Аспект анализа – образ пространства. Какой образ дома господина гранде создается в повести О. Де бальзака «евгения гранде». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аспект анализа – образ пространства. Какой образ дома господина гранде создается в повести О. Де бальзака «евгения гранде».



 

Печальный образ дома Гранде в конце романа напоминает первое описание жилища этого семейства: это жилище «одним уже видом своим наводило грусть, подобную той, какую вызывали монастыри самые мрачные, степи самые серые, или развалины самые унылые». В эту угрюмую рамку заключен роман Бальзака о буржуазной семье, которая погубила сильную и благородную душу.

Билет №13
1.Психологизм в литературе как способность проникать во внутренний мир человека.

Психологизм - психологический анализ глубокое проникновение во внутренний мир героя, подробное, детальное описание, анализ его характера, а также различных состояний его души, внимание к оттенкам переживаний (в том числе и мельчайшим), их изменениям, причинам изменений. П. фиксирует как постоянные свойства личности, так и ситуативно обусловленные, изображает изменения, происходящие в характере героя, их степень. Выделяют П. суммарно-обозначающий, прямой и косвенный.

В любом художественном произведении писатель так или иначе говорит читателю о чувствах, переживаниях человека. Но степень проникновения во внутренний мир личности бывает разная. Писатель может только фиксировать какое-либо чувство персонажа («он испугался»), не показывая при этом глубину, оттенки этого чувства, причины, вызвавшие его. Такое изображение чувств персонажа нельзя считать психологическим анализом. Глубокое проникновение во внутренний мир героя, подробное описание, анализ различных состояний его души, внимание к оттенкам переживаний называется психологическим анализом в литературе (часто его называют просто психологизмом). Психологический анализ появляется в западноевропейской литературе во второй половине XVIII века (эпоха сентиментализма, когда особенно популярны эпистолярные и дневниковые формы. В начале ХХ века в работах З. Фрейда и К. Юнга разрабатываются основы глубинной психологии личности, открывается сознательное и бессознательное начало. Эти открытия не могли не повлиять на литературу, в частности на творчество Д. Джойса и М. Пруста.

В первую очередь о психологизме говорят при анализе эпического произведения, поскольку именно здесь у писателя больше всего средств изображения внутреннего мира героя. Наряду с прямыми высказываниями персонажей здесь есть речь повествователя, и можно прокомментировать ту или иную реплику героя, его поступок, раскрыть истинные мотивы его поведения. Такая форма психологизма называется суммарно обозначающей.

В тех случаях, когда писатель изображает только особенности поведения, речи, мимики, внешности героя. Это косвенный психологизм, поскольку внутренний мир героя показан не непосредственно, а через внешние симптомы, которые могут быть не всегда однозначно интерпретированы. К приемам косвенного психологизма относятся различные детали портрета (внутренняя ссылка на соответствующую главу), пейзажа (внутренняя ссылка на соответствующую главу), интерьера (внутренняя ссылка на соответствующую главу) и др. К приемам психологизма относится также и умолчание. Подробно анализируя поведение персонажа, писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о переживаниях героя и тем самым заставляет читателя самого проводить психологический анализ.

Арсенал художественных средств освоения внутренней жизни человека весьма богат. Здесь и описания его впечатлений от окружающего, и компактные обозначения того, что творится в душе героя, и пространные характеристики его переживаний, и внутренние монологи персонажей, и, наконец, изображение сновидений и галлюцинаций, которые выявляют бессознательное в человеке, его подсознание — то, что прячется в глубинах психики и неведомо ему самому.

Диапазон словесно-художественных средств, позволяющих впрямую запечатлевать внутренний мир человека, весьма широк. Здесь и традиционные суммирующие обозначения того, что испытывает герой (думает, чувствует, хочет), и развернутые, порой аналитические, характеристики автором-повествователем того, что творится в душе персонажа, и несобственно-прямая речь, в которой голоса героя и повествующего слиты воедино, и задушевные беседы персонажей (в устном общении или переписке), и их интимные дневниковые записи.
2. Аспект анализа – образ героя в прозаическом тексте. Каковы черты образа господина Гранде в повести Бальзака «Евгения Гранде»? Из чего этот образ складывается?

В повести О.Де Бальзак «Евгения Гранде» главный герой – господин Гранде. Он Сомюрский бочар, разбогатевший, когда ему удалось скупить за бесценок фермы и виноградник женившись на дочери богатого торговца, он действует по своей выгоде, пользуется приданным жены. Но в своей работе он был достаточно расчетливый в тоже время властолюбивый. 

Страсть, безраздельно владеющая господином, - скупость. Ради денег он готов на всё. Господин, словно ненастный хищный зверь, при виде своей добычи, который во чтобы то ни стало поймает её. Счастья для него - богатство. Не было ни одного человека, которому не приходилось ощутить его влияние. Люди, окружавшие его, боялись мощи господина и холодности.

Образ героя складывается через его поступки. С помощью них мы видим, что главной целью всеё его жизни являются не нравственные чувства и потребности, а получение прибыли и власти.
Он – человек-зверь, человек-вещь, открывает пасть своего кошелька, показывая, что потерял все свои душевные качества.
Главный герой, направляющий действие трагедии,- отец Евгении. Образ провинциального богача Феликса Гранде - личность исключительная. Но исключительная на фоне обывателей Сомюра, по сравнению с которыми Гранде безусловно более умен, хитер, ловок, дипломатичен, а потому - неизменно удачлив. Заметно измельчал папаша Гранде в главной страсти - накопительстве. Гранде просто любит деньги ради денег. Конечная бессмысленность его накопительства очевидна. Страсть к золоту подавляет и извращает в Феликсе Гранде естественные человеческие чувства. Весть о самоубийстве брата оставляет его абсолютно равнодушным. К судьбе осиротевшего племянника он не испытывает ни сострадания, ни родственного участия, быстро сплавляя лишнего нахлебника подальше в Индию. Жену и дочь скряга лишает самого необходимого, экономя даже на визитах врача. Своему обычному безразличию к умирающей жене Гранде изменяет лишь после того, как узнает, что ее смерть грозит возможностью раздела состояния, ибо не он, а Евгения является законной наследницей матери. Единственное живое существо, к которому он по-своему привязан - дочь. Да и то главным образом потому, что видит в ней будущую хранительницу накопленных сокровищ. «Береги золото, береги! Ты дашь мне отчет на том свете»,- таковы последние слова отца, обращенные к дочери. Страсть к накопительству не только нравственно оскопляет, дегуманизирует Феликса Гранде - она преступна по отношению к людям, зависящим от скупца. В ней объяснение забитости, обездоленности и безвременной кончины жены. В ней причины загубленной жизни Евгении, которой отец отказал в естественном и законном праве любить и быть любимой. Папаша Гранде утверждает с помощью золота свое господство в обществе. Сомюрскому скряге-миллионеру противопоставлена его дочь, драматическая история которой определяет движение сюжета в романе. Именно Евгения с ее равнодушием к золоту, высокой духовностью и естественным стремлением к счастью отваживается вступить в конфликт с папашей Гранде. Истоки драматической коллизии - в зародившейся любви героини к ее юному кузену Шарлю. Евгения, казавшаяся всему Сомюру такой же покорной и слабой, как ее мать, неожиданно обретает в себе недюжинные силы, чтобы бросить вызов деспоту-отцу. Так силы, враждебные Евгении, одержали в конечном итоге верх над бальзаковской героиней, лишив ее того, для чего она была предназначена самой природой.


Билет №14
1.Человек и вещь в художественном произведении.

Говоря о вещи в литературном произведении, мы обращаемся ко всей совокупности создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. Это может быть костюм персонажа, интерьер его дома, личные предметы и многое другое, что составляет привычную сферу культурного быта.

 - Вполне естественно, что вещи, неизменно присутствующие в человеческой реальности, становятся одной из составных частей реальности художественно претворенной.
 - Вещь может выступать в характерологической функции. Костюм и интерьер, личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки персонажа. Трудно представить себе гоголевских героев без их вицмундирных фраков, Обломова – без привычного халата, купчих у Островского – без их неизменных салопов, Ивана Бездомного не в «ковбойке», а Эллочку Людоедку без вожделенного «мексиканского тушкана».
 - Вещи становятся косвенными знаками эволюции персонажа.
 - Вещный ряд, связывающий персонажей художественного мира произведения, также проясняет концепцию автора.
 - Вещь способна передавать психологическое состояние персонажа.
 - Вещи во многом апеллируют к пониманию самой личностной полноты персонажа.
 - Обыденные вещи могут утратить свой «вещный» статус, стать чудесным прозрением духовного измерения бытия.

Значимость предмета в системе символической, мифологической, обрядовой и др. в ряде случаев позволяет существенно углубить осмысление концепций мира и персонажа в произведении, выявить связи данного текста с мощным пластом «вечных тем» и мотивов.

Мир вещей, окружающий человека, в художественном произведении обретает важный идейно – композиционный статус, помогающий раскрыть то или иные грани характера героев. Изображение мира вещей представляет собой по сути авторскую характеристику; но его можно, разумеется, рассматривать и как самостоятельный элемент композиции. Мир вещей, воссозданный в произведении, выполняет несколько задач: образует «материальную» среду для развития сюжета, служит фоном для действий и поступков персонажей, вносит свою лепту в создание общего идейного пафоса произведения. Некоторые писатели придают большое значение подробному описанию мира вещей, надеясь, очевидно, как-то оживить повествование, но порой добиваются обратного результата. Создается впечатление, будто они хотят скрыть общую слабость своего произведения.

Отношение человека к вещи оттеняет, а по сути выявляет глубинные свойства его характера. Изображая мир материальных вещей, писатель связывает с ним судьбу, счастье и несчастье своих героев. Иной раз вещь может стать источником трагической ситуации в жизни героев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.007 с.)