Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений учителя-сурдопедагога в ДОУ для детей с нарушениями слуха. В ходе прохождения обучающимися учебной практики в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями слуха реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная
1.3. Место практики в структуре образовательной программы
Учебная практика в специальном (коррекционном) образовательном учреждении относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы
1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик. Практика проводится пятой в общей системе практик (табл. 2)
Таблица 2
Система практик при овладении образовательной программой
№ п/п
| Название практики
| Вид практики
| Место практики в учебном плане
| Формируемые компетенции
|
Курс
| Се-
местр
| Сроки
| Кол-во
недель
| Трудо-емкость в ЗЕТ
|
1.
| Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с ЗПР
| учебная
| 2
| 4
| 2 недели: 1-я неделя апреля – 2-я неделя апреля
| 2
| 3
| ПК-2
ПК-3
ПК-5
|
2.
| Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с ЗПР
| производ-ственная
| 2
| 4
| 3-я неделя апреля – 4-я неделя апреля
| 2
| 3
| ПК-2
ПК-5
|
3.
| Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушением интеллекта
| учебная
| 3
| 6
| 3-я неделя марта
| 1
| 1,5
| ПК-2
ПК-3
ПК-5
|
4.
| Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушением интеллекта
| производ-ственная
| 3
| 6
| 4-я неделя марта – 1 неделя апреля
| 2
| 3
| ПК-1
ПК-3
|
5.
| Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями слуха
| учебная
| 3
| 6
| 1-я неделя апреля
| 1
| 1,5
| ПК-2
ПК-3
ПК-5
|
6.
| Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушениями слуха
| производ-ственная
| 3
| 6
| 2-3-я неделя апреля
| 2
| 3
| ПК-2
ПК-6
|
7.
| Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в ДОО для детей с нарушением зрения
| учебная
| 4
| 7
| 3-я неделя ноября
| 1
| 1,5
| ПК-2
ПК-3
ПК-5
|
8.
| Научно-исследовательская работа (практика) в ДОО для детей с нарушениями зрения
| производ-ственная
| 4
| 7
| 4-я неделя ноября –
5-я неделя ноября
| 2
| 3
| ПК-8
ПК-9
|
9.
| Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с НОДА
|
учебная
| 4
| 7
| 1-я неделя декабря
| 1
| 1,5
| ПК-2
ПК-3
ПК-5
|
10.
| Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
в ДОО для детей с НОДА
|
производ-ственная
| 4
| 7
| 2-я неделя декабря – 3-я неделя декабря
| 2
| 3
| ПК-3
ПК-5
|
11.
| Преддипломная практика
|
производ-ственная
| 4
| 8
| 3 неделя апреля – 4 неделя апреля
| 2
| 3
| ПК-8
ПК-9
|
Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры дефекта при слуховой депривации выделенных в аудиолого-педагогической классификации В.С. Неймана, педагогической классификации Р.М. Боскис знанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений слуха, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с нарушениями слуха, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации лиц с нарушениями слуха.
В процессе теоретической подготовки и на основе предыдущих практик студенты должны овладеть умениями анализировать речевые нарушения при слуховой депривации; определять первичные и вторичные проявления в структуре дефекта; планировать коррекционную работу с детьми; разрабатывать фрагменты фронтальных и индивидуальных занятий с детьми разного возраста и с разной степенью выраженности недоразвития слуха и речи, обосновывать структуру занятия и методику работы; определять содержание занятий (отбор языкового, речевого, дидактического, игрового материала), анализировать содержательный компонент коррекционного занятия; использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии лиц с нарушениями слуха; умениями планировать свою профессиональную деятельность; навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.
Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Современный русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Дошкольная сурдопедагогика», «Социализация детей с ОВЗ», «Невропатология», «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха», «Социально-правовая защита лиц с ОВЗ»; «Вербальные и невербальные средства коммуникации»; «Технические средства диагностики и коррекции слуха и речи»; «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха».
1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Итоговая государственная аттестация».
Цель и задачи практики.
Цель практики: получение первичных профессиональных умений и навыков в сурдопедагога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями слуха.
Задачи практики:
- о знакомление с задачами и функциями сурдопедагога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями слуха, со спецификой работы в данной конкретной организации;
- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями слуха с учетом их возрастных особенностей;
- овладение умениями анализировать занятия сурдопедагога, методами и методиками обследования состояния слуха и речи дошкольников со слуховой депривацией, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями слуха, умениями составления конспектов.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения
(таблица 3)
Таблица 3
Перечень планируемых результатов обучения
Профессиональный стандарт
№п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
| Дисциплина: Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в ДОО для детей с нарушениями зрения
|
Конкретизированные цели освоения дисциплины
| Конкретизация трудовых функций в рамках изучаемой дисциплины в соответствии с профессиональным стандартом
|
1
| ПК-2
готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
| З.1. Основные коррекционные программы для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, реализуемые в ДОУ для детей данной категории.
З.2. Содержание деятельности сурдопедагога и специалистов ДОУ
| Трудовая функция
Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Необходимые знания
Сурдопедагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с нарушениями слуха.
Региональные и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу учителя-дефектолога (сурдопедагога).
|
Уметь
У.1. Анализировать документацию сурдопедагога и медицинских карт детей.
У.2. Анализировать и составлять конспекты коррекционных занятий, выбирать методическое, дидактическое и техническое обеспечение
| Трудовая функция
Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Необходимые умения
Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот
Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности обучающихся с нарушениями слуха по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации
Формулировать задачи обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха.
|
Действовать
В.1. Навыками анализа коррекционно-развивающей среды ДОУ.
В.2. Методами и приемами подгрупповых и индивидуальных форм сурдопедагогической коррекции
| Трудовая функция
Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Трудовые действия
Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе.
Планирование уроков (занятий), специальных коррекционно-развивающих фронтальных и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха
Организация основных видов деятельности обучающихся с нарушениями слуха в процессе освоения ими образовательных программ разного уровня с учетом их возраста, своеобразия общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей
|
2
| ПК-3
готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ
| Знать
З.3. Теоретические основы планирования и анализа процессов сурдопедагогической коррекции и образовательной деятельности с целью планирования собственной образовательно-коррекционной работы
| Трудовая функция
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся
Необходимые знания
Технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
|
Уметь
У.3. Проектировать, планировать и проводить подгрупповые и индивидуальные формы сурдопедагогической коррекции с последующим анализом собственной образовательно-коррекционной деятельности.
| Трудовая функция
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся
Необходимые умения
Использовать технологии реализации образовательных программ, а также их компонентов с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха.
|
Действовать
Д.3. Технологиями самоанализа и совершенствования собственной профессиональной деятельности
| Трудовая функция
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся
Трудовые действия
Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха.
|
3
| ПК-5
способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
| Знать
З.4. Технологии сурдопедагогического обследования детей дошкольного возраста с различными нарушениями слуха
| Трудовая функция
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
Необходимые знания
Сурдопедагогические технологии выявления нарушений слуха, особенностей общего и слухоречевого развития лиц с нарушениями слуха, анализа и оценки полученных результатов комплексного обследования.
|
Уметь
У.4. Определять особенности общего и слухоречевого развития, социально-бытовой ориентировки детей с нарушениями слуха, проводить целенаправленное наблюдение
| Трудовая функция
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
Необходимые умения
Организовывать и осуществлять сурдопедагогическую диагностику состояния слуховой функции, особенностей общего и слухоречевого развития лиц с нарушениями слуха с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.
|
Действовать
Д.4. Технологиями сурдопедагогической диагностики и выведения сурдопедагогического заключения
| Трудовая функция
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
Трудовые действия
Осуществление анализа и оценки результатов сурдопедагогической диагностики нарушений слуха, особенностей общего и слухоречевого развития с учетом данных комплексного обследования лиц с нарушениями слуха.
Подготовка педагогического заключения по результатам сурдопедагогической диагностики лиц с нарушениями слуха.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Содержание практики представлено в таблице 4
Таблица 4
Содержание практики
Виды работ,
Перечень заданий