Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнение и метафора как модель художественного образа.
Сравнение – исходная модель художественного образа. Все художественные произведения пронизаны сравнениями. Например: «Глаза Катюши Масловой были черными как мокрая смородина». Образ-метофора. Значение открыто. Названо, что с чем сравнивается. Метафорическая образность рождается из сравнения, когда сравнительные слова убраны. Но может рождаться и из отрицания.
Аспект анализа – образ героя. Какими чертами наделен образ Раскольникова? Как они проявляются в его внутренней речи? Этот образ вызывает сочувствие, но не симпатию. Тем не менее, юноша обладает множеством черт характера, которые представляют его, как человека отзывчивого, чуткого, способного к искреннему сопереживанию. Он очень эмоционален: «не обмануть меня вам!...а посмотрим, льзя или нельзя!». Раскольников очень любит Дунечку и злится на нее из-за того, что она приносит себя в жертву ради благополучия дорогих ей людей. В словах Родиона чувствуется отчаяние, он неприятно возбужден известием о свадьбе. Раскольников с иронией отзывается о Лужине.
Билет№10 Структура художественного образа: портрет, наименование образа (фамилия, имя, отчество, прозвище и т.п.), речевая характеристика, поступки и характеристика персонажа, одежда, родственное образу пространство. Портрет персонажа — это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика). Портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека». В целом имя есть воплощение сущности называемого объекта, источником знаний о нем (А. Ф. Лосев); • имя является самым главным словом о герое и имеет особое значение при создании художественного образа (П. А. Флоренский); • имена играют важную роль в понимании произведения и потому должны тщательно изучаться (В. В. Виноградов); • литературное произведение рассматривается как целостность (М. М. Гиршман), элементы которой взаимосвязаны и находятся в сложных отношениях друг с другом, тем самым проявляя признаки системной организации (Ю. М. Лотман); • в произведении реализуется художественный мир автора (М. Гаспаров), смысловыми концептами которого являются имена. Речевая характеристика(речевой портрет). Подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов ивыражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой целииспользуются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристикислужат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д., а также излюбленные “словечки” иобороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж с той или иной стороны(общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.). ср., например, обильное использование А. П.Чеховым вводных конструкций, наряду с другими речевыми средствами, для характеристикималокультурного Епиходова в пьесе “Вишневый сад”: “Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим” (действие первое);
Детали одежды не столько характеризуют внешний облик персонажа, сколько рассказывают о его характере, привычках, манере поведения. Малое, локальное пространство – место бытования в произведении героя заурядного, недалекого, не обремененного интеллектуаль- ным багажом. Натурам же духовно богатым, талантливым, глубоким соответствует и боль- шой пространственный мир. 2. Аспект анализа – средства художественной выразительности в лирическом тексте. Определите, какие средства художественной выразительности использовал автор и для какой цели?В произведении использованы различные средства художественной выразительности: эпитеты («пустыня мрачная», «легкими перстами», вещие зеницы»), сравнения («перстами легкими, как сон», «как труп, в пустыне я лежал»), анафоры («И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем…»), инверсия («сердце трепетное», «десницею кровавой»), метафора («глаголом жги сердца людей»). Отличительными признаками лирической речи в стихотворении являются архаизмы и славянизмы: «перст судьбы», «зеница», «десница», «виждь и внемли». В тексте много антитез. Противопоставления «горний ангелов полет», «гад морских подводный ход», «неба содроганье» вводятся в стихотворение для того, чтобы показать, что пророк видит и слышит все. А такая антитеза как «грешный мой язы, и празднословный, и лукавый» и «жало мудрыя змеи» подчеркивает отличие пророка от обычных людей. Помимо основной метафоры (пророк – поэт), лежащей в основе произведения, Пушкин использует и другие изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты («мрачная пустыня», «вещие зеницы», «горний полет», «грешный, лукавый, празднословный язык»), сравнения («легкими как сон», «как труп») и метафоры («духовной жаждою», «и жало… змеи…в уста…мои…вложил», «глаголом жги сердца»). Все средства художественной выразительности стихотворения подчинены его основном идее — создать высокий образ поэта-пророка. Этой задаче соответствует торжественный одический стиль, который создается лексическими и синтаксическими средствами, воспроизводящими особенности библейского стиля. Стихотворение написано четырехстопным ямбом без деления на строфы. Воспроизводя одну из особенностей синтаксиса Библии, Пушкин использует анафоры. 16 строк начинаются с союза «и». Широко используется библейская лексика (шестикрылый серафим, пророк, гады), славянизмы (персты, зеницы, уста, горний, виждь, внемли), эпитеты высокого стиля (празднословный, лукавый, грешный), а также метафоры (глаголом жги сердца людей) и сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы). Все это создает торжественный, сдержанный, но внутренне напряженный стиль возвышенно ораторской речи.
Билет №11 1.Соотношение следующих терминов: персонаж, герой, характер, тип, прототип, портрет. Персонаж — вид худ.образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении=литературный герой, действующее лицо. (Чернец). В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драмеБ, где список лиц традиционно следует за названием пьесы). В данном синонимическом ряду слово персонаж – наиболее нейтральное, его этимология (persona – маска, которую надевал актер в античном театре) мало ощутима.Поэтому термин «персонаж» следует отнести к формальным компонентам текста. Допустимо употреблять этот термин при анализе системы образов-персонажей, особенностях композиции.. Так же существуют Понятие «персонаж» применимо для эпических и драматических произведений, в меньшей степени для лирических, хотя теоретики лирики как рода литературы допускают применение этого термина. Например, Г. Поспелов один из типов лирики называет персонажным: «Персонажи... — это личности, изображенные в эпических и драматических произведениях. Они всегда воплощают в себе те или иные характеристики общественного бытия и поэтому имеют определенные индивидуальные черты, получают собственные имена и создают своими действиями, протекающими в каких-то условиях места и времени, сюжеты таких произведений».
Аспект анализа - средства художественной выразительности в лирическом тексте. Определите, какие средства художественной выразительности использовал Н.В. Гоголь и какой образ украинской ночи они создают? Гоголь обнаружил поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. Это была максимальная естественность. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — праздник народного духа, всё это произведение наполнено народными поверьями, сказочными событиями, мистикой. Еще в самом начале отрывка автор задает риторический вопрос: «Знаете ли вы украинскую ночь?» и сам же на него отвечает: «О, вы не знаете украинской ночи!». Благодаря этому приему показывает необъятность, глубину украинской ночи, о которой читатель не знал. С помощью олицетворений (глядит месяц, свод раздался, раздвинулся. Горит и дышит он, чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни) Гоголь одушевляет ночь, показывает, что она живая. Цветовую гамму произведения помогает создать множество эпитетов. Благодаря им ночь представляется прекрасной девушкой в серебряном одеянии. Повторы помогают придать тексту максимальную окраску, передать цветовую гамму произведения, создают музыкальность, подчеркивают красоту ночи. Благодаря инверсии Гоголь выделяет самое главное слово, показать неповторимость восприятия ночи автором, подчеркнуть особенность именно украинской ночи. С помощью градации автор подчеркивает красоту, величественность, очаровательность и божественность ночи. Благодаря всем этим средствам художественной выразительности Гоголь создает образ украинской ночи, ночи необыкновенной и необъятной, раскрывает читателю её неповторимость.
1. Виды и система персонажей. Сознание и самосознание персонажа. Персонаж — это либо плод чистого вымысла писателя, либо результат домысливания облика реально существовавшего человека, либо, наконец, итог обработки и достраивания уже известных литературных героев, каковы, скажем, Дон Жуан или Фауст. В литературных произведениях неизменно присутствуют и, как правило, попадают в центр внимания читателей образы людей, а в отдельных случаях — их подобий: очеловеченных животных, растений и вещей. Существуют разные формы присутствия человека в литературных произведениях. Это повествователь-рассказчик, лирический герой и персонаж, способный явить человека с предельной полнотой и широтой. Виды персонажей: - по важности: С главным героем обычно связана проблема произведения, второстепенные помогают ее раскрыть, вступая в отношения, эпизодические составляют фон происходящего, расширяют рамки изображаемого, помогают оттенить те или иные стороны авторской позиции. По структуре: по морфоности: по характеру: по количеству: Система персонажей - взаимосвязи и взаимоотношения персонажей в произведении. Сюжетные и смысловые взаимоотношения. Внутренний мир человека, включающий в себя его намерения, мысли, осознаваемые чувства, а также сферу бессознательного, запечатлевается в произведениях по-разному. На ранних стадиях словесного искусства он дается более опосредовано, нежели открыто. Мы узнаем преимущественно о поступках, совершаемых персонажами, и гораздо меньше о внутренних, психологических мотивах их поведения. Переживания всецело зависят от развертывания событий и подаются главным образом через их внешние проявления: сказочного героя постигает беда — и «катятся слезы горючие», или — «его резвые ножки подкосилися». Если внутренний мир героя и выявляется словами впрямую, то в виде скупого, клишированного обозначения какого-то одного переживания — без его нюансировки и детализаций.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.239 (0.033 с.) |