Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Коррекционная работа на лексическом уровне
Основные задачи Начать следует с выявления и пополнения объема словарного запаса у учеников на основе предлагаемого ниже примерного перечня тем. Основное содержание лексической работы: § рост объема словарного запаса (путем усвоения новых слов и словосочетаний); очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов; § качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний); § упражнения в слоговом и морфемном анализеи синтезе слов; наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем. Выявление активного словарного запаса учащихся Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, игрушки, учебные вещи, инструменты, транспорт, мебель, профессии и т.п. (Учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие.) Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и другие качества предметов (на материале перечисленных выше групп предметов). Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др. 1) Назвать действия (перекидывая мяч): Метель (что делает?) — метёт; гром —...; ветер —...; снег —...; солнце —...; ливень —...; молния —...; мороз —.... 2) Назвать другой предмет с тем же признаком: мел белый (и снег белый);пояс узкий (и лента узкая); дыня желтая (и тыква...); речка быстрая {иручей...). 3) Сравнить: по вкусу — лимон и мед, лук и виноград; по цвету — василек и гвоздику, грушу и сливу; по прочности — веревку и нитку, бумагу и ткань; по ширине — дорогу и тропинку, ручей и речку; по высоте — дом и шалаш, куст и дерево. 4) Прослушать загадку К. Чуковского; выделить слова, обозначающие голосовые действия. В акцентированном произнесении рифмующихся слов «услышать» отгадку: Я лаю со всякой Собакой, Я вою Со всякой совою. И каждую песню твою Я вместе с тобою пою. Когда же вдали пароход Быком на реке заревёт, Я тоже реву: У-у-у! (Эхо) 5) Угадать предмет по его признакам или действиям: Круглый, полосатый, С огорода взятый. Сахарный и алый стал —
Кушайте, пожалуйста! (Арбуз) Это кто такой садовник? Полил вишню и крыжовник, Полил сливы и цветы, Вымыл травы и листы. *** Себя он раскрывает, Тебя он закрывает. Только дождичек пройдёт — Сделает наоборот. (Зонт) Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит — Сядет и укусит. (Комар) А как сумерки настали, Нам по радио сказали, Что и завтра он придёт И польет наш огород. (Дождик) Шагаешь — впереди лежит, Оглянешься — домой бежит. (Дорога) (А. Рождественская) Уточнение и расширение словарного запаса Снова«сорняки» Прослушать стихотворение А. Барто: Слова бывают разные, Бывают неотвязные. Вот, например, к Володе Пристало слово «вроде». Он «да» не скажет никогда. - Обедать будешь? - Вроде да. Спросите у Володи: - Ты пионер? — «Да вроде...» - Работал в огороде? А он опять: «Да вроде». Слова бывают разные: Хорошие, простые, Слова бывают праздные, Ненужные, пустые. В последующей беседе с логопедом дети выясняют, какие слова засоряют речь школьников, не прибавляя смысла высказываниям. (Рекомендовать отучиться от навязчиво повторяющихся слов: ну, это, вот, значит и т.п.) Слова-«приятели» (синонимы) 1) Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу: а) хворостина, печаль, азбука, месяц, врач, конь, твердый,раньше, льется; б) прут, грусть, алфавит, луна, доктор, лошадь,жесткий,прежде, течет. 2) Указать четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов, значением): § грустный, печальный, унылый, глубокий; § храбрый, звонкий, смелый, отважный; § слабый, ломкий, долгий, хрупкий; § крепкий, далёкий, прочный, надежный; § понять, разобраться, запомнить, уразуметь; 3) В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова: § свежая пища, запас корма, вкусная еда; § наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя; § неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт; § быстрый конь, скорый поезд, стремительная река, поспешный отъезд; § неуклюжий щенок, неловкое движение, нескладный подросток, угловатая походка; § ценный груз, тяжелая ноша, ручная кладь, громоздкий багаж.
4) Объяснить, какое из слов каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое — в книжной; указать слова, имеющие неодобрительный оттенок: приехал, прибыл, прикатил; пришел, пожаловал, заявился; бросился, ринулся, накинулся; ворвался, вторгся, вломился; отскочил, отпрянул, шарахнулся. 5) Прослушать сказку Е. Измайлова «Тигр-лев и лев-тигр»: «Тигр-лев — это лев-тигр, только наоборот. И все у них наоборот. Тигр-лев полосатый: черная полоска, желтая, черная, желтая. Лев-тигр — наоборот: сначала — желтая, потом — черная. И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва косматая. У льва-тигра правое ухо корочелевого. Тигр-лев не такой. У него левое длиннее правого. Вот какой тигр-лев! Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим. Стал большим и пошел себе — левой, правой, левой, правой — и зарычал, как большой: ррры! Лев-тигр, назло ему, сперва был небольшим, а потом стал немаленьким и зарычал по-своему: ыррр! — и пошел правой, легюй, правой, левой. И хвостом по дороге крутил, а не вертел, как тигр-лев. И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр — на опушку леса. Тигр-лев — на лесную опушку. Лев-тигр пошел пробе-жаться. Тигр-лев побежал пройтись. А откуда они взялись? Лев-тигр из выдумки. Зато тигр-лев, уж конечно, из небылицы». — Выяснить, как дети поняли смысл сказки. При повторном чтении рассмотреть, как автор разными словами дает одно и то же изображение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.009 с.) |