Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
При президенте Российской Федерации»Стр 1 из 10Следующая ⇒
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – филиал РАНХиГС
Факультет:_ управление ________________________________________________________ Кафедра __ философии и политологии ________________________________________ Направление подготовки / специальность: _ 38.03.02 менеджмент _________________ _____________________________________________________________________________ (код, наименование) Направленность (профиль) / специализация: организация маркетинговой деятельности на предприятии _ _____________________
РЕФЕРАТ
Нижний Новгород, 20 20 _г. Содержание
Введение. 3 Глава 1. Понятие «социальный конфликт» и его эволюция в истории общественной мысли 6 1.1. Истоки формирования понятия «социальный конфликт». 6 1.2. Понятие «социальный конфликт» и традиции его анализ. 12 1.3. Современное состояние анализа содержания понятия «социальный конфликт» в отечественной литературе. 16 Глава 2. Трансформация социальных конфликтов в ходе информатизации общества 26 2.1. Информатизация как тенденция исторического движения цивилизации. 26 2.2. Информатизация и трансформация социальных конфликтов. 32 2.3. Информационная война как вид социального конфликта. 35
Глава 3. Проблема управления социальными конфликтами в условиях информатизации общества. 42 3.1. Технологии управления социальными конфликтами и их ограниченность 42 3.2. Требования к современной технологии управления социальным конфликтом 47 3.3. Перспективы развития технологии управления социальными конфликтами 51 Заключение. 53 Список использованной литературы: 57
Введение
Актуальность темы исследования. Социальный конфликт выступает неотъемлемым процессом человеческой истории. Во всех цивилизациях всегда существовали общественные противоречия, которые проявлялись посредством ожесточенных схваток различных сил. Они вели борьбу за приоритеты в принятии решений. В качестве участников этой борьбы выступают малые социальные группы, социальные классы, этнические общности, целые государства. Следовательно, этим подтверждена важная роль конфликтов в жизни отдельных людей, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Россия, согласно итогам XX века, является бесспорным мировым лидером по людским потерям, являющимися результатами конфликтой. С процессом трансформации российского общества происходит усугубление ситуации конфликтирования в стране. Резко усилил действие конфликтогенных факторов абсолютно во всех жизненно важных сферах и социальных институтах российского общества переход от диктатуры к демократии. Согласно практическому опыту последних лет, происходит наглядная демонстрация обострения борьбы за статус и ресурсы, права и влияние самых разных социальных субъектов. Бескомпромиссными формами представляется противоборство конфликтующих сторон. Весь этот процесс оборачивается наличием насилия и крови, социальных взрывов и политических переворотов, внутренних расколов социальных образований. Все вышеперечисленное отражает актуальность темы исследования и делает вполне понятным обращение к проблеме происхождения, развертывания, регулирования и разрешения социальных конфликтов в обществе. Исходя из этого, сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования. Объект исследования – феномен социального конфликта.
Предмет исследования - система экономических, политических противоречий современной общественной жизни, выражающаяся в различных формах социальных конфликтов. Цель исследования - анализ социальных конфликтов в контексте глобализации общественных отношений. Задачи исследования: - рассмотреть истоки формирования понятия «социальный конфликт» - изучить понятие «социальный конфликт» и традиции его анализа; - уточнить современное состояние анализа содержания понятия «социальный конфликт» в отечественной литературе; - проанализировать процесс информатизации как тенденцию исторического движения цивилизации; - охарактеризовать информатизацию и трансформацию социальных конфликтов; - рассмотреть информационную войну как вид социального конфликта; - выявить технологии управления социальными конфликтами и их ограниченность; - рассмотреть требования к современной технологии управления социальным конфликтом; - обозначить перспективы развития технологии управления социальными конфликтами. Степень теоретической разработки проблемы. Целый ряд фундаментальных проблем теории конфликта рассматривается в контексте социальной философии. Первое место среди них занимает вопрос о природном единстве человеческого общества, второе — о его противоречиях. Методологической основой рассмотрения проблем исследования явились методы системного анализа. Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Требования к современной технологии управления социальным конфликтом Пути выхода из кризиса находят отражение в социальных программах, в которых на основе социально-диагностического и организационно-управленческого анализа определяются соответствующие стратегии и механизмы. Стратегии управления конфликтными и кризисными процессами понимаются как ориентиры на победу в интересах большинства. Механизмы - рычаги управления - при этом включают анализ и диагностику конфликтных и кризисных проблем, определяющих цели, задачи, ресурсное обеспечение, среду развертывания противоборств, состав участников – все, что позволяет субъектам социального управления вывести управляемую систему из конфликтного или кризисного тупика и актуализировать ее позитивный потенциал на развитие. Социальный кризис не катастрофа, а разновидность стабильности, не апокалипсис, а переход в новое состояние. Результаты кризиса во многом определяются качеством социального управления. Кризисы и конфликты во все времена - шанс, активирующий установки не столько на стабильность, сколько на социальное созидание, обновление и развитие. Теория управления социальными конфликтами – междисциплинарная область знания, изучающая объективные закономерности возникновения, развертывания, профилактики, разрешения и урегулирования противоборств больших и малых социальных групп. Предпосылки возникновения науки и практики управления социальными конфликтами составляют [6, с.78]: - концептуальные позиции древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, школа имен); - методологические подходы древнегреческой философии («семь мудрецов», Эмпедокл, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эпикур, Геродот, Платон, Аристотель, Цицерон и др.);
- ценности традиционных национальных и мировых религий (буддизм, христианство, ислам); - трактаты мыслителей средневековья (Аврелий Августин Гиппонский Блаженный, Фома Аквинский); - труды ученых Нового времени (Никколо Макиавелли, Жан-Жак, Руссо, Томас Гоббс, Адам Смит, Джон Локк, Шарль-Луи де Секонда Монтескье, Огюст Конт, Г. Спенсер, Георг Гегель и др.); - марксистская (К. Маркс и др.) и постмарксистская социальные философии (Макс Вебер, Георг Зиммель Эмиль Дюркгейм и др.); - современные научные школы управления (научное управление; «человеческие отношения»; - структурно-функциональный анализ; - конфликтная модель развития общества; - психоанализ; - аналитическая психология; - трансактный анализ; - математическая школа; - отечественная школа конфликтологии и др.), определяющие методологические подходы современной науки и практики управления социальными конфликтами. Принципиальная теоретическая и практическая позиция состоит в том, что социальные конфликты управляемы. Управление социальным конфликтом в науке рассматривается как процесс целенаправленного, осознанного, волевого воздействия субъектов социального управления на предмет, объект и причины конфликта, направленного на изменение характера противостояния в целом или в частных проявлениях, нередко оформленного в виде социального акта (официального документа), имеющего директивный, обязательный для выполнения характер. Понятие «управление конфликтом» используется в науке и практике широком и узком смыслах. Управление конфликтом в узком смысле подразумевает учет субъективных моментов, нередко определяющих возможности и способы противодействия конфликту. Как правило, оно сводится к принятию мер по обеспечению диалога, организации переговорного процесса противоборствующих сторон в целях смягчения напряженности, вызванной возникающими непримиримыми противоречиями, стабилизации ситуации, недопущению конфронтации и насилия для достижения взаимовыгодных соглашений, достижения компромисса и согласия и др [8, с.19]. Управление конфликтом в широком смысле – это процесс целенаправленного воздействия субъектов социального управления на причины конфликта в целях осознанного изменения характера противостояния в целом или в частных проявлениях. Оно включает три основных элемента управленческого воздействия, распределенных по пространству развертывания (динамики) социального конфликта. Суть управления социальным конфликтом проявляется в необходимости и возможности его преобразования в процессе развертывания противоборства, что включает [12, с.98]:
– создание условий для предупреждения и предотвращения конфликта на латентной, предконфликтной стадии: изменение направленности противоборств, устранение или локализация конфликтогенных противоречий; – разрешение возникшего противостояния на стадии открытого противоборства с использованием цивилизованных способов реализации переговоров и достижения консенсуса, компромисса путем нормирования, институционализации конфликтных взаимоотношений и др. (по существу, это не что иное, как удовлетворение потребностей конфликтующих сторон); – регулирование постконфликтных синдромов после завершения конфликтного взаимодействия. Управление конфликтом как элемент социального управления организованными системами рассматривается [17, с.72]: – как деятельность, подразумевающая управленческое воздействие субъектов социального управления на его объекты, находящиеся в ситуации конфликтного взаимодействия; – как функция управления, направленная на совершенствование управляемой противоборствующей системы или ее перевод в желаемое состояние, призванное сохранять структурную и функциональную определенность объекта управления, поддерживать стабильный режим его деятельности для достижения социальных целей; – как процесс, представляющий собой комплекс взаимосвязанных и осуществляемых в определенном порядке алгоритмов управленческих действий и отношений в контексте динамики развертывания противоборства, направленных на реализацию задач, которые связаны с профилактикой, разрешением и урегулированием столкновения, и включающий его технологические характеристики, реализуемые на различных этапах развертывания конфликта.
Заключение
Конфликты в обществе можно подразделять одновременно и в зависимости от интересов вступивших в конфликт сторон, и от сфер общества, в которых они зарождаются и развиваются. Например, политическими можно называть и конфликты, появляющиеся в политике, и конфликты, возникшие по политическим мотивам. Аналогично называют экономическими как конфликты, развивающиеся в экономической сфере общества, так и обусловленные экономическими причинами. Все конфликты, существующие в обществе, по своей природе являются социальными, ибо они зарождаются и развиваются на социальной основе – между конкретными людьми или их различными формализованными или неформализованными совокупностями. Понятие конфликт в эпоху средневековья означало процесс столкновения религиозных и светских учений. К ярким представителям этого времени относят флорентийского государственного деятеля Николло Макиавелли и мыслителя Эразма Роттердамского. Макиавелли конфликт рассматривался в виде постоянного и непрерывного состояния общества. В его понимании конфликт представляется источником и причиной. Он является в роли противоречивой и во многом порочной сущностью самого человека, стремящегося к материальному обогащению. Конфликт обладает не только разрушительной силой. Он также может быть и созидательным. Под конфликтом понимается реальная борьба между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон.
Социальный конфликт большинство ученых толкует как высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. Это конфликты между социальными субъектами: индивидами, группами, организациями. Предметом изучения социологии конфликта могут быть причины и динамика социальных конфликтов, пути их разрешения и предупреждения. Определение основных видов социальных конфликтов зависит от того, что будет взято за основание классификации. Все открытые и скрытые информационные воздействия направлены на достижение информационного превосходства над противником, что находит свое выражение в нанесении ему идеологического и морального ущерба. Объектом информационной агрессии является поведенческий стереотип, доступ к которому открывается через когнитивную сферу. Исходя из этого, необходимо признать, что изменение поведенческой структуры могут реализовать как краткосрочные планы, которые могут быть связаны с формированием общественного мнения по отношению к государственным деятелям или политическим событиям, так и решать более сложные задачи, которые возможно осуществить с помощью информационно-коммуникативных технологий. Если поведенческая структура формируется на когнитивном уровне, включая навыки и приемы мышления, то внесение любых изменений в когнитивную структуру общественного сознания на уровне целой страны, способно привести к непредсказуемым последствиям в поведенческом стереотипе населения. Любая социальная система поддается разрушению, если через когнитивный механизм меняется поведенческая структура, так как эти изменения способны парализовать системное управление. Связь социальных конфликтов с разными интересами в обществе, социальным управлением и социальными институтами указывает на истоки возникновения социальных конфликтов – общественные отношения. Действительно, общественные отношения не существуют вне упорядочивающих их социальных институтов. В свою очередь, социальные институты, упорядочивая общественные отношения, выполняют функцию социального управления именно общественными отношениями. Институциональное же управление общественными отношениями, лишь частью которого, а не самостоятельным «ведомством», призваны быть специализированные органы управления в виде государственного управления и управления в фирмах/организациях, и есть управление разными интересами в обществе, поскольку в общественные отношения вступают люди с разными интересами. Влияние информационных технологий в рамках современных конфликтов очень велико: любой политический конфликт следует рассматривать в информационном контексте; борьбу участников противостояния за власть всегда сопровождает информационная война, ведение которой не возможно без посреднических и передаточных функций СМИ, а также изготавливаемого и транслируемого ими контента. Возможности медиа могут использоваться участниками конфликта для оказания информационного давления на соперника, манипулирования общественным сознанием, формирования позитивного или негативного образа конфликта с помощью информационных кампаний. Таким образом, процесс управления конфликтом предполагает определенный способ достижения общественных целей, реализацию соответствующих социальных технологий – организационных способов решения общественных проблем, понимаемых как совокупность последовательных операций, методов, процедур, алгоритмов целенаправленного управленческого воздействия на противоборствующих оппонентов, реализацию намеченных планов (программ, проектов) для получения оптимального социального результата. В контексте управления социальными конфликтами особенно актуально использование управленческих технологий социальной диагностики, социального прогнозирования, программно-целевого проектирования, социального планирования, составляющих базу для межотраслевых, межтерриториальных антикризисных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях управления социальными конфликтами и социальными кризисами – общегосударственном, региональном, местном. В контексте изложенных подходов социальные конфликты и кризисы управляемы и могут выступать средством совершенствования всех типов социальных отношений.
Список использованной литературы:
1. Антонович, П.И. О сущности и содержании кибервойны // Военная мысль, 2018. - №7. С. 39-46. 2. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. 5-е изд. – СПб.: Издво «Питер», 2013. – 276 с. 3. Гидденс, Э. Социология / при участии К. Бердсолл: пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2015. 4. Гриняев, С.Н. Война в четвертой сфере // Независимое военное обозрение, 2018. - №42. - С. 5. Гришина, Н. В. Г85 Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с. 6. Дарендорф, Р. Конфликтная модель общества // Природа конфликта современного общества: поиск путей выхода. М., 2018. С. 78. 7. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с. 8. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ): автореф. дис. … док. философ. наук. – Ростов-на-Дону, 1992. – 41 с. 9. Зиммель, Г. Избранные труды (серия «Сдвиг парадигмы»). - М., 2009. - 440 с. 10. Информационное общество и формирование новой эпистемологической парадигмы современной науки / В. Ю. Ивлев и др. М., 2018. - 129 с. 11. Кибанов, А.Я., Ворожейкин, И.Е., Захаров, Д.К., Коновалова, В.Г. Конфликтология: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2014. – 301 с. 12. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов ВУЗов / Т.Н.Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012 - 287с. 13. Киященко, Л. П. Личность как голограмма в трансдисциплинарной культуре // Вопросы философии, 2017. - № 11. - С. 58–68. 14. Козер, Л. Функции социального конфликта. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 205 с. 15. Колотуша, В. В. Пограничная сфера общества в условиях становления многополярного мира // Социально-гуманитарные знания, 2017. - № 5. - С. 280–288. 16. Комов, С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль, 2019. - №3. - С. 73. 17. Консультирование как технология урегулирования конфликтов в организации / науч. ред. А. С. Запесоцкий. — СПб.: СПбГУП, 2019. - 160 с. 18. Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Третьего Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 15–16 ноября 2019 г. - СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2019. - 414 с. 19. Костюхин, А., Горбунов, Г. Информационные операции в планах командования ВС США // Зарубежное военное обозрение, 2018. - № 5. - С. 14. 20. Крынина, О.Ю. Дефиниции понятия «Информационная война» анализ российского и зарубежного опыта // Новые технологии, 2018. - № 3. - С. 68–70. 21. Крюков, Н.А., Крюкова, Т.В. Манипулятивные практики как деструктивный фактор стратегии устойчивого развития // Конфликтология, 2017. №1. - С. 11–19. 22. Магомедов, Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. – 2014. - № 8. – С. 233-239. 23. Майкова, В. П. Общественное сознание в условиях интеграции: учеб. пособие для подготовки к семинарским занятиям. М.: Спутник+, 2018. - 186 с. 24. Майкова, В. П., Молчан, Э. М. Духовность как фактор устойчивости социальных систем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2017. - № 1. - С. 46–54. 25. Мириманова, М. С. Конфликтология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с. 26. Молчан, Э. М. Трансформация образовательной деятельности как социокультурный феномен // Методология в науке и образовании: материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов РАН. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. - C. 210–212. 27. Национализм как угроза демократии и политической стабильности в современной России / В. А. Песоцкий и др. Новосибирск: НИПКиПРО, 2017. - 116 с. 28. Петрий, П. В. Общественный идеал как фактор модернизации России в условиях глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2017. - № 2. - С. 55–63. 29. Пирумов, В.С., Родионов, М.А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль, 2018. - № 5. - С. 44-47. 30. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://static.government.ru (дата обр.05.06.2020). 31. Савченко, Е. А. Антропокультурологическая парадигма: воспитание культурного человека. Ярославль: Канцлер, 2016. - 134 с. 32. Селиванова, В.В. К вопросу о природе конфликта в философском аспекте. Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) Российская Федерация. - М., 2019. – С.58-64. 33. Скакунов, Э.И. Стратегия управления конфликтами // Юридическая конфликтология. Ч. III / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Изд-во РАН, 2019. - С. 146. 34. Фельдман, Д.М. Политология конфликта: учеб. пособие. - М., 1997. - 287 с. 35. Черников, В. В. Оптимизация управления качеством обучения человека в среде современного социума. М.: Форма-Т, 2018. - 360 с. 36. Шарков, Ф.И., Сперанский, В.И. Общая конфликтология. М.: Дашков и К о, 2018. – 150 с. 37. Щегулин, А.В. Управление трудовыми конфликтами как формой социально-трудовых отношений в организациях рекламной сферы: дис. … канд. экон. наук. – М., 2016. – 276 с. 38. Яценко, В. Поведение человека в производственных конфликтах // Менеджер по персоналу. – 2011. – С. 11-14.
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.05 с.) |