Мариинский Евгений Пахомович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мариинский Евгений Пахомович



 

Родился 27 января 1923 г. в городе Балта Херсонской губернии. Окончил среднюю школу и Центральный аэроклуб. Учился в Московском геологоразведочном институте. В 1942 г. Мариинский окончил Вязниковскую летную школу.

На фронт попал в октябре 1943 г. Воевал на «Аэрокобрах» в составе 129‑го гиап, одного из сильнейших полков в советских ВВС. Первые свои бои Мариинский провел в ходе большого воздушного сражения над Днепром. Позднее участвовал в Ясско‑Кишиневской операции, где особенно отличился в бою 21 марта 1944 г. в районе Ямполя, когда в составе четверки, ведомой Ф. Архипенко, он атаковал большую группу Ю‑87 и сбил 3 самолета (всего было сбито 8). В этом бою самолет Мариинского был поврежден, раненому летчику удалось приземлить машину на «брюхо» в расположении своих войск. В конце 1944 — 1945 гг. он сражался в Румынии, Польше, участвовал в Берлинской операции. Всего комзвена 129‑го гиап гвардии ст. лейтенант Мариинский провел около 200 боевых вылетов и 60 воздушных боев, где лично сбил 20 самолетов противника.

Демобилизовался в звании подполковника в 1954 г. Поступил на факультет журналистики МГУ, который окончил в 1961 г. Работал в Москве в издательстве «Молодая гвардия», редактировал альманах «Подвиг». Написал книги: «До земли 15 сантиметров» (М., 1963), «Внизу — передний край» (М., 1966), «Жаркое лето боев» (М., 1975), «Военно‑Воздушные Силы» (М., 1977). Док. повесть в соавторстве с Лебедевым А. Г. «Подвиг на Висле» (М., 1981). Умер 22 марта 1993 г.

Герой Советского Союза (27.6.45). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 2‑й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

 

Марков Алексей Иванович

 

Родился 2 февраля 1921 г. в деревне Репниково (ныне Чеховского района) Московской области. Окончил 7 классов, школу ФЗУ. В 1941 г. Марков окончил Качинскую военную авиационную школу, где был оставлен инструктором.

…Свою первую победу над Ю‑87 он одержал в пятом боевом вылете 19 сентября 1942 г. на Як‑7Б. Заслужив благодарность генерала Чуйкова, Марков попал в элитный 434‑й иап, в составе которого наряду с опытными боевыми летчиками сражались дети нескольких высших государственных чинов. Полк имел ряд привилегий — он вооружался лучшей отечественной техникой и в истинно рыцарском духе направлялся на ответственнейшие участки фронта. Под Сталинградом, где 434‑й иап стал 32‑м гвардейским, лейтенант Марков лично сбил 3 самолета — 2 Ю‑87 и Ме‑109. В октябре 1942 г. полк был перевооружен на Як‑1 и под командованием подполковника Бабкова направлен на Калининский фронт под Великие Луки. Здесь Марков сбил 4 Ме‑109. В апреле — мае 1943 г. полк был вновь перевооружен, теперь на Ла‑5. В командование вступил В. Сталин, и полк был направлен на Брянский фронт, где Марков сбил 4 самолета — 3 ФВ‑190 и Ю‑88, и был награжден первым орденом. Затем была боевая работа в Белоруссии, Прибалтике, Восточной Пруссии, на Берлинском направлении. К концу войны капитан Марков провел 290 боевых вылетов, где лично сбил 23 самолета противника: 2 Ю‑88, 2 ФВ‑189, 6 Ю‑87, 6 Ме‑109, 7 ФВ‑190.

На истребителях Марков летал до 1953 г. В борьбе злобной бюрократической машины с собственным порождением — «культом личности» — пострадали многие достойные люди, среди них «друг и сообщник В. И. Сталина подполковник А. И. Марков». Он был отстранен от летной работы и вскоре уволен из ВВС.

В последние годы жизни Марков работал в транспортной авиации в Заполярье, в Хатангском авиаотряде, Игарской авиагруппе. Вначале он был командиром корабля (Ан‑2, Ли‑2), впоследствии назначен командиром особой спасательной авиаэскадрильи. Водил самолеты по сложнейшим маршрутам, вел ледовую разведку. Простудившись, он умер в расцвете сил 1 апреля 1966 г.

Герой Советского Союза (23.2.45). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., медалями.

 

Марков Василий Васильевич

 

Родился 25 апреля 1919 г. в селе Грунин‑Воргол Тамбовской губернии. Окончил 7 классов, школу ФЗУ. Работал в Москве на заводе «Калибр». В 1938 г. В. Марков был призван в Красную Армию и принят в летную школу в Борисоглебске, которую окончил в 1940 г.

На фронте В. Марков с января 1943 г. Под Новороссийском он произвел 87 боевых вылетов на И‑16, затем, получив в Моршанске Ла‑5, принял участие в боях на Кубани. Уже к октябрю 1943 г. помощник командира 116‑го иап по ВВС ст. лейтенант В. Марков совершил 225 боевых вылетов, в 67 воздушных боях лично сбил 20 самолетов противника. В одном из боев его Ла‑5 был подбит огнем зенитной артиллерии, но летчик спокойно приземлил поврежденную машину в расположении своих войск. Позднее он воевал в составе 148‑го и 185‑го иап, вооруженных «яками». Капитан Марков летал на Як‑9 и Як‑9У, а в самом конце войны на Як‑3.

Всего за войну капитан Марков совершил 369 боевых вылетов, из них 31 на штурмовку, 150 на сопровождение, 70 на разведку, в 88 воздушных боях лично сбил 31 самолет противника. Сразу после войны Марков демобилизовался. Живет в Павловском Посаде.

Герой Советского Союза (4.2.44). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., медалями.

 

Маслов Иван Васильевич

 

Родился 1 августа 1920 г. в деревне Исаково (ныне Можайского района) Московской губернии. Окончил 7 классов, школу ФЗУ в Москве, аэроклуб на Сретенке. Затем был укороченный курс Борисоглебской военной авиационной школы, пройденный за 9 месяцев, — шла война с финнами, и было ясно, что близко столкновение с германским фашизмом.

Иван Васильевич Маслов был однолюбом — со 157‑м иап он прошел с момента его создания и до расформирования полка в 1949 г. Он воевал на пяти типах самолетов — на И‑16, ЛаГГ‑3, «Харрикейне», Як‑7, Як‑3. Свою первую победу Маслов одержал в районе Ржева в 1942 г., сбив Ю‑52 на тяжелом малоскоростном «Харрикейне» с исключительно мощным «доморощенным» вооружением: английские «браунинги» были заменены четырьмя 20‑мм пушками ШВАК. Свой последний, 350‑й боевой вылет командир эскадрильи капитан Маслов совершил 1 мая 1945 г.

Всего за войну в 100 воздушных боях он сбил лично 22 и в группе 19 самолетов противника

В 1948 г. в числе первых Маслов освоил новую технику — вертолет. В 1954 г. он окончил Центральные летно‑тактические курсы командного состава. В 1959 г полковник Маслов демобилизовался. Работал в ГВФ. Живет в Москве.

Герой Советского Союза (1.7.44). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Меренков Виктор Алексеевич

 

Родился в Орле 1 сентября 1923 г. Окончил 7 классов, работал электриком В 1943 г Меренков окончил Сталинградскую военную авиационную школу.

На фронте с августа 1943 г Воевал на Як‑9. К январю 1945 г. штурман эскадрильи 897‑го иап ст лейтенант Меренков провел 166 боевых вылетов, из них 63 — на сопровождение, 50 — на прикрытие наземных войск, в 39 воздушных боях лично сбил 22 самолета противника. Свои первые победы он одержал уже в первых боевых вылетах, сбив 2 Ме‑109 в сентябре 1943 г. 21 декабря 1944 г., вылетев в паре с капитаном М. Дворниковым на прикрытие штурмовиков, Меренков сбил 3 Ме‑109, а затем Хш‑129. До этого Дворников сбил 3 Ме‑109. По‑видимому, это самый удачный вылет пары в истории советских ВВС, когда было сбито сразу 7 самолетов противника.

Меренков воевал на Юго‑Западном и 3‑м Украинском фронтах. Виктор Алексеевич был самым молодым из советских летчиков, одержавших более 20 официальных побед. Подполковник Меренков демобилизовался в 1953 г Жил, работал и умер на родине в Орле 14 декабря 1975 г.

Герой Советского Союза (23.2.45). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Меркулов Владимир Иванович

 

Родился 28 декабря 1922 г. в деревне Погорелово Орловской губернии Окончил 8 классов, в 1941 г — Армавирскую летную школу.

С апреля 1943 г. Меркулов на фронте Боевое крещение принял в боях на Кубани Командир звена 43‑го иап, входившею и 3‑й иак, Меркулов воевал на Северо‑Кавказском, Южном, 4‑м Украинском, 1‑м и 3‑м Белорусских фронтах. Он был замечен командиром корпуса генералом Савицким, и тот неоднократно брал лейтенанта Меркулова ведомым В сентябре 1943 г. во время воздушного боя он закрыл своим «яком» истребитель генерала от очереди Ме‑109. Самолет загорелся, и летчик выпрыгнул с парашютом. Памятный бой провел 13 апреля 1944 г., когда ему удалось сбить сразу 2 Ю‑52, шедших под сильным прикрытием «фокке‑вульфов».

За войну ас совершил около 250 боевых вылетов, сбил 21 самолет противника лично и 4 самолета — в группе

В 1945 г. окончил курсы командиров эскадрилий, в 1948 г. — Высшие курсы слепой и ночной подготовки, в 1957 г — ВВА. Летал до середины 70‑х гг. на нескольких десятках типов самолетов и вертолетов Заслуженный военный летчик СССР В 1979 г ушел в запас в звании генерал‑майора. Живет в Киеве.

Герой Советского Союза (26.10 44) Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной воины 1‑й ст., 3 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3‑й ст., медалями.

 

Миоков Николай Дмитриевич

 

Родился 3 августа 1916 г. в селе Нижнее Екатеринославской губернии. Окончил горно‑промышленное училище, работал на шахтах. В 1938 г. Миоков окончил Иркутское военное авиационное техническое училище. Как авиатехник участвовал в обслуживании и ремонте истребителей на реке Халхин‑Гол.

Только в 1943 г осуществилась его мечта, окончив Борисоглебскую военную авиационную школу, он стал летчиком‑истребителем. Воевал в составе 91‑го иап на Як‑1 и Як‑7Б. Командир эскадрильи 91‑го иап (256 иад, 2ВА) майор Миоков провел за войну 226 боевых вылетов, в 54 воздушных боях сбил 22 самолета противника.

Демобилизовался в 1958 г. в звании полковника. Жил в Пушкине Ленинградской области Работал на железной дороге. Умер 25 ноября 1987 г.

Герой Советского Союза (27.6.45). Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Михалев Василий Павлович

 

Родился 2 марта 1917 г. в Верхнеудинске, Бурятия. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб в Улан‑Уде, в 1940 г. — Ульяновскую военную авиационную школу. Служил летчиком‑инструктором.

Михалев попал в действующую армию в мае 1943 г. Уже в одном из первых боевых вылетов, 22 мая, таранил на своем Як‑1 Ю‑88. К осени 1943 г. на счету зам. комэска 508‑го иап, перевооруженного к тому времени на «Аэрокобры», было уже 10 побед. 30 октября в одном боевом вылете в районе Петрово‑Чечеливки он совершил 2 тарана, уничтожив 2 Ю‑87, последний на высоте около 100 метров. При всех таранах ему удавалось сохранять свою машину и возвращаться на свой аэродром. К февралю 1944 г. комэск 508‑го иап ст. лейтенант Михалев в 104 боевых вылетах и 35 воздушных боях сбил лично 17 и в группе 2 самолета противника. Сражался в составе 205‑й иад, 7‑й иак, 5 ВА на Воронежском и 2‑м Украинском фронтах. К концу войны на его счету были 22 личные победы.

Летал на реактивных истребителях, участвовал в трех воздушных парадах в Москве. Одним из первых в стране получил почетное звание военного летчика 1‑го класса. Демобилизовался в звании полковника в 1958 г. Работал на заводе. Жил в Куйбышеве.

Герой Советского Союза (1.7.44). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1‑й и 2‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Моргунов Сергей Николаевич

 

Родился 30 ноября 1918 г. в деревне Чернятинские Выселки (ныне Каширского района) Московской области. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб в Ступино, в 1941 г. — Качинскую военную авиационную школу. Моргунов служил летчиком‑инструктором. Имя этого блестящего воздушного бойца, трагически погибшего вскоре после войны, входит в первую десятку имен лучших советских асов.

Свой первый боевой вылет Сергей Николаевич провел на Кубани 7 апреля 1943 г. Тогда же, в апреле, он открыл свой боевой счет, сбив на Як‑1 2 Ме‑109. Через год он провел уже 200 боевых вылетов, в 60 воздушных боях лично сбил 12 самолетов противника. 1 июня 1944 г. лейтенант Моргунов был назначен комэском, а в конце августа командир 15‑го Оршанского иап подполковник Исаков подписал его представление к званию Героя за 22 лично сбитых самолета противника. На счету Моргунова несколько особенно результативных боев: утром 26 октября 1943 г. он сбил Ю‑87, Ме‑109 и ФВ‑190, 12 февраля 1945 г. — 2 ФВ‑190, а 18 апреля на подступах к Берлину уничтожил 4 ФВ‑190 в одном вылете.

Летчик обладал незаурядными способностями воздушного разведчика, неоднократно выполнял особо сложные задания командования по обнаружению войск противника.

Всего ст. лейтенант Моргунов провел за всю войну около 350 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 43 самолета противника. Среди сбитых почти все типы самолетов Люфтваффе, 3 Хе‑111, Ю‑88, 2 Ю‑52, Ме‑110, 2 Хш‑129, ФВ‑189, 3 Ю‑87, 2 Хш‑126, 10 Ме‑109, 18 ФВ‑190. Он воевал на Як‑1, Як‑7Б, Як‑9, Як‑3. Сбит не был. В одном из воздушных боев был легко ранен. Воевал на Северо‑Кавказском, Южном, 4‑м Украинском, 1‑м и 3‑м Белорусских фронтах.

Капитан Моргунов погиб 19 июля 1946 г. при аварии во время тренировочного полета.

Герой Советского Союза (15.5.46). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1‑й и 2‑й ст., медалями, иностранным орденом.

 

Моторный Иван Порфирьевич

 

Родился 29 августа 1918 г. в селе Мешково‑Погорелово Херсонской гу— бернии. Окончил 8 классов, аэроклуб, в 1938 г. — Одесскую военную авиационную школу.

Моторный начал воевать в июне 1941 г. и уже первым военным летом одержал 4 победы. Особенно широкую известность приобрел бой пары Моторного и Макарова с четверкой Ме‑109 Г‑2, когда они под Сталинградом, возвращаясь из Саратова на свой аэродром под Сталинградом на только что полученных облегченных Як‑1, сбили два «мессершмитта». Это стало наглядным свидетельством высоких боевых качеств нового истребителя, и потому неудивительны десятки описаний этого боя в листовках, фронтовых и центральных газетах. В ноябре 1942 г. Моторный был назначен командиром 512‑го иап (53 гиап). Гвардии майор Моторный воевал на И‑16, Як‑1, Як‑9, Як‑3, провел более 600 боевых вылетов, в 150 воздушных боях сбил 21 самолет противника.

Сразу после войны демобилизовался. Жил и работал в Риге. Умер 11 июля 1973 г.

Герой Советского Союза (28.1.43). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1‑й ст., медалями.

 

Мотуз Иван Фомич

 

Родился 15 мая 1918 г. в селе Перещепино Екатеринославской губернии. Окончил 8 классов, работал на вагоностроительном заводе «Светофор», учился в Днепропетровском аэроклубе. В 1940 г. окончил Качинскую военную авиационную школу.

Мотуз воевал в составе 744‑го иап (86‑й гиап), уже к началу войны перевооруженного новыми на то время самолетами Як‑1. Это был предельно внимательный и серьезный летчик, уже к весне 1943 г. он провел 400 боевых вылетов, в 89 воздушных боях лично сбил 24 самолета противника. «Главный закон для истребителя — всегда атаковать первым», — наставлял капитан Мотуз летчиков своей эскадрильи. В своем последнем бою, проведенном на глазах командующего 6 ВА Ф. Полынина, он сбил 2 Ме‑109, сам был ранен и, истекая кровью, посадил поврежденный истребитель на свой аэродром. Ранение было тяжелым, лечение — долгим, но гвардии майор Мотуз все же вернулся в ВВС.

Более 10 лет летал он после войны, демобилизовался в 1971 г. в звании полковника. Жил и работал в Москве. Умер 28 апреля 1979 г.

Герой Советского Союза (24.8.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 

 

Мудров Михаил Иванович

 

Родился в поселке Гулышек (ныне Балахтинского района) Красноярского края. Окончил 8 классов, а в 1938 г. — 30‑ю военную авиационную школу пилотов в г.Чите.

Свою первую победу в воздушном бою Мудров одержал осенью 1941 г. Когда в конце 42‑го 3‑й гиап, где воевал гвардии ст. лейтенант Мудров, был направлен под Сталинград, он был уже опытным летчиком, командиром звена. Здесь только за один день, 28 ноября 1942 г., Мудров сбил три немецких самолета: Ю‑88, Ю‑87 и Ме‑109. За два с половиной года войны он воевал на фронтах: Карельском, Волховском, Сталинградском, Южном, Северо‑Кавказском, Воронежском, 1‑м Украинском; участвовал в самых напряженных воздушных сражениях: под Сталинградом и на Кубани, под Курском и на Днепре. Особенно результативно Михаил Иванович дрался на Курской дуге, где только с 4 по 13 августа он лично сбил 8 самолетов противника, а 12 августа вновь 3 самолета в один день — 2 Ю‑87 и Ме‑109. Гвардии капитан Мудров «не вернулся с боевого задания» 27 января 1944 г, проведя к тому времени 420 боевых вылетов, сбив лично более 30 и в группе 7 самолетов противника. В то время он был в числе пяти лучших советских асов. Он воевал на И‑153, ЛаГТ‑3 и Ла‑5. В 1942 г. в воздушных боях был дважды ранен.

Соратники запомнили его исключительно целеустремленным, организованным в воздухе и несколько рассеянным, мягким по меркам военного времени человеком на земле. Возможно, этим объясняется то, что он был обойден наградами, хотя во всех 3‑х наградных листах Мудров отмечен как «отличный летчик‑истребитель», грамотный и терпеливый наставник, умелый и расчетливый командир.

Останки летчика, числившегося без вести пропавшим, спустя полвека после войны были найдены у села Погребище Винницкой области. Этому великому воздушному бойцу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Герой Российской Федерации (10.4.95, посмертно). Награжден орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной воины 1‑й ст.

 

Муравьев Павел Игнатьевич

 

Родился 21 декабря 1917 г. (официально 20.12.1917) в деревне Сныткино Брянской губернии, в семье советского партийного работника. Окончил 3 курса зооветеринарного техникума в г. Сычевка Смоленской обл., Ржевский аэроклуб. В 1938 г. Муравьев призван в Красную Армию. В том же году закончил Одесскую военную авиационную школу.

Павел Игнатьевич участвовал в советско‑финляндской войне на Карельском направлении с 1 декабря 1939 г. по 13 марта 1940 г. Провел 94 боевых вылета на И‑16, сбил 3 самолета: 2 Бристоль «Бульдога» и «Глостер Гладиатор». Награжден орденом Красного Знамени.

В Великой Огсчесгвенной он воевал с 7 октября 1941 г В составе 271‑го иап (64‑й гиап) летчик прошел путь от Харькова до Берлина, от командира звена до заместителя командира полка. Летал на ЛаГГ‑3 и на всех типах «яков». Все его машины имели бортовой номер 03. Самое большое время Муравьев налетал на Як‑9. Воевал в составе Южного, Калининского, Центрального, Брянскою, 1‑го и 2‑го Прибалтийских, 1‑го и 3‑го Белорусских фронтов. Участвовал в Изюм‑Барвенковской операции, в битве под Орлом, в освобождении Белоруссии, Прибалтики и Польши. Последнюю победу Муравьев одержал в районе Кюстрина. За войну зам командира Оршанского Краснознаменного ордена Александра Невского 64‑го гиап (271‑й иап) гвардии подполковник Муравьев совершил 473 боевых вылета, провел 149 воздушных боев, лично сбил 37 самолетов (2 Хе‑111; 3 Ме‑110; 11 Ю‑87; 8 Ме‑109; 13 ФВ‑190) и в группе 2 самолета противника. Блестящий пилотировщик, чему в немалой степени способствовали абсолютное владение своим телом и тренированность вестибулярного аппарата (Муравьев был гимнастом высокого уровня), Павел Игнатьевич не знал поражений в воздушных боях; его самолет дважды был подбит зенитным огнем, но оба раза летчик приземлял его в расположении своих войск.

После войны Муравьев освоил многие типы реактивных самолетов: МиГ‑9, Як‑15, МиГ‑15, Як‑17, МиГ‑17. В конце 1953 г. в результате массового сокращения ВВС он был уволен в запас в звании подполковника. После увольнения, еще несколько лет ежегодно призывался в ВВС для участия в воздушных парадах. Живет в Москве.

Герой Советского Союза (1.5.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 3 орденами Отечественной войны 1‑й ст., медалями.

 

Мурашев Алексей Андрианович

 

Родился 30 июля 1919 г. в селе Мураши Гулунского уезда Иркутской гу— бернии. Окончил 6 классов, аэроклуб, работал в типографии. В 1940 г. Мурашев окончил Батайскую авиационную школу.

Алексей Андрианович участвовал в боях с первого дня войны. Воевал на И‑153, ЛаГГ‑3, Ла‑5, Ла‑7 в составе 10 различных фронтов. Командир эскадрильи 3‑го гиап (235 иад, 10 иак, 2 ВА) гвардии капитан Мурашев уже к августу 1943 г. в 328 боевых вылетах и 69 воздушных боях, проведенных под Ленинградом и Сталинградом, на Кубани и Курской дуге, лично сбил 17 и в группе 9 самолетов противника. В боях был тяжело ранен. Войну закончил командиром полка. Всего совершил 450 боевых вылетов, 125 воздушных боев, лично сбил 22 неприятельских самолета.

Служил в ВВС, пока здоровье позволяло ему летать на боевых машинах. Окончил Летно‑тактические курсы (1947). Ушел в запас в звании полковника в 1972г. Работал мастером ОТК на заводе в Днепропетровске.

Герой Советского Союза (28.9.43). Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденом Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

 

 

Н

 

Нагорный Виктор Сергеевич

 

Родился 26 октября 1922 г. в селе Угроеды Харьковской губернии. Окончил 7 классов, работал на заводе в Сумах, занимался в аэроклубе. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу в 1941 г.

Год служил в летной школе инструктором и в августе 1942 г. в составе 293‑го иап, вооруженного самолетами Як‑1, приступил к боевой работе на Северо‑Кавказском фронте. Участвовал в боях под Сталинградом, где в третьем своем бою сбил немецкого аса. В подарок от пехотинцев летчик получил обломок киля от сбитого Ме‑109 с 13‑ю красными прямоугольниками — символами одержанных побед. Позднее он сражался на Кубани, в Белоруссии и Прибалтике, участвовал в ликвидации курляндской группировки. К февралю 1944 г. командир звена 293‑го иап (11 сак, 15 ВА) Нагорный провел 169 боевых вылетов, в 59 воздушных боях сбил лично 19 и в группе 6 самолетов противника. К концу войны он довел число личных побед до 24. Воевал на Як‑1 и Як‑9.

Подполковник Нагорный демобилизовался в 1960 г. Жил и работал в Сумах. Трагически погиб 12 июля 1964 г.

Герой Советского Союза (1.7.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., 4 орденами Красной Звезды, медалями.

 

Назаренко Дмитрий Павлович

 

Родился 26 ноября 1917 г. в селе Ивановка Екатеринославской губернии.

Окончил 8 классов, работал телеграфистом на Царицынском узле связи. Среди сверстников Дмитрий отличался ловкостью и силой. В 1934 г. он поступил в Киевский техникум физкультуры. После призыва в ряды Красной Армии был принят в Качинскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 г.

В 1940 г. Назаренко участвовал в советско‑финляндской войне, где совершил 25 боевых вылетов и был награжден медалью «За отвагу».

С июня 1941 г. — в боях. Почти год он воевал на И‑16 24‑й серии, а позднее на Южном и Сталинградском фронтах — 29‑й серии. В 1942 г. 131‑й иап (40 гиап), в составе которого воевал комэск капитан Назаренко, был перевооружен на ЛаГГ‑3. На этой машине он провел свой лучший бой, сбив на прикрытии Пе‑2 сразу 4 Ме‑109. К ноябрю 1942 г., когда Назаренко был представлен к званию Героя Советского Союза, на его счету уже было 18 сбитых самолетов: 11 — лично и 7 — в группе. Человек исключительной отваги, он был трудноуправляемым, и если авторитет В. Давидкова, командовавшего полком в 1942‑1943 гг., был беспрекословным, то позднее командирам было непросто с героем‑комэском. В 1943‑1945 гг. он воевал на Ла‑5 и Ла‑7, был штурманом полка, затем дивизии. Провел за войну более 500 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 24 самолета противника лично и 8 — в группе.

После войны окончил ВВА, в 1957 г. — Военную академию Генштаба. 18 апреля 1952 г. Назаренко было присвоено воинское звание генерал‑майора авиации. Летал на боевых самолетах до 1966 г., в 1967 г. демобилизовался. Жил и работал в Одессе. Умер 10 октября 1969 г.

Герой Советского Союза (13.12.42). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1‑й и 2‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.066 с.)