Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики



Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений учителя-сурдопедагога в ДОУ для детей с нарушениями слуха. В ходе прохождения обучающимися учебной практики в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями слуха реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная

 

1.3. Место практики в структуре образовательной программы

Учебная практика в специальном (коррекционном) образовательном учреждении относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы

 

1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик. Практика проводится пятой в общей системе практик (табл. 2)

 

Таблица 2

Система практик при овладении образовательной программой

№ п/п

Название практики

Вид практики

Место практики в учебном плане

Формируемые компетенции

Курс Се- местр Сроки Кол-во недель Трудо-емкость в ЗЕТ
1. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с ЗПР   учебная 2 4 2 недели: 1-я неделя апреля – 2-я неделя апреля 2 3 ПК-2 ПК-3 ПК-5
2. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с ЗПР производ-ственная 2 4 3-я неделя апреля – 4-я неделя апреля 2 3 ПК-2 ПК-5
3. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушением интеллекта   учебная 3 6 3-я неделя марта 1 1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5
4. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушением интеллекта производ-ственная 3 6 4-я неделя марта – 1 неделя апреля 2 3 ПК-1 ПК-3
5. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями слуха   учебная 3 6 1-я неделя апреля 1 1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5
6. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушениями слуха производ-ственная 3 6 2-3-я неделя апреля 2 3 ПК-2 ПК-6
7. Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в ДОО для детей с нарушением зрения   учебная 4 7 3-я неделя ноября 1 1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5
8. Научно-исследовательская работа (практика) в ДОО для детей с нарушениями зрения производ-ственная 4 7 4-я неделя ноября – 5-я неделя ноября 2 3 ПК-8  ПК-9
9. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с НОДА     учебная 4 7 1-я неделя декабря 1 1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5
10. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с НОДА   производ-ственная 4 7 2-я неделя декабря – 3-я неделя декабря 2 3 ПК-3 ПК-5
11. Преддипломная практика   производ-ственная 4 8 3 неделя апреля – 4 неделя апреля 2 3 ПК-8  ПК-9

 

 

Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры дефекта при слуховой депривации выделенных в аудиолого-педагогической классификации В.С. Неймана, педагогической классификации Р.М. Боскис знанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений слуха, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с нарушениями слуха, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации лиц с нарушениями слуха.

В процессе теоретической подготовки и на основе предыдущих практик студенты должны овладеть умениями анализировать речевые нарушения при слуховой депривации; определять первичные и вторичные проявления в структуре дефекта; планировать коррекционную работу с детьми; разрабатывать фрагменты фронтальных и индивидуальных занятий с детьми разного возраста и с разной степенью выраженности недоразвития  слуха и речи, обосновывать структуру занятия и методику работы; определять содержание занятий (отбор языкового, речевого, дидактического, игрового материала), анализировать содержательный компонент коррекционного занятия; использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии лиц с нарушениями слуха; умениями планировать свою профессиональную деятельность; навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Современный русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Дошкольная сурдопедагогика», «Социализация детей с ОВЗ», «Невропатология», «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха», «Социально-правовая защита лиц с ОВЗ»; «Вербальные и невербальные средства коммуникации»; «Технические средства диагностики и коррекции слуха и речи»; «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха».

 

1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ»,  «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Итоговая государственная аттестация».

 

Цель и задачи практики.

  Цель практики: получение первичных профессиональных умений и навыков в сурдопедагога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями слуха.

Задачи практики:

- о знакомление с задачами и функциями сурдопедагога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями слуха, со спецификой работы в данной конкретной организации;

- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями слуха с учетом их возрастных особенностей;

- овладение   умениями анализировать занятия сурдопедагога, методами и методиками обследования состояния слуха и речи дошкольников со слуховой депривацией, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями слуха, умениями составления конспектов.

 

1.5. Перечень планируемых результатов обучения

  (таблица 3)

 

 


Таблица 3

Перечень планируемых результатов обучения

 Профессиональный стандарт

№п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Дисциплина: Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в ДОО для детей с нарушениями зрения

Конкретизированные цели освоения дисциплины Конкретизация трудовых функций в рамках изучаемой дисциплины в соответствии с профессиональным стандартом

1

ПК-2

готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты

 

З.1. Основные коррекционные программы для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, реализуемые в ДОУ для детей данной категории. З.2. Содержание деятельности сурдопедагога и специалистов ДОУ Трудовая функция Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Необходимые знания Сурдопедагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с нарушениями слуха.   Региональные и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу учителя-дефектолога (сурдопедагога).
Уметь У.1. Анализировать документацию сурдопедагога и медицинских карт детей.  У.2. Анализировать и составлять конспекты коррекционных занятий, выбирать методическое, дидактическое и техническое обеспечение   Трудовая функция Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Необходимые умения Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности обучающихся с нарушениями слуха по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации Формулировать задачи обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха.
Действовать В.1. Навыками анализа коррекционно-развивающей среды ДОУ. В.2. Методами и приемами подгрупповых и индивидуальных форм сурдопедагогической коррекции Трудовая функция Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Трудовые действия Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе.  Планирование уроков (занятий), специальных коррекционно-развивающих фронтальных и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха Организация основных видов деятельности обучающихся с нарушениями слуха в процессе освоения ими образовательных программ разного уровня с учетом их возраста, своеобразия общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей

2

ПК-3

готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ

Знать З.3. Теоретические основы планирования и анализа процессов сурдопедагогической коррекции и образовательной деятельности с целью планирования собственной образовательно-коррекционной работы Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся Необходимые знания Технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Уметь У.3. Проектировать, планировать и проводить подгрупповые и индивидуальные формы сурдопедагогической коррекции с последующим анализом собственной образовательно-коррекционной деятельности. Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся Необходимые умения Использовать технологии реализации образовательных программ, а также их компонентов с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха.
Действовать Д.3. Технологиями самоанализа и совершенствования собственной профессиональной деятельности Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся  Трудовые действия Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха.

3

ПК-5

способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

Знать З.4. Технологии сурдопедагогического обследования детей дошкольного возраста с различными нарушениями слуха Трудовая функция Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Необходимые знания Сурдопедагогические технологии выявления нарушений слуха, особенностей общего и слухоречевого развития лиц с нарушениями слуха, анализа и оценки полученных результатов комплексного обследования.
Уметь У.4. Определять особенности общего и слухоречевого развития,  социально-бытовой ориентировки детей с нарушениями слуха, проводить целенаправленное наблюдение Трудовая функция Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Необходимые умения Организовывать и осуществлять сурдопедагогическую диагностику состояния слуховой функции, особенностей общего и слухоречевого развития лиц с нарушениями слуха с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.
Действовать Д.4. Технологиями сурдопедагогической диагностики и выведения сурдопедагогического заключения Трудовая функция Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Трудовые действия Осуществление анализа и оценки результатов сурдопедагогической диагностики нарушений слуха, особенностей общего и слухоречевого развития с учетом данных комплексного обследования лиц с нарушениями слуха. Подготовка педагогического заключения по результатам сурдопедагогической диагностики лиц с нарушениями слуха.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

2.1. Содержание практики представлено в таблице 4

Таблица 4

Содержание практики

№ п/п

Виды работ,

Перечень заданий

Трудоемкость

(в часах)

Учебно-методическое обеспечение

Код компетен-ции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.02 с.)