Заимствование мусульманскими странами элементов декора интерьера на завоеванных территориях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заимствование мусульманскими странами элементов декора интерьера на завоеванных территориях



Мусульманская архитектура зародилась вслед за возникновением ислама в начале VII века и распространилась вместе с арабскими завоеваниями на протяжении VII-VIII веков на обширные районы Азии, Северной Африки и Юго-Западной Европы[11].

Строительными материалами для этих сооружений служили в основном естественный камень - известняк, песчаник, гранит и кир­пич (чаще всего обожженный), а также дерево — в областях, где оно было в достаточном количестве, например, в Испании, Малой Азии, Индии. Очень распространенными отделочными материалами были гипс, использовавшийся в виде штукатурки и алебастра для декоратив­ной орнаментики, и керамика, покрытые цветной глазурью изразцы и кафельные плиты. В интерьерах встречается также отделка ценными породами камня (мраморные плиты и мраморная мозаика на попах и стенах)[12], деревянными панелями, в том числе с интарсией[13] и инкрустацией металлом, перламутром и слоновой костью. Известны древние (IV - III вв. до н.э.) предметы мебели из Египта, Индии, где инкрустация была выполнена из слоновой кости по черному дереву, позднее парадную мебель украшали золотом в технике «плаке»[14].

 Исламская архитектура, заимствовавшая строительные конструкции у народов, попавших под владычество мусульман, интерпретировала эти конструкции с повышенной декоративностью. Форма арок отличалась динамичными линиями. Простая полу­циркульная арка в мусульманских интерьерах встречается относитель­но редко, предпочтение отдается аркам стрельчатым (в Египте), под­ковообразным (в Северной Африке и Испании), килевым (в Персии). Используются и более сложные формы арок — зубчатые и в виде три­листника, составленные из нескольких дуг окружности.

Исключительно мусульманской оригинальной архитектурной формой являются сталактиты или мукарны, которые используются в сводах, парусах, а также под разнообразными выступающими архитектурными частями интерьера: под карнизами, в нишах, капителях и т. д.

Первоначально мусульманские строители использовали в интерь­ерах колонны, взятые из античных или византийских памятников (или их копии). Позже появляются и специфически мусульманские формы колонн с тонкими стволами без энтазиса[15], с несколькими кольцами и поясками. Капители чаще всего имели вид орнаментированного куба, снизу скругленного или разработанного мотивами сталактитов[16].

Общим для архитектуры всех мусульманских стран является богатство и сложность художественного оформления интерьеров. Наибольшая декоративная нагрузка приходится на стены, которые членятся на рамы и фризы при помощи орнаментальных бордюров и надписей. Орнаменты выполняются обычно в виде сложных, час­то запутанных комбинаций прямых и кривых линий, древнеарабского письма, арабесок, геометрически стилизованных переплетений различных завитков и листьев. За редким исключением в интерьерах отсутствует фигуративная живопись и пластика. При обычно ярком и многоцветном решении орнаментального ажура, как бы затягивающе­го стены сплошным ковром со сложной игрой форм и красок, интерь­еры получают дематериализованный образ.

«В Сирии и Палестине первые мечети строились по образцу визан­тийских храмов. Отделку интерьеров выполняли мастера из Византии, Персии и Индии. Стены покрывались мраморной инкрустацией, капители колонн были позолочены, а купол отделан мозаикой с видами архитектурных и природных пейзажей. В Египте мусульманское строительство получило особенно широкое и блестящее развитие. Мавританская архитектура Испании (Кордовский халифат) формировалась под влиянием зодчества Магриба, Сирии, Византии[17]. В этот период в Испании создаются великолепные архитектурные памятники, отличающиеся ярким своеобразием»[18].

Главная архитектурно-художественная реальность мечети в Кордове — ее интерьер. Фасадов, обладающих самоценной архитектурной компози­цией, здесь по сути нет. В окруженный портиками внутренний двор, размеры которого значительно меньше перекрытой части мечети, рас­крывается огромный молитвенный зал, заставленный лесом колонн. Колонны, взятые из римских и византийских построек, несут двухъярусные аркады, причем опоры верхних арок установлены непос­редственно на колонны.

 

Арки нижней части имеют подковообразное очертание, а в верхней — полуциркульное[19]. Клинчатая кладка аркад выполнена чередованием светлого камня и красного кирпича. Многолопастные арки здесь образуют затейливый переплетающийся контур, декоративный эффект которого усилива­ется благодаря чередованию в кладке светлых и орнаментированных камней.

Основным видом декора интерьера, как и в древнейшем периоде, была резьба по алебастру. Под влиянием ислама изобразительные сюжеты постепенно вытесняются орнаментальными, в которых растительные мотивы обычно стилизуются.

 «Новым видом декора является также изразцовая мозаика, отличающаяся высоким качеством глазури и глубиной цвета[20]. В архитектурном орнаменте используется гирих (сложные геометрические узоры) и растительные мотивы с замысло­ватым сплетение листвы, цветов и спиралевидных завитков (Приложение. Рис.4). В мону­ментальной каллиграфии появляется новая разновидность почерка дивани со скосом вертикальных элементов букв и свободной вязью их горизонтальных элементов»[21].

Развитие среднеазиатской архитектуры и искусства было пре­рвано в начале XIII в. монгольским завоеванием. Захвативший власть и подчинивший себе соседних сред­неазиатских феодалов Тимур в 70-е гг. XIV столетия создал огромную империю, столицей которой стал Самарканд.

Для эпохи Тимура характерно стремление к ошеломляющему величию и богатству архитектуры.

Крупнейшей культовой постройкой эпохи Тимура была соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде (1399—1404 гг.). Своими же размерами и величием, по замыслу Тимура, мечеть Биби-ханым должна была превзойти все предыдущие постройки мира.

В архитектурно-художественном образе интерьеров и фасадов комплекса мечети огромную роль играет активный цвет. В узорной кладке стен преобладают синие, голубые и белые изразцы с ромбо­видными фигурами и религиозными надписями. Преобладающими элементами рельефа были розетки, которые крепились на гвоздях к штукатурке.

«Во второй половине 11 века полуостров Малая Азия был завоеван кочевыми племенами тюрок сельджуков. Художественная культура этого государства была связана одновременно с исламом и с традициями искусства завоеванной Византии и соседних стран — Ирана, Сирии, Армении. В монументальном строительстве большое участие прини­мали иноземные мастера. В области декоративного убранства интерьеров значительное влияние оказало среднеазиатское и арабское искусство»[22].

Декоративная отделка интерьеров включала большинство при­емов, выработанных в Иране и Средней Азии. Стены орнаментиро­вались цветными узорами и арабскими надписями. Растительные орнаменты составлялись из мозаики, выпиливаемой из плиток с использованием шаблона. Однотонные плитки иногда украшались накладными золо­тыми узорами[23].

Дополнительный декоративный эффект создавало также искусственное освещение интерьеров, низко свисающими со сводов многочисленными керамическими светильниками (чаще всего с круглым туловом и расширяющимся горлом).

В интерьерах устраивались стенные ниши, потолки часто облицовывались цветными узорными переплетениями черенков пальмовых листьев, а полы застилались циновками.

В мусульманских жилищах (в том числе во дворцовых) мебель не играла значительной роли, так как сидениями служили обычно ков­ры и подушки. Для сна использовались покрытые коврами и тканями софы. Вместо корпусной мебели использовалась мебель, встроенная в стенные ниши. Дверцы встроенных шкафов выполнялись в виде решетки с геометрическим орнаментом[24].

«Низкие и небольшие четырех, шести и восьмиугольные столы украшались резьбой, интарсией и инкрустацией (обычно с исполь­зованием перламутра).Предметами обстановки были также сундуки, ширмы, этажерки, пюпитры для Корана, иногда кресла) обычно без спинки с наклоненными во внешние стороны подлокотниками, отдаленно напоминающие древнеримские складные табуреты)»[25].

Элементами декоративной отделки мебели и различных частей интерьера служили геометрические и стилизованные флоральные орнаменты, архитектурные мотивы (колонны, арки, сталактитовые своды), а также точеные детали. Для обивки мебели кроме тканей и ковров использовалась тисненая кожа, иногда с позолотой[26].

Красочными расписными орнаментами с золотыми узорами покрыт кессонированный потолок портика. На стенах наряду с орнаментом помещались изобра­зительные сюжеты. Интерьеры дворца украшались так­же коврами и тканями, производство которых в Иране XVI—XVII вв. переживало необычайный расцвет и которые пользовались мировой известностью. В рисунке тканей наряду с растительным орнаментом и надписями также присутствовали фигурные изображения, близкие по характеру к миниатюре того времени.

Лирические нотки и дематериализующий эффект в образ пред­метно-пространственной среды вносит вода, бьющая тонкими свер­кающими струйками фонтанов.

В качестве основных отделочных материалов в интерьерах дворца использовались различный по цвету камень, в том числе мрамор, люстровые керамические облицовки и мозаики, раскрашенный алебастр. Мотивами орнаментов были арабески из геометрических и стилизо­ванных флоральных элементов, создающих причудливые переплете­ния, и вязь арабских надписей. В колористической гамме декора преоб­ладали голубой и красный цвета, а также золото.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.01 с.)