Упражнение «Источники риска» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Источники риска»



Информация является одним из основных источников риска при принятии неэффективного управленческого решения. В каких случаях возникает такой риск принятия неэффективного управленческого решения? Какие можно дать рекомендации по поводу того, насколько полной должна быть информация об управленческой ситуации, чтобы принять верное управленческое решение?

 

Упражнение «Метод клона»

Харви Маккей – один из успешных руковдителей, известный своей деятельностью в области маркетинга, для получения информации об объекте пользовался приемом засылки клона. К владельцу интересующегося объекта посылалось подставное лицо (клон), которое якобы желало этот объект приобрести и начинало вести торг, вплоть до готовности выписать чек, может быть, даже фальшивый.

Эффективен ли метод клона в получении интересующей информации об объекте? Какие возможности для получения конфиденциальной информации он открывает? Какие еще вы знаете методы для получения важной информации, приведите примеры.

 

Педагогический мониторинг

Мониторинг (от англ. «monitoring» - предостерегающий, напоминающий, наставляющий, контролирующий, советующий, проверяющий) появился во второй половине ХХ века. Изначально так стал называться процессом постоянного наблюдения за состоянием плодородного слоя земли. А термин «педагогический мониторинг» вошел в обиход недавно в 1990-х годах.

Эффективное управление возможно только на основе непрерывного потока информации и анализа его состояния и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для действительного управления ими, необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть педагогический мониторинг.

В качестве главного обновления школы выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.

Значение педагогической диагностики в процессе руководства образовательным процессом состоит в том, что она направлена на определенные состояния диагностируемых объектов педагогической действительности, на определение условий перспективного развития и выведение их на новый, более высокий уровень.

Исходя из тенденций развития современного образования, особую значимость приобретает проблема качества образования, которая во многом в свою очередь детерминирована качеством управления. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.

Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки обучающихся. Оценке качества подготовки обучающихся -  служит педагогический мониторинг.

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых педагогических методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, принятия эффективных управленческих решений.

По мнению Шаталова А.А., Афанасьева В.В., Афанасьева  И.В., Гвоздева Е.А., Пичугина А.М.  мониторинг призван ориентировать производителей и потребителей товаров и услуг в рыночной ситуации, давать субъектам рынка оперативную информацию - ориентировку, к которой предъявляются особые требования в отношении её достоверности. И педагогическая диагностика необходима:

- для осмысления и формулирования направлений, путей и целей развития образовательного пространства, создания «идеальных» образовательных моделей и для принятия грамотных управленческих решений в образовательной сфере;

- для выявления условий, темпа собственного развития, определить, на каком этапе (уровне) мы находимся по сравнению с другими;

- важна для адекватных экономических вливаний в образование.

Постоянный мониторинг за качеством учебно-воспитательного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, обостряющихся проблем нравственного воспитания школьников.

Мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием ее развития.

Мониторинг - основополагающий механизм управления качеством образования в условиях шко­лы. Отличительная черта, — достоверная информация о соответствии фактического результата его ожиданиям. Обратная связь — сущност­ный аспект управления школой. На её основе меняется отношение к результату, пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных це­лей. Эффективность мониторинга в шко­ле обеспечивается требованиями, кото­рым должна удовлетворять информация: это ее полнота, адекватность, достоверность, точность, своевременность, дос­тупность, непрерывность, структуриро­ванность и специфичность для каждого уровня мониторинга (Фоменко С., 2007.).

Педагогический мониторинг А. А. Орлова рассматривает как длительное слежение за объектами или явлениями педагогической действительности с целью «обеспечения педагогов качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений».

А.Н. Майоров в книге «Мониторинг в образовании» (2002.) определяет образовательный мониторинг как систему: «Мониторинг в образовании это система сбора, обработки хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития».

Педагогический мониторинг включает сбор, хранение, обработку информации о деятельности образовательного учреждения, разрешение в комплексе организационных, управленческих и кадровых проблем, психолого-педагогических задач преподавания и учения.

Педагогический мониторинг предназначен для по­лучения информации о тенденциях раз­вития объекта исследования. Зная тен­денции развития, можно продумывать уп­равленческую стратегию. В самом простом случае это решение вопроса о том, будет ли управленческая команда пытаться изме­нить ситуацию.

Нам представляется, что наиболее полно понятие педагогического мониторинга дано в работе А.С.Белкина. Автор определяет его как «процесс непрерывного научнообоснованного прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их решения».

Таким образом, общими признаками педагогического мониторинга являются:

¾ включенность объекта мониторинговой оценки в педагогическую систему в качестве ее составного элемента;

¾ наличие целей педагогического оценивания состояния образовательного процесса;

¾ педагогическое прогнозирование и коррекция дальнейшего развития наблюдаемого объекта;

¾ систематичность и непрерывность, научная обоснованность его проведения;

¾ использование результатов педагогического мониторинга для эффективного управления образовательными системами.

Цель педагогического мониторинга - оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Объектом мониторинга может быть социальная система и все ее составляющие.

Задачи педагогического мониторинга

¾ Получение информации о состоянии образовательной подготовки учащихся по учебным предметам и профессиям.

¾ Выявление тенденций изменения состояния образовательной подготовки учащихся.

¾ Выявление факторов, оказывающих      влияние на состояние образовательной подготовки учащихся.

Функции педагогического мониторинга:

1. Ориентировочная(ориентирова­ние субъекта в деловом пространстве на основе полученной и получаемой инфор­мации).

2. Конструктивная (с одной сторо­ны — это кристаллизация индивидуаль­ной позиции, а с другой — расширение личностного пространства за счёт пози­тивных контактов).

3. Организационно-деятельностная (постоянная интеграция получаемой ин­формации и научно-теоретического знания позволяет определить наиболее оптималь­ную позицию личности в процессе выпол­нения той или иной деятельности).

4. Коррекционная   (уточнение ине­обходимая корректировка задач и пози­ции субъектов деятельности).

5. Оценочно-прогностическая (сравнение получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точ­ками и конечным результатом).

Основополагающий принцип мониторинга в образовании – постановка в центр внимания потребителя- человека; ориентация системы образования на приращение ценностей личности, совокупного потенциала общества.

 

Направления педагогического мониторинга:

1. Развитие личности учащегося (воспитанность, нравственные ориентиры, познавательные интересы, общеучебные умения и навыки, психические процессы, личностные и индивидуальные особенности).

2. Развитие личности учителя (индивидуальный стиль, педагогическая диагностика, дифференциация и индивидуализация).

3. Управленческая деятельность (психологический климат в коллективе, диагностика уровня педагогического сотрудничества, эффективность управления).

4. Учебная деятельность (контроль ЗУН (знаний, умений, навыков), состояние обученности и обучаемости, мотивация учебной деятельности, творческая, исследовательская деятельность).

 

Виды педагогического мониторинга

Исследуя данную проблему, ученые выделяют два вида педагогического мониторинга: внешний и внутренний. Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса образования независимыми комиссиями. Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, в частности, на соответствие методов и приемов педагогической дея­тельности целям учения и общим целям обучения.

А. С. Белкин различает следующие виды педагогического мониторинга:

1. Дидактический – слежение за различными сторонами учебно-образовательного процесса.

2. Воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательно-образовательного процесса. При этом учитывается система связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса.

3. Управленческий – слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах.

4. Социально-психологический – слежение за системой коллективно – групповых, личностных отношений, за характером психологического микроклимата учебных групп.

Несколько иную классификацию использует Г. А. Карпова, выделяя по критерию «объект диагностики» следующие виды мониторинга:

1. Дидактический – отслеживающий результаты обучения.

2. Психолого-педагогический – отслеживающий характер отношений «преподаватель-студент», межличностных отношений «студент-студент», характер и состояние личностного развития участников образовательного процесса, динамику данного процесса.

3. Управленческий – отслеживающий характер взаимодействий на различных управленческих уровнях.

4. Медико-педагогический – отслеживающий психофизиологическое самочувствие преподавателей и студентов в условиях образовательного процесса.

На наш взгляд, выделенные Г.А.Карповой виды педагогического мониторинга достаточно полно характеризуют его.

 

Система педагогического мониторинга

1 Источники информации

¾ департамент образования города (документы, общие сведения об учебном заведении);

¾ биржа педагогического труда (анализ рынка труда и услуг);

¾ консультативный центр для родителей (консультации по выбору);

¾ лаборатория ПМ и стандартов (анализ состояния дел в учебном заведении);

¾ социологическая группа (проведение текущих социологических исследований);

¾ аналитико-статистическая группа (сбор информации о школе и анализ всей поступающей информации);

¾ информационно-диагностический центр школы педагогического мастерства (информация от учителей в сфере подготовки и повышения квалификации)

2 Обработка информации (на базе компьютеров с использованием специальных программ)

3 Хранение на магнитных носителях, где накапливается вся получаемая информация после обработки и проверки достоверности

4 Распространение (пользователями являются практически все уровни /звенья/ управления процессом обучения и воспитания от учителя до управленца организации, при этом для каждого пользователя выделен свой уровень сообщения исходных эмпирических данных и их анализа)

 

Характеристики мониторинга

1. Систематический процесс наблюдения за объектом, оценивания его состояния, контроль за характером происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития.

2. Имеет адресность и предметную направленность.

 

Технология педагогического мониторинга

Рассмотрим технологический подход к реализации педагогического мониторинга, предложенный В.Горбовым и корректируемый нами.

1 этап – подготовительный:

¾ определение ведущих тенденций развития образования в стране и за рубежом и на их основе выработка направлений совершенствования образовательного процесса в организации образования;

¾ дальнейшее развитие материально-технической базы организации, соединение в единую компьютерную сеть кафедр;

¾ разработка пакета компьютерных программ по тестированию и диагностике обучающихся для промежуточного и итогового контроля;

¾ разработка методического материала и тестовых заданий по дисциплинам учебного плана;

¾ исследование и анализ литературы по психолого-педагоги­ческой диагностике;

¾ разработка индивидуальной диагностической карты обучаемого.

2 этап – адаптационно-установочный:

¾ создание социально-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся к системе обучения в организации образования;

¾ оформление индивидуальной карты обучающегося;

¾ организация дидактического мониторинга.

3 этап – исходно-диагностический (на индивидуальном, индивидуально-групповом и коллективно-группо­вом уровнях определение состояния:

¾ познавательной активности обучающихся (учебные занятия);

¾ административных взаимоотношений (работа кабинетов, кафедр);

¾ общественной работы (деятельность школьного клуба, совет старост);

¾ дидактический мониторинг.

4 этап – содержательно-диагностический:

¾ совершенствование организации и управления образовательным процессом через педагогический мониторинг;

¾ на основе индивидуально-личностного подхода вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу, создание благоприятных условий для развития творческих способностей обучающихся;

¾ повышение качества обучения через дидактический мониторинг;

¾ осуществление воспитательного процесса, используя данные психолого-педагогической диагностики;

¾ компьютеризация образовательного процесса;

¾ повышение значимости педагогической деятельности обучающихся;

¾ развитие коммуникативных качеств личности будущего педагога.

5 этап — итогово-диагностический:

¾ на индивидуальном, индивидуально-групповом уровнях определение тенденций развития педагогической деятельности качества обучения;

¾ организация и руководство научно-исследовательской работой и проектированием обучающихся.

Поэтапное проведение мониторинговых исследований позволит внедрить научную организацию труда в педагогическую деятельность педагогов, повысить качество обучения и эффективность управления на всех уровнях образовательного процесса в организации образования

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных факторов повышения эффективности управления школой.

 

Вопросы для закрепления

1. Для чего осуществляют педагогический мониторинг в школе?

2. Что является целью педагогического мониторинга?

3. Охарактеризуйте признаки педагогического мониторинга.

4. Что являются задачами педагогического мониторинга.

5. Какие выполняет функции педагогический мониторинг?

6. Охарактеризуйте и раскройте направления педагогического мониторинга.

7. Перечислите виды педагогического мониторинга.

8. Что включает в себя система педагогического мониторинга.

9. Раскройте технологический подход педагогического мониторинга

Использованная литература

1. Беспалько В. П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием // Мир образования. — 1996. — №2. — С. 31-38.

2. Орлов А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. — 1996. — №3. — С. 9-15.

3. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / Под ред. А. С. Белкина. — Екатеринбург, 1995. — 22 с.

4. Карпова Г. А., Силина С. Н. Педагогический потенциал психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении // Психолого-педагогические проблемы социализации личности / Под ред. С. Н. Силиной. — Шадринск: Изд. Шадринского пединститута, 1997. — С. 197-201.

5. Горб В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса в высших учебных заведениях системы МВД: Дис… канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 170 с.

6. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. — С. 197-201.

7. Снигирева Е.М. Мониторинг учебно-воспитательного процесса.                              // Управление современной школой. Журнал для администрации школ. №1-2009.- С.20-25.

8. Шаталов А.А., Афанасьев В.В., Афанасьев И.В., Гвоздева Е.А., Пичугина А.М. Мониторинг и диагностика качества образования: Монография. М.: НИИ школьных технологий. 2008. – 322 с.

Рекомендуемая литература

1. Кривобоков И.А. Социальный мониторинг: теоретико-методологическое обоснование, статистический анализ. Дисс.к.ф.н., М.1994.

2. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. М, 2005.

3. Галкина Т.И., Озеров Н.П. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Феникс, 2006.

4. Ахлебинина Т.В., Иванова Т.В., Никулин И.В. Как оценить достижения учащихся (компетенции) - // Практика административной работы в школе. – 2010. - №8 – С. 15-25

5. Вощенкова Н.С., Ахлебинина Т.В. Как оценить условия и результаты деятельности образовательного учреждения. // Практика административной работы в школе. – 2010. - №2 – С.26-30.

6. Тараненко О.В. Диагностика воспитанности школьников классным руководителем. // Практика административной работы в школе. – 2004. - №2 – С.27-33.

7. Стихина Н. Оценка профессиональной деятельности учителя. // Директор школы. – 1999.- №1.- С.11-14.

8. Якиманская И.С., Рябоштан Е.П. Изучение личности ученика в образовательном учреждении. / Библиотека журнала директора школы. Психология. - №1. М, 2011. – 176с.

9. Диагностика и анализ воспитательного процесса. Центр «Пед.поиск» Сб.метод.разраб. / Под ред. Степанова Е.Н. М.,2010-240с.

 

Педагогический маркетинг

 

Бизнес – это что-то такое, у чего есть потребители.

Э.Г.Уильямс

Деньги, благосостояние и собственность возникают именно там,

где существуют различия,

которые начинают взаимодействовать друг с другом

И.В. Корнеева

Ключевые слова: спрос↔ предложение, свойства потребителя, мотивы поведения потребителей, стратегия рекламы, конкуренты

Понятие маркетинг

Маркетинг (от англ. «market» - рынок) – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

Маркетинг - это способность организации дать потребителю образовательные услуги более высокого качества или обладающий какими-то новыми свойствами, притом за ту же цену, при тех же издержках производства.

Как функция менеджмента он связан с финансами, производством, научными исследованиями, опытно-конструкторскими работами, материально-техническим снабжением, услугами или иной областью.

Маркетинг образования, по мнению Авсянникова Н.М. (2007.), - это философия, стратегия и тактика учебного заведения, при реализации которой проблемы потребителей и удовлетворение их запросов повышает репутацию этого заведения и приводит их к процветанию. Также маркетинг образования – это система управления рыночной деятельностью учреждения, направленная на регулирование рыночных процессов, ведущих к наиболее полному удовлетворению личных и общественных потребностей с эффективностью для образовательного учреждения (С.13).

Сегодня руководителю предлагая давно известные образовательные услуги, нужно не только заботиться о снижении цен, но и думать о повышении качества, улучшении потребительских свойств предлагаемых образовательных услуг. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь.

С помощью маркетинга руководство организации получает необходимую информацию о том, какие услуги и почему хотят получать (покупать) потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные услуги, т.е. емкость рынка, наиболее высокий, где сбыт услуг маркетинга определяются, в какие виды производства, какую отрасль наиболее выгодно вложить капитал, где основать новое предприятие.

Маркетинг позволяет понять,каким образом производитель, предприятие должно организовывать процесс реализации своих услуг, как надо проводить кампанию по продвижению на рынке новых услуг, строить стратегию рекламы.

Цель маркетинга в образовании - достижения согласия, с одной стороны, между производителями и, с другой стороны, потребителями

Задачи маркетинга в образовании

1. Повышать гибкость производства, быстро менять виды услуг в соответствии с запросами потребителя, оперативно внедрять новую технику и технологию в производство, гибкие производственные системы (гибкость в управлении, умение быстро перестроиться, не упустить новые возможности, открываемые рынком или НТП).

2. Вовремя улавливать изменения, и уметь их предвидеть в управлении организации образования.

3. Партнер во время своей встречи на рынке наиболее полно реализовал свои цели и потребности.

Основными объектами исследования в маркетинге образовательного учреждения выступают:

─ характер рыночного обмена образовательного учреждения (спрос, предложение, идеи, ноу-хау);

─ конкурентоспособность образовательного учреждения;

─ действующие на рынке образовательного учреждения партнеры (поставщики и посредники), реальные и потенциальные потребители и конкуренты;

─ возможные стратегии маркетинга, различные варианты тактических решений конкретных маркетинговых проблем и их взаимоувязки.

К функциям образовательного учреждения относятся: формирование предложения, производство (оказание) и продвижение образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынке.   Функция маркетинга - аналитическая, в основе которой лежит исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка образовательных услуг, выявление перспективных образовательных услуг и направления их обновления, определение оптимальных значений объема, качества, ассортимента и сервиса образовательных услуг, ценообразования и коммуникационная деятельность, продвижение и продажа образовательных услуг, а также сопровождение в процессе потребления.

Функции маркетинга в образовании:

1. Проведение маркетинговых исследований (рынка труда, образовательных услуг, конкурентов, каналов сбыта, методов стимулирования, цен и т.д).

2. Аналитическая, в основе которой лежит исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка образовательных услуг, выявление перспективных образовательных услуг и направление их обновления, определение оптимальных значений объема, качества, ассортимента и сервиса образовательных услуг, ценообразование и коммуникационная деятельность, продвижение и продажа образовательных услуг, а также их сопровождение в процессе потребления.

3. Планирование деятельности образовательного учреждения (определение целевого сегмента, разработка услуги, определение цены, реализация методов стимулирования).

4. Реализация образовательных услуг (формирование материальной, кадровой, организационной).

5. Оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству услуг).

6. Производство и оказание сопутствующих образовательному учреждению, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста.

7. Оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательного учреждения и др.

 

Принципы маркетинга в образовании                                         

Суть маркетинга как философии сконцентрирована в его принципах. Основополагающий принцип маркетинга ставит в центр внимания не нужды и амбиции производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя.

1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамика спроса, и рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений, нацеленных на конечный рыночный результат.

Главная функция маркетинга – это понять, что хотят потребители.

2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спросов, исходя из долгосрочной перспективы.

3. Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность организации (школы): научно-техническая, производственная, техническое обслуживание, оказание услуг и т.д. основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе.

4. Концентрация внимания на ключевых аспектах деятельности.

5. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств и, прежде всего, с помощью рекламы.

 

Виды маркетинга в образовании:

— маркетинг, ориентированный на услугу;

— маркетинг, ориентированный на потребителя, особую клиентуру, заранее определенные группы потребителей;

— маркетинг, ориентированный на услугу и на потребителя.

Комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации услуг организации. Сюда входит:

— изучение потребителя;

— исследования мотивов его поведения на рынке;

— анализ собственно рынка предприятия;

— исследование вида услуг;

— анализ форм и каналов реализации услуг;

— изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;

— исследование рекламной деятельности;

— определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;

— изучение «ниши» рынка – области производственной или коммерческой деятельности, в которой предприятие имеет наилучшие возможности          (в сравнении с потенциальными конкурентами) по реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения прибыли.

 

Комплекс маркетинга, его элементы:

1. Товар (образовательная программа).

2. Цена.

3. Канал распространения (способ предоставления услуги или продажи продукта, путь, по которому товары/услуги движутся от производителя к потребителю).

4. Продвижение услуги (формы, методы: брошюры, день открытых дверей, презентации в школах, юбилеи, памятные даты, встречи выпускников, конференции, симпозиумы, дни карьеры, канал распределения выпускников).

 

Маркетинговое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

2. Отбор источников информации.

3. Сбор информации из определенных раннее источников, включая проведение социологических, лабораторных и инновационных экспериментов.

4. Анализ собранной информации.

5. Представление полученных результатов в виде аналитических обзоров, таблиц, графиков, прогнозов, моделей принятия решений, рекомендаций и т.п. 

Для образовательного учреждения маркетинговая ориентация означает следующее:

- производятся только те образовательные услуги, которые пользуются и будут пользоваться спросом на рынке;

- ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований общества;

- цены на образовательные услуги формируются под влиянием активности конкурентов, величины и динамики платежеспособного спроса.

- коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг, на возможных посредников;

- научно-педагогические исследования и прогнозы ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере конъюнктуры рынка образовательных услуг соответствующего профиля;

- в организационной структуре формируется подразделение маркетинга, несущее ответственность за рыночные успехи и имидж учреждения и обладающее полномочиями контролировать выполнение своих рекомендаций функциональными и другими подразделениями учреждения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.112 с.)