Необходимых для организации и проведения практики   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимых для организации и проведения практики  



Основная литература:

1. Аннушкин, Ю. В. Дидактика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. —

165 с. — (Серия: Образовательный процесс). ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblioonline.ru/viewer/didaktika-441808#page/1            

2. Гребенюк, О. С. Теория обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата/ О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 319 с. — (Серия: Образовательный процесс) ЭБС ЮРАЙТ:   https://biblio-online.ru/viewer/07ABF673-0460-4112-A287-88531FA7D92B/teoriyaobucheniya#page/1  

Дополнительная литература:

3. Крикун Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций: учеб. пособие [для студ., обуч. по направл. подгот. бакалавра, магистра]/Е. Л. Крикун; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск: МГГУ, 2011. - 278 с.            

4. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2014. – 144с. – (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования) 

5. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов/ Ю.Н. Лапыгин. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2018. – 248 с.- Серия: Образовательный процесс ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblio-online.ru/viewer/metody-aktivnogo-obucheniya-433248#page/2      

6. Методика обучения истории: учебник для студ. Учреждений высш. образования /В.В. Барабанов, Н.Н.Лазукова, Э.В.Ванина и др. – М.:Издательский центр «Академия», 2014– 432 с.  

7. Муштавинская И.С. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2014. – 144с. – (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования)

Ресурсы сети «Интернет»:

http://www.standart.edu.ru. - «Федеральный Государственный образовательный Стандарт» http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал 

http://www.ict.edu.ru Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ):

- ЭБС издательства «Лань»  https://e.lanbook.com/  

- ЭБС издательства «Юрайт»  https://biblio-online.ru/  

- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» https://biblioclub.ru/

- Справочно-правовая информационная система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/  

- ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре». http://www.informio.ru/

- MS Office

 

11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:  

В образовательном процессе используются:

- учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (учебная мебель, перечень технических средств обучения: ПК, оборудование для демонстрации презентаций, наглядные пособия);

- помещения для самостоятельной работы (оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду университета);

- профильные организации

 

ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

 

Не предусмотрено.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ

Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация дисциплины может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Приложение 1

К программе производственной практики

Б2. В.02 (П) Производственная практика,

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

История

Направленность (профиль) История России.

Форма обучения – очная

Год набора - 2017

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общие сведения

1. Кафедра Истории и права
2. Код и направление подготовки  46.03.01 История 
3. Направленность (Профиль) История России»
4. Курс, семестр 4 курс, 7 семестр
5. Вид и тип практики; способ и формы её проведения Б2.В.02(П) Производственная практика Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности непрерывная, стационарная / выездная
6. Форма обучения Очная
7. Год набора 2017

 

2.Методические рекомендации по организации работы студентов во время прохождения практики.

2. 1. Организационный этап: ознакомление с деятельностью образовательного учреждения, педагогическое наблюдение учебного процесса и методики преподавания истории в закрепленном классном коллективе

Данный этап начинается с проведения установочной конференции по производственной практике в вузе, организации встречи студентов с администрацией, учителями-предметниками и классными руководителями базовых школ и учебных заведений. 

В первый день пребывания в школе студенты знакомятся со школой, ее спецификой, традициями, целями и задачами педагогического коллектива 

Учителя-предметники и классные руководители дают характеристику классов и отдельных учащихся, освещают планы учебной и внеклассной работы на период практики. На данном этапе практикантам важно осуществить активное знакомство с учениками закрепленного класса, установить с ними психологический контакт и заложить основы для дальнейшего педагогического сотрудничества. Это достигается в первые три дня практики путем целенаправленного педагогического наблюдения различных уроков. 

Рекомендации по организации педагогического наблюдения уроков.

Целью педагогического наблюдения практикантом уроков истории является адаптация к реальному учебному процессу и образовательной среде в базовой образовательной организации. Это предполагает, с одной стороны, ознакомление практиканта с методикой преподавания учителя-предметника, а, с другой, - знакомство с составом ученического коллектива, познавательными возможностями и уровнем познавательной активности учащихся закрепленного за студентом класса. 

Для этого практиканту необходимо в течение первых трех дней практики посетить различные уроки в закрепленном классе соответственно расписанию занятий, организовать активное общение с учениками на переменах и после занятий, изучить школьную документацию, правила заполнения классных журналов, при необходимости ознакомиться с личными делами учащихся. 

В процессе наблюдения уроков истории особое внимание должно быть обращено на уровень обученности и обучаемости предмету, методический стиль учителя-предметника, способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке, общие и индивидуальные показатели уровня знаний и сформированности основных умений учащихся по истории. 

Результаты педагогического наблюдения желательно фиксировать в «Дневнике наблюдения уроков».

 

«Дневник наблюдения уроков», как правило, включает следующие компоненты:

1. Титульный лист

2. Список учащихся класса

3. Расписание уроков

4. Таблицы наблюдения уроков (по количеству посещенных уроков)

5. Выводы по результатам педагогического наблюдения

С целью выявления познавательных интересов и получения дополнительной информации об учащихся студент может провести входное анкетирование школьников.

К завершению адаптационного этапа практики студент должен получить достаточно конкретные представления о составе класса и познавательных возможностях учеников, выявить дифференцированные группы учащихся с разным уровнем знаний и умений по истории.

Для осуществления последующей учебной работы по предмету под руководством учителя предметника практикант должен составить тематическое планирование уроков истории на весь период практики.

2.1.3. Рекомендации к составлению календарно-тематического планирования уроков. Составление тематическое планирование уроков является обязательной формой перспективного планирования учебного процесса учителем истории. Оно разрабатывается на основе примерной предметной образовательной программы и рабочей программы педагога по соответствующему курсу истории. Существуют различные модификации графического оформления этого вида планирования. В рамках данной производственной практики студентам предлагается следующая форма календарно-тематического планирования уроков.

Образец Календарно-тематическое планирование уроков ______________________________________

(название учебного курса истории, класс)

Практикант (ФИО) _____________________________________________

 

№ п/п Тема и тип урока Дата Кол-во часов Основные вопросы содержания урочной темы Учебное пособие, § учебника Образовательные ресурсы
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            

 

2.2. Второй этап - основной. На нем осуществляется реальная педагогическая деятельность студентов в соответствии с задачами и установленным объемом заданий практики. Начиная со второй половины первой недели практики и до её завершения, студентам-практикантам необходимо: 

· провести самостоятельно уроки истории в закрепленном классе в соответствии с Базисным учебным планом и школьным расписанием занятий (не менее четырех); 

· посетить уроки студентов-практикантов в своей параллели классов и не менее двух уроков школьных учителей истории; 

· принять активное участие в организации внеклассной работы по истории (согласно плану методического объединения учителей истории или по собственной инициативе);

· разработать и провести одно внеурочное мероприятие по краеведению (викторина, учебная игра, занятие кружка, конкурс знатоков истории края, школьная олимпиада и т.д.);

· по заданию учителя или самостоятельно подготовить образовательные информационные и дидактические ресурсы к текущим урокам истории (комплекты документальных материалов, таблицы, опорные схемы или конспекты, демонстрационные карточки, дидактический инструктивный материал, наглядные пособия, презентации, аудиовизуальные средства обучения и т.п.).

 

В ходе практики студент должен систематически вносить данные в учетную карточку, записывать темы проведенных уроков в соответствии с датами их проведения. По результатам проведенных уроков учитель-предметник выставляет оценку и заносит ее в учетную карточку. 

2.2.1. Методические рекомендации по разработке плана-конспекта урока истории.

Методика определения цели и задач урока.

Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование урока. 

Цель – это то, что должно быть достигнуто к концу урока. Поэтому цель должна быть: 

а) четкой; б) конкретной;                                                                                в) понятной; г) реальной и достижимой; д) проверяемой/контролируемой; е) соотносимой с типом и содержанием урока; ж) ориентированной на деятельность ученика и конкретный образовательный продукт.  
   

Цель надо сформулировать так, чтобы в ней ясно определялся ожидаемый результат определенных действий учащихся, осуществляемых самостоятельно или совместно с учителем; 

Цель должна быть сформулирована продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата.

Цель конкретизируется в системе образовательных, развивающих и воспитательных задач, которые являются шагами на пути к достигаемому результату. Согласно требованиям стандарта по каждой дисциплине достигаются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Они должны определяться применительно к каждому конкретному уроку.

Предметные результаты изучения темы находят отражение в образовательных и развивающих задачах урока. 

Личностные результаты обучения связаны с воспитательными задачами. Воспитательные задачи урока планируются как достигаемые личностные результаты учащихся в процессе формирования исторических знаний, умений, духовно-нравственных ценностей и ориентаций.

Метапредметные результаты, связанны с формированием УУД. Они также отражаются в целевом блоке урока.

   

Таким образом, структура целевого блока урока может быть представлена следующим образом.   

Проиллюстрируем ее на примере темы урока «Окончание Смутного времени на Руси».

 

Цель урока: «Создать условия для усвоения учащимися характерных черт Смуты начала ХVII в. на Руси». Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи). Ученик будет знать и понимать: * Смысл терминов и понятий «Смута», «семибоярщина», «народное ополчение». Земский собор * Направления деятельности «семибоярщины» * Даты формирования двух ополчений, их руководителей, социальный состав, результаты национально-освободительной борьбы * Роль церкви в организации национально-освободительного движения * Дату созыва Земского собора и избрания Михаила Романова на царствование Ученик научится: * Определять понятия «семибоярщина», «народное ополчение», Земский с обор * Характеризовать деятельность «семибоярщины» * Анализировать по типовому плану деятельность первого и второго народного ополчения * Высказывать суждения о роли патриарха Гермогена, К. Минина, Д. Пожарского в организации сопротивления иноземным захватчикам * Объяснять, какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени.  Личностные результаты: - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений (периода Смутного времени на Руси), способность к определению своей позиции

- осознание исторической значимости деятельности первого и второго ополчения в организации сопротивления иноземным захватчикам, избрания Михаила Романова на царствование

- осознание сложности и ответственности исторического выбора в реалиях Смутного времени на Руси в начале ХVII века.

Метапредметные результаты:

Познавательные –

* анализируют факты и ситуации, выделяют существенные черты, устанавливают причинноследственные связи и зависимости между явлениями; * определяют понятия;

* извлекают информацию из разных источников и переводят ее в новые знаковые системы; * делают и обосновывают выводы; определяют и аргументируют личную позицию.

Коммуникативные –

* Излагают суждения, обмениваются мнениями, слушают друг друга 

Регулятивные –

* Определяют и формулируют цель изучения материала,

* организуют свою учебную деятельность;

* соотносят свои действия с планируемыми результатами.

Структура плана-конспекта урока:

В соответствие с требованиями, изложенными в Письме МОиН РФ от 29 ноября 2010 г. №03339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников», план - конспект урока истории должен включать нижеследующие компоненты.

  Вводная часть:

* школа, класс

* дата и тема урока

* цель и задачи урока (планируемые результаты обучения)

* тип урока

* структура (этапы)

* оборудование (ресурсное оснащение) урока 

* методы и формы обучения

*  основные понятия

Основная часть:

Этапы урока Деятельность учителя и организация деятельности учащихся Примечания
1.       Организационный момент    
2.       Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной          деятельности учащихся.    
3.       Актуализация знаний.    
4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока)    
6.       Первичное закрепление.    
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.    
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.    
9.        Рефлексия (подведение итогов занятия)    

 

2.2.2. Методические рекомендации по подготовке внеклассного мероприятия по истории При подготовке внеклассного мероприятия необходимо придерживаться следующего плана действий:

1. Определите тему мероприятия, учитывая значимость ее воспитательного потенциала для решения стратегических задач в области исторического образования. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, их запросы и интересы. Немаловажно согласовать выбор темы с учителем-предметником и общим планом воспитательной работы образовательной организации.

2. Определите цель, задачи, форму и сроки проведения мероприятия. Внеклассное мероприятие может быть проведено в различных формах: беседа, интеллектуальная познавательная игра, дебаты, инсценировки на исторические темы, встреча с интересными людьми, реальная или виртуальная экскурсия и т.п.

3. Тщательно продумайте и совместно с учащимися класса осуществите подготовительный этап работы: составить сценарий, распределить обязанности по подготовке содержательной и технической части предстоящего дела, обеспечить ресурсное оснащение, при необходимости проведите репетиции или проверку готовности участников к проведению мероприятия.

4. При подготовке деловой познавательной игры учащиеся должны быть заранее ознакомлены с правилами ее проведения и требованиями, предъявляемыми к ее участникам.

5. При проведении мероприятия особое внимание необходимо уделить организационной стороне дела, соблюдению техники безопасности.

6. В завершении мероприятия нужно подвести его итоги, поощрить активных участников. Важно выяснить мнения учащихся относительно проведенного мероприятия, выслушать их пожелания и предложения.   

2.3. Третий этап – завершающий, итоговый.

Он охватывает четвертую неделю практики. В эти дни необходимо провести итоговое педагогическое анкетирование среди учащихся закрепленного класса с целью выявления их отношения к учебно-воспитательной  деятельности практиканта. Учитель-предметник составляет характеристику деятельности практиканта, которая заверяется подписью представителя администрации школы и печатью образовательного учреждения.

После окончания педагогической практики студенты сдают отчетную документацию групповому руководителю практики и защищают отчет по практике.

2.3.1. Методические рекомендации по проведению педагогического анкетирования Примерные вопросы для итогового анкетирования учащихся и форма обработки анкетных данных.

Вопросы для анкетирования:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.043 с.)