Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В. Жуковского «Светлана» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В. Жуковского «Светлана»



Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии. Он познакомил читателей с самыми выдающимися образцами этого жанра в европейской литературе: «Кубок», «Рыцарь Тогенбург», «Ивиковы журавли» Шиллера, «Лесной царь» Гете, «Роланд оруженосец» Уланда и др. Одновременно он создал в «Людмиле», «Светлане» национальную форму баллады.

В основе эстетики баллады лежит представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, которые оживают в гробах; мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника; злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов или скелеты, ночной лес, горящие деревья.

 Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, нарочито запутанные проблемы романтической этики (справедливость, возмездие, самопожертвование, верность долгу) – основные слагаемые нового художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского. (Баллада – небольшое сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.)

В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи народа. Поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В начале 19 века гадания утратили свою первоначальную магическую основу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в прошлом было ее замужество, поэтому и вопрос, кто будет ее «суженым», был очень важным. Жуковский обращается только к некоторым из древних девических гаданий, поскольку ему важна не этнографическая полнота древнейших форм обрядности, а новые средства для создания национального колорита в стихотворении. В сюжете «Светланы» девушки бросают за ворота башмачок, и чей из них будет поднят первым случайным прохожим, та и выйдет первой замуж. Жуковский посвятил эту балладу своей племяннице Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, поднеся ее в качестве свадебного подарка.

 «Светлана»- подражание «Леноре» Бюргера, поскольку сюжеты имеют сходную смысловую основу. Светлана тоже грустит из-за длительной разлуки с женихом, а в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать, как скоро он вернется к ней. В состоянии полудремы ей кажется, что к ней приезжает жених и увозит с собой. Затем они едут по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, войдя в которую, она видит гроб, из которого подымается ее жених-мертвец. Неожиданно появившийся «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности неожиданным пробуждением героини: она заснула во время гадания, все страхи оказались сном, а в яви жених является к ней живым и невредимым, и счастье встречи любящих становится сюжетной концовской баллады.

Структура данной баллады отражает двойственность художественного метода этого жанра. Вначале «Светлана» исполнена романтического пафоса тайны и чуда, и поэт тонко передает восторженное и одновременно робкое состояние чувств молодой души, влекомой сладким страхом к неожиданным ночным событиям.

В кульминационный момент автор нарушает изначально заданный национальный колорит, воссоздавая типично сентиментальную ситуацию: «белоснежный голубок», преисполненный исключительной чувствительности по отношению к девушке, смело спасает ее от страшного скрежещущего зубами мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами, как она просыпается и возвращается к исходной реальности. Подобная концовка чрезвычайно идеализирует ситуацию, так как получается, что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья возможны лишь во сне. Светлана молит ангела утолить ее печаль, и ее просьбы моментально услышаны. Любые нравственные нормы, известные человеку, в мире баллады утрачивают свою действенность перед ликом неведомого и непознаваемого.

Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую традицию: фантастический напряженный ход событий, драматизированный сюжет, условность авторской позиции.

 

3. С какой целью автор поэмы "Василий Теркин" подчеркивает "обыкновенность" своего героя?

 

 

Теркин должен представлять собой типичного солдата, т.е. быть самым обыкновенным. Поэма же нужна была для поднятия боевого духа солдатов! Все равняемся на Теркина, то бишь!

Обыкновенность героя подчеркивает не Василий Теркин, а Твардовский Василия Теркина. Теркин - это собирательный образ обыкновенного фронтовика, неслучайно в то время многие узнавали в этом герое себя или своего товарища. Поэтому поэма пользовалась большой популярностью.

Твардовский постоянно подчеркивает обыкновенность своего героя Василия Теркина с целью дать образ простого солдата. Он указывает на типичность своего героя, воплотившего в себе лучшие национальные черты в годину суровых испытаний: "Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе". Отсюда - отсутствие яркой индивидуализации, например, в портрете ("не высок, не то чтоб мал" - и всё).

 

                                           



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.005 с.)