Трещев Константин Михайлович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трещев Константин Михайлович



 

Родился 31 марта 1922 г. в деревне Трещево Тульской губернии. После окончания 9 классов поступил в Качинскую военную авиационную школу.

Первые боевые вылеты Трещев совершил с Гродненского аэродрома в июньские дни 1941 г. В июле одержал свою первую победу. Осенью участвовал в боях под Смоленском, а позднее 127‑й иап, где воевал лейтенант Трещев, был переведен на Ленинградское направление. В течение первого года войны он сражался на И‑153 и, главным образом, на И‑16. На «ишаке» ему удалось уничтожить 3 неприятельских самолета.. После перевооружения на Як‑1 полк был направлен под Сталинград. Трещев сбил там 9 вражеских машин, используя трофейный «мессер», провел несколько высокорезультативных воздушных разведок… В июне 1944 г. капитан Трещев назначается на должность инструктора — летчика Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС РККА. 1 мая 1945 г. он участвовал в пролете над Берлином, когда на Рейхстаг были сброшены 2 красных полотнища с надписью «Победа».

Ему довелось воевать на всех типах отечественных истребителей (за исключением МиГ‑3 и ЛаГГ‑3), облетать большинство лендлизовских и трофейных машин. Он провел 565 боевых вылетов, лично сбил 28 неприятельских самолетов. Сам был сбит дважды — дважды приземлялся с парашютом. Еще 3 раза противнику удавалось подбить его самолет, и трижды он приземлял его в расположении своих войск. Важнейшей составляющей боевой работы летчика‑истребителя времен второй мировой войны Трещев считает его способность и мужество подойти к противнику на дистанцию эффективной стрельбы, чтобы наверняка поразить пилота или важнейшие агрегаты неприятельского самолета.

После войны летчик продолжил службу в ВВС. Окончил ВВА в 1950 г В 1954 г. участвовал в испытаниях атомной бомбы на Тоцком полигоне. На МиГ‑17 сопровождал бомбардировщик, затем выполнил облет эпицентра взрыва. Летал до 1960 г. Последний освоенный тип — МиГ‑19. К. Трещев ушел в отставку в 1983 г. в звании генерал‑майора авиации. После демобилизации вел научно‑практическую работу в Институте ВВС. Живет в Москве.

Герой Советского Союза (2.8.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3‑й ст., Отечественной войны 1‑й и 2‑й ст., Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в ВС СССР» 3‑й ст., 3 орденами Красной Звезды, медалями.

 

Трофимов Евгений Федорович

 

Родился 14 марта 1920 г. в селе Паспаул на Алтае. Среднюю школу на станции Клюквенная Трофимов окончил с отличием. Был хорошим спортсменом — отлично стрелял, легко вольтижировал на гимнастических снарядах, часто первенствовал в беге и плавании. В 17 лет он поступил в Московский ис‑торико‑архивный институт, отучился там 3 курса, одновременно овладел летными навыками в аэроклубе и в свои 20 лет добровольцем ушел на войну. Снайпер лыжного батальона в советско‑финляндскую, он был награжден орденом Красного Знамени. В 1940 г его приняли в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую Трофимов также с отличием окончил в 1941 г.

С января 1942 г. участвовал в боях Великой Отечественной войны. Сражался под Сталинградом и на Курской дуге, участвовал в Корсунь‑Шевченковской и Львовско‑Сандомирской операциях. Штурман 148‑го гиап войск ПВО страны гвардии майор Е. Трофимов провел 376 боевых вылетов, главным образом на Як‑1, Як‑7 и Як‑9, в 26 воздушных боях сбил лично 22 и в группе 3 самолета противника.

После войны Трофимов продолжал службу в ВВС, летал на реактивных и сверхзвуковых машинах. В 1952 г. окончил ВВА. Был начальником Армавирского высшего военного авиационного училища В 1968 г. ему было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР» Демобилизовался в звании полковника в 1972 г. Жил в Армавире. После демобилизации преподавал в ПТУ. Умер 8 августа 1981 г.

Герой Советского Союза (22.8.44) Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 

Труд Андрей Иванович

 

Высокий и широкоплечий, весельчак и балагур, отважный боец и тонкий тактик, Андрей Труд был любимым учеником А. Покрышкина.

В день начала войны он сдал последний экзамен в Качинской военной авиационной школе и через 2 недели получил направление в 55‑й иап (впоследствии 16‑й гиап), в эскадрилью Покрышкина. Позднее Труд вспоминал, что Покрышкин не раз приходил ему на помощь в воздушном бою, не раз спасал от смерти. Наверное, так было и тогда, в июле 1941 г, когда 19‑летний летчик прибыл в боевую часть Не сразу Покрышкин выпустил его в бой, немало часов Труд провел в его землянке, названной «конструкторским бюро». Наука не прошла даром, и в первом же воздушном бою была одержана победа, когда, выйдя из‑под атаки «бочкой», он оказался в хвосте неприятельской машины и успел нажать на гашетку. В полной мере его летный талант раскрылся во время битвы на Кубани, где лейтенант Труд был ведомым у другого выдающегося советского аса В Фадеева. К сентябрю 1943 г, когда из дивизии ушло его представление к званию Героя, на счету А. Труда было 314 боевых вылетов на МиГ‑3, Як‑1 и «Аэрокобре», 71 воздушный бой, 18 личных побед и 1 групповая. Мало кто знал, что этот отважный летчик, любитель розыгрышей и шутник, комэск прославленного гвардейского полка, был неплохим пианистом. С боями он прошел Украину и Белоруссию, Румынию, Польшу, Чехословакию. К концу войны на его счету было более 600 боевых вылетов, где он сбил 24 самолета противника лично и 1 в группе.

Позднее, работая с молодыми летчиками, Труд так сформулировал свое боевое кредо. «Летчику‑истребителю надо запомнить несколько тактических истин: надежно прикрывай ведущего, будь осмотрителен, маскируйся в лучах солнца и в атмосфере. Помни — кто хозяин высоты, тот и хозяин боя».

Творческий поиск новых тактических приемов воздушного боя, их личная проверка в учебных и боевых схватках стали важной чертой ратной деятельности А. Труда, верного последователя своего великого учителя — А. Покрышкина.

Одним из первых в своей прославленной части он освоил реактивный истребитель, в 1955 г. окончил ВВА. До самого увольнения в запас в 1972 г. он летал на сверхзвуковых машинах. Полковник запаса А Труд был зам. председателя областного комитета ДОСААФ в Ростове‑на‑Дону, сегодня живет в Сумах

Герой Советского Союза (13.4.44). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной воины 1‑й ст., орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 

 

У

 

Улитин Иван Семенович

 

Самый юный среди советских асов, И Улитин поднял свой Ла‑5 навстречу врагу, когда ему едва минуло 19 лет. Окончив Зерноградскую военную школу пилотов в 1941 г. и в течение полутора лет прослужив там летчиком‑инструктором, он был направлен в 116‑й иап (295 иад, 9 сак, 17 ВА). В полку молодого летчика заметил выдающийся мастер воздушного боя — Н Краснов. От теоретического анализа, через учебные воздушные бои, к первым боевым вылетам провел Краснов молодого летчика Школа его была исключительно эффективной, и вскоре Улитин одержал свои первые победы.

Будущий ас родился 30 декабря 1923 г в деревне Ясенки Тульской губернии. Перед поступлением в летную школу окончил Тульский железнодорожный техникум и аэроклуб

20 мая 1944 г, патрулируя в районе Одессы, он вступил в бой с группой вражеских самолетов, пытавшихся штурмовать транспорту» колонну. Пройдя сквозь боевые порядки немцев, сбил лидирующий бомбардировщик, но был подбит. Пожар быстро охватил истребитель Улитина, и горящей машиной он таранил Ме‑109. При взрыве погиб.

За 15 месяцев своего участия в боях ст. лейтенант Улитин успел провести 300 боевых вылетов на Ла‑5, уничтожить 23 (а по другим данным, 25) самолетов противника.

Герой Советского Союза (4.2.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденом Красной Звезды.

 

 

Ф

 

Федоров Аркадий Васильевич

 

Родился 6 января 1917 г. в городе Иваново‑Вознесенск. Окончил 7 классов, а в 1940 г. — Чкаловское военное авиационное училище.

С 1942 г. сражался в составе 55‑го иап (16‑й иап). После перевооружения полка на Як‑1 одержал победу в одном из первых вылетов на новой машине. В июне 1942 г. в районе Старобельска ведомый А. Комосы А. Федоров, взлетев на перехват в четверке А. Покрышкина, сбил Ме‑109, а всего эта блестящая четверка уничтожила тогда 3 самолета… В августе 1942 г. в составе покрышкинской пятерки он сбивает Ме‑110. Несколько самолетов противника уничтожил летчик в ходе Кубанской битвы. В сентябре 1943 г., после боев за Донбасс, за 498 боевых вылетов, 62 воздушных боя, 16 личных побед и 4 групповые победы зам. комэска 16‑го гиап гвардии капитан А. Федоров был представлен к званию Героя. В ноябре 1943 г. он был назначен комэском три, в начале 1944 г. — штурманом, а в конце войны стал командиром одного из лучших истребительных авиаполков Советской Армии — 16‑го гиап. Совершив более 600 боевых вылетов, Федоров сбил лично 24 и в группе 4 самолета противника. В 1948 г. он окончил Высшие летно‑тактические курсы, летал на реактивных самолетах. Уволился в запас в 1955 г. в звании полковника. Жил и работал у себя на родине. Умер 3 марта 1992 г.

Герой Советского Союза (13.4.44). Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Федоров Иван Васильевич

 

Один из лучших советских летчиков‑истребителей, всю войну провоевавший на «яках», И. В. Федоров был осужден во время войны, и лишь выдающиеся результаты его боевой работы и заступничество командира 3‑го иак Е. Савицкого спасли этого блестящего летчика от несправедливой расправы. Энергичный и отважный, старшина И. Федоров еще до боев, несмотря на молодость, считался одним из лучших летчиков полка, в который был направлен сразу после окончания Качинского летного училища в 1941 г.

После переучивания на Як‑1 812‑й иап, в составе которого всю войну воевал Федоров, был направлен на Кубань, где 19 апреля 1943 г. полк в полном составе выполнил первый боевой вылет в район Абинской.

На следующий день Федоров одержал свою первую победу. Ранним утром 10 мая, находясь в группе прикрытия над той же Абинской, он был отсечен и вынужден принять бой с 6‑ю истребителями противника. Пушечным огнем летчик уничтожил ведущего одного из пар, но и сам был подбит, ранен и на горящем «яке», на сходящихся курсах, крылом по кабине ударил самолет врага. При ударе его выбросило из истребителя (сила инерции была столь велика, что он оборвал привязные ремни), контузило, но, на какое‑то мгновение придя в себя, И. Федоров раскрыл парашют… Через месяц он вновь вылетел на боевое задание и в одном вылете уничтожил два немецких бомбардировщика… В сентябре 1943 г. перед боями за Мелитополь и Никополь полк был перевооружен на Як‑9 и возвращен на фронт, под Большой Токмак. Через несколько дней на аэродром приехал командующий воздушной армией, и в его присутствии случился налет нескольких групп немецких бомбардировщиков на кавалерийский корпус генерала Н. Кириченко. Командир полка приказал группе Федорова взлететь и с ходу атаковать противника. Разгонявшие машины летчики попали под удар одной из немецких групп прикрытия, потеряли двоих и не смогли прорваться к бомбардировщикам. Разъяренный командующий приказал: «Командира полка и командира группы — под суд!» — и уехал. Послушные следователи наскоро приговорили летчиков соответственно на 12 и на 8 лет лишения свободы. Их было велено отчислить из авиации и направить в штрафную роту. Твердая позиция комдива А. Корягина и комкора Е. Савицкого, потребовавшая от них немалого гражданского мужества, позволила оставить осужденных в корпусе. 28 октября 1943 г. судимость была с них снята за героизм и мужество, проявленные в воздушных боях.

В начале 1944 г. лейтенанту И. Федорову был передан Як‑9Т с бортовым номе— ром 31. Воюя на этой машине, он одержал 15 побед, стал комэском, за 24 лично сбитых самолета противника был представлен к званию Героя Советского Союза.

Иван Васильевич имел склонность к постоянству: воевал исключительно на «яках», в паре со своим ведомым Н. Сухоруковым одержал большинство своих побед — 26 числа, а с механиком К. Мотыгиным прошел до конца войны.

Позднее генеральный конструктор Яковлев, узнав, что первый вылет И. Федоров выполнил в 1939 г. на УТ‑1 и до конца 60‑х гг. летал на Як‑28, подарил ему свою книгу с лаконичной надписью — «Патриоту и ветерану „яков“.

К середине 1944 г. ст. лейтенант И. Федоров получил известность как непревзойденный воздушный боец, по выражению одного из соратников, «энергичный и нервный, вертящийся в воздухе как черт». Он стал мастером воздушных разведок, неоднократно выполнявшим на Як‑9Д опаснейшие задания. Летчику, как правило, поручалось фотографировать результаты ударов по наземным войскам и аэродромам. Неоднократно генерал Е. Савицкий брал его своим ведомым.

Едва ли найдется другой фронтовой летчик, через руки которого прошло столько модификаций «Яковлевых». Тут и Як‑1, и Як‑7, и Як‑9, Як‑9Д, Як‑9У и Як‑3, и даже Як‑9К с пушкой НС‑45 калибра 45 мм, выпущенный малой серией в 44 машины. Для него было характерно крайне бережное отношение к своим машинам, почти языческое поклонение им. Трогательно на нескольких страницах он описал прощание с одним из своих «яков»: «Пришли на память слова из знаменитого пушкинского стихотворения: „Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время…“ Я обошел самолет, осмотрел залатанные специалистами раны, долго стоял под кабиной, наконец, сел в нее, потрогал ручку управления, педали, гашетку огня. Хотелось говорить с машиной, как с живым существом»…

И. Федоров родился 21 сентября 1920 г. в деревне Дубье Кимрского уезда Тверской губернии. Окончил 7 классов и аэроклуб. Учился в Московском физкультурном техникуме. В марте 1941 г. окончил Качинскую военную авиационную школу и был направлен на Дальний Восток.

Он участвовал в боях на Кубани, на юге Украины, в Крыму, в Белоруссии, освобождал Польшу, последних «фоккеров» сбил в небе Берлина.

Всего за войну он провел 416 боевых вылетов, из них 180 — на разведку, 84 — на штурмовку, в 106 воздушных боях одержал лично 36 побед и в группе — одну. Штурмовыми действиями уничтожил на земле 9 самолетов, большое количество живой силы и другой техники. Сам сбит не был.

После войны служил в ВВС и ПВО. В числе первых освоил реактивные самолеты. Свой последний полег выполнил 21 марта 1969 г. — спустя ровно 30 лет после первого вылета. Демобилизовался 21 сентября 1978 г. в звании генерал‑майора. Живет и работает в городе Черкассы. Написал книгу «В небе оставили след» (Киев, 1990).

Герои Советского Союза (26.10.44). Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й и 2‑й ст., 2 орденами Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3‑й ст., медалями.

 

Федоров Иван Евграфович

 

Участник трех войн, выдающийся летчик‑испытатель, фирменный летчик КБ Лавочкина, он выполнил свой первый полет в 1929 г., а спустя почти 20 лет, осенью 1948 г., стал первым советским летчиком, достигшим скорости звука…

И. Е. Федоров родился в Харькове 23 февраля 1914 г. Окончил ФЗУ, рабфак. В 1929 г. окончил школу Осоавиахима по классу гражданского летчика, а после призыва в армию, в 1932 г., — Ворошиловградскую (11‑ю) школу военных пилотов. После окончания школы был мл. летчиком, а затем командиром звена в 35‑й авиаэскадрилье Киевского особого военного округа. С мая 1937 г. ст. лейтенант Федоров сражался добровольцем в Испании. Сбил несколько самолетов франкистов, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Вскоре после возвращения из Испании получил назначение на должность командира 7‑го иап. В 1939 г. окончил Липецкие офицерские курсы и стал командиром 42‑го иап. С 4 ноября 1940 г. до конца февраля 1942 г. майор Федоров находился в Китае в качестве советника по истребительной авиации.

С сентября 1942 г. сражался на Калининском фронте, исполняя обязанности командира 157‑го иап. После окончания курсов командиров полков полковник И. Федоров был назначен командиром 273‑й иад, позднее был заместителем командира 269‑й иад. Воевал на Калининском, Центральном, 2‑м и 3‑м Прибалтийских фронтах. За время участия в Великой Отечественной войне лично сбил 17 самолетов противника, из них — 10 бомбардировщиков. Всего уничтожил более 20 неприятельских самолетов.

С 1 октября 1945 г. по личной просьбе С. Лавочкина был переведен из ВВС в Министерство авиационной промышленности. Работал летчиком‑испытателем на заводе 301. Первым облетал большинство послевоенных самолетов Лавочкина — 150,152,154,156, 160, 174, 176, первым выполнил полет на самолете со стреловидным крылом, установив в конце 1947 г. всесоюзный рекорд скорости, одним из первых катапультировался во внештатной ситуации из Ла‑174 (в серии Ла‑15) и, наконец, первым осенью 1948 г. достиг и превысил звуковой барьер на Ла‑176. Скрупулезность, точность и честность в научных отчетах в то время особенно ценились, и, когда Лавочкину доложили, что звуковой барьер превзойден, он приказал аттестовать трубку для замера сверхзвуковых скоростей, и уже с проверенной трубкой полет выполнил О. Соколовский. Этот полет, выполненный 26 декабря 1948 г., и считается первым официальным сверхзвуковым полетом в СССР.

2 марта 1954 г. полковник И. Федоров был уволен в запас. Живет в Москве.

Герой Советского Союза (5.3.48). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 4 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденами Отечественной войны 2‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Федосеев Михаил Андреевич

 

Родился в Казани 20 сентября 1912 г. В 15 лет Миша Федосеев стал учеником слесаря на «Красном Сормово» в Нижнем, позднее работал на лесозаготовках, на строительстве Пермского химкомбината. В 1933 г. как передового рабочего и активиста райком комсомола направил Федосеева в Оренбургскую военную школу летчиков. После окончания школы по первому разряду последовало новое направление, теперь в Борисоглебскую школу. Командир звена лейтенант Федосеев неоднократно участвовал в воздушных парадах, в том числе в пролетах над Красной площадью.

В 1938 г. под именем Ресистенте (Неутомимый) участвовал в боях в Испании. Над Эрбо 4 августа сбил свой первый Ме‑109. Всего совершил в Испании 160 боевых вылетов, провел 40 воздушных боев, сбил 7 самолетов противника, был награжден орденом Ленина. Возвратясь на родину, капитан Федосеев назначается командиром 6‑й отдельной авиаэскадрильи. В 1940 г. он принял руководство вновь созданным 88‑м иап, а перед самой войной был назначен командиром 247‑го иап.

В ВОВ участвовал с первого дня. К февралю 1942 г. командир 247‑го иап (72 иад) майор Федосеев провел 169 боевых вылетов на И‑16 и ЛаГГ‑3, в 27 воздушных боях лично сбил 13 неприятельских самолетов. Летчики полка под его командованием за то же время уничтожили 42 вражеские машины.

Он неоднократно устраивал дуэли с немецкими летчиками в одиночку, появляясь над аэродромом противника, и вызывал его на бой. В одном из таких боев «рыцари» подстерегли его над аэродромом Грамматиково, неожиданно атаковали и сбили. Он погиб 23 марта 1942 г., одержав свою последнюю, 22‑ю, победу.

Герой Советского Союза (6.6.42). Награжден 2 орденами Ленина.

 

Федотов Андрей Андреевич

 

Родился 16 октября 1914 г. в поселке Нижние Серги Пермской губернии. Окончил 10 классов, в 1935 г. — Свердловский строительный техникум. Работал на металлургическом заводе. В 1938 г. Фетодов по первому разряду был выпущен Оренбургской военной школой летчиков.

В 1939‑1940 гг. ст. лейтенант Федотов выполнил несколько десятков боевых вылетов в ходе советско‑финляндской войны.

С июня 1941 г. — на фронте. Комэск, штурман, а позднее и командир 63‑го гиап (169 иап) воевал на Западном, Волховском, Северо‑Западном, Калининском, Брянском, 1‑м Прибалтийском фронтах. Ему довелось сражаться почти на всех серийных отечественных истребителях своего времени: на И‑153, И‑16, МиГ‑3, Як‑1, Ла‑5. Уже первой военной осенью за несколько сбитых вражеских самолетов Федотов был награжден орденом Ленина.

С особенной силой его воинское дарование раскрылось после перевооружения полка на Ла‑5, который командир полка освоил одним из первых в декабре 1942 г. 16 декабря он сбил «новый» ФВ‑190 на «новом» же Ла‑5. А под Новый год, 29 декабря, в нескольких вылетах он сбил сразу 3 самолета противника. Изощренный в воздушном бою мастер высшего воздушного пилотажа, решительный командир, доброжелательный и приветливый человек, он был живым кумиром молодых летчиков. «Андрей Андреевич всегда оставался человеком большой души и редкой доброты», — вспоминал о командире один из его питомцев, легендарный Алексей Маресьев. 15 декабря 1943 г., возвращаясь с боевого задания, где ему удалось сбить Ю‑88, гвардии полковник А. Федотов неожиданно был атакован четверкой Ме‑109 и погиб.

Он провел более 200 боевых вылетов, сбил лично 22 самолета противника и несколько в группе.

Герой Советского Союза (1.5.43). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст.

 

Фигичев Валентин Алексеевич

 

Один из известнейших летчиков‑истребителей ВОВ, ставший Героем еще в 1942 г., соратник Покрышкина, позднее командир одного из лучших гвардейских полков. Свои первые боевые вылеты на МиГ‑3 с бортовым номером 8 Фигичев выполнил в первые дни войны, тогда же одержал и свои первые победы. Именно от этого летчика принял эскадрилью Покрышкин. В 1941 г. Фигичев выполнил несколько десятков боевых вылетов на одноместном Ил‑2. К июлю 1942 г. он совершил 339 боевых вылетов, из них 105 — на штурмовку и 70 — на разведку, в 26 воздушных боях лично сбил 7 самолетов противника. В октябре 1942г. комэск 16‑го гиап гвардии капитан Фигичев приказом был направлен на учебу в ВВА, перевелся на краткосрочные полтавские курсы штурманов и в июне 1943 г. вернулся на фронт, где был назначен штурманом 205‑й иад. 21 февраля 1944 г. он был назначен командиром 129‑го гиап, в составе которого сражались такие асы, как Н. Гулаев и Ф. Архипенко.

В. Фигичев родился 12 марта 1917 г. в селе Каркавино Акмолинской области (ныне Алтайский край) в семье служащего. В 5 лет он потерял отца и переехал с матерью в Оренбург, а позднее в поселок Катав‑Ивановский. Окончил среднюю школу и школу ФЗУ, а в 1938 г. — Ворошиловградскую военную авиационную школу.

Смуглый, худощавый, черноволосый летчик в выгоревшей добела гимнастерке, впечатлительный, добрый и немного разбросанный на земле, он был беспредельно храбр, дерзок и находчив в воздухе… Он воевал на Южном, Северо‑Кавказском, 1‑м и 2‑м Украинских фронтах. Закончил войну под Берлином, выполнив на МиГ‑3, Як‑1, Ла‑5 и «Аэрокобре» 612 боевых вылетов, лично сбил в воздушных боях 21 самолет противника.

До 1957 г. он служил в ПВО. Демобилизовался в звании полковника. Работал главным администратором Киевского областного драмтеатра, позднее жил в Виннице. Умер в 1993 г.

Герой Советского Союза (23.11.42). Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

 

Филатов Александр Петрович

 

Родился в 1921 г. Свою боевую биографию Филатов начал сержантом в начале 1943 г. Уже за первые 3 месяца боев он одержал 12 побед, причем 3 самолета сбил в ходе Курской битвы за один день. 11 июля 1943 г. был сбит над территорией, занятой противником, захвачен в плен и бежал в сентябре того же года… 16 и 17 апреля 1945 г. в боях за Берлин он сбил 5 самолетов противника.

За войну комэск 30‑го гиап (180 иап) гвардии капитан А. Филатов в более чем 300 боевых вылетов, совершенных на «Харрикейнах» и «Аэрокобрах», лично сбил 20 самолетов противника. Демобилизовался сразу после войны.

Награжден 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

 

 

Х

 

Холодов Иван Михайлович

 

Родился 30 июня 1915 г. в селе Александровка Саратовской губернии. Окончил 7 классов и после призыва в 1934 г. в ряды Красной Армии получил направление в Сталинградскую военную авиационную школу, которую окончил в 1937 г. Служил в ВВС Западного особого военного округа, в 1940 г. участвовал в советско‑финляндской войне.

…Свою первую победу он одержал в боях под Москвой, сбив под Волоколамском Ю‑88, а в начале 1942 г. на его личном счету было уже 6 сбитых самолетов противника. Командир звена, а затем эскадрильи 28‑го иап Иван Холодов был не только одним из отважнейших воздушных бойцов, но умел творчески подойти к решению боевой задачи, спланировать варианты воздушного боя, навязать противнику свою волю. Его исключительная личная отвага и самопожертвование сполна проявились в бою 6 февраля 1943 г., когда ударом плоскости своего «яка» он разбил хвостовое оперение новейшего немецкого истребителя ФВ‑190. Из своей полуразрушившейся и вошедшей в штопор машины он выпрыгнул «методом срыва». С осени 1942 г. капитан Холодов сражается в рядах 434‑го иап (32‑й гиап), полка особого подчинения. При вручении полку гвардейского знамени в марте 1943 г. был знаменосцем. В ноябре 1943 г. майор Холодов назначен командиром 32‑го иап. К тому времени он провел 395 боевых вылетов на «яках», из них 70 — на штурмовку, в 85 воздушных боях сбил лично 15 самолетов противника. К концу войны он довел число боевых вылетов до 480, а свою последнюю, 26‑ю, победу одержал в небе над Прагой.

После войны он продолжил службу в ВВС. В 1958 г. окончил Высшие курсы при Военной академии Генштаба. Демобилизовался в звании генерал‑майора в 1970 г. Жил в Москве, работал в системе Гражданской обороны. Умер 29 января 1992 г.

Герой Советского Союза (4.3.42). Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3‑й ст., Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 

Худов Петр Дмитриевич

 

Родился 23 декабря 1918 г. в селе Перемилово Дмитровского уезда У Московской губернии. Окончил 7 классов, работал на ткацкой фабрике в Яхроме. В 1941 г. окончил Качинскую военную авиационную школу.

С сентября 1942 г. сержант Худов сражался в составе 867‑го иап (207 иад, 3 сак, 17 ВА). Уже за первые полгода боевых действий он совершил 71 боевой вылет на И‑16, МиГ‑1, ЛаГГ‑3 и Як‑1, в 59 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 1 самолет противника, был представлен к званию Героя Советского Союза. Сам он был сбит единственный раз огнем зенитной артиллерии в районе Харькова. С весны 1943 г. воевал исключительно на «яках», через его руки прошли все истребители этого типа: Як‑1, Як‑7, Як‑9 и Як‑3. Всего в 108 боевых вылетах он сбил 24 самолета противника лично и 6 — уничтожил в группе.

Служил в ВВС до 1950 г. Демобилизовался в звании майора. Живет в городе Дмитров Московской области.

Герой Советского Союза (8.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1‑й и 2‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Худяков Николай Васильевич

 

Родился в Туле 20 июля 1913 г. Окончил десятилетку, школу ФЗУ и аэроклуб, в 1933 г. — Ейское ВМАУ.

Он начал воевать на И‑15бис в составе 66‑го шап 15‑й авиадивизии. Штурмовыми действиями лично уничтожил переправу и около роты солдат противника. О его боевой ярости говорит одно то, что в 1941 г. под Киевом он колесами своего самолета пытался давить солдат Вермахта… Когда в 1942 г. его полк был направлен на переформирование, ст. лейтенант Худяков переучился на истребитель Як‑1 и был направлен на Северо‑Западный фронт в 728‑й иап.

Общительный, добродушный и спокойный на земле, он преображался в воздухе, восхищая соратников мгновенной реакцией, волей и целеустремленностью.

Большинство своих побед комэск Худяков одержал в ходе Курской битвы и боев за Киев во второй половине 1943 г. на Як‑7Б с бортовым номером 37. Позднее он участвовал в освобождении Украины, Польши, в Берлинской операции. Затем в должности замкомандира полка по ВВС воевал в составе 32‑го и 91‑го иап на Як‑9 и с конца 1944 г. на Як‑3.

Летчик провел за войну около 350 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил лично 20 и в группе 3 самолета противника. Сразу после войны майор Н. Худяков демобилизовался. Работал на московском стадионе «Юность». Жил в Москве. Умер 30 марта 1996 г.

Герой Советского Союза (27.6.45). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., медалями.

 

 

Ч

 

Часнык Николай Леонтьевич

 

Родился 26 октября 1921 г. в городе Орша Витебской губернии. Окончив десятилетку, он поступил в Московский медицинский институт, отучился 3 семестра и ушел в армию. В 1941 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу Около полугода служил там летчиком‑инструктором.

С февраля 1942 г. Часнык сражался в составе 630‑го иап, сформированного в основном из инсгрукторов Борисоглебской летной школы Воевал на И‑16, а позднее на «Киттихауках» — П‑40. Осенью 1942 г. командир звена мл. лейтенант Часнык, одержавший к тому времени уже несколько побед, был переведен в 910‑й иап особого назначения (148‑й гиап) войск ПВО страны В составе этого полка он воевал на «яках» под Сталинградом и Курском, участвовал в освобождении Украины. В ночь на 1 апреля 1944 г., отражая налет неприятельской авиации на город Сарны Ровенской области, таранным ударом уничтожил бомбардировщик противника Хе‑111. После тарана на поврежденной машине ночью сумел приземлиться на своем аэродроме 7 июля 1944 г. зам. командира эскадрильи 148‑го иап ст. лейтенант Часнык после долгого преследования уничтожил дальнего немецкою разведчика (вероятно, Ю‑188), его Як‑9 попал под интенсивный огонь зенитной артиллерии, сам он был ранен и сбит над территорией противника. Попал в плен. Выдержал изощренное и настойчивое давление врага, пытавшегося склонить его к измене. Участвовал в восстании в концлагере Бухенвальд. К тому времени он выполнил 685 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сбил лично 24 и в группе 3 неприятельских самолета.

После войны он продолжил службу в ПВО. Летал на МиГ‑15 и МиГ‑17 В 1952 г. окончил ВВА. Демобилизовался в 1958 г. в звании полковника.

У Николая Леонтьевича была необычная, по‑видимому, единственная в мире семья летчиков‑истребителей. В 1944 г. он женился на Тамаре Устиновне Памятных — командире эскадрильи 586‑го иап, проведшей за войну 205 боевых вылетов на «яках» и сбившей 2 немецких бомбардировщика. Их младший сын, Александр, пошел по родительскому пути и тоже стал летчиком‑истребителем.

После демобилизации он более 20 лет проработал начальником службы движения в Ростовском аэропорту, а позднее в Северо‑Кавказском управлении гражданской авиации. Жил в Ростове‑на‑Дону. Умер в 1995 г

Герой Советского Союза (22.8.44). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Чепинога Павел Иосифович

 

Родился 14 августа 1912 г в селе Ивановка Херсонской губернии. Окончил 2 курса Херсонского дорожно‑механического техникума. В 1940 г. — Харьковское военное авиационное училище летчиков.

С января 1942 г. — на фронте. Сражался под Сталинградом, на Курской дуге, над Днепром в составе 27‑го иап (129‑й гиап), а затем 508‑го иап. Воевал на Як‑1 и «Аэрокобре». К маю 1944 г. комэск 508‑го иап капитан Чепинога провел более 100 боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сбил 23 и в группе 1 самолет противника.

Майор Чепинога демобилизовался из Вооруженных Сил в 1947 г. Работал заместителем председателя Саратовского обкома ДОСААФ. Умер 12 июля 1963 г.

Герой Советского Союза (26.10.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3‑й ст., медалями.

 

Чирков Андрей Васильевич

 

Легендарный летчик‑истребитель, герой защиты Ленинграда, А. Чирков был одним из лучших бойцов фронта, а позднее, возглавив полк, показал себя незаурядным командиром. Человек исключительной силы воли, он не раз проявлял ее в критических ситуациях…

Зимой 1939 г. при проведении тренировочных прыжков с парашютом при сильном ветре молодой летчик получил тяжелые травмы: перелом голени, разрыв мышечных тканей. Через несколько часов началась гангрена. Теряя сознание, он буквально вырвался с операционного стола, отказавшись от ампутации. Искусство врачей и молодой организм позволили превозмочь страшный недуг… В первом боевом вылете во время советско‑финляндской войны он был сбит во время штурмовки и в течение 20 часов (!) в 30‑градусный мороз шел к своим через заснеженные пространства… 20 января 1942 г. в бою над станцией Погостье в лобовой атаке лейтенант Чирков ударом крыла отбил плоскость неприятельского истребителя и выбросился с парашютом из потерявшей управление машины… Летом 1944 г. его самолет был подбит зенитным огнем, и он выпрыгнул с парашютом над территорией, занятой противником. Пробираясь к передовой, пленил двух немецких военных связистов и вместе с ними пересек линию фронта.

Чирков родился 10 октября 1917 г. в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После школы ФЗУ, работая электромонтером в трамвайном парке, окончил Днепропетровский аэроклуб. Здесь он установил рекорд продолжительности полета на планере. В 1937 г. комсомольская организация дала ему путевку в Качинскую военную авиационную школу.

23 июня 1941 г. он перехватил и, атаковав со стороны солнца, с первой атаки сбил Хе‑111. Это был первый неприятельский самолет, уничтоженный в ленинградском небе. Через 3 дня он одержал свою вторую победу, вновь сбив «хейнкель» и подбив другой, который с дымом и потерей высоты ушел на запад. В 1942 г. 154‑й иап (с 22 ноября 1942 г. — 29 гиап), где сражался ст. лейтенант Чирков, был перевооружен на американские истребители «Томахаук» и «Вохаук». В то время летчик часто летал в паре с Петром Покрышевым, будущим дважды Героем, вместе они уничтожили более десятка вражеских машин. В январе 1943 г. после очередного перевооружения полка А. Чирков одним из первых освоил Як‑7Б и в первом же бою на новой машине сбил 2 ФВ‑190. Весной 1944г. был назначен командиром 196‑го иап.

Во время войны майор Чирков провел 420 боевых вылетов, лично сбил 29 и в группе 9 самолетов противника.

В 1949 г. уволился в запас. Почетный гражданин Ленинграда А. Чирков жил и трудился в этом городе. Умер после тяжелой болезни 10 сентября 1956 г.

Герой Советского Союза (4.2.44). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1‑й ст., медалями.

 

Числов Александр Михайлович

 

Родился 14 марта 1915 г. в селе Луговая Пролейка Саратовской губернии. Окончил 8 классов, Сталинградский аэроклуб, в 1939 г. — Борисоглебскую военную авиационную школу.

Встретил врага в первые дни войны. Воевал на Западном фронте, сражался под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Белоруссию и Прибалтику. Уже к осени 1943 г. первая эскадрилья 63‑го гиап (ранее 169‑й иап), которой командовал гвардии капитан Числов, уничтожила в воздушных боях 41 самолет противника, из них 15 самолетов сбил сам комэск. К концу войны он довел число боевых вылетов до 333 (большинство на Як‑1 и Ла‑5), а количество одержанных побед до 21.

После войны А. Числов служил в ВВС. Был уволен в запас в звании полковника в 1956 г. Жил в Волгограде.

Герой Советского Союза (24.8.43). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

 

Чубуков Федор Михайлович

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.102 с.)