Общая характеристика социометрического метода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика социометрического метода



Социальная психология – это наука, изучающая поведение индивида в группе. Потребность в общении побуждает человека вступать в контакты с другими людьми. Возникающие между ними взаимоотношения могут быть гармоничными, противоречивыми, конфликтными. Характер отношений индивидов влияет как на продуктивность групповой работы, так и на их самочувствии. Социометрия- это метод изучения внутригрупповой динамики. Это своеобразное испытание некоторых характеристик личности с целью выявления ее реакций на окружающих людей в различных ситуациях (Андреева,1972). Его особенность и отличие от других традиционных методов опроса (анкета, интервью) состоят в целенаправленной ориентации на выявление динамики внутригрупповых отношений (взаимных чувств симпатии и антипатии) и в характере интерпретации получаемых данных.

Автор социометрического метода Дж.Морено. Термин, предложенный им, происходит от двух латинских слов: «socius» - друг, товарищ, «metrum» -измерение, мера, т.е. в буквальном смысле данный термин означает измерение дружественных отношений и является своеобразным способом количественного описания качественных отношений между индивидами в группе.

Известно, что любая контактная группа возникает на основе какой-либо совместной деятельности и потребностей людей. Наряду с официальной, формально, деловой структурой, отражающей рациональную, нормативную сторону человеческих взаимоотношений, а любой социальной группе имеется психологическая структура, отражающая неформальные, межличностные отношения, симпатии и антипатии. Особенности этой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций членов группы, их восприятия и понимания друг друга, самооценки.

Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры поддержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого поведения. Социометрия дает возможность оценить такое влияние. Важно отметить, что, получая социометрические данные мы можем сделать выводы и о психологической атмосфере в группе. Однако ограничиваться только этими данными нельзя. Социометрия дает лишь «срез», приблизительную «фотографию групповой структуры. Поэтому полезно для более глубокого исследования внутригрупповой динамики дополнить его другими методами социально- психологической диагностики.

Существуют правила, которые следует соблюдать при проведении теста.

1. Границы группы, в которой проводится тест, должны быть четко обозначены.

2. Следует оговорить конкретное количество выборов, которое могут делать индивиды.

3. Индивиды должны быть опрошены с целью выявления их выборов в терминах определенного критерия.

4. Результаты социометрического теста должны быть впоследствии использованы для того, чтобы реконструировать группу.

5. Все выборы должны делаться членами группы самостоятельно.

6. Все вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были в равной степени понятны всем челнам группы.

7. Критерии надежности должны быть значимыми для группы.

8. Группа должна иметь какой-то опыт совместной деятельности.

При подготовке к изучению внутригрупповой динамики с помощью социометрии следует познакомиться с некоторыми основными понятиями, описывающими данный феномен.

Социально – психологический климат группы - это качественная сторона деловых и межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе.

Деловые отношения - это отношения, возникающие в связи с совместной работой или по ее поводу.

Межличностные отношения - отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

Группа – совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.

Малая группа – не большое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

Индивид – человек, как единичное природное существо, носитель индивидуальных своеобразных черт.

Социальная роль – совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

Статус – положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах других участников группы.

Член группы – это индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его мнение и действие оказывают влияние на судьбу группы.

Анкетный опрос – метод социально-психологического исследования с помощью анкет.

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Социометрия – одно из направлений западной социальной психологии и разработанная в его русле совокупность измерительно-исследовательских процедур, основу которых составляют различные варианты социометрической методики.

Социограмма - специальная схема, изображающая картину межличностных отношений в группе, выявленных с использованием специальной социометрической методики.

Групповая социограмма – произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены и представлены группировкииндивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними.

Индивидуальная социограмма – здесь произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных в ходе исследования.

Социоматрица – это перевод качественных характеристик в количественные показатели; способ упорядочения полученной информации.

Коммуникативные вопросы – выявляют реальные типы взаимоотношений, существующих в группе.

Социометрическая звезда – индивид, получивший наибольшее число позитивных выборов от группы.

Пренебрегаемый – это индивид, получивший максимальное количество негативных выборов.

Изолированный – это индивид, который не получил ни одного позитивного, ни одного негативного выбора, и сам не выбрал никого или нескольких членов группы.

Формулы для определения социометрических результатов

Социальный статус – сумма всех отрицательных и положительных выборов, которые индивид получил от группы, деленное на 2(n-1), где n-число членов группы.

, где SР – сумма выборов, n – число членов группы

Отношение индивида к группе – сумма всех отрицательных и положительных выборов, которые сделал индивид, деленная на 2(n-1), где n-число членов группы.

Сплоченность группы – это разность сумм, взаимных положительных и взаимных отрицательных выборов, деленное на n(n-1), где n – число членов группы.

, где SК(+) – количество всех позитивных выборов, SК(-) – количество всех негативных выборов, n – число членов группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.008 с.)