Как форма межкультурной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как форма межкультурной коммуникации



КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

                                                                  Исполнитель:

                                                                      

                                                                       Гутнова Надежда Александровна

                                                                                             Ф.И.О.

                                                                       508 группа дневного отделения

                                                                                      группа, отделение

                                                                    

 

                                                                       Рецензент: (заполняется рецензентом)

                                                     

                                                                       ___________________________

                                                                                                                                 ученые степень, звание

 

                                                                                                ____________________________________                                                                                                                             

                                                                                                                                             И.О.Ф.

                                                                                               

                                                                                                ____________________________________

                                                                                                                            подпись

 

                                                                      Научный руководитель: (заполняется

                                                                      руководителем)

                                                     

                                                                      ___________________________

                                                                                   ученые степень, звание

 

                                                                                               ____________________________________

                                                                                                                                            И.О.Ф.

 

                                                                          

                                                                     Допускается к защите:

                                                                     Декан факультета док. фил. наук,

                                                                     профессор Борзова Е.П.

 

                                                                     «__» _________________200__г.

 

                                                                                  

                                                                                                  

                                                                          Санкт-Петербург

                                                                2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР В СВЕТСКОМ И КУЛЬТОВОМ ИНТЕРЬЕРЕ В ПЕРИОД ОТ ДРЕВНЕГО МИРА ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ………………………………………………………………………....8

1.1 Интерьеры Древнего Востока ……………………………………………….9

1.2 Заимствование мусульманскими странами элементов декора интерьера на завоеванных территориях  ……………………………………………………...11

1.3 Эллинизация римской культуры в рамках дизайна интерьера...…….…...17

1.4 Интерьеры средневековья Западной Европы на примерах романского и готического стилей…….………………………..…………………………….....22

1.5 Возврат к эллинистической культуре в эпоху Ренессанса………………..30

1.6 Дворцы в эпоху Барокко ……………………………………………………33

1.7 Проявление диалога культур в стиле ампир……………………………….35

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ……………………………………39

2.1 Неоготика как отображение средневековой культуры……………………40

2.2 Необарокко..…………………………………………………………………42

2.3 Ар Нуво ………...……………………………………………………………42

2.4 Ар Деко...……………………………………………………………………46

2.5 Английский стиль ……...……………………………………………………47

2.6 Этнический стиль. Обращение к культурному наследию.......…………....50

2.6.1 Индонезийский стиль……………………………………………………...51

2.6.2 Индийский стиль...………………………………………………………..54

2.6.3 Арабский стиль…………………………………………………………….57

2.6.4 Китайский стиль…………………………………………………………...61

2.6.5 Японский стиль…………………………………………………………….65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………………………….72

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ……………………………………………………77

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….79

ВВЕДЕНИЕ

Культурный обмен в системе международных отношений — это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные междуна­родные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладаю­щий значительной устойчивостью и широтой влияния на социальную и культурную жизнь.

Сегодня, в начале XXI в., культурные связи, гуманитарные контак­ты приобретают особое значение в международных отношениях. Новые вызовы времени, проблемы культурной экспансии придают вопросам международного культурного обмена бесспорную значимость и актуальность.

На современном этапе международный культурный обмен — это не только необходимое условие движения человечества по пути прогресса, но и важный фактор международных отношений в условиях демокра­тизации и интеграции мирового общества.

Современные культурные связи отличаются значительным многообразием, широкой географией, протекают в различных формах и направлениях.

Кроме того, многие вопросы культурного взаимодействия, сегодня активно обсуждаются авторитетными международными организация­ми, возникают все новые и новые межправительственные объединения, где проблемам культурного взаимодействия, диалога - культур прида­ется большое значение.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социаль­ной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть по­строена вся система современных международных отношений.

Международный культурный обмен на современном этапе демонст­рирует устойчивую тенденцию к поступательному развитию. Несмотря на разнообразие стилей и направлений в архитектуре и дизайне интерьера  можно выделить общие особенности и черты.

Стилистические направления в дизайне интерьеров оказывают влияние друг на друга. Дизайн интерьера - это создание пространства функционального и эстетичного с какой-нибудь запоминающейся особенностью и в определенном стиле. Очень часто дизайнеры стали прибегать к использованию различных стилей, сочетая их со своим неповторимым почерком.

В данной работе рассмотрены направления между­народного культурного обмена в дизайне интерьера.

Объект исследования – интерьер как способ организации внутреннего пространства жилища.

Предмет исследования – интерьер как поле взаимодействия культур, инструмент межкультурных коммуникаций.

Цель работы - Исследовать исторические типы, эволюцию и современные особенности дизайна интерьера в процессе межкультурного взаимодействия. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Определить основные историко-культурные типы дизайна интерьера,

2. Исследовать особенности взаимодействия культур в светском и культовом интерьере в период от Древнего мира до Нового времени

3. Определить наиболее значимые стили дизайна интерьера в культуре ХХ и XXI веков,

4. Рассмотреть современный интерьер в контексте межкультурных коммуникаций.

Поставленная цель и выдвинутые задачи определили структуру исследования. Дипломная работа состоит из двух глав, Введения и Заключения. Можно отметить, что при подготовке работы мы опирались на различные источники, исследовательскую литературу.

Степень разработки проблемы. Проблемы истории дизайна интерьера достаточно основательно разработаны в отечественной литературе. Им посвящены работы:

Воронина В. Л. Народное жилище арабских стран / В.Л. Воронина. — М.: Риполл Классик, 1972. - 320 с.

Воронина В. Л. Древняя строительная техника Средней Азии. Архитектурное наследство / В.Л. Воронина — М. Риполл Классик, 1993. – 330 с.

Гартман  К.  О.  История   архитектуры /   К.О. Гартман. - М.:Эксмо, 1987. —

 138 с.

Згура В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе / В.Згура. — М.: АСТ, 1984. – 254 с.

Интерьер. Иллюстрированный художественный словарь / Ред. Т.В.Горбунова. – СПб.: Летера, 2002. – 228 с.: ил.

Соболев Н. Н. Стили в мебели / Н.Н.Соболев. — М.: Высшая школа, 2001. – 340 с.

Соловьев И.К. История интерьера. Древний мир. Средние века / И.К.Соловьев – М.: В. Шевчук, - 2007. - 384 с.

Лясковская О. А. Французская готика. Архитектура, скульптура, витраж / О.А.Лясковская. — М.: Мысль, 1973. 421 с.

Мак-Коркодейя Ч. Убранство жилого интерьера / Ч.Мак-Коркодейя. — М.: Мир, 1990. – 197с.

Прахт К. Мебель и архитектура / К.Прахт. - М., Стройиздат, 1993. - 168 с.

 

 

Современный интерьер, его стилевые тенденции освещены в публикациях:

Крутских Е.Ю. Интерьер Вашего дома / Е.Ю.Крутских, Д.В.Литвинов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 156 с.

Маргулис М. Ваша квартира. Руководство по декору дома / М.Маргулис. – М.: Вече, 2006. – 126 с.

Наша квартира. Энциклопедия. / Авт.-сост. А.М.Горбов. - М.: АСТ, 2003. - 511 с.

Новоселова Т.А. Современный интерьер / Т.А. Новоселова, Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – 288 с.

Покатаев ВП. Интерьер и оборудование квартиры / В.П.Покатаев. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. - 416 с.

Протопопов В.В. Дизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьера / В.В.Протопопов. – М.: ИКЦ Март, 2004. – 128 с.: ил.

 

Проблема же культурных заимствований в искусстве интерьера специально не исследовалась. В имеющихся работах эта проблема лишь эпизодически затрагивается. Что же касается роли интерьера в процессе межкультурного взаимодействия, эта проблема, насколько нам известно, при всей ее актуальности сегодня, до настоящего времени не ставилась.

Для выявления тенденций и особенностей временной динамики искусственной среды и ее традиций в культуре различных стран используются элементы историко-сравнительного подхода.

Исследованы концепции, определяющие содержание и функции современного дизайна, его общность с искусством в основных целевых установках и подходах к их реализации. Подчиненное значение имеет синтез культур Востока и Запада.

 Систематизированы принципы художественно-эстетической организации интерьера.

Проанализированы основные принципы и подходы к использованию традиций национальной культуры в художественно-эстетическом решении современного интерьера.

Введены и систематизированы материалы источникового характера по дизайну, а именно искусству интерьера в традиционном национальном стиле.

Проведена систематизация структурных характеристик современного интерьера с позиций выделения в нем элементов традиционных культур.

Практическое значение проведенного исследования состоит в возможности применить его результаты в современной дизайнерской практике.

Теоретические обобщения по принципам и подходам использования традиций национальной культуры в интерьерном дизайне могут быть полезны для разработки некоторых направлений дизайна – вопросов структуры интерьера, соотношения традиционных и современных элементов в пространственной среде.

 

 

Интерьеры Древнего Востока

В середине VI в. до н.э. персидские племена, завоевав почти всю Переднюю Азию, создали самое большое государство Древнего Востока. Находившиеся на более низкой ступени культурного развития, чем покорённые ими народы, персы сумели аккумулировать их художественный опыт и создать свою оригинальную архитектуру. В середине VI в. до н.э. царь Кир, основатель династии Ахеменидов, построил    для себя дворцовую резиденцию Пасаргады[1] - крепость, расположенную на террасе из известняковых плит. Характер внутреннего пространства этих дворцов в корне отличается от более ранних месопотамских или египетских интерьеров. Это лёгкие и просторные многоколонные залы (влияние Мидии), окружённые снаружи портиками шестиметровой высоты. Художественная выразительность интерьеров основывалась в значительной степени на декоративном сочетании чёрного и белого камня (приём, заимствованный у урартов): светлые стволы колонн с чёрными базами и капителями, белые цоколи стен с чёрной графикой косяков, сочетание чёрных и белых полос в мощении пола. [2]

Интерьеры многоколонных залов Персеполя украшались цветной керамической облицовкой, рельефами, яркой раскраской по штукатурке, металлическими вставками, тканями. Многие декоративные мотивы были заимствованы из предшествующих культур этого региона - крылатый бык с бородатым человеческим лицом, единорог. В период ассирийского господства в Междуречье был дворец Саргона II в Дур-Шарруккине (современный Хорсабат), построенный в 711-707 гг. до н.э.[3], арочный главный вход которого фланкирован двумя башнями и украшенный внизу фигурами крылатых быков[4].

Парадные интерьеры дворца имели роскошную отделку. Обычно нижняя часть стен украшалась алебастровыми рельефными плитами, а верхняя расписывалась яркими по цвету фресками, изображавшими эпизоды из жизни царя или культовые сцены. В качестве средств отделки использовались также поливные изразцы голубого цвета с цветочными розетками. Месопотамский растительный орнамент, использовавшийся в росписях и рельефах, гораздо более условен, чем египетский.[5] Он не изображает пейзаж (как часто в Египте), а состоит из отдельных геометрических форм, в которых растительное происхождение улавливается с трудом. Полы выполнялись из каменных или керамических плит часто с нанесённым орнаментом или надписями. Сами двери изготовлялись из кипариса и обивались бронзой. Бронзой обивались и деревянные колонны. Как показательный пример парадных светских интерьеров можно привести дворец Навуходоносора в Вавилоне.

Общим для парадной мебели Месопотамии является оформление ножек столов, стульев, табуретов и кроватей в виде звериных лап, опирающихся на каблучки в виде шишек пиний[6]. Сидения и ложа часто бывали плетёными, кожаными, покрывались дорогими тканями, шпалерами, украшались бахромой и кистями[7]. Из орнаментальных мотивов были распространены розетки, пальметты, шишки пиний, звёзды, круги, листья, волнистые линии. Именно с Месопотамии берёт своё происхождение тип кровати с балдахином на стойках.

Основные черты месопотамской мебели - её конструктивная и геометрическая простота (чёткое сочетание вертикальных ножек и горизонтальных царг[8], отсутствие мягких пластичных линий, характерных для египетской мебели). Подобные черты можно отметить в живописном декоре, характере скульптуры и в самих типажах ассирийцев и вавилонян, изображавших себя статичными, массивными и несколько неуклюжими в отличие от изящных и грациозных египтян.

Декор жилых интерьеров Персии также сохранял ассиро - вавилонские черты, но отличался большей пышностью и роскошью. Мебель перерабатывает основные мотивы более старых месопотамских образцов, отличаясь от последних только деталями, например, завершение ножек в форме кисточки[9]. Наиболее оригинальной чертой персидских парадных интерьеров являются колонны («Зал ста колонн»).

В Парфянский период правящей верхушкой проводилась насильственная эллинизация архитектуры и всего официального искусства. «С образованием Сасанидского государства (226 г. н.э.) наметится возврат к древним традициям Месопотамии, в том числе к сводо и куполостроению с использованием достижений строительной техники Древнего Рима (фирузабадский дворец III в.н.э., дворцы Сарвистана V в. н.э. и Ктесифона VI в.н.э.)»[10]

 

 

Дворцы в эпоху Барокко

«Стиль барокко господствовал в Европе на протяжении полутора веков с нач. XVII – до сер. XVIII. Местом возникновения этого стиля считается Италия, однако в декоративно – прикладном искусстве он полнее всего проявил себя во Франции. Принято условно подразделять барокко на четыре «королевских» периода Людовика XIII, Людовика XIV, Регентства и Людовика XV (последний чаще именуется рококо)»[75]. Некоторые разновидности стиля оказались востребованными и в современных интерьерах.

 Французский король Людовик XIV (1643-1715) ввел мо­ду на пышные костюмы и роскошные ин­терьеры. Стены в то время обивали до­рогими тканями, завешивали гобеленами, украша­ли лепниной (часто позолоченной) и при­чудливой резьбой. В оформлении доми­нировало роскошное сочетание белого и золотого. Потолки представляли собой рукотворное небо, где в пышных облаках парили мифологические персонажи, олимпийские боги, купидоны или ангелы с гирляндами цветов. Пространство становилось все более декоративным, гео­метрически усложнялось, приобретая подчеркнуто парадный вид.

Входит в моду мебель, выполненная в стиле Буль,[76] которая была фанерована чер­ным деревом, декорирована бронзовы­ми накладками, позолотой, черепаховы­ми и костяными пластинами. Сложный узор поражал богатством фантазии и строгой симметрией. При этом сами пред­меты имели простую, монументальную форму. Замечательными подарками для потомков следует признать комоды с ящиками, письменные столы, пристеные консоли, а также прообраз современного дивана, напоминавший «сросшиеся кресла». Мебель имела прямые высокие спинки и характерные изогнутые ножки с крестообразными или параллельными перемычками - многие усматривают в этом китайское  влияние. Наиболее помпезным предметом домашнего обихода стала кровать с пышными многослойным балдахином – шатром.

«Текстиль и аксессуары использовались не только для обивки мебели — ими обтягивали стены и даже потолки. Полы устилали коврами. Наиболее распространенные узоры барочных тканей – стилизованные цветы, листья аканта, фамильные гербы, для особ королевской крови – лилии. Популярными украшениями интерьера служили напольные и настольные часы»[77].

 В эту эпоху Регентства интерьеры становятся менее пышными, но очень элегантными и гораздо более интимными. Стены на китайский манер облицовывают деревянными панелями, а также по-прежнему отделывают гобеленами, хотя сюжеты делаются более непринужденными и легкомысленными. Потолочные росписи чаще всего завуалированной и аллегорической формы воспевают радости земной любви, а гостиные – солоны понемногу начинают походить на театральные подмостки.

«Изящные столики, кресла с изогнутыми ножками, гораздо более удобные, чем в предыдущую эпоху. Консоли, наконец, шезлонги – все эти предметы утратили свойственную предыдущей эпохе монументальность, зато обрели легкость и слегка фривольную нарядность. Скульптурный декор мебели (маски, женский головки, прихотливые завитки) становятся все более ажурными. Модное в ту пору увлечение Китаем привносит в него восточные мотивы, в частности стилизованные изображения пагод. Неизменный балдахин над кроватью заметно «редеет», превращаясь из плотно драпированного шатра в соблазнительный и порой полупрозрачный полог»[78].

 

 

Для тканей этого исторического периода характерен симметричный и динамичный узор. В декоре продолжают использоваться пальметта[79], раковина, иногда напоминающая крыло летучей мыши, а также ветви аканта. Один из самых значимых элементов эпохи регентства – зеркала в великолепных позолоченных рамах, имеющих сложную асимметричную форму.

 

 

Ампир

Со времени открытия Египта европейцами культура древней циви­лизации так сильно возбудила воображение, что, переработав ее основ­ные принципы, явился имперский стиль, именуемый Ампиром.

Эпоха стиля ампир выработала свою систему художественно – декоративных средств: в композиции интерьеров стала властвовать симметрия, прямая линия, геометрические формы. В Европе Ампир наиболее ярко проявился в интерьерах императорских загородных резиденций. «Оформлением дворцов Тюильри, Сен-Клу, Фонтенбло занимались французские архитекторы Ш.П. Фонтен, которые считаются создателями этого стиля в интерьере»[80]. Стены, как правило, декорировались узкими пилястрами, панели между ними обтягивались тканью, оклеивались бумажными обоями или расписывались клеевой краской. Зрелый ампир отдал предпочтения ровным стенам с гладкой полосой фриза, что создавало впечатление цельности интерьера. Это достигалось так же единством орнаментальных мотивов в росписях, тканях, лепке, обоях.

В культовых сооружениях архитекторы применяли типы колонн: лотосовидная - капитель в виде цветка или бутона лотоса, папирусовидная- капитель в виде связки папируса и гаторическая - капитель с изоб­ражением головы богини Гатор—женщины с головой собаки[81].

«Ампир, как и классицизм прежде всего ориентирован на образцы искусства Греции и Рима, монументальность, парадность, широкое использование античной символики и аллегорий. Это их и объединяет. Часто встречающийся элемент декора - изображение воинских доспехов, скрещённых мечей, лавровых и пальмовых ветвей, меандра»[82]. Ампир изначально был «космополитическим» и довольно эклектичным стилем. В частности, в результате африканских завоеваний Наполеона архитектурный и мебельный декор обогатился египетскими мотивами: в него вошли характерный орнамент, изображение лотоса, фигуры сфинксов и богов.

Вся роскошь отделки дворцов и богатых домов сосредотачивалась в интерьерах. Распространёнными приёмами отделки стен была их штукатурка с последующей покраской (излюбленные цвета: красный, голубой и жёлтый), а также с рельефными изображениями, преимущественно врезанный рельеф. На предварительно отшлифованную поверхность наносился линейный рисунок, контуры которого углублялись. Затем наносился слой гипса и расписывался. Кроме росписей использовались  фаянсовые инкрустации,которые вдавались в фаянсовую штукатурку. Им также была присуща яркость красок и полихромия. Большую роль в убранстве интерьера играли ковры, декоративные ткани и дверные занавеси, которые изготавливались из льна и имели простейшие узоры. Самым ценным считалось тонкое белое полотно.

В отличие от жилой архитектуры, египетская мебель очень хорошо и в большом количестве сохранилась до наших дней благодаря раскопанным царским погребениям. «Считается, что мебель для сидения и, в первую очередь, стул со спинкой появилась впервые именно в Древнем Египте»[83]. Конструкция и пропорции этой мебели довольно близки к современным. В парадной дорогой мебели ножки обычно имели вид звериных лап, поставленных на высокие каблучки, причём передние опоры стульев, кресел и кроватей изображали передние лапы, а задние опоры – задние лапы. «Спинки парадных кресел (прямые или наклонные) могли украшаться сквозной резьбой или накладками из драгоценного металла с цветной эмалью[84]. Распространённым типом мебели для сидения в Египте был табурет, в том числе складной. Его форма и конструкция оказали большое влияние на развитие аналогичных видов греческой мебели»[85].

Египетские кровати представляли из себя деревянные рамы, иногда с изголовьями, на которые натягивались циновки или кожаные ремни. Известны кровати, которые могли раскладываться наподобие современных раскладушек. Вместо подушек с целью сохранения причёски могли использоваться специальные подставки для головы.

Корпусная мебель египтян - ларцы, сундуки богато декорировались яркими красками, геометрическими орнаментами и инкрустациями. Кроме мебели в обстановке египетского жилища было много разнообразной плетёной утвари (корзины, короба, циновки). Встречаются также металлические зеркала.

В России с ампиром связан поздний этап классицизма, расцвет парадных интерьеров. Торжество военных побед дополнило декорационную схему символами древнерусской воинской славы, предало стилю национально-патриотический оттенок.

В самом сердце Михайловского дворца (архитектор К.И Росси, 1825г.) сохранился без изменений интерьер Белого зала, где архитектурное убранство, мебельный гарнитур и осветительные приборы выполнены по проекту зодчего. Белые стены с живописными «вставками», росписи плафонов, падуг[86] включают орнаментальные мотивы античности. Резная золоченая мебель расставлена строго симметрично, подчиняясь трехчастному делению пространства.

Одна из особенностей русского ампира - подчёркнуто строгие формы мебели в сочетании с яркой декоративностью, которая проявляется в роскошном текстиле и обилии бронзовых скульптурных накладок. Мебель в этом стиле изготавливалась из красного дерева, карельской берёзы, а иногда из липы или ясеня с фанеровкой, тонированной под ценные породы древесины. В декоре, разумеется, присутствовали патриотические мотивы.

Ампирным интерьерам свойственна строгая симметрия, композиционная уравновешенность, торжественность и монументальность. Несмотря на присущую эклектику, этот стиль, как ни один другой, требует единства в оформлении помещений. Архитектурный декор (сандрики[87], розетки, капители) появляется в рисунке обивочных тканей, оформлении стен, пола и т.п. Потолок, как правило, окрашен в белый цвет, по периметру или по углам декорирован геометрическим (греческим или египетским) орнаментом.

Пол выкладывается наборным паркетом из ценных пород дерева, нередко украшают орнаментом. Стены затягивают драпировками (однотонными со строгим рисунком) или оклеивают обоями с таким же сдержанным декором.

«Мебель в стиле ампир заимствует большинство характерных черт из античной архитектуры и скульптуры. Спинки стульев и кресел - прямые, с небольшим изгибом, ножки часто имитируют архитектурные элементы (пилястры, колонны). При этом одним из ведущих мотивов ампира выступают львиные лапы - олицетворение имперской мощи»[88]. Гефидоны[89], шкафы, фасады которых пышно декорированы, порой выглядят как копии античных храмов. Новшеством данного стиля можно назвать узкие посудные шкафы, состоящие из нескольких частей. «Подчеркнуть парадность интерьеров помогали напольные зеркала (псише). Но самое, пожалуй, элегантное изобретение ампира - это рекамье[90]. Порталы каминов и цокольные основания кроватей в этом стиле часто напоминают саркофаги»[91]

Бюст Наполеона – пожалуй, самый романтичный, хотя и совершенно необязательный атрибут стиля. Заглавная буква N,вышитая на обивке или драпировке, выгравированная, вырезанная из дерева и т. п. – не только «визитная карточка» императора, но ещё и один из самых распространённых символов французского ампира. Напольные канделябры на подставках- тумбах когда - то были очень модными. Типичным ампирным аксессуаром может служить любой предмет, напоминающий об античной Греции, имперском Риме или Египте. Классические вазы- амфоры, этрусские вазы, египетские статуэтки, жардиньерки помогут воссоздать изысканную и возвышенную атмосферу былых эпох[92].

 

 

Неоготика

Современный жилой интерьер не может воспроизвести пространство средневекового храма. Именно поэтому архитекторы, работающие в неоготике, чаще всего обращаются к теме замка, условного крепостного сооружения в готическом стиле. Из узнаваемых элементов в таких интерьерах, как правило, оставляют сводчатые потолки, порой создавая для них декоративные арочные ребра или балки. «Для отделки стен и потолка часто используют натуральный или искусственный камень. Деревянный или каменный пол украшают инкрустацией либо делают шахматным. Роскошный стилеобразующий элемент – стрельчатое окно с витражами (Прил.Рис.5). Кроме того, и потолок и стены могут быть обтянуты шпалерами. Иногда используют обои с готическим или ренессансным орнаментом: от стилизованных цветов и хитрых геометрических переплетений до золотых королевских лилий (Прил.Рис.6). Характерные для готического стиля предметы выполнялись из дерева и были массивными и жесткими. Зато мебель украшалась сложной геометрической резьбой и зачастую была столь же ажурной, как возносящиеся ввысь средневековые храмы: стулья с высокой спинкой, снабженной стрельчатыми навершиями, резные скамьи и высокие двустворчатые шкафы, «феодальные» массивные столы, кровати с балдахинами, покоящимися на витых столбах»[93].

В готическом интерьере не должно быть слишком много мебели. Современные стилизованные предметы изготавливают из резного дерева или ажурного кованого металла, стремясь к визуальной легкости очертаний. Ткачество и вышивка – ремесла, которые были особенно развиты в эпоху средневековья. Именно поэтому текстильному украшению готического интерьера уделяется пристальное внимание. Здесь найдут свое место и причудливые восточные ковры[94] и балдахины над кроватями из плотной портьерной ткани, часто вышитой. Нередко дизайнеры используют декора­тивные портьеры с рыцарской символи­кой, гербами и т. п. Интересным решени­ем для оформления стен являются тканевые шпалеры (сейчас мы называем их гобеленами). Можно допустить также некото­рое смешение стилей и ввести в готический интерьер узорчатые ткани и обои в ду­хе Ренессанса, подобные тем, которые создал для своего знаменитого Красного дома Уильям Моррис[95].

 В качестве аксессуаров используется все, что напоминает о рыцар­ских временах: сверкающие или, напро­тив, покрытые благородной патиной доспе­хи, стилизованные старинные гербы, кова­ные канделябры. В интерьере часто присутствуют характерные деревянные ска­мьи-сундуки с украшениями из кованого металла.

 Центром парадного помеще­ния служит массивный стол, вокруг которого расставлены стулья с высо­кими спинками. Это признак радушия и го­степриимства хозяина «замка». Над ним, как правило, подвешивают одну или несколько люстр в форме средневековых канделябров: нередко они представляют собой характерный обруч с несколькими «лампадами» по кругу. Еще один непремен­ный атрибут — очаг, то есть камин.

«Дубовая кровать с витыми столбами под роскошным балдахином — символ незыблемости семейных уз и до­машнего благополучия. Возле нее часто ставят кованые прикроватные столики, лампы, стилизованные под старинные кан­делябры. Этому помещению совсем не­обязательно хранить излишнюю суро­вость: для отделки стен подойдут светлые обои в ренессансном стиле, на полу бу­дет прекрасно смотреться ковер яркой и веселой расцветки»[96].

 

 

Необарокко

В современном дизайне заметны тенденции к возвращению многих барочных мотивов, однако они нередко рассматриваются в несколько ироничном ключе. Если в оформлении дома в духе барокко используется стилизованная мебель, то говоря о таком интерьере, уместнее будет употреблять термины «историзм» или «эклектика».

К необарокко принято относить современную мебель и аксессуары, имеющие характерные черты данного стиля, в том числе по-новому интерпретированные.

Большим успехом пользуются люстры «дворцового» вида, но не из хрусталя, а, например, из пластика оптоволокна и даже алюминия, при этом их форма напоминает сложные многоярусные произведения XVIII века. Кресла, стулья, столы и канапе также довольно часто подражают мебели времен одного из Людовиков, копируя то завитки подлокотников, то изогнутые фигурные ножки, то рельефно причудливый декор[97] (Прил.Рис.7,8).

Несколько последних лет стиль необарокко очень популярен в дизайне интерьеров, и, как следствие, нашел отражение в дизайне мебели, све­тильников, отделочных материалов, аксессуа­ров и текстиля. Придя на смену строгому минимализму, этот стиль предложил яркие краски, контрасты, вы­чурные формы, не­обычные интерпрета­ции старых моделей в современных материалах.

 

Ар Нуво

Облагородить и объединить в единый ансамбль все предметы повседневной жизни – вот высшая цель нового декоративного направления.

Ар Нуво[98] - это элегантный, многожанровый стиль, появившийся в начале 1880-х гг. почти одновременно во многих странах. Он известен под разными названиями: в Германии, как югендсиль, в Италии, как либерти, в США – как Тиффани[99]. В России он привычно именуется модерном.

Ар нуво синтезиро­вал в себе все виды пространственных искусств. Его отличают удивительная це­лостность и художественная завершен­ность объектов, создание максимально гармоничной среды, органичное слияние конструктивных и декоративных элемен­тов. Главная особенность стиля — отказ от прямых линий и углов в пользу плав­ных естественных форм с явно выражен­ной асимметрией (Прил. Рис.9). В основе «текучей», словно находящейся в постоянном дви­жении орнаментики лежат стилизованные природные мотивы: набегающая волна, морские раковины, стебли лиан, павли­ньи перья, крылья бабочек, экзотические цветы — лилии, ирисы, орхидеи... Излюб­ленная тема — изображение грациозной женской фигуры с длинными струящими­ся волосами.

Деревянный кессон на потолке, эркеров[100] – все эти характерные приемы содействуют созданию цельности помещения.

Обстановка в стиле ар ну­во легка и изящна. В ней ощущается дви­жение и таинственная неуловимость. На подсознательном уровне такой интерьер всегда тесно связан с личностью хозяина. Возможно, поэтому жилище в этом стиле трудно создать и почти невозможно повто­рить. «Интерьерам ар нуво свойственны сво­бодная планировка, разноуровневые полы, асимметричные арочные проемы, геомет­рически сложные, часто скругленные фор­мы окон. Пространство плавно перетекает из одной комнаты в другую, порой закручи­ваясь по спирали. Оформление нередко подчинено какой-то теме; морское дно, джун­гли, цветущий сад. В любом случае этот стиль эксклюзивен»[101].

Современная мебель модерн отдаленно напоминает образцы начала прошлого века. Среди современных предметов нетрудно найти круглый обеденный стол, сту­лья с гнутыми спинками, типа «венских»[102], изящный стеклянный столик на кованых ножках, затянутую шелком ширму, диван с характерной обивкой, кокетливый пуфик... Шторы выполнены из цветной органзы, тюль с растительным рисунком.

Для создания интерьера в стиле модерн используются различные аксессуары, в том числе светильники в духе Тиффани. Он без ущерба для себя примет и современную бытовую технику, и даже ультрасовременную мебель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.112 (0.067 с.)