Материалы психологического уголка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы психологического уголка



Материалы

Зона для психологической разгрузки

1.1 Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д.)
1.2 Мягкая мебель
1.3 Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями
1.4 Мягкие игрушки

Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

2.1 Боксерская груша
2.2 Куклы «Бо-бо»
2.3 Поролоновые подушки
2.4 Стаканчики для крика
2.5 Мишени

Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции

3.1 Аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации)
3.2 Цветные клубочки
3.3 Волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д.)
3.4 Свечи
3.5 Фонтаны
3.6 Игры с песком, водой, крупами, пуговицами
3.7 «Мешочки настроений»
3.8 «Коробочки добрых дел»

Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению

4.1 «Азбука настроений»
4.2 «Коврик дружбы»
4.3 Настольные, дидактические игры «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т. д.
4.4 Шкатулка с маленькими человечками
4.5 «Подушка примирения»
4.6 «Коробочка примирения»
4.7 «Гусеница настроений»

Материал, направленный на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей

5.1 Подиум
5.2 Медали
5.3 «Сонные игрушки»

Материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде

6.1 «Твистер»
6.2 «Парашют»
6.3 «Гусеница»
6.3 «Воздушный змей»

Игры и упражнения психологического уголка

Рис. 1. Зона релаксации

Педагог-психолог презентует детям и воспитателям игры и упражнения в психологическом уголке. Он рассказывает о целях, правилах, содержании, а также проигрывает их с детьми и воспитателями. Дальше игры остаются в группе, где дети самостоятельно или под руководством воспитателя играют в них. В зоне релаксации дети могут снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение (рис. 1). Игры в психологическом уголке помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его; способствуют развитию эмоционального интеллекта. Ниже приведены примеры игр:

Уголок уединения (шатер, палатка)

Это место в группе, где ребенок ощущает себя в безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать (рис. 2).

Рис. 2. Уголок уединения. Шатер

Боксерские груши, подушки для битья, дротики, мишень

Цели: помочь детям справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию.

Игра «Каратист»

Цель: снять физическую агрессию.

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч — «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…».

Игра «Боксер»

Цель: снять физическую агрессию.

Это вариант игры «Каратист», и проводится она аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Второй вариант игры. Повесить боксерскую грушу, надеть ребенку боксерские перчатки и бить грушу.

Игра «Парашют»

Цели: развивать ловкость, научить действовать в команде, воспитать эмоциональную отзывчивость.

Ход игры: дети стоят и держат в руках коврик-парашют, воспитатель кидает на коврик-парашют мяч (клубочек) и говорит детям, куда мячику необходимо отправиться. Например, дом, Солнце, зеленый круг (Земля), красный круг (планета Икс), звезда.

Игры с клубочками

1 вариант игры (Г.Д. Черепанова)

Цели: успокоить расшалившихся детей, обучить детей одному из приемов саморегуляции.

Материалы: клубочки плотных ниток.

Ход игры: расшалившемуся ребенку предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом становится больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

2 вариант (Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова)

Цели: воспитать чувство принадлежности к группе, безопасности в коллективе, единства, сплоченности; научить действовать согласованно.

Ход игры: воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени, и т. д. Когда песенка заканчивается, все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

«Ковер дружбы» (К. Фопель)

Цель: научить стратегии разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий.

Примечание. Наличие «ковра дружбы» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Материалы: кусок нетолстого пледа (либо другой мягкой ткани) размером 90 × 150 см или мягкий коврик такого же размера; фломастеры, клей, блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.

Инструкция: сядьте все в круг. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Я принесла ковер, который станет для нашей группы «ковром дружбы». Спорящие дети могут сесть на него и поговорить друг с другом, чтобы найти путь мирного решения спора.

Давайте посмотрим, что из этого получится.
(Положите плед в центр круга, а на него красивую книжку с картинками, или какую-нибудь занятную игрушку.)

Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер дружбы», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.)

У кого из группы есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
(После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковер дружбы».)

Сейчас мы превратим кусок пледа в «ковер дружбы» нашей группы. Я напишу на нем слова из известного мультфильма, а вы мне поможете разложить и приклеить ваши ладошки.

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер дружбы» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер дружбы» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять его без помощи воспитателя. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Ковер дружбы» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Мешочки настроений

Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Материалы: два мешочка. Один мешочек шьется из светлого материала, и на нем изображено лицо с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т. д. Второй мешочек плохого настроения, он шьется из темного материала и на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязываются шнурками (рис. 3).

Рис. 3. Мешочки настроений

Ход игры: дети развязывают шнурки, складывают свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек плохого настроения и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок мешочка хорошего настроения и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.

Игра «Гусеница настроений» (Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова)

Цели: определить эмоциональное состояние каждого ребенка в группе, выделяя детей, которым необходима эмоциональная поддержка; выяснить причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий в семье, в детском саду.

Материалы: фотографии всех детей группы.

Ход игры: на одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В течение последующих дней можно провести игры «Зеркало», «Сердитое и доброе», «Какое настроение?».

Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится Гусеница настроения (рис. 4). Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на гусенице, какое у него настроение. Далее сообщает детям, что эта гусеница будет висеть в группе и они смогут в течение дня показать свое настроение в данную минуту с помощью своих фотографий. На первых порах воспитатель сам предлагает детям выполнить это задание во время утреннего приема и после сна. Можно использовать такие приемы, как напоминание, совместное выполнение действий с ребенком. Педагог ведет учет эмоционального состояния детей и по возможности выясняет причину возникновения отрицательного эмоционального состояния.

Рис. 4. Гусеница настроений

Фонтаны

Шум и вид стекающей воды настольного фонтана помогает детям успокоиться, обрести душевное равновесие и получить заряд положительной энергии (рис. 5).

Рис. 5. Волшебный фонтан

Игра «Воздушный змей»

Игра учит детей быть внимательными, дружелюбными, согласовывать свои действия с действиями других.

Результаты проекта модернизации развивающей предметно-пространственной среды

Психологический уголок в группе является одним из вариантов модернизации развивающей предметно-пространственной среды с целью профилактики психоэмоционального напряжения и укрепления психофизического здоровья дошкольников. В психологическом уголке дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.

Был проведен психолого-педагогический мониторинг детей до начала создания психологического уголка в группах и после проведенной работы в нем (см. табл. 3). Мониторинг выявил факторы, влияющие на психическое развитие ребенка позитивно или негативно, позволил обеспечить их оптимальное сочетание.

Таблица 3



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.79.121 (0.027 с.)