Практическое занятие 5. Социализация личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 5. Социализация личности



Вопросы:

1.Социализация как социально-психологическая проблема

2.Содержание процесса социализации личности

3.Институты социализации

Цель – изучение процесса вхождения человека в общество, присвоения им культурного опыта, выражающегося в нормах, ценностях, традициях, правилах выполнения социальных ролей; процесса трансформации социокультурного в индивидуальное.

В процессе подготовки первого вопроса проанализируйте различные подходы к пониманию процесса социализации личности. Чем объясняется, на ваш взгляд, такое разнообразие подходов в изучении и описании этого феномена. Приведите аргументы каждого из подходов.

Объясните, в чем заключается различие таких понятий как «воспитание», «развитие», «социализация».

Изучая второй вопрос, обратите внимание на содержание процесса социализации личности в различных психологических школах.

Изучая идентификацию как механизм социализации личности, прокомментируйте слова З.Фрейда: «…люди, которые для нас не имеют особого значения, понимаются на основе обычного подражания, но те же, кто эмоционально ценен для нас, понимаются на основе идентификации». Приведите примеры, подтверждающие значимость близких людей в нравственной социализации личности.

Согласно концепции гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Бернс, В.Сатир и другие), главным достижением процесса социализации является формирование у человека чувство самоценности, которое во многом определяет особенности его поведения, реакции на других людей, способы переживания жизненных трудностей. Оно формируется, если ребенок растет в любви, т.е. безусловном принятии его самыми близкими людьми. Подумайте, к каким социально-психологическим последствиям может привести отсутствие таких условий для человека.

Особое внимание рекомендуется обратить на концепцию социализации личности Э. Эриксона. Для этого следует причитать 7 главу из книги «Детство и общество». Приведите примеры, иллюстрирующие каждую из стадий социализации личности.

Изучая особенности нравственного развития личности в процессе социализации, личности, следует познакомиться с положениями концепции Л. Колберга, и подумать, почему автор считал, что большинство людей достигают по крайне мере третьей стадии нравственного развития, а некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. 

Рассматривая вопрос о сроках социализации, приведите аргументы в пользу различных точек зрения.

Первая точка зрения - социализация личности заканчивается к 6 годам жизни.

Согласно второй точке зрения, социализация заканчивается с завершением процесса обучения и получения профессии, примерно к 23 годам.

Третья точка зрения заключается в том, что социализация личности проходит в течение всей жизни. В этом случае возникает вопрос о различии в содержании социализации детей и взрослых. Подумайте, какие основные социально-психологические задачи решает человек в течение своей жизни.

Для изучения особенностей социализации детей и взрослых следует познакомиться с соответствующими положениями концепции О. Г. Брима-младшего (1966).

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых чисто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета".

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

4. Социализация взрослых травлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся способными выполнять различные социальные роли, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

Изучая особенности социализации взрослых, обратите внимание на роль жизненных кризисов, связанных с изменением социальных условий жизнедеятельности, возрастом. Обратите внимание на термин «ресоциализация», под которым понимается усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных, устаревших или неадекватных новым условиям жизни. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков общения или взаимодействия до профессиональной переподготовки или смены основных социальных ролей. Ресоциализация может иметь место в ситуациях необходимости разрешения человеком своих конфликтов и изменения своего поведения.

Обсуждая вопрос о механизмах социализации, способствующих процессу приобретения человеком необходимых навыков, норм и правил поведения, принятых в культуре данного общества, приведите примеры позитивных и негативных механизмов социализации личности.

При подготовке третьего вопроса рекомендуется изучить значение институтов социализации личности на разных этапах этого процесса. Подумайте и приведите примеры деятельности институтов социализации личности в детстве, подростковом и юношеском возрасте, зрелости и старости. Почему так много говорят о роли СМИ в социализации современного человека?

Рекомендуется обратить внимание на значение культурного контекста социализации личности. Приведите примеры культурной детерминации этого процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.005 с.)