Очень важно, чтобы, глядя на школьную доску, молодые режиссеры и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Очень важно, чтобы, глядя на школьную доску, молодые режиссеры и



Актеры видели бы не мелом выведенную схематическую линию,

78

А физически ощущали, как «тянет» их сквозное действие на бой, как

Подчиняет оно себе разрозненные и вроде бы существующие отдельно

Сцены пьесы (хотя они объединены фабулой, сюжетом, но здесь идет

Разговор о сценическом действии, а не о литературе), как оно теребит и

Возбуждает воображение художника, как открывает шлюзы подсознания.

Спектакль всегда похож на бой! На ринге боксеры бьют друг друга. Их

Мечта, их сверхзадача — стать чемпионом мира. И как активно, как

Настойчиво их сквозное действие — сделать все возможное и

Невозможное, чтобы победить всех, кто стоит на пути и мешает добиться

цели. Что они для этого только не делают! Тренируются, отказываются от

Многого,, щ пьют, не курят, не едят лишнего, придерживаются строгого

Режима. Во время боя стараются нанести противнику точный удар,

Измотать его, отточить свою технику, стать сильным, приобрести опыт и

Т.п. — и все это только ради того, чтобы победить чемпиона и стать

Чемпионом.

Как во время боя страстное желание и стремление победить толкают

Боксера вперед, так и сквозное действие должно быть бурным,

Толкающим к цели — это самая суть сценической игры.

Сквозное действие — это не просто нитка, на которую нанизаны

«бусинки» отдельных эпизодов спектакля, это полноводный бурный

Поток, стремительно несущийся с горы к долине. Состоящее в начале

Своего бега из отдельных «ручейков», сквозное действие постепенно

Насыщается силами и стремлениями, преодолевая преграды, несется

Вперед к цели своего бега —сверхзадаче. Сквозное действие —

Позвоночник событийного ряда.

«Для сквозного действия надо найти меткую фразу, которая

Определяла бы: «Вот мне кажется, что это то, к чему я должен в этой роли

Стремиться. Когда работаешь над ролью, то часто в самой роли можно

найти слова, в которых выражено ее сквозное действие. Например, в

Пьесе «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, у Федора есть такая

Фраза: «я хотел всех согласить, всех сгладить». И для Федора это будет

совершенно правильное сквозное действие... Это значит, что у меня,

Федора, в пьесе будет миллион дел. Получается действенная роль. В

Какие бы обстоятельства меня эта роль ни поставила, я все время буду

Думать о том, чтобы «все согласить и все сгладить». Я буду думать о

моей главной задаче *, чтобы все было мирно и спокойно, чтобы все

было тихо... Сквозное действие — это то, чем я в данной роли живу»

(И.Москвин. «Беседы с молодежью»).

Приведу еще несколько примеров сквозных действий.

Б.Нушич, «Доктор философии». Благой — через Живота добиться

Персональной пенсии.

М.Горький, «Мещане». Бессеменов — не допустить развала

Семьи.

К.Чапек, «Мать». Мать — удержать детей дома.

Э.Де Филиппо, «Неаполь — город миллионеров». Амалия —

Выжить, спастись, вывернуться.

Все эти сквозные действия очень конкретны, стремительны,

Действенны. Сквозное действие всегда определяется глаголом. Оно

Должно быть точно сформулировано всего в нескольких конкретных

Словах.

В 1936 году, во время беседы с учениками, Станиславского спросили:

«Вы сами должны сказать актеру сверхзадачу? Вы сами ее определяете

До начала работы?» Станиславский ответил: «Я боюсь преждевременно

Решать ее окончательно. Какой-то намек должен быть, я знаю, куда иду,

— в правую или левую

* Выделено М.Т.

79

Сторону. Но я ищу такой прием, чтобы сама логика носом нас толкнула,

что вот именно это сверхзадача *, а другой не может быть».

Пьеса состоит из многочисленных эпизодов, надо подчинить их все

Единой закономерности, заставить служить единой мысли, единому

Движению, единому действию. Этот единый знаменатель и есть сквозное

Действие и сверхзадача. Надо научиться переосмысливать каждую

Сцену, подчиняя ее единому сквозному действию.

Очень интересным представляется мне схема Станиславского —

Схема подчинения всех отдельных эпизодов одной единой силе,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.007 с.)