Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заимствование мусульманскими странами элементов декора интерьера на завоеванных территориях
Мусульманская архитектура зародилась вслед за возникновением ислама в начале VII века и распространилась вместе с арабскими завоеваниями на протяжении VII-VIII веков на обширные районы Азии, Северной Африки и Юго-Западной Европы[11]. Строительными материалами для этих сооружений служили в основном естественный камень - известняк, песчаник, гранит и кирпич (чаще всего обожженный), а также дерево — в областях, где оно было в достаточном количестве, например, в Испании, Малой Азии, Индии. Очень распространенными отделочными материалами были гипс, использовавшийся в виде штукатурки и алебастра для декоративной орнаментики, и керамика, покрытые цветной глазурью изразцы и кафельные плиты. В интерьерах встречается также отделка ценными породами камня (мраморные плиты и мраморная мозаика на попах и стенах)[12], деревянными панелями, в том числе с интарсией[13] и инкрустацией металлом, перламутром и слоновой костью. Известны древние (IV - III вв. до н.э.) предметы мебели из Египта, Индии, где инкрустация была выполнена из слоновой кости по черному дереву, позднее парадную мебель украшали золотом в технике «плаке»[14]. Исламская архитектура, заимствовавшая строительные конструкции у народов, попавших под владычество мусульман, интерпретировала эти конструкции с повышенной декоративностью. Форма арок отличалась динамичными линиями. Простая полуциркульная арка в мусульманских интерьерах встречается относительно редко, предпочтение отдается аркам стрельчатым (в Египте), подковообразным (в Северной Африке и Испании), килевым (в Персии). Используются и более сложные формы арок — зубчатые и в виде трилистника, составленные из нескольких дуг окружности. Исключительно мусульманской оригинальной архитектурной формой являются сталактиты или мукарны, которые используются в сводах, парусах, а также под разнообразными выступающими архитектурными частями интерьера: под карнизами, в нишах, капителях и т. д. Первоначально мусульманские строители использовали в интерьерах колонны, взятые из античных или византийских памятников (или их копии). Позже появляются и специфически мусульманские формы колонн с тонкими стволами без энтазиса[15], с несколькими кольцами и поясками. Капители чаще всего имели вид орнаментированного куба, снизу скругленного или разработанного мотивами сталактитов[16].
Общим для архитектуры всех мусульманских стран является богатство и сложность художественного оформления интерьеров. Наибольшая декоративная нагрузка приходится на стены, которые членятся на рамы и фризы при помощи орнаментальных бордюров и надписей. Орнаменты выполняются обычно в виде сложных, часто запутанных комбинаций прямых и кривых линий, древнеарабского письма, арабесок, геометрически стилизованных переплетений различных завитков и листьев. За редким исключением в интерьерах отсутствует фигуративная живопись и пластика. При обычно ярком и многоцветном решении орнаментального ажура, как бы затягивающего стены сплошным ковром со сложной игрой форм и красок, интерьеры получают дематериализованный образ. «В Сирии и Палестине первые мечети строились по образцу византийских храмов. Отделку интерьеров выполняли мастера из Византии, Персии и Индии. Стены покрывались мраморной инкрустацией, капители колонн были позолочены, а купол отделан мозаикой с видами архитектурных и природных пейзажей. В Египте мусульманское строительство получило особенно широкое и блестящее развитие. Мавританская архитектура Испании (Кордовский халифат) формировалась под влиянием зодчества Магриба, Сирии, Византии[17]. В этот период в Испании создаются великолепные архитектурные памятники, отличающиеся ярким своеобразием»[18]. Главная архитектурно-художественная реальность мечети в Кордове — ее интерьер. Фасадов, обладающих самоценной архитектурной композицией, здесь по сути нет. В окруженный портиками внутренний двор, размеры которого значительно меньше перекрытой части мечети, раскрывается огромный молитвенный зал, заставленный лесом колонн. Колонны, взятые из римских и византийских построек, несут двухъярусные аркады, причем опоры верхних арок установлены непосредственно на колонны.
Арки нижней части имеют подковообразное очертание, а в верхней — полуциркульное[19]. Клинчатая кладка аркад выполнена чередованием светлого камня и красного кирпича. Многолопастные арки здесь образуют затейливый переплетающийся контур, декоративный эффект которого усиливается благодаря чередованию в кладке светлых и орнаментированных камней.
Основным видом декора интерьера, как и в древнейшем периоде, была резьба по алебастру. Под влиянием ислама изобразительные сюжеты постепенно вытесняются орнаментальными, в которых растительные мотивы обычно стилизуются. «Новым видом декора является также изразцовая мозаика, отличающаяся высоким качеством глазури и глубиной цвета[20]. В архитектурном орнаменте используется гирих (сложные геометрические узоры) и растительные мотивы с замысловатым сплетение листвы, цветов и спиралевидных завитков (Приложение. Рис.4). В монументальной каллиграфии появляется новая разновидность почерка дивани со скосом вертикальных элементов букв и свободной вязью их горизонтальных элементов»[21]. Развитие среднеазиатской архитектуры и искусства было прервано в начале XIII в. монгольским завоеванием. Захвативший власть и подчинивший себе соседних среднеазиатских феодалов Тимур в 70-е гг. XIV столетия создал огромную империю, столицей которой стал Самарканд. Для эпохи Тимура характерно стремление к ошеломляющему величию и богатству архитектуры. Крупнейшей культовой постройкой эпохи Тимура была соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде (1399—1404 гг.). Своими же размерами и величием, по замыслу Тимура, мечеть Биби-ханым должна была превзойти все предыдущие постройки мира. В архитектурно-художественном образе интерьеров и фасадов комплекса мечети огромную роль играет активный цвет. В узорной кладке стен преобладают синие, голубые и белые изразцы с ромбовидными фигурами и религиозными надписями. Преобладающими элементами рельефа были розетки, которые крепились на гвоздях к штукатурке. «Во второй половине 11 века полуостров Малая Азия был завоеван кочевыми племенами тюрок сельджуков. Художественная культура этого государства была связана одновременно с исламом и с традициями искусства завоеванной Византии и соседних стран — Ирана, Сирии, Армении. В монументальном строительстве большое участие принимали иноземные мастера. В области декоративного убранства интерьеров значительное влияние оказало среднеазиатское и арабское искусство»[22]. Декоративная отделка интерьеров включала большинство приемов, выработанных в Иране и Средней Азии. Стены орнаментировались цветными узорами и арабскими надписями. Растительные орнаменты составлялись из мозаики, выпиливаемой из плиток с использованием шаблона. Однотонные плитки иногда украшались накладными золотыми узорами[23]. Дополнительный декоративный эффект создавало также искусственное освещение интерьеров, низко свисающими со сводов многочисленными керамическими светильниками (чаще всего с круглым туловом и расширяющимся горлом). В интерьерах устраивались стенные ниши, потолки часто облицовывались цветными узорными переплетениями черенков пальмовых листьев, а полы застилались циновками. В мусульманских жилищах (в том числе во дворцовых) мебель не играла значительной роли, так как сидениями служили обычно ковры и подушки. Для сна использовались покрытые коврами и тканями софы. Вместо корпусной мебели использовалась мебель, встроенная в стенные ниши. Дверцы встроенных шкафов выполнялись в виде решетки с геометрическим орнаментом[24].
«Низкие и небольшие четырех, шести и восьмиугольные столы украшались резьбой, интарсией и инкрустацией (обычно с использованием перламутра).Предметами обстановки были также сундуки, ширмы, этажерки, пюпитры для Корана, иногда кресла) обычно без спинки с наклоненными во внешние стороны подлокотниками, отдаленно напоминающие древнеримские складные табуреты)»[25]. Элементами декоративной отделки мебели и различных частей интерьера служили геометрические и стилизованные флоральные орнаменты, архитектурные мотивы (колонны, арки, сталактитовые своды), а также точеные детали. Для обивки мебели кроме тканей и ковров использовалась тисненая кожа, иногда с позолотой[26]. Красочными расписными орнаментами с золотыми узорами покрыт кессонированный потолок портика. На стенах наряду с орнаментом помещались изобразительные сюжеты. Интерьеры дворца украшались также коврами и тканями, производство которых в Иране XVI—XVII вв. переживало необычайный расцвет и которые пользовались мировой известностью. В рисунке тканей наряду с растительным орнаментом и надписями также присутствовали фигурные изображения, близкие по характеру к миниатюре того времени. Лирические нотки и дематериализующий эффект в образ предметно-пространственной среды вносит вода, бьющая тонкими сверкающими струйками фонтанов. В качестве основных отделочных материалов в интерьерах дворца использовались различный по цвету камень, в том числе мрамор, люстровые керамические облицовки и мозаики, раскрашенный алебастр. Мотивами орнаментов были арабески из геометрических и стилизованных флоральных элементов, создающих причудливые переплетения, и вязь арабских надписей. В колористической гамме декора преобладали голубой и красный цвета, а также золото.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.01 с.) |