Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Организационный менеджмент
сматриваются как основной итог деятельности руково- дителя (Ф. Тейлор, А. Файоль, Л. Урвик), в других— как деятельность, присущая всем членам организации (М.Г1 Фоллетт, Э. Мэйо, Г. Саймон, К. Арджирис и др.). В самом общем смысле управленческое решение можно трактовать как результат конкретной управленческой де- ятельности менеджера. Более точное определение этого феномена утверждает, что управленческое решение представляет собой проект планируемых изменений в организации, задающий логику целенаправленного уп- равленческого воздействия управляющей подсистемы на управляемую и направленный на модификацию ее поведения, структуры или режима работы. Принятие решение представляет собой сознатель- ный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим (желательным) состоянием орга- низации. Иными словами, организационное управлен- ческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель во имя обеспечения движения организа- ции к поставленным перед ней задачам. Вот почему наи- более эффективным организационным решением явля- ется выбор, который будет реализован на практике и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Отметим одну интересную закономерность: в ран- них концепциях теории организации и управления процесс подготовки управленческого решения связы- вался, как правило, с выбором единственного и наи- лучшего с точки зрения поставленной цели варианта ее достижения. В современных концепциях, базирую- щихся на множественности реализуемых целей, управ- ленческие решения рассматриваются обычно как ре- зультат выбора одной из возможных альтернатив. Кстати, с последним подходом тесно связана уже упо- мянутая нами концепция «управления по целям». В организации принятие решений — это: 1) сознательная и целенаправленная деятельность, осуще- ствляемая человеком; 2) поведение, основанное на фактах и ценностных ориента- циях; 3) процесс взаимодействия членов организации; 4) выбор альтернатив в рамках социального и политическо- го состояния организационной среды; 5) часть общего процесса управления;
6) неизбежная часть ежедневной работы менеджера; 7) элемент, важный для выполнения всех других функций управления380. 29 Социология управления
II. Практический раздел В процессе управления организациями принима- ется огромное количество самых разнообразных реше- ний, обладающих различными характеристиками. Тем не менее существуют некоторые общие признаки, по- зволяющие классифицировать это множество опреде- ленным образом. Такая классификация представлена в таблице 2:
Таблица 2 Классификация управленческих решений
Интересную классификацию управленческих ре- шений предложил Г. Саймон381. Согласно его системе, выделяют два типа решений: • программируемые решения (специальные процеду- ры, разработанные для повторяющихся и рутин- ных задач); • непрограммируемые решения (решения, которые требуются для уникальных и сложных управлен- ческих задач)382. Программирование можно считать важным вспомо- гательным средством в принятии эффективных органи- зационных решений, т. к. определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку руководителям не приходится каждый раз разрабатывать новую проце- дуру принятия решений. В то же время есть ряд ситуа- ций, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными фак- торами; очевидно, что здесь не существует никакой стан- дартной процедуры решения проблемы. Поскольку со- ставить конкретную последовательность необходимых шагов заранее невозможно, руководитель вынужден разрабатывать новую процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести реше- ния следующего типа: какими должны быть цели орга- низации, как улучшить продукцию, как усовершенство-
Глава Организационный менеджмент вать структуру управленческого подразделения, как уси- лить мотивацию подчиненных и т. п. Обычно для принятия программируемых реше- ний, менеджеры используют правила, стандартные процедуры и структуру организации, которые способ- ствуют разработке конкретных методов решения про- блем; в последние десятилетия исследователи упрос- тили эту задачу, разработав математические модели. Напротив, непрограммируемые решения принимают- ся с помощью общих процессов решения проблемы, умения правильно рассуждать, интуиции и творче- ства. В идеале задачей менеджеров высшего уровня должно быть принятие непрограммируемых, а менед- жеров первого уровня — программируемых решений. Другими словами, уровень управления, на котором должно приниматься то или иное решение, следует определять, исходя из природы, повторяемости и сте- пени определенности проблемы.
Классификация управленческих решений по их на- правленности подразумевает характеристику цели, дос- тижение которой они преследуют (общеорганизацион- ные, групповые, индивидуальные цели). Кроме того, управленческие решения подразделяются в зависимос- ти от сферы деятельности организации, по поводу кото- рой они принимаются, например, выбор типа рынка, выпускаемого продукта, используемого ресурса и т. п. Особое внимание с точки зрения классификации управленческих решений уделяется и процессу их под- готовки. По этому основанию управленческие решения подразделяются на административные, принимаемые отдельным индивидом с соответствующим формальным статусом, и коллективные. В рамках административных управленческих решений нередко выделяют две поляр- ные группы: партисипащивные (все члены организации участвуют в подготовке решений) и авторитарные (в подготовке решений участвуют все члены организации). Особое внимание в социологии управления уделя- ется принятию управленческих решений — сложному, систематизированному процессу, состоящему из ряда этапов и стадий, начинающемуся с формулирования проблемы383 и заканчивающемуся совершением дей- ствий, решающих ее. Организация выполнения при- нятого решения — важнейший элемент процесса управ- ления. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия, связан- ные с ним. Важнейшая задача руководителя на после- 29* днем этапе процесса управления - преодоление объективных и субъективных препятствий и создание условий для реализации решения. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, другие средства административного давления) используют- ся меры материального стимулирования работников, воздействие путем авторитета, убеждения и т. п., на- правленные на то, чтобы преодолеть сопротивление решению, изменить взгляды и повысить заинтересо- ванность участников процесса ого реализации. Боль- шое значение имеет и контроль выполнения работ, связанных с реализацией решения, так как он может выявить не только отклонения от плана выполнения, но и недостатки самого решения, требующие коррек- тировки. Чтобы таких недостатков было меньше, кон- трольную функцию необходимо осуществлять на всех этапах процесса принятия решений. Авторы учебника «Менеджмент: человек, страте- гия, организация, процесс» О.С. Виханский и А.И. На- умов384 предлагают следующую схему процесса при- нятия решений (см. рис. 5.2).
С {алии 1. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ восприятиеи причтите нроолемы; интерпретация и формулирование проблемы; определение критериев успешного решения
С галня 2. ВЫРАБОТК А РЕШЕНИЯ
разработка вльтернатив опенка альтернатив выбор альтернатив
Стадия 3 ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ
организация выполнения решения анализ я контроль выполнения решения обратная связь и корректировка
Рис. 5.2. Процесс принятия решения
Глава Организационный менеджмент При принятии управленческих решений необхо- димо учитывать целый ряд разнообразных факторов: • личностные оценки руководителя в отношении принятия решений: каждый человек обладает сво- ей системой ценностей и ценностных ориентации, которая определяет его действия и влияет на при- нимаемые решения; так, руководитель, ставящий на первое место максимизацию прибыли, скорее всего не вложит средства в реконструкцию кафе- терия й комнат отдыха для рабочих; • среда, в которой принимаются решения: при при- нятии управленческих решений важно учитывать риск, т. е. степень определенности, с которой мож- но прогнозировать результат385. Сложность выбо- ра решения и прогнозирования его последствий усугубляется тем, что этот процесс практически всегда осуществляется в условиях действия фак- торов неопределенности и риска, характерных для рыночной экономики; • информационные ограничения: порой необходимая для принятия хорошего решения информация сто- ит слишком дорого (в стоимость информации сле- дует включить время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические из- держки, связанные с анализом рынка, использова- нием услуг внешних консультантов и т. п.), поэтому руководитель должен решить, существенна ли вы- года от дополнительной информации; • поведенческие ограничения: как правило, на про- цесс принятия решений оказывают влияние сле- дующие индивидуальные поведенческие факторы или характеристики руководителей: мораль, харак- тер, склонность к риску и возможность возникно- вения диссонанса (тревоги, наблюемой в случае конфликта между убеждениями индивида и реаль- ностью). Многие из факторов, затрудняющих меж- личностные и внутриорганизационные коммуника- ции, влияют на принятие решений. То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг. В самом общем виде все требования к управленческим решениям сводятся к следующим:
1) главным является степень достижения цели, т. е. решение должно быть эффективным;
2) решение должно обеспечивать достижение цели с наименьшими затратами: 3) решение должно своевременно достигнуть управ- ляемого объекта и быть реализовано; 4) решение должно оказывать воздействие на управ- ляемый объект до тех пор, пока существуют объек- тивные факторы, его породившие; 5) решение должно быть обеспечено всеми ресурса- ми, необходимыми для его претворения в жизнь. Принятие правильных решений — область уп- равленческого искусства, совершенствующаяся на протяжении всей жизни. Зачастую ограничения ре- ального мира препятствуют применению рациональ- ных моделей принятия решений: иногда менеджеры вообще не знают о том, что проблема существует; иногда временные ограничения вынуждают их при- нимать не лучшие решения, рассматривать не все альтернативы, иногда не представляется возможным собрать всю относящуюся к проблеме информацию и т. п. Отсюда большую роль в принятии решений играет интуиция, включающая в себя предчувствие, воображение, проницательность. Совокупность зна- ний и умений составляют компетентность любого руководителя, в зависимости от уровня которой го- ворят об эффективности его работы. При подготовке управленческих решений возни- кают проблемы, связанные с обоснованием различных способов их принятия. Одни авторы (А. Файоль, Л. Урвик, П. Друкер) настаивают на чисто автократи- ческом способе, другие— на консультативном (Э. Мэйо, Г. Саймон, Р. Лайкерт), третьи — на групповом (М.П. Фоллетт, Д. Макгрегор, К. Арджирис)386. Иногда используются и комбинации этих моделей. Так, В. Врум предложил известную нормативно-процессуальную мо- дель, именуемую «деревом принятия решений» и по- зволяющую определить факторы, влияющие на содер- жание управленческих решений38', и пришел к выводу, что каждый способ поиска решений (автократический, консультативный, групповой) приемлем в определенной ситуации, при этом предполагается их вариативность. Другие проблемы затрагивают зависимость стиля принятия управленческих решений от структуры орга- низационных отношений, степень самостоятельности исполнителей в подготовке решений в зависимости от динамизма внешней среды и типа решаемых задач, а также от структуры управления. Применительно к
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.02 с.) |