Практическое занятие 11. Социально-психологические проблемы группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 11. Социально-психологические проблемы группы



Вопросы:

1. Группа как социальный организм

2. Классификация групп

3. Основные этапы жизни группы

4. Групповая динамика

Цель – изучение группы как социально-психологического феномена.

В процессе подготовки первого вопроса вы узнаете историю вопроса, различные подходы к определению этого понятия.

Рекомендуется, изучив различные определения понятия группы, выделить в них общее и отличное. Подумайте, какие основания могут лежать в основе этих различий.

При подготовке второго вопроса, вы познакомитесь с различными примерами классификации социальных групп. Изучите приведенные в конспекте лекции данного пособия и приведите примеры к каждой из них.

Для проверки изученного материала решите следующие задачки.

1.Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что:

а) они почти не знают друг друга;

б) их всех знает человек, который не входит в эту группу;

в) члены группы никогда не собираются вместе.

2. Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что:

а) эти люди хорошо знают друг друга;

б) часто бывают вместе;

в) у них есть руководитель, назначенный в эту группу.

3. Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что:

а) члены этой группы знают друг друга;

б) говорят о своей группе «мы»;

в) работают вместе.

4. Определите, к какому типу относится объединение людей (15 человек), если они уже час ждут на остановке запаздывающий пригородный автобус.

Обратите внимание на такие важные социально-психологические характеристики как групповая совместимость, социально-психологический (психологический, морально- психологический) климат или атмосферу, ценностно-личностные ориентации (ЦЛО); коэффициент (индекс) групповой сплоченности (взаимности), референтность группы для ее членов, характер взаимодействия; чувство причастности, принадлежности членов группы к ее целям, лидеру, миссии, групповая идентичность (тождественность). Рекомендуется познакомиться с методом изучения внутригрупповой динамики - социометрией. Соответствующие материалы можно найти в Приложении.

При подготовке второго вопроса, необходимо изучить структуру группы, которая может быть сложной или простой, внешней и внутренней. Приведите примеры на каждый вид структуры.

Изучая третий вопрос, особое внимание рекомендуется обратить на этапы жизни группы. Как любой организм, группа имеет цикличность жизни. Существуют различные подходы к описанию этапов жизни группы, например Э.Берн, М. Форверг и др. Знакомство с подходом Э. Берна поможет вам в работе с организациями, М. Форверга - при проведении социально-психологического тренинга.

В этих видах практической работы вам поможет знание групповой динамики и групповых процессов, которым посвящен четвертый вопрос семинарского занятия.

Групповая динамика-это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению. Рекомендуется обсудить действия ведущего (лидера) в каждом из этапов жизни группы.

Изучая групповую динамику, обратите внимание на важные социально-психологические процессы, как образования малой группы, «групповое давление» на члена группы, процесс групповой сплоченности - степень приверженности к группе ее членов, руководство и лидерство, принятие групповых решений, развитие групповой жизни в совместной деятельности. Подумайте, какие проблемы могут возникнуть в группе, задачи могут быть поставлены перед психологом, и какими социально-психологическими методами он может их решить.

Для более полного и практического изучения внутригрупповых феноменов рекомендуется провести социометрическое исследование. В разделе Практикум данного пособия вы найдете методику проведения этой работы. Для закрепления результатов этой работы, решите следующие задачки.

1. В группе нет человека, который получил бы больше всех выборов в социометрическом исследовании. Назовите возможные причины такого результата исследования.

2. В группе из 15 человек проведена социометрия. 5 человек получили одинаковое число выборов. Объясните результаты этого исследования. Наметьте стратегию изучения структуры данной группы.

3. Вы знаете о группе, что она состоит из 15 человек. Мнение наблюдателей о ней такое: «Там каждый сам по себе, никакого лидера нет». Как вы будете с помощью социометрического исследования выявлять структуру этой группы?

4. В ходе проведения социометрического исследования несколько испытуемых не сдали анкеты. Как вы поступите с результатами выборов этих членов группы другими участниками эксперимента:

· не будете их учитывать при обработке;

· проведете повторное исследование со всей группой;

· проведете индивидуальное анкетирование с каждым из отказавшихся членов группы или…

5. В группе из 15 человек проводилось социометрическое исследование.

Факт 1. никто из членов группы не поинтересовался его результатами.

Факт 2. по данным экспериментального исследования никто в этой группе не получил взаимных выборов.

Как вы думаете, существует ли связь между этими фактами? Как каждый из них характеризует структуру группы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.78 (0.01 с.)