Дидактическая игра «Продолжи ряд» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактическая игра «Продолжи ряд»



Психолог называет смысловой ряд из существительных, обозначающих животных, сгруппированных по конкретному признаку (место обитания). Ребенку нужно отгадать данный принцип и продолжить ряд.

Волк, заяц, лиса…
Зебра, коала, верблюд…
Кошка, собака, корова…
Носорог, жираф, слон…
Овца, свинья, кролик…

Упражнение «Сложи картинку: заяц»

С помощью карточек Кайе дети выкладывают изображение зайца по образцу (см. приложение, рис. 12).

Подвижная игра «Рыбы, птицы, звери»

Дети становятся в круг, в центр которого встает психолог. Он закрывает глаза и начинает вращаться вокруг своей оси, вытянув вперед правую руку и повторяя слова: «Рыбы, птицы, звери». Затем он останавливается и говорит любое из этих трех слов, показывая рукой на кого-то из участников. Тот, на кого показали, должен быстро сказать название птицы, рыбы или зверя, в зависимости от того, что было названо водящим. Психолог считает до трех и если за это время ребенок в кругу не успел ничего сказать или сказал не то, что нужно, выходит из игры. Названия рыб, птиц, зверей не должны повторяться. Выигрывают самые внимательные и знающие наибольшее количество названий животных, птиц и рыб.

Упражнение «Назови ласково»

Психолог произносит названия животных. Ребенку предлагается назвать их ласково.

Олень — олененок
Медведь — медвежонок
Еж — ежик
Заяц — зайчик
Лиса — лисичка
Белка — белочка

Упражнение «Помоги животным найти еду» (см. приложение, рис. 13)

В конце дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит воспитанников за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.

Приложение

Образцы картинок к упражнениям

Рис. 1. Сложи картинку: якорь • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 2. Графический диктант «Волны» • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 3. Найди верную букву • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 4. Сложи картинку: буква • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 5. Запоминай-ка • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 6. Азбука-раскраска • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 7. Сложи картинку: лебедь • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 8. Где спрятались птицы • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 9. Сложи картинку: золотая рыбка • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 10. Графический диктант «Рыбка» • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 11. Графический диктант «Рыбка» • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 12. Сложи картинку: заяц • Скачать картинку >>вернуться в текст

Рис. 13. Помоги животным найти еду • Скачать картинку >>вернуться в текст

 

Коррекционная и развивающая работа

Многофункциональное пособие для детей 3–7 лет: как использовать

Е.П. Браева
педагог-психолог МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад «Сказка», г. Когалым

Пособие «Книга волшебных превращений» («чудо-сундучок») на международном интернет-конкурсе «В гармонии с наукой и душой» получило диплом за лучшую авторскую разработку коррекционно-развивающей психотехники. Возьмите себе в методическую копилку, используйте в работе с детьми разного возраста.

Кабинет педагога-психолога — один из инструментов его работы. Это, прежде всего, безопасное место, которое способствует спонтанному самораскрытию ребенка. Весь игровой материал — песочница, театральная атрибутика, куклы, миниатюрные игрушки и т. п. — создает атмосферу, предоставляет возможности для самовыражения.

Для проведения успешных занятий педагогу-психологу необходимо завоевать доверие ребенка и стараться поддерживать его интерес на протяжении всего общения. Решить эту и многие другие задачи поможет коррекционно-развивающее пособие «Книга волшебных превращений».

Цель: содействовать развитию ребенка.

Задачи:

  • обучающая — овладеть знаниями об окружающем мире, пополнить и обогатить пассивный и активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, показать разнообразие поведенческих стратегий и способов решения проблем, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
  • развивающая — развить логику и понятийное мышление, стимулировать воображение, произвольность познавательных процессов, развить социальные и бытовые навыки;
  • воспитывающая — формировать внимательное отношение к чувствам и переживаниям других людей.

Методическая основа пособия — арт-терапевтические техники: куклотерапия, сказкотерапия и игровая терапия.

Из чего состоит пособие

Представляет собой короб, изготовленный в виде книги с вложенными внутрь страницами. На этих страницах изображены сказочные фоны: лес, детская площадка, детская комната, ванная комната и морское дно. Все они выполнены в едином художественном стиле. Каждая страница хорошо иллюстрирована, дети разглядывают их, составляют небольшие рассказы, а главное — воспроизводят игровые действия с мелкими игрушками, воплощая свой замысел. Ребенок становится режиссером сюжетных игр, театрализованных постановок, сказочником.

Одна из страниц выполнена в виде фланелеграфа черного цвета, на котором прикрепляются фигурки — вытынанки. Бумажные фигурки хорошо держатся за ворсинки бархатистой поверхности, дети создают собственные сюжетные картины.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Вытынанки — искусство вырезания из бумаги. Одним из самых простых видов вытынанки является новогодняя снежинка, вырезанная из любого бумажного материала.

В комплект пособия входят куклы-герои: текстильные (в стиле Тильда), бумажные плоскостные и бумажные куклы-конусы; деревянная миниатюрная мебель; развивающие игры, которые тематически подходят к соответствующей странице.

Каждая страничка пособия — это не только театральный подиум, но и игра. Например, задание к странице «Лес» — найти всех спрятавшихся животных.

«Ванная комната» — по всей горизонтальной плоскости изображена клетка. На основе клетки играют в игры: «Крестики-нолики», «Составь узор», «Муха» и др.

«Детская площадка» — найти одинаковые игрушки, игра «У какой игрушки нет пары?».

Пособие может использоваться как диагностический инструмент. Детям предлагается незаконченная история, которую нужно завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции.

В качестве метода психологической помощи можно использовать технику совместного рассказывания. Педагог-психолог предлагает ребенку рассказать историю, затем рассказывает историю собственного сочинения, в которой представлены те же персонажи, но разрешающая часть рассказа более эффективна, так как показывает пути совладения с травмирующей ситуацией.

Терапевтический эффект достигается посредством театрализации актуальной для ребенка проблемы: поведения, страхов, недостаточных навыков и пр.

Сюжет, сценарий отображают способ действия, недоступный или трудный для ребенка.

Проигрывание этого способа действия на материале сказочных персонажей, знакомых ребенку, снижает уровень тревоги и сопротивления, способствуя решению проблемы. Запоминание эмоциональных впечатлений изменяет отношение ребенка к предыдущему негативному опыту: страхам и ситуациям, вызывающим тревогу, неуверенность.

Варианты заданий при работе с пособием

Работать с пособием можно индивидуально и в группе. Рассмотрим варианты заданий, представим конспект занятия «Магазин игрушек» с использованием пособия (приложение).

Пособие готовилось не под занятие, а как самостоятельный инструмент психолога, но иногда — как сюрпризный момент. Книга как волшебный контейнер, откуда как по волшебству появляются куклы, которых дети видели на экране.

В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определенные действия по образцу, который показывает педагог, поэтому им можно предложить игры-имитации. Такие игры активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с куклами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.015 с.)