Эллинизация римской культуры в рамках дизайна интерьера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эллинизация римской культуры в рамках дизайна интерьера



На протяжении всей своей истории римская архитектура и искус­ство заимствовали многие черты у культуры покоренных Римом стран и народов. Особенно сильное влияние в этом отношении оказала Гре­ция. Римляне не только перенимали греческие художественные тра­диции, но также вывозили из Греции в столицу республики, а затем империи произведения искусства и их создателей.  Римская архитектура является первым примером творческого использова­ния греческого архитектурного наследия, в первую очередь ордерной системы. Одновременно Рим синтезировал принципы и художест­венные приемы греческой и восточно-деспотической архитектуры, создал много нового и оригинального в области строительной техни­ки.

Развивалось искусство это­го стиля параллельно с искусством и канонами Древнего Египта, но, не­смотря на связь народов Греции и Египта, развивалось самостоятельно.

Впоследствии от античности отталкивались как от канона такие же гармоничные более поздние направления, как Ренессанс, классицизм, неоклассицизм[27].

В совокупности точных наук и искусства родилась система художе­ственного оформления в архитектуре: стоечно-балочные конструкции — ордера и колонны, используемые и по сей день. Причем роль опор вы­полняли не только цилиндрические колонны, «заимствованные» у приро­ды (стволы деревьев), но и колонны в виде фигур богов — кариатиды.

Интерьеры богатых домов отделывались стуком[28], декоративными росписями, вкладками из синей смальты в швы между каменными плитами. Особой роскошью отличался самый крупный дворец, находившийся в столице Крита - Кноссе. Стены обычно облицовывались известковой штукатуркой и расписывались. Наиболее излюбленные цвета - красный и белый. Стволы колонн окрашивались в красный цвет, а капители - в чёрный.

Сюжеты росписей связаны, главным образом, с природой и кажутся очень светскими. На стенах изображены деревья, травы, цветы, звери, птицы, море и его обитатели, люди. Даже в орнаментальных росписях редко можно встретить упорядоченные рапортные построения. Чаще всего орнамент напоминает беспокойные, постоянно меняющиеся формы природы: цветы, щупальца осьминога, следы волн и т.д.

«В искусствоведении довольно часто можно встретить стилистические параллели между искусством Древней Греции и искусством рококо»[29]. В обеих культурах, отстоящих друг от друга более чем на 3 тысячи лет, можно увидеть много внешних аналогий, например, любви к извилистым игривым линиям в монументально-декоративном, прикладном искусстве и мебели. Так каменный трон сближает с формами рококо плавный переход внутренней грани сужающихся книзу ножек в раму сидения, изгибающиеся линии, образующие контур спинки. Интерьер, в котором стоит этот трон, имеет ассиметричный план.

В материковой Греции также прослеживается влияние искусства Крита, например, использование сужающихся книзу колонн, сходство стилистики монументально - декоративной живописи, причём влиянию Крита была подвержена в основном элитарная культура.

Наиболее яркие примеры культурного обмена между государствами можно обнаружить в период античности в годы греко-персидских войн, когда греки защищали не только свою территорию, но и нацио­нальные культурные ценности.

 Общность декоративных мотивов (меандр, лотос, мотивы волн и др.) в архитектурном орнаменте, мебели, осветительной арматуре, тканях, керамике, ювелирных изделиях способствовала стилистическому единству античных интерьеров. Стены помещений расписывались фресками.

Об эллинистической монументально - декоративной и станковой живописи можно судить по сохранившимся стенописям домов Помпеи, Геркуланума и Рима, выполненными под влиянием греческих образцов. Эти росписи свидетельствуют о том, что приёмы моделирования объёма тенью, световоздушной перспективы, иллюзии глубины и прорыва плоскости, которыми будет пользоваться искусство Нового времени, возникло именно в эллинистический период.

Дальнейшее развитие в период эллинизма получают мозаики. которыми покрывались полы богатых домов. Плоскость пола обычно членилась при помощи орнаментальных полос (мотивы орнамента - меандр, пальметта, акант, лотос) на отдельные клеймы, в которых изображались мифологические персонажи и сцены, в том числе сложные многофигурные композиции. Излюбленными сюжетами мозаики были сцены из мифологии, изображения животных, фантастических персонажей, а также орнаментальные мотивы. Под влиянием Востока в убранство интерьеров эллинистической эпохи вошли также ковры, которыми могли устилаться полы жилых комнат. Греческая мебель, в отличие от гораздо более древней египетской, не сохранилась (за исключением отдельных образцов из бронзы и мрамора).

«Греческие столяры и мебельщики владели технологией рамочно-филенчатой вязки, гнутья дерева под паром, интарсии[30], токарного дела[31]. Впервые в Древнем мире именно у греков появляется рубанок[32]. Основные породы дерева, использовавшиеся для изготовления мебели, — клен, орех, кедр, самшит, слива, черное дерево. Реже в изготовлении мебели использовалась бронза[33]»[34]. Количество видов мебели в греческом доме (особенно в периоды архаики и классики) было неве­лико. В качестве корпусной мебели для хранения одежды и различ­ных вещей использовались сундуки — чаще всего ящики на ножках с двускатной крышкой, похожие на аналогичный тип мебели в Древнем Египте. Стенки таких ларей могли покрываться орнаментальной рос­писью (меандр, пальметты и др.). Мебелью для сидения служили табу­реты, стулья и кресла. Широкое распространение получили табуреты с четырьмя утончающимися книзу точеными ножками — дифрос. Из Египта был заимствован складной табурет с Х-образными ножками.

«Вершиной древнегреческого мебельного искусства были очень популярные в Греции стулья клисмос[35]. Многие виды древнегреческой мебели и особенно клисмос оказали влияние на формообразование мебели Древнего Рима, а спустя 2 тыс. лет на формы ампирной мебели»[36].

Стулья изготовляли из гнутой древесины, а их отдельные части могли скрепляться метал­лическими скобами и деревянными накладками. Встречается также более простые и тяжеловесные по своим формам кресла с ножками в виде звериных лап (египетское влияние) или из досок фигур­но вырезанных по контуру.

Ложа, клинэ[37], были довольно разнообразными. Обеденные столы — трапедза были низкими и чаще всего перенос­ными. Столы могли иметь прямоугольную и круглую форму на трех и четырех ножках, а также на одной центральной опоре. Часто нож­ки сужались книзу или заканчивались звериной лапой. Кроме дерева для изготовления небольших столов использовалась бронза.

Мебель в древнеримском жилище немногочисленна. Обычной обстановкой интерьеров были кровати, обеденные столы, маленькие столики, стулья и табуреты, сундуки, канделябры. В спальнях и столо­вых ставились ложа[38]. Римляне не только спали, но ели, читали и писали обычно лежа. Мебель изготавливалась из древесины кедра, ясеня, клена, туи, оливы. Распространена была также мебель, плетеная из ивовых прутьев, и бронзовая мебель (Прил.рис.1). Столярная техника была очень развита (использо­вались почти все известные в настоящее время ручные инструменты). В отделке применялись резьба, роспись, позолота, фанерование, инкрустация[39] металлом, слоновой костью, рогом, панцирем черепахи.

Кроме легкой мебели в обстановку богатых жилищ входила мону­ментальная неподвижная мебель из белого и цветного мрамора — под­ставки для статуэток, ложа, почетные кресла для главы дома с ножками в виде звериных лап (солиум), парадные столы (картибулы), в которых ножки обычно заменялись двумя скульптурно обработан­ными мраморными плитами[40]. Такие столы предназначались для парадной бронзовой посуды и ставились в атриум.

Наряду с каменными лежаками широко использовались деревянные кровати на четырех точеных ножках, которые несли деревянную раму, затянутую ременной или веревочной сеткой. Ножки обычно представляли комбинацию различных точеных стереометрических фигур, иногда их вытачивали из костей. Изголовье имело наклонный или изогнутый профиль и украшалось резьбой (чаще всего изобра­жениями голов животных)[41].

 С позднереспубликанского периода использовались ложа полукруглой формы (сиша) которые ставились у круглых столов[42].

Эволюция древнеримской мебели проходила не столько за счет введения каких-либо новых форм, сколько в изменении ее декора.

Отделка кроватей в богатых домах со временем менялась в направлении все большей роскоши — от декоративных бронзовых накладок во II в. до н. э. до инкрустации черепахой, слоновой костью и драгоценными металлами в императорский период, когда наряду с деревянными появляются кровати сделанные целиком из бронзы (по своим формам они не отличались от обитых бронзой кроватей).

«Кроме кроватей в италийских домах использовались скамьи трех видов: простые для ежедневных бытовых нужд; скамья со спинкой и подлокотниками, которая ставилась в атриуме и предназначалась для того, чтобы вошедший в дом при желании мог смыть уличную пыль с ног; парадная двухместная скамья без спинки, предназначенная для лиц, пользовавшихся особым почетом»[43].

«Вся мебель для сидения называлась селла и состояла из табуретов типа греческого дифроса, стульев со спинкой (катедра), в том числе напоминающих греческий клисмос, складных табуретов, плетеных кресел»[44].

 

 

1.4.Интерьеры средневековья Западной Европы на примере романского и готического стилей

Романское искусство было создано возрождающимся обществом, которое черпало из источников, окружавших его древних культур. Оно заимствовало принципы, но в применении их проявило самобытное вдохновение, чарующую непосредственность и оригинальность.[45]

В Западной Европе распространялось византийское влияние, в основном посредством греческих художников, которых сицилийские короли и крупные сеньоры Южной Италии приглашали для украшения дворцов. В XI-XII вв. в Италии обосновываются мастерские византийских мозаичистов, резчиков по кости, мастеров по художественному металлу. Техника марморариев[46] получила распространение не только в Южной Италии и Сицилии, но также в Риме и отдельных памятниках Тосканы. В романских интерьерах Сицилии эта техника могла сочетаться с арабскими геометрическими орнаментальными мотивами и архитектурными деталями (например, сталактитовыми сводами).

В качестве наиболее показательных памятников южноиталийской архитектуры, испытавших и отразивших уникальное нормано-арабо-византийское влияние, можно назвать капеллу Палатина в королевском дворце в Палермо (1129-1140 гг.) и собор в Монреале (1179-1189)., имеющий богатый мозаичный декор не только в интерьере, но и в клуатре (самом большом в Италии), где мозаикой выложены стволы колонн[47].

Значительное влияние византийского искусства испытывала так­же архитектура Северо-Восточной Италии и в первую очередь Вене­ции.

Знаме­нитый венецианский собор Сан Марко (основное строительство XI в.) представляет собой в плане копию не дошедшего до наших дней собо­ра Апостолов в Константинополе (VI в.).

«В отде­лку же интерьеров были перенесены приемы византийской архитек­туры эпохи Юстиниана. Нижние части стен облицованы огромными мраморными плитами, с тонко подобранным узором и богатыми оттенками сероватых тонов, создающих впечатле­ние прихотливого орнамента, верхние части, а также арки и купола как бы затянуты золотой парчой смальтовых мозаик[48]. Полы собо­ра выложены мелкомодульной мраморной мозаикой с геометричес­ким рисунком (сочетание кругов и прямоугольников)»[49]. В интерьерах, как и в эпоху Карла Великого, использовались античные и византий­ские колонны, причем мрамор колонн был разноцветным, а капите­ли позолоченными (Прил.рис.2).

На характер интерьеров в замках значительное воздействие ока­зывал «полукочевой» образ жизни их владельцев, которая протекала в основном на «людях». На протяжении всего романского периода собс­твенные спальные покои могли иметь только довольно важные особы.

Большая часть обстановки путешествовала в обозах за господами во время их переездов по своим имениям. Это предъявляло определенные требования к характеру оборудования интерьеров — в первую очередь удобство хранения и перевозок. Наиболее гибким и мобильным средс­твом оборудования интерьеров были ковры и ткани, которые в боль­шей степени, чем все остальные предметы создавали уют, сохраняли тепло в зябких залах с их холодными каменными или побеленными стенами. Расшитые ткани и ковры могли акцентировать место трона, оформлять спальные места и просто развешиваться на стенах[50].

Мебели в интерьерах романского периода было относительно немного. А ее ассортимент был довольно прост: сундуки, столы, лавки, стулья, кресла, табуреты, кровати, изредка шкафы. Все эти предметы ставились преимущественно вдоль стен.

Наиболее распространенным предметом обихода был сундук, который мог ставиться на ножки и иметь разную форму, в том числе, форму ларя с двускатной крышкой (наподобие древнеегипетских и древнегреческих сундуков). «Часто сундук являлся универсальным типом мебели, выполнял роль чемодана, стол, лавку, кровать, шкаф. Романские шкафы ведут свое происхождение от сундуков, поставленных вертикально или поставленных друг на друга»[51].

Мебель для сидения состояла в основном из лавок с опорами в виде точеных стержней или досок, а также стульев, кресел с прямыми спинками на точеных ножках. Часто стулья и кресла имели подставки для ног, которые мерзли на холодных каменных плитах пола. Встречаются также стулья на трех ножках и складные стулья, конструкция которых была унаследована из античной мебели[52].

Готика - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "готика" утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению[53].

Ведущее место в искусстве готики занимал собор, стены которого были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами. В таинственном полумраке интерьера они светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу.

Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: скульптур, витражей - главного вида готической живописи, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости и др.). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами, фантастическими фигурами зверей - "химерами". Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Эпоха готики - время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней, слоновой кости и др. Готический стиль объединил в единый ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру[54].

Выдающиеся произведения готической архитектуры: во Франции (собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре); в Германии (собор в Кельне); в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне) и др.

В XV- XVI вв. готику сменяет эпоха Возрождения.

Родиной готической архитектуры является Франция, которую в средневековье в других странах называли «строительством на французский лад».

Возникали определенные стимулы для развития инженерной мысли – строить с наименьшей затратой материалов, заменяя их количество смелой конструкцией. Позволявшей свести к минимуму сечения стен, столбов и других частей архитектуры. Именно развитие конструктивной структуры являлось главным фактором формообразования отделки и оборудования интерьеров в этот период.

«Ранние памятники готической архитектуры несут в себе ряд романских черт. До XII г. еще сохраняются массивные каменные стены, в которых пробиты небольшие (как в романский период) окна, имеющие романское полуциркульное завершение.»[55] Первые готические постройки появились в Иль-де-Франсе – в домене короля.

В XII г. стрельчатая форма окон окончательно входит в моду и применяется повсеместно.

Отсутствие яркой полихромии в отделке стен большинства французских готических церквей компенсировалось витражами, составлявшими главный элемент цветового убранства в интерьере. Свет, проходя сквозь витраж, окрашивался и, падая на каменные стены, заставлял их вспыхивать разноцветными бликами. «Витраж связан с самой сущностью готического собора в той мере, в какой собор стремится создать изменчивую и окрашенную светом атмосферу в интерьере»[56]

Цветные витражи, являвшиеся одним из главных монументаль­но-декоративных компонентов культовых интерьеров, встречаются в светских парадных залах и жилых комнатах в виде отдельных клейм, окруженных более прозрачным и бесцветным стеклом.[57]

В Восточной Испании (Каталония, Арагон, Валенсия) в XIII— XIV вв. арабскими мастерами создавались церкви, в которых исполь­зовались наряду с готическими также мавританские конструктивные и декоративные приемы (т. н. стиль «мудехар»). Наиболее распростра­ненным материалом в этих областях был кирпич, из которого выкла­дывались разнообразные орнаментальные мотивы. В интерьерах часто использовалась также резьба по алебастру и стуку (церкви Сан-Саль­вадор и Сан-Мартин в Теруэле и др.).

В XV в. в Испании расцветает богатый и пышный позднеготический стиль — «эстило флоридо». Он характеризуется сочетанием готических черт не только с мавританскими декоративными форма­ми, но и с отдельными ренессансными мотивами, которые проникали в Испанию из Италии.[58] Часто к такому нарядному и изощренному по пластической ткани архитектурному декору применяют обозначение «стиля платереско», т. е. «ювелирного стиля», названному так из-за близости своих форм характеру художественных работ по металлу в раннем итальянском ренессансе. В интерьерах в этот пери­од используется много декоративной пластики — резные деревянные скамьи. Эти сооружения обычно имеют архитектурное обрамление, а их центральная часть сплошь покрыта скульптурой, иногда с использованием раскраски и позолоты.

Открытые деревянные конструкции крыши особенно характерны для интерьеров поздней готики, когда возросло значение большепролетных парадных залов, используемых для торжественных церемоний.

Дворцовые жилые интерьеры отапливались каминами, причем в больших залах могло быть несколько каминов, которые представляли собой монументальные сооружения с высокой топкой и огромным колпаком, пластически разработанным всевозможными архитектурно-скульптурными мотивами (колонны, арки, статуи в нишах и на консолях, орнаментальный рельеф, геральдика) (Прил.Рис.3)[59]. Колпаки поддерживались кронштейнами, колонками или небольшими стенками, разработанными системой выступов, пилястр[60] или полуколонн. Наиболее монументальные и пышные по своему архитектурно-скульптурному декору камины характерны для интерьеров в первую очередь французских замков.

Парадные интерьеры средневековых замков имели довольно раз­нообразную палитру их отделки и оборудования[61]. В отдельных слу­чаях стены представляли собой простую каменную кладку, на которую вешались шпалеры, декоративные ткани (иногда расписанные кистью), оружие, охотничьи трофеи, а также флаги и геральдические щиты. «Такой тип декора практиковался особенно часто в замках, где хозяе­ва жили не постоянно, а приезжали время от времени и где предпоч­тительными были «мобильные» элементы убранства, которые можно было положить в сундук и увезти с собой в другую пустовавшую рези­денцию, быстро преображавшуюся при помощи этих предметов»[62].

Чаще, однако, стены покрывались побелкой (толченый мел, вода), оштукатуривались (известь, песок или жженый гипс), а также покры­вались темперной покраской[63]. Росписи по штукатурке иногда были фигуративными[64]. Господс­твующими же приемами были орнаментальные мотивы, выполняемые часто по трафарету. Росписи покрывали стены сплошным ковром и были довольно насыщены по цвету. Яркими красками иногда покрывались также каминные колпаки и потолочные балки.

В период поздней готики в употребление входят деревянные филенчатые панели, которыми облицовывались стены на всю или на часть их высоты. Особенно часто они использовались в таких странах, как Англия, Франция, Германия, Швейцария. На Юге - в Италии, Испании, Южной Франции дере­вянная обшивка стен встречается редко[65].

Полы в парадных интерьерах замков могли выполняться из камен­ных плит, деревянных досок, кирпича, уложенного в «елочку», а так­же из керамических расписных плиток, покрытых глазурью. Плитки, покрытые одноцветными глазурями,  могли укладываться в шахматном порядке. Кроме того использовалась расписная керамика с изображе­нием геометрических и флоральных узоров, зверей, птиц, геральдики. «Существовали и наборы из четырех-шестнадцати плиток, складыва­емых в общий рисунок. Иногда полы жилых покоев застилались коврами, в том числе персидскими и даже выделанными из кожи, например, в гардеробной английского короля Генриха IV.»[66]

Так как на протяжении всего средневековья каменные стены дела­лись очень толстыми, в готический период сохраняется обычай уст­раивать в них перед окнами ниши, поднятые на одну или несколько ступеней и оборудованные каменными скамьями в откосах проема, с которых открывался вид на улицу или в природное окружение. Окна в готический период обычно имеют оконные коробки и ставни, рас­положенные с внутренней стороны. Оконные створки могли раскры­ваться или опускаться.

«Искусственное освещение парадных интерьеров средневеко­вых замков и дворцов осуществлялось исключительно при помощи открытого огня каминов, факелов или специальных осветительных приборов — люстр, стенников, бра и канделябров»[67]. Факелы раннего средневековья, состоявшие из скрученных смолистых веток, выделявшие много дыма и копоти, с XIII в. уступили место факелам в виде пучков сальных или восковых свечей. Использовались факелы при различных торжественных церемониях, в том числе во время пиров. «Масляные лампы, дававшие очень тусклый, чем свечи свет, использовались в период готики преимущественно в жилых и служебных интерьерах. В нижней части люстр находились зеркала отражавшие происходящее в зале[68]. Расположенные вокруг внутренних дворов парадные, жилые и культовые интерьеры, перекрытые преимущественно нервюрными сводами или балочными потолками»[69].

Любовью к узорочью, полихромия отделочных материалов, использование монументально-декоративных росписей особенно характерно для готических интерьеров Италии. Наиболее яркий, показательный и хорошо сохранившийся пример в этом отношении представляет палаццо Даванцати во Флоренции, отделка интерьеров которого была выполнена в XIV веке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.039 с.)