Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки формирования понятия «социальный конфликт»
Историческое развитие человечества нельзя представить без столкновений и различных войн. Конфликты сопровождают человечество на протяжении всей истории. Различные противоречия и столкновения можно проследить даже в первобытном обществе конфликты. Понятие конфликт происходит от лат. conflictus «столкновение, удар; борьба». Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой истории. Первые упоминания о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. В Китае изучение конфликта зародилось в VII-VI вв. до н. э. Китайские философы полагали, что процесс развития всего живого заключен именно в борьбе противоположностей. Основоположником явился Конфуций. Он утверждал в своих изречениях, что злобу и заносчивость, а, следовательно, и наличие конфликтов, способны порождать неравенство и несхожесть людей. Он утверждал, что необходимо улучшать нравы, устраняя пороки, избегая ссор. Важно добиваться достижения того, чтобы «тяжбы не велись». Конфуций, обладая несомненными достоинствами, был «ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив», утверждали его многочисленные учеников. Ему были чужды ряд недостатков: себялюбие, склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство [2, с.55]. По мнению китайских мыслителей, источником развития всего существующего являются взаимоотношения присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон. Они находятся в постоянном противоборстве и приводят к конфронтации их носителей. Согласно древней мудрости Китая, двузначными являются каждая вещь и ситуация, каждое явление и чувство. Это означает, что они обладают двумя полюсами. Свойства их являются противоположными. В роли примеров можно привести мир и войну, день и ночь огонь и воду, мужчину и женщину. Древнегреческими философами наряду с китайскими мыслителями, предпринимались первые попытки рационального осмысления природы социального конфликта. Согласно суждению древнегреческого философа Гераклита о природе мироздания, все подвержено вечному круговороту и взаимопревращению. Исключением не являются нормы человеческого общения. В мире все рождается через вражду и распри. Единственным всеобщим законом, царящим в космосе, служит «война – отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными». Это слова Гераклита. Они представляются одной из первых попыток рационального обоснования позитивной роли борьбы в процессе общественного развития. Конфликты здесь предстают в роли атрибута общественной жизни, непременным и важным условием общественного развития.
Внимание конфликтам уделяли и такие выдающиеся умы античности, как Аристотель и Платон. Они полагали, что человек по природе своей является существом общественным. Отдельный человек представляется лишь частью более широкого целого – общества. Способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми придает человеку заложенное в нем начало. Склонность к вражде, ненависти и насилию при этом являлось не исключением. Согласно суждений Аристотеля, источниками распрей служит неравенство людей согласно обладания имуществом и получения почестей. Также к данным источникам относят наглость, страх, пренебрежения, происки, несходство характеров, чрезмерное возвышение одних и унижении других [2, с.63]. Понятие конфликт в эпоху средневековья означало процесс столкновения религиозных и светских учений. К ярким представителям этого времени относят флорентийского государственного деятеля Николло Макиавелли и мыслителя Эразма Роттердамского. Макиавелли конфликт рассматривался в виде постоянного и непрерывного состояния общества. В его понимании конфликт представляется источником и причиной. Он является в роли противоречивой и во многом порочной сущностью самого человека, стремящегося к материальному обогащению. Конфликт обладает не только разрушительной силой. Он также может быть и созидательным. Другим видным средневековым мыслителем Эразмом Роттердамским, природа конфликта рассматривается немного в ином ракурсе. Он указывает на наличие у него собственной логики развития. Он считал, что по мере разрастания конфликтной ситуации, в процесс противоборства вовлекаются все новые люди, страны и государства. К основной причине войны, как правило, относится наличие корыстных целей и желаний правителей и властных структур. Они обладают стремление к укреплению своей власти и могущества посредством нарушений согласий между народами.
Основываясь на теории естественного отбора английского ученого Ч.Дарвина, сформирована концепция о том, что процессы существования и развития на земле приходят к непрерывным конфликтам на определенной территории за выживание. Представителями Нового времени рассуждения о природе конфликта выявлены достаточно в большом количестве. Социальные конфликты в обществе становятся наиболее острыми. К представителям этого времени относят таким мыслителей, как Ф.Бэкон и Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и К. Маркс, Вл. Соловьев и Н.Бердяев [6, с.78]. Карла Маркса по праву следует выделить как одного из первых исследователей, который обратил внимание, что в основе общественной жизни лежит конфликт. Более того, в работах Карла Маркса конфликтные отношения рассматривались в роли движущей силы истории. Маркс, тем самым, положил начало новой парадигме в социологии и философии, которая явилась парадигмой конфликта. Она рассматривала общественное взаимодействие в роли проявления конфликта между различными социальными силами. Таким образом, Маркс явился основателем одного из ведущих направлений социологии конфликта и философия конфликта. Они в жизнедеятельности общества признают главенствующую роль социальных противоречий и конфликтов. Конфликты по Марксу свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Английским философом Френсисом Бэконом конфликт рассматривался в роли социального понятия, выделяя материальные, политические и психологические условия возникновения социальных потрясений, которые приводят к конфликтам. Пороки самой социальной организации, заблуждения и предрассудки людей, а также частную собственность относит Ж.-Ж.Руссо в качестве причин социальных конфликтов. Оппонентом Ж.Ж.Руссо выступил Иммануил Кант. По его мнению, люди не могут жить в мире по собственной воле и инициативе. Войны представляются неотъемлемой частью человеческого существования. Однако, Кант признавал, что процесс установления мира, «общественного договора», возможен, и он должен быть установлен. В своем последующем развитии теория конфликта постоянно опирается на исходные идеи о природе конфликта, которые были высказаны выдающимися мыслителями древности, Средневековья и Нового времени. Так, современная конфликтология, при использовании этих идей классической философии, придерживается двух основных концепций человеческой природы. По мнению ряда ученых, которые руководствуются идеями Руссо и Маркса, человек является существом рациональным. Возникающие всплески агрессии и жестокости происходят в свете вынужденной реакции на наличие жизненных обстоятельств. Согласно их мнения, процесс формирование человеческого сознания и психики происходит на протяжении всей жизни посредством влияния конкретных социальных условий. Они считают, что процесс совершенствования социальных институтов способен привести к уничтожению конфликтов и войн. Другие философы считают, что существует изначальная иррациональная природа человека. Для него насилие и агрессия служат природными и естественными. Согласно установкам Т.Гоббса, которые были развиты в трудах Ф.Ницше и 3.Фрейда, сторонниками этой концепции рассматривается наличие агрессивных проявлений в поведении человека не в роли патологий и отклонений в его природе, а как естественное состояние, которое диктуется его природой. Согласно их мнению, это является причиной возвращения человечества к войнам, в стремлении к вечному и последнему миру.
Учение о конфликте Г. Зиммеля представляет большой интерес. Оно сформулировано в виде «конфликтного функционализма», которого большинство современных исследователей называют основателем теоретической конфликтологии. Согласно утверждению Зиммеля, конфликт в обществе является неизбежным и неотвратимым. На это, в первую очередь, оказывает влияние сложная структура общества. Она представляется ему сложными неразрывно взаимосвязанными процессами ассоциации и диссоциации ее элементов. Конфликт, в результате, является естественной составляющей данных процессов. И, как правило, приводит к разрушению системы или социальным изменениям [9, с.39]. Учение немецкого исследователя Р. Дарендорфа «диалектическая теория конфликта» имеет огромное значение для современной конфликтологической теории [6, с.78]. К особенностям протекания конфликта ученый относит зависимость отношения и принадлежности к власти и авторитету различных ролевых подгрупп и личностей. Социальная организация любого уровня относительно учений Р. Дарендорф, начинается от представителей малой социальной группы до всего общества в целом. Она получила название «императивно координированной ассоциации». Р. Дарендорф является последователем учения К. Маркса, как и Г. Зиммель. С точки зрения отдельных его сегментов к пониманию конфликта подходят более современные исследователи. Так, Д. Майерс определяет конфликт в виде «воспринимаемой несовместимости действий или целей». По утверждению Н.В. Гришиной, «конфликт выступает как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленное на определение противоречия». А.Г. Здравомыслов вводит в структуру и широкое понимание конфликта, приходя к очень простому и в то же время фундаментальному теоретическому обоснованию: «Прежде всего, понимание конфликта связано с пониманием природы конфликта самого человека. Человек? Что это такое? И в чем состоит его собственная природа?» [5, с.60].
Рассуждая о сущности конфликта, а в целом и противоречий, приходим к понимаю того, что объяснением, с которого необходимо системно изучать конфликт и конфликтность вообще, является человек. Конфликт многими учеными расссматривается в широком смысле этого слова. По мнению Т.Н. Кильмашкиной, «под конфликтом следует понимать наиболее острый вид проявления противоречий, сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами субъектов по отношению друг к другу». Некоторые исследовали считают, что противоречия могут быть уже имеющимися или только предполагаемыми, существуют в действительности или только в ощущениях – в любом случае они охватываются аналитическим пространством. Под конфликтом понимается реальная борьба между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. Д.М. Фельдман, специализирующийся на политических конфликтах, предлагает понимать конфликт «как противоборство тех или иных социальных групп, общностей, государств и т.д. в стремлении к реализации их сталкивающихся интересов». А.В. Дмитриевым конфликт определяется как «проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Иными словами, конфликт – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение определенных интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции». Рядом исследователей определяется конфликт как взаимодействие, протекающее в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон [7, с.70]. Таким образом, конфликт представляется осознанной на уровне отдельного человека, социальной группы противоречивостью процесса взаимодействия и отношений, несовместимостью интересов, ценностных ориентаций и целей. Существует конфликт на уровне социально-культурной организации, то есть определенным образом установленного порядка. Конфликт имеет значение и подтверждает себя в качестве реального общественного конфликта только в той мере, в какой действующие лица, каждый со своей стороны, стремятся управлять областью своего взаимодействия. Конфликт является социальной формой самопроизводства общества. Он не связан с какой-либо одной сферой социальной действительности, он – повсюду и должен признаваться во всех областях общественной жизни.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.01 с.) |