Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Хорошие новости»
Когда организация добивается успеха, очень важно как можно скорее сообщить об этом сотрудникам. Некоторые организации допускают серьезную ошибку, не сообщая своим сотрудникам о результатах, к которым привели их усилия. Пути распределения такой информации: - поместить новость на сайте организации или в информационном бюллетене; - ежеквартально проводить собрания, посвящая часть времени достижениям организации; - каждый день проводиться пятиминутки, где выдают дипломы с разными номинациями (можно шуточные); - отмечать выдающийся успех организации вечеринкой или специальной премией; - отпечатайте календарики с надписью «Мы сделали это!» и вложить в конверты с зарплатой, добавив краткое описание достижения. -… Дополните пути распределения хороших новостей.
Педагогический контроль Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это достоянием других. Ладанов И.Д.
Контроль дает богатую, систематизированную информацию о расхождении между целью и полученным результатом Конаржевский Ю.А.
Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, разве не уподобляемся мы человеку, выдергивающему росток из земли всякий раз с той лишь целью, чтобы удостовериться наверняка, растут или нет корни. Неизвестный автор Под давлением все ухудшается. Закон термодинамики Мерфи
Чтобы управлять реально образовательным процессом и жизнью учебного заведения в целом, принимать правильные, научно обоснованные решения, нужны разнообразные фактические данные о различных сторонах этого процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен. Л.И.Петрова в работе «Основы управления педагогическими системами» пишет, внутришкольный контроль - это управленческая функция, призванная осуществлять обратную связь между системой внутришкольного управления и компонентами школы. Контроль связан с другими функциями управления – организацией, планированием и руководством. Внутришкольный контроль осуществляют для того чтобы: ¾ оказывать своевременную методическую помощь педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;
¾ осуществлять взаимодействие администрации с педагогическим коллективом, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса; ¾ выстраивать грамотно систему взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимодействиях; ¾ организовывать сотрудничество с другими представителям, организациями в целях улучшения качества в организации образования.
Педагогический контроль преследует цели: ¾ компетентная проверка выполнения решений руководящих органов и нормативных документов в области образования; ¾ сбор и обработка информации о состоянии УВП; ¾ обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений; ¾ умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей; ¾ совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков; ¾ выявление и обобщение передового педагогического опыта. Самое главное при осуществлении внутришкольного контроля оказать работникам помощь в осуществлении желательной линии поведения, способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Задачи педагогического контроля: ¾ систематически изучать состояние учебной и воспитательной работы в школе, проверять деятельность учителей в выполнении государственных программ, практических и лабораторных работ, в применении современных научнообоснованных методов обучения и воспитания; ¾ определять уровень знаний, умений и навыков учащихся, а также оказывать соответствующую помощь учителям с учетом их индивидуальных качеств; ¾ создать благоприятные условия для развития образовательного учреждения; ¾ обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем; ¾ обеспечить сочетание административного и общественного контроля в школе с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса; ¾ создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;
¾ побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей; ¾ мотивировать педагогов на улучшение результатов труда. Чтобы управлять не формально, а реально образовательным процессом среднего учебного заведения в целом, принимать правильные научно–обоснованные решения, школьному менеджеру нужны разнообразные фактические данные о различных сторонах этого процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен.
Внутришкольный конроль выполняет следующие функции: 1. Осуществление обратной связи. Объективная полная информация, которая поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач 2. Диагностическая. Аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. 3. Стимулирующая. Превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.
Объектами внутришкольного контроля в организации среднего образования являются: ¾ Учебный, воспитательный процесс. ¾ Методическая работа, экспериментальная и инновационная деятельность. ¾ Психологическое состояние учащихся и учителей. ¾ Обеспеченность УВП необходимыми условиями (соблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиеническое состояние, обеспеченность учебной и методической литературой, учебно-техническим оборудованием)
Внутришкольный контроль в организации образования строится на следующих принципах: ¾ доброжелательность; ¾ взаимоуважение и взаимообогащение; ¾ мотивационная и информационные основы; ¾ сравнительно-аналитический подход; ¾ методическая направленность; ¾ системность; ¾ цикличность; ¾ демократизация; ¾ гуманизация и гласность; ¾ открытость и доступность результатов; ¾ самосохранение (сохранения себя как личности). Система внутришкольного контроля включает в себя: ¾ Контроль за уроками учителей (в каких классах, какие уроки и с какой целью посещаются, где обсуждаются итоги результатов деятельности). ¾ Контроль за качеством знаний учащихся (какие контрольные и проверочные работы, в каких классах, по каким предметам, с какой целью подвергаются контролю). ¾ Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы. ¾ Контроль за работой кружков, факультативов и спортсекций (регулярность занятий, количество занимающихся, тематика занятий и тому подобное) ¾ Контроль за работой групп продленного дня и организацией горячего питания учащихся. ¾ Контроль за охраной труда и соблюдением техники безопасности (в кабинетах, лабораториях, мастерских, спортивном зале, на пришкольном участке).
В школоведческой литературе (М.Л.Портнов, Т.И.Шамова, Н.А.Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления: ¾ выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча; ¾ качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
¾ качество знаний, умений и навыков учащихся; ¾ уровень воспитанности учащихся; ¾ состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения; ¾ состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; ¾ работа с педагогическими кадрами; ¾ эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; ¾ исполнение нормативных документов и принятых решений. Модель процесса контроля Теоретики менеджмента Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури в книге «Основы менеджмента» при осуществлении контроля предлагают следующую модель см. рисунок
Рисунок – модель процесса контроля
Технологии внутришкольного контроля Технология осуществления внутришкольного контроля включает в себя следующие этапы: Подготовительный этап. На заседании методического объединения завуч знакомит классных руководителей с видами и формами контроля, конечным продуктом контроля. В ходе встречи определяются сроки контроля, персоналии контроля, целесообразность контроля тех или иных вопросов. Прогностический этап. На этом этапе собирается творческая группа и определяет программу осуществления контроля, формы контроля и анализа полученного материала. В ходе встречи обсуждается диагностический материал, который используется в изучении вопроса. На данном этапе оформляется план исследования вопроса, намечаются ответственные за промежуточные и итоговые исследования. Изучение проблемы и сбор информации. На этом этапе творческая группа посещает уроки, внеклассные мероприятия, проводит встречи и консультации, изучает документацию, проводит собеседование с классными руководителями и другими участниками. А нализ информации. На данном этапе материалы, полученные в ходе изучения вопроса, анализируются, составляются диагностические таблицы, схемы, диаграммы. Все полученные материалы являются основой для написания справки по результатам контроля. Материалы справки предлагаются педагогу для изучения, по материалам исследования с ним проводится собеседование, намечаются мероприятия по коррекции. Коррекция. На данном этапе проводятся коррекционные мероприятия с последующим анализом для кардинального улучшения сложившейся ситуации. Это могут быть консультации по разработке сценариев внеклассных мероприятий, посещение самих внеклассных дел, изучение необходимой литературы, курсовая подготовка и т.д.
На практике в управленческой деятельности можно использовать технологию внутришкольного контроля, разработанная теоретиком педагогического менеджмента Л.И. Петровой, которая включает в себя следующие этапы:
Процесс внутришкольного контроля Процесс внутришкольного контроля включает следующие этапы:
Виды внутришкольного контроля
На практике в управлении школы используют следующие виды внутришкольного контроля. 1. Предварительный контроль реализуется в форме определенной политики, процедур, правил. Применяются по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Они вырабатываются для обеспечения планов, их строгое соблюдение позволяет убедиться в том, что работа развивается в заданном направлении (например, просматриваются планы, материалы, подготовленные для проведения урока, проводятся беседы о методах и формах объяснения, закрепления, приемах самостоятельности работ учащихся и т.д.). 2.Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Объектом являются подчиненные сотрудники. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволяет не отклоняться от намеченных планов и инструкций. Текущий контроль основывается на измерении фактических результатов работы, направленной на достижение желаемых целей.
3. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное время. Сразу по завершении контролируемой деятельности или по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми критериями. Такой контроль имеет 2 функции: дает организации информацию, необходимую для планирования дальнейших действий; обеспечивает измерение результативности и определяет необходимое вознаграждение сотрудников (например, изучаются результаты работы учителя по обучению и воспитанию школьников за определенный период, журналы, ведомости, проводятся контрольные работы, опрос). Так же выделяют и другие виды внутришкольного контроля: ¾ Контроль за образовательной системой школы. ¾ Контроль за работой с педагогическим кадрами. ¾ Контроль за работой с обучающимися. ¾ Контроль за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью. ¾ Контроль за материально-техническим состоянием. ¾ Контроль за внешними связями школы.
Формы педагогического контроля Тематический контроль проводится в течение всего учебного года, имеет целью глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, методического объединения, группы учителей, отдельного учителя, классного руководителя. Содержанием тематического контроля может быть изучение эффективности работы учителей, уровня овладения ими содержанием программ, умений изучать реальные учебные возможности учащихся и строить процесс обучения с их учетом и др. Школьный менеджер или заместители, с целью всестороннего изучения системы работы учителя, посещают цикл уроков по одной теме или подтеме (3-5 уроков). Основой классификации является содержание (что контролируется). Определение конкретной, узкой темы в наблюдениях, проверке и анализе одного вида деятельности проверяемых. Углубленное изучение состояния преподавания, качества знаний по учебному предмету или наиболее важной для него темы, вызывающей трудности в преподавании или в усвоении ее учащимися. Могут изучаться и отдельные проблемы (вопросы) учебно-воспитательного процесса, например: освоение методов активного обучения, использование научных разработок и концепций в учебной работе и др. с последующим обсуждением итогов изучения в педагогическом коллективе. Такая проверка дает возможность определить достоинства и недостатки его деятельности, дать ему квалифицированный совет по совершенствованию педагогического мастерства. Фронтальный контроль. Цельфронтального контроля – всесторонне изучить деятельность коллектива школы, методических объединений или отдельных учителей. Полная проверка всех видов деятельности. Групповая форма, направленная на глубокое изучение системы работы учителя, группы учителей или целого методического объединения, состояния преподавания и качества знаний учащихся по одному, смежным или нескольким предметам в звене или в целом по школе. Фронтальный контроль за работой учителя при его аттестации предполагает изучение всех сторон его деятельности: как учителя предметника, воспитателя, общественника. Этот вид контроля целесообразно использовать 2-3 раза в учебном году, т.к. он требует большой подготовки и затрат времени. Обзорный контроль. Практикуется в случаях необходимости выявления уровня профессиональной и методической подготовки группы учителей или в целом педагогического коллектива, а также получения информации о результатах принимаемых администрацией организационно – психолого-педагогических и методических мер. Применяется также как форма анализа и контроля в целях общего знакомства с положением дел новым руководителем Персональный контроль. Классификация по объекту (КТО контролируется) индивидуальная работа конкретного учителя. Классно-обобщающий контроль. Изучение, контроль работы учителей, работающих в одном или группе классов с целевыми установками. Например, сопоставительный анализ учебной работы учителей, ведущих уроки по данному предмету в разных классах одной параллели. Предметно-обобщающий контроль. Контролю подвергается учитель, ведущий один предмет. Изучение вопросов преемственности в обучении, формирования системы знаний, развитие познавательной самостоятельности, общих учебных и трудовых знаний и умений личности учащихся на каждом возрастном этапе – эти и другие вопросы требуют сбора данных и их анализа. Выборочный контроль. Школьный менеджер или заместитель без предупреждения, по своему личному плану посещают отдельные уроки учителей. Такая проверка дает возможность установить, как готовится к урокам учитель, какова активность класса, т.е. целостный педагогический процесс на уроке. Анализ отдельных уроков в целях определения уровня подготовленности учителя к уроку, его умений организовать класс и обеспечить плодотворное учебное занятие. В зависимости от итогов самоанализа и анализа урока определяются дальнейшие методические меры: развитие позитивных, исправление или устранение негативных тенденций или явлений Предварительный (предупредительный) контроль. Работа со стажерами, молодыми, малоопытными учителями, а также с низким или недостаточным уровнем подготовки.
При проведении любой формы внутришкольного контроля имеется последовательность в управленческой деятельности: 1. Обоснование проверки. 2. Формулировка цели. 3. Разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки 4. Сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме 5. Оформление основных выводов по результатам проверки: а) раскрываются основные причины успехов (недочетов); б) определяются рекомендации: методические, по исполнению служебных обязанностей и т.д.; в) принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и т.д.; г) определяются сроки следующего контроля (в случае необходимости); д) обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании методического отдела, предметной кафедре, научно-методическом совете и т.д.). Методы внутришкольного контроля 1 Непосредственное наблюдение. Наблюдение за деятельностью преподавателей предметников и классных руководителей: а) посещение и анализ учебных занятий; б) посещение и анализ внеклассных учебных мероприятий; в) посещение и анализ деятельности кружков, факультативов, спортивных секций. 2 Просмотр документации. Планы учителей (поурочные, тематические, календарные), протоколы, отчеты, доклады, классные журналы, тетради и т.д. 3 Беседа с учащимися, учителями, родителями. Примерно раз в четверть по графику проводить индивидуальные беседы с учителями по вопросам выполнения программ, успеваемости и посещаемости учащихся, методическим проблемам, а также по вопросам повышения квалификации. 4 Комплексное изучение отдельных классов. Школьный менеджер присутствует весь учебный день в одном классе (5-6 уроков подряд). Он проверяет работу, систему требований, подход, работоспособность и активность одних и тех же учеников в разных условиях. Такое посещение позволяет сделать конкретные выводы о том, почему ученики у одного учителя прилежно занимаются, а другого нет, как поддерживается дисциплина, как выполняются единые требования к учащимся. 5 Целевое посещение урока с приглашением специалиста. Школьный менеджер не является специалистом по всем предметам. При возникновении каких-либо сомнений, а также в целях более углубленного изучения работы учителя, просят специалиста посетить уроки коллеги. 6 Устный контроль. Собеседование с учителем по результатам посещенных уроков, внеклассных занятий, узловым вопросам его учебной работы в соответствии с целями изучения или комплексно, просмотр и анализ его тематических и поурочных планов, лучше всего в связи с анализом посещенных уроков, собеседование по итогам анализа школьных журналов, ученических тетрадей, дневников. Собеседования с учащимися по изучаемому и пройденному материалу. 7 Письменный контроль. Тесты и анкетирование по интересующим вопросам, срезы, экзаменационные, итоговые, текущие контрольные работы по учебному плану, диктанты, сочинения и др. письменные работы творческого характера, их анализ, классификация ошибок. Для получения среза возможна просьба учителя включить в урок, не мешая его задачам, содержанию, короткое письменное упражнение по какому-либо предмету (литература, химия и т.д.), в том числе с фиксированным временем для получения информации по изучаемому вопросу. 8 Комбинированный контроль. Логически связанное, целесообразное, оправданное поставленной целью сочетание устных и письменных методов.
В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, и если мы хотим знать реальное положение дел, то должны по возможности использовать различные методы контроля. При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета бланков и выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др. Даже сам факт перечисления школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности. Устный и письменный контроль наиболее часто применяются в школьной практике. Однако при всей их доступности и легкости использования ограничиться только ими нельзя. В школьной практике применяются также социологические методы сбора информации. К ним относятся анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок и др. Они позволяют быстро получить интересующую проверяющего информацию. Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, занятости учащихся и учителей, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, скорости чтения и др. Выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием. Конечно, никто не любит контроля со стороны руководства. Но без контроля обойтись нельзя, так как любое ослабление контроля приведет к падению уровня, качества учебно-воспитательного процесса, дисциплины, негативно повлияет на сам процесс воспитания, обучения. Но, чрезмерный контроль создает атмосферу психологического дискомфорта, следствием которого является внутренняя тревога, чувство вины, ощущение недоверия со стороны руководителя, нервное напряжение. Вопросы для закрепления 1. Дайте определение «внутришкольный контроль»? 2. Для чего осуществляется внутришкольный контроль? 3. Что является объектом внутришкольного контроля? 4. Какие преследует цели внутришкольный контроль? 5. Перечислите задачи внутришкольного контроля. 6. Какие выполняет функции внутришкольный контроль. 7. На каких принципах строится внутришкольный контроль? 8. Что включает в себя система внутришкольного контроля? 9. Какие включает в себя направления внутришкольный контроль? 10. Раскройте технологию внутришкольного контроля. 11. Перечислите и раскройте виды контроля. 12. Назовите и раскройте формы внутришкольного контроля. 13. Какие осуществляются методы при проведении внутришкольного контроля.
Использованная литература 1 Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления. Учебное пособие. - М.,1991. 2 Методика и техника внутришкольного контроля за эффективностью учебно-воспитательного процесса. Киев, 1988. 3 Лаврентьев В. Главное не констатация недочетов, а деловая помощь (виды, как организовать контроль) // Директор школы. –2001. №2. -С.43-50.; 4 Полбеникова И. Внутришкольный контроль цели и способы // Народное образование. – 1999.-№1-2.-С.151-166. 5. Садвакасова З.М. Организационный менеджмент в образовании: схемы и таблицы. Алматы, 2006. – 140 с. 6. Л.И.Петрова Основы управления педагогическими системами. РнД. 2008.- 349с. (С.80) 7. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы менедмжента: пер. с анг. – М.: Дело, 2004. – 720 с. Рекомендуемая литература 1. Бобылкина М.С. Циклограмма внутришкольного контроля. // Практика административной работы в школе. – 2009. - №5-С.24-27. 2. Мигаль В.И., Мигаль Е.А. Управление современной школой. Выпуск 1. Внутришкольный контроль и сетевое планирование. Практическое пособие. М, - 2003. - 64с. 3. Менщиков Н.В. Объекты проверок в образовательном учреждении. // Практика административной работы в школе. – 2004. - №6 – С.45-70.
Практическое занятие Упражнение «Измеритель» Еще в древности говорили, что управлять можно только тем, что измеримо. Если невозможно измерить степень достижения поставленной цели, то невозможно определить, достигнута она или нет. Если отсутствует возможность измерить или оценить ситуацию, тот или иной ее аспект, реализацию принятого управленческого решения, то невозможно говорить о наличии в системе управления обратной связи. Назовите методы измерения показателей цели, результата? Для чего руководителю нужно измерять степень достижения целей? Как желательно оформлять полученные данные? Упражнение «Информация» В системе управления, существующей в любой организации, основным ресурсом управления является информация. Что является основным источником информации при принятии решения?
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.114 с.) |