Изображение могло быть в большей или меньшей степени похоже на 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изображение могло быть в большей или меньшей степени похоже на



Оригинал (поединок между бизоном и охотниками), и от этого степень

Театральной условности всякий раз была совершенно иной. Степень

Условности в театре — это, вероятно, разновидность

Театральной игры, степень ее удаления или приближения к жиз-

Ни, мера похожести.

Приведу, для примера, три спектакля, поставленные мною на сцене

Театра Руставели. Степень их условности — совершенно разная.

1. «Такая любовь» П.Когоута.**

Чинчрака» Г.Нахуцришвили.

Антигона» Ж.Ануя.

События, которые происходили в этих пьесах, могли бы происходить в

Действительности (кроме явно сказочных эпизодов в «Чинчраке»), но на

Сцене они приобретали особые «искажения» по отношению к жизненной

Правде, хотя и подчинялись законам жизни. Они существовали в

Определенной степени театральной условности. В этих спектаклях были

Заняты почти одни и те же актеры, но как различны были их игра,

Сценические приемы, с помощью которых они выстраивали сценическое

Поведение своих героев и лепили их характер. Достаточно взглянуть на

Фотографии актеров С.Закариадзе и Р.Чхиквадзе, чтобы сразу обнару-

Жить две совершенно разные степени театральной условности.

Теперь представим себе на миг, что в сценическую жизнь «Антигоны»

Вдруг неожиданно попал бы Коса из «Чинчраки». Какой была бы встреча

Креона—Закариадзе и Коса—Чхиквадзе?

* Поначалу мы думали заменить слово «осмысливание», звучащее вроде бы не совсем

По-русски, словом «осмысление», но не сделали этого, поскольку слово «осмысливание»

Подчеркивает протяженность во времени, движение, а это для М.Т. было очень важным.

** Спектакль поставлен в 1959 году. Поскольку П.Когоут был активным участником

Пражской весны и после 1968 года эмигрировал из Чехословакии, впоследствии во всех

Советских источниках спектакль фигурировал без имени драматурга. «

Чинчрака»

Г.Нахуцришвили.

С.Закариадзе — Дэв

И Р.Чхиквадзе — визирь Коса.

91

Они бы просто не поняли друг друга. Это было бы, вероятно, очень

Смешно, но ничего бы не получилось. Так же, как настоящее яблоко

Нельзя соединить даже с натуралистически написанным натюрмортом,

Так же нельзя соединить несоединимое из разных спектаклей. Закон

Несовместимости разных степеней театральной условности так же

Жесток, как и закон несовместимости биологической. И хотя оба

Персонажа созданы по общим законам жизни, но живут и действуют они в

Разных «царствах», сочиненных с разной степенью условности.

Я еще хорошо помню, как в период «борьбы с формализмом» в

Театре Руставели условный фон за замечательным гамрекелиевским

деревом в Богемском лесу («Ин тиранос!»)*...

* Художник И.Гамрекели оформлял известный спектакль С.Ахметели «Ин тиранос!»

(«Разбойники» Ф.Шиллера), поставленный в 1933 году.

«Чинчрака» Г.Нахуцришвили.

Р.Чхиквадзе — визирь Коса.

«Антигона» Ж.Ануя,

С.Закариадзе — Креон.

92

Был заменен «настоящим» лесом. Такой лес в те годы называли

«реалистическим». И декорация погибла. Нельзя соединить

Несоединимое.

Разная степень условности в театральном искусстве, прежде всего,

Зависит от степени условности произведения автора. «Кинооператоры

Знают, что съемки разных объектов требуют разных объективов. Этот

Набор зеркал, объективов, фильтров и линз есть и у авторов. Для разных

Пьес, разных проблем они пользуются разными способами отражения.

Кое-кто подсматривает жизнь только боковым видоискателем, у вторых

— существуют только широкоугольные объективы, третьи — пользуются

Стереоскопической аппаратурой. У одних жизнь изображена на

Контрастном снимке, у других — очень мягкое, чуть-чуть не в фокусе, у

третьих — изображение цветное, у четвертых — черно-белое...

Режиссер, как и всякий человек, видит жизнь под своим собственным

Углом. Но после встречи с жизнью, отраженной и преображенной

Автором, он обязан еще раз взглянуть на жизнь, но уже под авторским



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.009 с.)