Глава XVI . Сюрреализм. Гиперреализм. Алеаторика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XVI . Сюрреализм. Гиперреализм. Алеаторика



Течение сюрреализма возникло в Париже в 20-е - 30-е годы XX века. С самого начала - это явление не только французское, но и немецкое, испанское, бельгийское. Несколько позже сюрреализм появляется в Англии, Чехии, Америке (Северной и Южной) и других странах. Формируется одновременно в живописи и литературе (в литературе смыкается с дадаизмом), В 1924 году появляется "Манифест сюрреализма", который написал французский поэт Андре Бретон в содружестве с П. Элюаром и М. Эрнстом. Одновременно издается журнал "Сюрреалистическая революция". Термин "сюрреализм" (надреализм, сверхреализм) заимствован у Г. Аполлинера. Представители течения: в литературе Г. Аполлинер, А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Ф. Супо; в живописи М. Эрнст, И. Танги, X. Миро, С. Дали, Р. Магритт, П. Дельво, А. Массон, Г. Мур, Ф. Музика, А. Горки.

Философская база: А. Бергсон (интуитивизм), З. Фрейд (психоанализ). Это объединяет их с экспрессионизмом. То, что у Фрейда считается патологией, у сюрреалистов - норма. Наиболее подходящим для творчества состоянием они считали сон, бредовые галлюцинации, сумасшествие. (С.Дали в большинстве случаев рисовал свои сны, поднимаясь ночью, чтобы не забыть увиденное). Сюрреализм полагает, что художник абсолютно раскован, свободен от условностей, от политических заказов и погружён в сферу бессознательного. Содержание творчества фантасмагорично, ирреально, часто связано с мистическими фантазиями подсознания. Скрытая символика этих видений часто рождает у зрителей желание расшифровать символы. Сами художники отказываются давать объяснения, поскольку они творят свои картины бессознательно.

Выразительные средства живописи сюрреалистов:

• комбинации из предметов и фрагментов предметов реального мира, которые в сумме создают ирреальную картину;

• фротаж (перевод рисунка рельефных структур дерева, камня и др. на полотно натирающими движениями);

• грантаж (царапанье холста);

•   обмакивакие кисти в краску и  протягивание её в различных
направлениях по холсту;

•   декалькомания (краска на холсте раздавливается стеклом, затем
подправляется от руки);

• дриппинг (разбрызгивание над холстом краски, из   банки с отверстиями, наполненной жидкой краской);

• булетизм (изобретение С. Дали) - выстрелы из пистолета пулей, начинённой литографической краской, по камню;

•   фотографическая чёткость изображения сюрреалистических сюжетов.
Репродукции: С. Дали, Р. Магритт, М. Эрнст, X. Миро, П. Дельво.

В 1960-е годы на основе одного из методов сюрреализма в живописи возникает направление гиперреализм (фотореализм) в США. В 1970-е годы становится

международным. Основан на тщательном копировании фотографий живописными средствами. Представители этого направления - Ч. Клоуз, Р. Гоингс, Р. Коттингем, Р. Маклин.

Репродукции: Р. Коттингем, Ч. Клоуз.

Алеаторика

Это метод музыкальной композиции, получивший широкое распространение во второй половине XX века. Напоминает манеру сюрреалистического дриппннга. Основан на бессознательном неспланированном действии, элементе случайности.

Термин происходит от латинского «alea» - жребий, игра в кости. Вместо краски; случайно разбрызганной на холсте, музыкальный метод включает «игральные кости», разбросанные на нотной бумаге. Использование клякс, разбросанных на нотной бумаге, и другие вспомогательные средства, для спонтанного сочинения музыки. Основа алеаторики - импровизация. Если в музыке XVII - XVIII вв. импровизационный элемент был строго подчинён композиции и общему стилю произведения, то в алеаторической музыке - выход в сферу подсознательного, за пределы разума.

Алеаторика может быть тотальной (всеобщей), когда на этом приеме строится всё произведение (П. Шнайдер, «Вавилон» - девятнадцать человек, не умеющих играть на предложенных им инструментах).

Более распространён другой вид - «контролируемая алеаторика» (частичная, введенная в рамки обычного произведения).

Этот вид алеаторики часто использовался в своих сочинениях крупнейшим лидером музыки XX века польским композитором В. Лютославским.

Степень контроля в алеаторическом произведении может быть различной:

•   Отменяется размер, тактовое деление - отсчёт времени происходит по
секундной шкале;

• Нефиксированная звуковысотность. Сохраняется только указание направления движения;

• Даны варианты звуковых рядов, темп и динамика произвольны;

• Дана ритмическая сетка - всё остальное произвольно: указана только последовательность вступления инструментов оркестра и время их игры. Вариантов алеаторических вставок может быть очень много, всё зависит от

фантазии и замысла автора.

Примеры использования в музыкальных сочинениях контролируемой алеаторики:

B. Лютославский - «Венецианские игры»
Б. Тищенко - Третья симфония

C. Слонимский - Концерт-буфф

Р. Щедрин - Концерт для фортепиано с оркестром N 2

А, Шнитке - Concerto grosso N1

М. Фельдман - «Проекция-4» для скрипки и фортепиано

Г. Брант - «Галактика»

К. Штокхаузен - «По небу странствую я»

Музыкальные иллюстрации: В. Лютославский - «Венецианские игры»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.005 с.)