Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие 11. Социально-психологические проблемы группы
Вопросы: 1. Группа как социальный организм 2. Классификация групп 3. Основные этапы жизни группы 4. Групповая динамика Цель – изучение группы как социально-психологического феномена. В процессе подготовки первого вопроса вы узнаете историю вопроса, различные подходы к определению этого понятия. Рекомендуется, изучив различные определения понятия группы, выделить в них общее и отличное. Подумайте, какие основания могут лежать в основе этих различий. При подготовке второго вопроса, вы познакомитесь с различными примерами классификации социальных групп. Изучите приведенные в конспекте лекции данного пособия и приведите примеры к каждой из них. Для проверки изученного материала решите следующие задачки. 1.Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что: а) они почти не знают друг друга; б) их всех знает человек, который не входит в эту группу; в) члены группы никогда не собираются вместе. 2. Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что: а) эти люди хорошо знают друг друга; б) часто бывают вместе; в) у них есть руководитель, назначенный в эту группу. 3. Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что: а) члены этой группы знают друг друга; б) говорят о своей группе «мы»; в) работают вместе. 4. Определите, к какому типу относится объединение людей (15 человек), если они уже час ждут на остановке запаздывающий пригородный автобус. Обратите внимание на такие важные социально-психологические характеристики как групповая совместимость, социально-психологический (психологический, морально- психологический) климат или атмосферу, ценностно-личностные ориентации (ЦЛО); коэффициент (индекс) групповой сплоченности (взаимности), референтность группы для ее членов, характер взаимодействия; чувство причастности, принадлежности членов группы к ее целям, лидеру, миссии, групповая идентичность (тождественность). Рекомендуется познакомиться с методом изучения внутригрупповой динамики - социометрией. Соответствующие материалы можно найти в Приложении. При подготовке второго вопроса, необходимо изучить структуру группы, которая может быть сложной или простой, внешней и внутренней. Приведите примеры на каждый вид структуры.
Изучая третий вопрос, особое внимание рекомендуется обратить на этапы жизни группы. Как любой организм, группа имеет цикличность жизни. Существуют различные подходы к описанию этапов жизни группы, например Э.Берн, М. Форверг и др. Знакомство с подходом Э. Берна поможет вам в работе с организациями, М. Форверга - при проведении социально-психологического тренинга. В этих видах практической работы вам поможет знание групповой динамики и групповых процессов, которым посвящен четвертый вопрос семинарского занятия. Групповая динамика-это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению. Рекомендуется обсудить действия ведущего (лидера) в каждом из этапов жизни группы. Изучая групповую динамику, обратите внимание на важные социально-психологические процессы, как образования малой группы, «групповое давление» на члена группы, процесс групповой сплоченности - степень приверженности к группе ее членов, руководство и лидерство, принятие групповых решений, развитие групповой жизни в совместной деятельности. Подумайте, какие проблемы могут возникнуть в группе, задачи могут быть поставлены перед психологом, и какими социально-психологическими методами он может их решить. Для более полного и практического изучения внутригрупповых феноменов рекомендуется провести социометрическое исследование. В разделе Практикум данного пособия вы найдете методику проведения этой работы. Для закрепления результатов этой работы, решите следующие задачки. 1. В группе нет человека, который получил бы больше всех выборов в социометрическом исследовании. Назовите возможные причины такого результата исследования. 2. В группе из 15 человек проведена социометрия. 5 человек получили одинаковое число выборов. Объясните результаты этого исследования. Наметьте стратегию изучения структуры данной группы. 3. Вы знаете о группе, что она состоит из 15 человек. Мнение наблюдателей о ней такое: «Там каждый сам по себе, никакого лидера нет». Как вы будете с помощью социометрического исследования выявлять структуру этой группы?
4. В ходе проведения социометрического исследования несколько испытуемых не сдали анкеты. Как вы поступите с результатами выборов этих членов группы другими участниками эксперимента: · не будете их учитывать при обработке; · проведете повторное исследование со всей группой; · проведете индивидуальное анкетирование с каждым из отказавшихся членов группы или… 5. В группе из 15 человек проводилось социометрическое исследование. Факт 1. никто из членов группы не поинтересовался его результатами. Факт 2. по данным экспериментального исследования никто в этой группе не получил взаимных выборов. Как вы думаете, существует ли связь между этими фактами? Как каждый из них характеризует структуру группы?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.78 (0.01 с.) |