Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аспект анализа – анализ композиционных особенностей текста. Какие особенности композиции вы заметили в отрывке из романа Е. Замятина «мы», какую функцию они выполняют.
композиция - это структура художественной формы, и первая ее функция - "держать" элементы целого, делать целое из отдельных частей; без обдуманной и осмысленной композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция композиции - самим расположением и соотношением образов произведения выражать некоторый художественный смысл [Есин, 2000, с. 84]. Основные композиционные приемы: повтор, усиление, противопоставление и монтаж(монтаж два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства) Роман написан в жанре фантастики — антиутопии. Жанр романа диктовал выбор сюжетного приема, особенности композиции. В чем они заключаются? Повествование представляет собою записи-конспект строителя космического корабля (в наше время его назвали бы главным конструктором). Он рассказывает о том периоде своей жизни, который позже сам определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений. Интересно проследить, что обычно первые предложения обозначают микротему главы, а последнее дает выход на ее идею: «Колокол. Зеркальное море. Мне вечно гореть», «Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа», «Авторский долг. Лед набухает. Самая трудная любовь». 1. Лирический герой, ролевой герой и персонаж в лирике. Лирический герой - разновидность лирического субъекта, образ героя в лир. произведении. Его внутренний мир близок к авторскому (т.е. он автопсихологичный), хотя и не тождественен ему. Л.г. является одновременно и объектом изображения (его мысли, чувства, переживания - объект его размышлений). Выделяется в корпусе стихотворений: всем творчестве, отдельном периоде, цикле стихов и пр.Он как и биографическое лицо изменяет свои черты от начала своего творчества к его концу.
В первом вокруг него строится всё нанизывание. Причём интересно здесь именно то, что возникающие в перечислении “предметы” обычному человеку не приходит в голову считать: Петропавловский шпиль действительно один — но разве мы задумывались о самой возможности иметь их два или больше и ощущали единственность как недостачу? То же и с Летним садом или Зимним дворцом. Финал стихотворения только подкрепит это странное ощущение. “Разграбили город, сволочи!” звучит одновременно и иронически, и яростно, и растерянно — и при этом как бы допускает, что раньше “всего” было как минимум “по два”. Печаль прорывается сквозь строки этого стихотворения; возможно, сама мысль ощутить единственность и одиночество за предмет, вряд ли что-либо ощущающий (нечто похожее есть у Анненского), вызвана собственным одиночеством автора (не отсюда ли и нарастающая при перечислении длина строк, как бы захлёбывающаяся интонация?). Канцелярские слова и выражения советско-бюрократической эпохи, проникшие в текст и даже его название, подчёркивают общую неприютность и казарменную казённость мира, обступившего героя стихотворения. Во втором тексте слово “один” возникнет в финале — и станет той точкой, к которой нанизывание устремится. “Один” здесь выступает не как знак ущербности и отсутствия, а скорее наоборот — как знак полноты и подлинности. На весах поэзии одно стихотворение гения перевешивает всю “многомиллионную” продукцию прочих производящих стихи людей. При этом вся работа этой армии, по-своему прорывающейся к поэтическому смыслу бытия, вовсе не объявляется ненужной — шутливая интонация, с которой произносятся всё удлиняющиеся строки перечисления, скорее звучит понимающе-мягко. К тому же мир этого стихотворения, в отличие от мира стихотворения предшествующего, оказывается густо населён — и при этом устремлён к одной цели, занят одним делом. Понятие “один” выявляет здесь другие свои грани — общий, объединяющий.
Сюжет — цепь событий, изображаемых в литературном произведении, т.е. Жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах.(Хализев). Сюжет всегда предполагает активное развитие действия, движение. Горький понимает под сюжетом «связи,противоречия,симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей» - истории роста и организации того или иного характера, типа. Он изображает жизненные противоречия, борьбу и в то же время является средством раскрытия характеров. Сюжет это вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающихся как ряд «исторических характеров». Событие может реализовываться как иерархия событий более частных планов, как цепь событий, что образует сюжет. Событие связано с картиной мира, ведь у каждой эпохи свои представления. Один и тот же конструкт события может быть развернут в ряд сюжетов на разных уровнях. Представляя на высшем уровне одно сюжетное звено, он варьирует количество звеньев в зависимости от уровня текстового развертывания. Движение сюжета, событие — это пересечение той запрещенной границы, которая утверждает бессюжетная структура. Бессюжетная структура первична и может быть воплощена самостоятельно в тексте. Сюжетная — вториична и представляет собой пласт,наложенный на основную бессюжетную структуру. 2.Аспект анализа – специфика образов. Сравните женские образы в стихотворениях А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и В. А. Жуковского «Лалла Рук», свои наблюдения обязательно подтверждайте цитатами из текстов. У Пушкина — Героиня стихотворения поднимается Пушкиным до поэтического идеала. Образно это выражается словами, взятыми из стихотворения Жуковского, - «гений чистой красоты». Слова эти дважды повторяются – в начале и в конце, они становятся сквозным мотивом стихотворения, придавая ему цельность.
Билет №17 1. Сюжет и фабула в литературном произведении. Основные трактовки этих понятий (Аристотель, Кожинов, Бахтин, Веселовский). Аристотель считал, что основными компонентами сюжетосложения являются события и действия. Под фабулой Аристотель разумеет сочетание фактов. Так как, по словам Аристотеля, "действия и фабула составляют цель трагедии, а цель важнее всего", то " фабула есть основа и как бы душа трагедии". Кожинов под фабулой предполагает понимать основной событийный костяк произведения, "который может передаваться устно", под сюжетом же - "Действие произведения во всей красе". Из определений М.М. Бахтина следует, что сфера сюжета не ограничивается событием рассказывания, а, вбирая в себя и рассказываемое событие, охватывает единое событие художественного произведения. Осознание смысла категории фабула позволяет читателю понять закономерность претворения жизненного материала в сюжет, а стало быть, представить себе процесс художественного творчества, без чего нельзя понять, эстетически освоить результат этого процесса-произведение.
Тематика данных текстов сходна -карточная игра. Она вводит читателя в состояние азарта. Итак, нам представлена игра, в ходе которой завязывается диалог между участниками. После диалога, в первом случае игроки решают уехать к Наденьке, во втором случае автор окунает читателя в прошлое. Открывается сакральная сторона игры. Никто не знает существовало это на самом деле или это вымысел. Затем, мы опять возвращаемся в реальность. В первом же тексте никакой тайны не было и события идут своим чередом. Сюжет достаточно прост и типичен, во втором же тексте идет усложнение за счет не соблюдения автором привычной структуры построения сюжета(прошлое-настоящее, представлено: настоящее-прошлое-возвращение к настоящему времени). Такое построение сюжета более завораживает читателя. Сюжеты текстов постановлены так, что читателю самому предоставляется право додумать концовку данного рассказа. У этих двух сюжетов одинаковое начало и одинаковое завершение. Основное различие заключается в кульминации. Билет №18 Веселовский. Поэтика сюжетов. «В Париж!» - это история о том, как все мы мечтаем о «Париже», но зачастую дальше «Курска» уехать не способны. Данный рассказ начинается с описания, это описание, как мы видим, обобщено, но присутствуют детали.(они вместе очень походили на букву «Ю». Грязнов тонок, высок и жилист, одет в обтяжку и похож на палку, а Лампадкин толст, мясист, одет во всё широкое и напоминает ноль. Оба были навеселе и слегка пошатывались.) Автор с самого начала знакомит читателя со своими персонажами. Далее идет речевая характеристика этих персонажей, борьба с собакой — эти события незначительны. Кульминация настигает нас в конце произведения. Основными событием данного произведения является последствием цепи незначительных происшествий, которые нарастают как снежный ком. Сюжет выстраивается по нарастающей. Следует еще отметить то, на что настраивает нас рамочный текст, мы ждем от развязки долгожданной поездки в Париж, но все заканчивается анекдотично, неожиданной развязкой. Также особенностью данного сюжета является быстрая смена действий. По М.М. Бахтину, художественное время и пространство являются структурным законом жанра романа. В единстве времени и пространства у Бахтина ведущим было время, а пространство выступало как зависимая от времени переменная величина. Российские структуралисты (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, С.Ю. Неклюдов) в своих работах, напротив, обращали внимание преимущественно на художественное пространство. По Бахтину, единства времени и пространства являются организационными центрами основных событий романа и имеют сюже.тообразующее значение. Кроме того, Бахтин писал о «пространственной» и «временной» форме героя В художественной литературе пространство и время тесно слиты. М.М. Бахтин называл этот феномен хронотопом, «временем-пространством». «Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры), ndash; писал ученый. ndash; В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп. <…> Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен» Время и пространство запечатлеваются в литературных произведениях двояко. Во-первых, в виде мотивов и лейтмотивов (преимущественно в лирике), которые нередко приобретают символический характер и обозначают ту или иную картину мира. Во-вторых, они составляют основу сюжетов, к которым мы и обратимся. По Лотману: событие – это не всякое происшествие, а лишь то, которое связано с переходом персонажа через границу «семантического поля» (например, его переходом из обыденного в чудесный мир в волшебной сказке) Лотман подчеркивает, что событие – это всегда нарушение некоторого запрета, факт, который имел место, хотя и не должен был его иметь. Бахтин говорил: «…перед нами два события – событие, о котором рассказано в произведении, и событие самого рассказывания. События эти происходят в разные времена (различные и по длительности), в то же время они неразрывно объективны в едином, но сложном событии, которое мы можем обозначить как произведение в его событийной полноте, включая сюда и его внешнюю материальную данность, и его текст, и изображенный в нем мир, и автора – творца, и слушателя.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.103.67 (0.031 с.) |