиться Лаврова в данной ситуации? Какие виды юридической ответственности наступают за незаконное занятие народной медициной?

Задача 5

Образцова обратилась в поликлинику по месту жительства за получением информации об объеме медицинской помощи, представляемой в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В поликлинике ей отказали в предоставлении такой информации.

В какие контрольно-надзорные органы вправе обратиться Лаврова в данной ситуации? Предусмотрена ли юридическая ответственность за указанные действия медицинской организации? Какая?

 

Задача 6

По результатам судебного разбирательства в пользу Добронравова было вынесено решение о назначении ему досрочной пенсии по старости. Решение пенсионных органов об отказе в назначении пенсии было вынесено 15 февраля 2016 года. Добронравов обратился в суд только в январе 2019 года. Решение суда вступило в законную силу 10 мая 2019 г.

Имеет ли право Добронравов на выплату ему денежной компенсации за задержку в установлении и выплаты пенсии и компенсацию морального вреда? Поясните ответ.

Задача 7

Лицо без определенного места жительства в бессознательном состоянии, обнаруженное в парке отдыхающими, было доставлено в ближайшую больницу. Длительное время больной находился в приемном покое без вызова к нему врача.

Имеется ли в данном случае правонарушение? Какие механизмы защиты могут быть применимы в данной ситуации? Укажите виды юридической ответственности, предусмотренные законом за такое правонарушение.

Задача 8

После рассмотрения обоснованности жалобы Аврамовой о применении к ней дискриминации по национальному признаку при оказании медицинской помощи прокурор принял решение о проведении проверки медицинской организации.

Какими полномочиями обладает прокурор при осуществлении надзора?

Задача 9

Инвалид-колясочник Фролов обратился в органы прокуратуры с заявлением о том, что на территории организованного рынка, куда он постоянно ездит на своем автомобиле за продуктами, постоянно заняты стоянки для транспорта инвалидов автомобилями, владельцы которых не являются нвалидами.

Установлена ли юридическая ответственность в данной ситуации? Какие органы уполномочены привлекать к ответственности виновных лиц?

 

Задача 10

Малоимущая семья Ивановых обратилась в уполномоченную организацию за гарантированным перечнем услуг по погребению в целях захоронения  умершего прадедушки. Уполномоченная организация выразила отказ, сославшись на отсутствие соответствующего бюджетного финансирования.

Установлена ли юридическая ответственность в данной ситуации? Какие механизмы защиты могут быть применимы в данной ситуации? Какие органы уполномочены привлекать к ответственности виновных лиц?

 

Тесты

1. Защита нарушенных социально-обеспечительных прав осуществляется …

а) третейским судом;

б) арбитражным судом;

в) мировым судьей;

г) прокурором.

 

2. Самозащита может проявляться посредством обращения гражданина в …

а) правозащитные организации;

б) вышестоящий орган;

в) средства массовой информации;

г) суд.

3. Органом общего надзора за соблюдением законодательства является:

а) прокуратура;

б) государственная инспекция труда;

в) суд;

г) федеральная служба по труду и занятости.

4. Органом специального надзора за соблюдением законодательства в сфере социального обслуживания населения является:

а) прокуратура;

б) государственная инспекция труда;

в) суд;

г) федеральная служба по труду и занятости.

 

5. Основными формами осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры являются:

а) проведение проверок соблюдения уполномоченными государственными органами (организациями) законодательства;

б) общественный мониторинг;

в) вынесение протеста на противоречащие закону правовые акты, обращение в суд с требованием о признании таких актов недействительными;

г) общественный опрос.

 

6. Субъектом общественного контроля в сфере социального обеспечения может выступать:

а) застрахованный по обязательному социальному страхованию;

б) застрахованный по добровольному социальному страхованию;

в) прокуратура;

г) общественный совет по независимой оценке качества.

7. В сфере социально-обеспечительных отношений профсоюзы вправе:

а) осуществлять контроль за использованием средств внебюджетных фондов, формируемых за счет страховых взносов;

б) вынести протест на противоречащие закону правовые акты;

в) возбудить производство об административном правонарушении;

г) защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.

8. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания как форма общественного контроля не предусматривает оценку условий оказания услуг по таким критериям как:

 а) открытость и доступность информации об организации социального обслуживания;

б) комфортность условий предоставления социальных услуг, в том числе время ожидания предоставления услуг;

в) доброжелательность, вежливость работников организации социального обслуживания;

г) доступность услуг для трудоспособных лиц, не являющихся инвалидами.

9. Социально-обеспечительные дела, не подлежащие оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении пенсии, пособия) подсудны …

а) третейскому суду;

б) арбитражному суду;

в) районному суду;

г) мировому суду.

 

10. Решение пенсионных органов об отказе в назначении пенсии может быть обжаловано в …

а) только в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение);

б) только в суд;

в) в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

 

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Кодекс об административном судопроизводстве РФ.

Уголовный кодекс РФ.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1043 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств».

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения».

Приказ Минтруда России от 28 апреля 2018 г. № 286 «Об утверждении Положения об Общественном совете по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».

 

Материалы судебной практики

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. № 29-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.К. Шматкова"».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Постановление Пленума ВС РФ от 10 марта 2011 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

 

Литература

Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. — (Серия: Бакалавр и специалист).

Гусев, А.Ю. Судебная защита российских граждан на социальное обеспечение: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Гусев Алексей Юрьевич. – М., 2017. – 180 с.

Ерофеева, О.В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Ерофеева Оксана Викторона. – М., 2010. - 218 с.

Маслов, С.С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Маслов Сергей Сергеевич. – М., 2007. - 192 с.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 587 с.

Право социального обеспечения в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 424 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учеб. пособие для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского; отв. ред. М. О. Буянова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения (для бакалавров). Учебное пособие / Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. - Москва: КноРус, 2017. - 464 с.

Право социального обеспечения. Бакалавриат. Учебное пособие / Миронова Т.К. - Москва: КноРус, 2020. - 304 с.

Самарина, О.А. Российское законодательство о социальном обеспечении и роль в его развитии конституционного (уставного) правосудия: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Самарина Ольга Александровна. – Пермь, 2014. – 199 с.

Темы курсовых работ

1. Система социального обеспечения в Российской Федерации.

2. Функции социального обеспечения.

3. Понятие и виды социальных рисков.

4. Особенности предмета права социального обеспечения.

5. Особенности метода права социального обеспечения.

6. Принципы права социального обеспечения.

7. Дифференциация социального обеспечения.

8. Понятие и система правоотношений по социальному обеспечению.

9. Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации.

10. Общая характеристика обязательного социального страхования.

11. Социальное обеспечение за счет бюджетных средств.

12. Социальное обеспечение в России в период до 1917 года.

13. Социальное обеспечение в советской России.

14. Общая характеристика современного периода развития социального обеспечения в России.

15. Значение стажа, его виды.

16. Страховая пенсия по старости, условия и порядок ее назначения.

17. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

18. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

19. Страховая пенсия по инвалидности, условия и порядок ее назначения.

20. Страховая пенсия по случаю потери кормильца, условия и порядок ее назначения.

21. Система пособий в Российской Федерации.

22. Пособия по временной нетрудоспособности, их виды.

23. Особенности социального обеспечения в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

24. Государственные пособия гражданам, имеющим детей.

25. Условия признания граждан безработными.

26. Социальное обеспечение лиц, ищущих работу (безработных).

27. Право на охрану здоровья. Понятие и виды гарантированной бесплатной медицинской помощи.

28. Государственная система обязательного медицинского страхования.

29. Особенности лекарственного обеспечения.

30. Понятие и виды государственной социальной помощи.

31. Набор социальных услуг.

32. Понятие, виды и формы социального обслуживания.

33. Принципы социального обслуживания.

34. Протезно-ортопедическая помощь.

35. Меры социальной поддержки: федеральный и региональный уровни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.172 с.)