Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности формирования институциональной среды в ходе рыночных реформ в России
Проведение радикальных рыночных реформ привело к сдвигам в этой ситуации в двух направлениях: во-первых, резко изменились критерии поведения хозяйствующих субъектов на всех уровнях национальной экономики; во-вторых, под влиянием этих изменений стало происходить спонтанное разрушение институтов национальной инновационной системы. Казалось бы, демонтаж советской плановой системы должен был привести к снятию большинства институциональных и административно-организационных барьеров на пути инноваций и технологического обновления производства. Так и произошло – эти барьеры были во многом сняты. Однако место барьеров плановой системы заняли новые, а механизмы поддержания инноваций, свойственные плановой системе, напротив, практически не были замещены соответствующими рыночными институтами. Впрочем, это касается не только инновационной системы. Вообще радикальные рыночные реформы в России протекали таким образом, что привели к деинституционализации экономики на макроуровне и мезоуровне (уровне взаимодействия предприятий)[121]. Да и преодоление сложившихся в советский период административных барьеров, как оказалось, вовсе не было для реформаторов приоритетной задачей. Так, например, в советский период экономика страдала от отсутствия действенной инфраструктуры научно-технических коммуникаций и передачи технологий. Многочисленные ведомственные барьеры, как и отсутствие экономической заинтересованности разработчиков и потребителей инновационных продуктов, препятствовали развитию такой инфраструктуры. Лишь в предперестроечный период стали формироваться ее зачатки. Однако с началом рыночных реформ и эти зачатки были практически ликвидированы[122]. Формирование новой институциональной среды происходило без какого-либо сознательного влияния государства на создание благоприятных условий инновационной деятельности. Более того, очевидные проблемы в этой сфере, возникавшие в ходе реформ, игнорировались с упорством, достойным лучшего применения. Разумеется, такой ход событий нельзя целиком списать на некомпетентность руководства. Корень проблем лежал в формирующемся балансе экономических интересов. В советской плановой системе основным генератором спроса на инновации выступал механизм централизованных инвестиций, направляемых на проведение НИОКР, освоение разработанных новых технологий и создание новых продуктов. В рыночной экономике институт централизованных инвестиций, нацеленных на осуществление инноваций в плановом порядке, как предполагалось, должен был быть заменен более эффективным институтом спроса на инновации, генерируемого фирмами. Этот спрос определялся бы стремлением фирм понизить издержки производства за счет новых технологий и расширить рынки сбыта за счет освоения новых продуктов и услуг.
Однако этого не произошло. Плановые институты были демонтированы, но спрос на инновации со стороны фирм стал резко сужаться еще на начальной стадии демонтажа плановой системы (в 1990-1991 гг.) и свелся к незначительному уровню после 1992 года. Это определялось как институциональными, так и макроэкономическими факторами. Во-первых, резкий, почти одномоментный переход от плановых институтов к рыночным не оставил времени на адаптацию фирм к новым «правилам игры», что неизбежно привело к избранию фирмами такой модели поведения, которая минимизировала бы любые сколько-нибудь долгосрочные риски – а риски, связанные с инновациями, как раз таковыми и являются. Во-вторых, переход к рыночным критериям хозяйствования потребовал от фирм перестройки кооперационных связей, которая не опиралась на сколько-нибудь развитые институты рынка, а потому была связана с очень высокими трансакционными издержками, истощавшими потенциальные ресурсы для инновационной деятельности. Резкое расширение сферы торговых и финансовых посредников происходило практически на пустом месте, сопровождаясь неизбежным ростом издержек торгово-посреднической деятельности. «По сравнению с дореформенным уровнем доля данного сектора в добавленной стоимости увеличилась в 3,6 раза... и по объему добавленной стоимости вплотную приблизилась к промышленности. Соответственно резко возросли трансакционные издержки и уменьшились доходы товаропроизводителей»[123]. В результате стихийного становления института торгово-финансового посредничества в условиях крайнего дефицита соответствующих услуг (необходимых для нормального функционирования рыночной экономики) вместо преодоления структурной несбалансированности, унаследованной от плановой системы, возник и приобрел устойчивое существование новый структурный перекос. В 1999 году доля услуг торговли составляла в конечном продукте 28% (в США в 1997 году эта доля равнялась всего 12%). Всего же отрасли, оказывающие по преимуществу трансакционные услуги (финансы, кредит, торговля и управление) занимали в конечном продукте России 38,7%. На такой основе невозможно установление системы действительно равновесных рыночных цен: «Вполне очевидно, что равновесная система цен может быть установлена только за счет перераспределения добавленной стоимости торговли в пользу отраслей-производителей»[124]. Форма равновесной цены скрывает в таких условиях неспособность ценового механизма изменить реальную структурную несбалансированность экономики, исправить перекос в сторону гипертрофии трансакционных издержек.
Подобный рост трансакционных издержек вел не только к структурной и ценовой несбалансированности, но и оказался фактором глубокого нарушения нормальных условий воспроизводства. Резко возросшие расходы предприятий привели к скачкообразному снижению рентабельности. «Такое - по сути 30-ти процентное сокращение рентабельности – отмечает А. А. Блохин, – для одних предприятий оказалось «смертельным», для других было переложено на снижение прибыли, заработной платы, инвестиций, амортизации и даже на сокращение оборотных средств ниже уровня, нормального для поддержания производства»[125]. Дело было даже не в самой по себе величине трансакционных издержек, а в том, что рост этих издержек произошел внезапно, и, кроме того возросшими расходами предприятий были оплачены объективно некачественные трансакционные услуги[126]. В-третьих, макроэкономическая политика, основными чертами которой, с точки зрения рассматриваемого вопроса, являлась быстрая и широкомасштабная либерализация цен и проведение жесткой кредитно-денежной политики, привела к резкому сужению совокупного спроса. Быстрая либерализация цен породила феномен «трансформационного спада», особо глубокого для российского экономики, как в силу «тяжелой», неприспособленной к быстрым структурным сдвигам, отраслевой структуры национального хозяйства, так и в силу отсутствия сколько-нибудь развитых институтов рыночной экономики, которые могли бы обеспечить ее адаптацию к сложившейся структуре спроса. Рестриктивная денежно-кредитная политика, основанная на химерической идее бороться с инфляцией издержек (вызванной в первую очередь монополистической структурой экономики и структурно-технологическими диспропорциями) чисто монетарными методами, привела к демонетизации экономики, еще большему сужению спроса и соответствующему спаду производства. Это вызвало общее падение рентабельности, некредитоспособность большинства предприятий, и неизбежное «схлопыванию» инвестиционных расходов в условиях невозможности нормального обслуживания даже текущих платежей и нарастания кризиса взаимной задолженности.
Такая макроэкономическая ситуация определила формирование устойчивых норм поведения российских предприятий, особенностью которых стал крайне короткий горизонт принятия решений, растущая ориентация бизнеса на краткосрочные торгово-посреднические и финансовые операции, завышенные притязания к норме рентабельности любых инвестиционных расходов, практика массового уклонения от налогов. Адаптация предприятий к ценовым шокам, вызванным либерализацией, в условиях резкого истощения инвестиционного потенциала, происходила за счет замещения качественных ресурсов труда и капитала массовыми (низкокачественными) относительно дешевыми ресурсами. В результате произошла не технологическая модернизация, а технологическая деградация российской экономики.
7. Влияние новой институциональной среды на инновационные процессы
Несмотря на проблемы с формированием институтов рыночной экономики, в переходный период все же происходили определенные позитивные качественные сдвиги, имевшие в том числе, и инновационную составляющую. К этим процессам относится в первую очередь приспособление структуры выпуска к сложившимся условиям рыночного хозяйства, выбраковка неэффективных производств и видов продукции, и расширение выпуска продукции, опирающейся на эффективный рыночный спрос[127]. Именно этот фактор позволил российской экономике, несмотря на глубокий экономический спад 90-х годов, значительно улучшить качественную структуру конечной продукции в ряде отраслей, в первую очередь, в производстве потребительских товаров и коммерческих услуг. В некоторой степени здесь сыграли роль и технологические инновации, сводящиеся, однако, в большинстве случаев, лишь к применению сборки из импортных комплектующих изделий, к совершенствованию внешнего вида и упаковки продукции. Однако это качественное улучшение сопровождалось технологической деградацией производства в инвестиционном секторе, и в первую очередь – в производстве машин и оборудования. Рост трансакционных издержек и падение рентабельности в наибольшей мере затронули именно машиностроение[128]. В результате в «обозримой среднесрочной перспективе при условии сохранения современного состояния машиностроения невозможно рассчитывать на отечественное инновационное машиностроение в рамках модернизации российской экономики»[129].
Таким образом, на инновационные возможности российской экономики неблагоприятным образом повлияло истощение инвестиционных ресурсов (не только из-за роста трансакционных издержек - ниже будут проанализированы и другие институциональные факторы сжатия инвестиционного спроса) и формирование структурно-ценовых перекосов. Те отрасли, от которых во многом зависит инновационный потенциал страны – обрабатывающая промышленность, образование, здравоохранение – развивались в предкризисный период темпами от 2 до 4% в год, в то время как финансовая деятельность, гостинично-ресторанный бизнес, оптовая и розничная торговля - от 9 до 11% в год[130]. Инвестиции в машиностроение находились на уровне 2,2-2,3% от общего объема инвестиций в основной капитал, или в 6-7 раз меньше, чем инвестиции в добывающий сектор, и в 3-4 меньше, чем в сырьевые производства[131]. Производство транспортных средств и оборудования, электрооборудования, электронно-оптического оборудования, производство в машиностроении в целом в среднем было нерентабельно[132]. Надежды на то, что «невидимая рука рынка» сама создаст необходимые отраслевые пропорции воспроизводства, провалились. Следует целиком согласиться с выводом Г. П. Литвинцевой: «Если применительно к технологически неоднородной экономике справедлива гипотеза об отсутствии в ней единой системы равновесных цен, то рыночные институты, осуществляющие координацию действий экономических агентов по ценовым сигналам, работать не будут»[133]. Однако сформировались и более глубинные причины торможения инновационной активности, лежащие на стороне сформировавшейся в годы реформ воспроизводственной модели российской экономики. Своеобразие этой модели состоит в том, что она основана в первую очередь не на количественном наращивании объема вовлекаемых в производство ресурсов и не на их качественном совершенствовании, а на использовании имеющихся ресурсов при сокращении необходимых затрат на их возобновление. Речь идет о сокращении затрат на воспроизводство рабочей силы, на возмещение основного капитала, на воспроизводство возобновляемых природных ресурсов и на обеспечение прироста разведанных запасов не возобновляемых природных ресурсов. В результате объем применяемых ресурсов (факторов производства) может даже не увеличиваться, а сокращаться, но это достигается не за счет интенсификации их использования, а за счет их истощения. В таких условиях инвестиции для обеспечения технологических инноваций выглядят как излишние затраты. Соответственно, поскольку нет экономической заинтересованности в инновациях, нет и серьезных стимулов к формированию институтов инновационного развития. В настоящее время переходные факторы качественного развития экономики России (первичное приспособление структуры выпуска к рыночному спросу) подошли к своему исчерпанию. Точно также ставка на истощение ресурсов подвела экономику к опасной грани. Более того, компании, исповедующие такую модель, лишаются стратегических перспектив, что уже начинает осознаваться. В результате единственным источником стабильного экономического развития остаются инновационные факторы.
Таким образом, российская экономика подошла к рубежу, за которым инновационное развитие превращается в критически необходимый императив экономического роста, с крайне неприспособленной для этого институциональной структурой. Попытки в этих условиях дожидаться эволюционного формирования эффективных институтов инновационного развития могут привести лишь к окончательной утрате остатков инновационного потенциала и к необратимой в среднесрочной перспективе деградации всей российской экономики. Сложность ситуации усугубляется не только институциональным вакуумом, препятствующим преодолению структурно-ценовой несбалансированности и структурно-технологических перекосов, но и наличием неэффективных экономических институтов. К сожалению, в той части, в какой российское государство все же проводило активную политику формирования новых рыночных институтов, эта политика нередко приводила к антиинновационным эффектам. Избранные методы приватизации государственных предприятий, во-первых, привели к формированию отношения новых собственников этих предприятий к полученному капиталу не как к капиталу, а как к захваченному доходу, и, соответственно, любые инвестиционные вложения капитала рассматривались только вычет из этого дохода, а не как средство приращения капитала. Во-вторых, в российской экономике сформировался институт инсайдерского контроля (который осуществляется, том числе, теми субъектами, которые традиционно рассматриваются как аутсайдеры) и инсайдерской ренты, присваиваемой не только крупными (контролирующими) инсайдерами, но мелкими инсайдерами из управляющей структуры фирмы. Достаточно скудные и еще более оскудевшие за 90-е годы ресурсы инвестиций для обновления основного капитала не были эффективно мобилизованы в том числе и из-за формирования инсайдерской ренты, ведущей к непроизводительной растрате доходов предприятий, ухудшению условий как предложения инвестиций, так и спроса на них[134]. Тот факт, что «ошибки, допущенные при реформировании отношений собственности, закономерно привели к выбору финансовых инструментов, несовместимых с задачей преодоления сырьевой направленности национальной экономики России и ее перевода в режим формирования экономики инноваций»[135], подчеркивает и академик Н. Я. Петраков. Сформированные в ходе реформ такие институты регулирования национальной экономики, как бюджетная, налоговая и таможенная системы, так же приобрели выраженную антиинновационную направленность. Удельный вес бюджетных расходов на развитие человеческого потенциала резко сократился как по сравнению со временами СССР, налоговая и таможенная системы приобрели крайне запутанный характер, что позволяет сделать вывод, что имеет место не просто противопоставление фискальных целей целям развития национальной экономики, а подчинение этих систем целям извлечения чиновниками административной ренты. Оформление налоговых и таможенных документов крайне сложно и запутанно, допускает неоднозначное толкование, причем принятые официальными инстанциями налоговые и таможенные документы могут быть в любой момент задним числом оспорены и интерпретированы как сознательное нарушение законодательства. Налоговые льготы, предусмотренные для стимулирования инвестиционной и инновационной активности, были – вопреки опыту всех успешно развивающихся стран –ликвидированы в начале нынешнего тысячелетия с принятием нового Налогового кодекса, и восстановлены лишь недавно. Еще в 2008 году налоговые льготы на один доллар затрат на НИОКР имели в России отрицательное значение, в то время как в развитых странах, а так же в Китае и Индии они составляли от 6 до 39 центров на 1 доллар затрат[136]. Таможенная система применяет классификатор продукции, разработанный ООН, однако он однозначно не рекомендован для применения в фискальных целях ввиду невозможности обеспечить единообразность его толкования. Такая институциональная среда стала фактором разрушения существовавших институтов национальной инновационной системы. Как фундаментальные, так и прикладные исследования и подготовка специалистов для них в силу сокращения финансирования значительно деградировали и утратили как существенную часть материального и кадрового потенциала, так и возможность их воспроизводства. В целом затраты на одного исследователя в России в 2006 году составили 37,1 тыс. долл. США, в Швейцарии – 294,5 тыс., в Австрии – 238,1 тыс., в США – 233,8 тыс., в Швеции – 212,0 тыс., по странам ОЭСР в целом – 197,6 тыс. долл. США[137]. Таким образом, разрыв в подушевых величинах финансирования науки в России по сравнению с развитыми странами примерно пятикратный (а максимальный – восьмикратный). Что же касается финансирования вузовской науки, то тут контраст гораздо более разительный. Расходы на научные исследования в секторе высшего образования России в расчете на одного студента в 2006 г. равны 0,3 тыс. долл. США, а аналогичные расходы в 2004 г. составили на одного обучающегося в США 2,6 тыс. долл., в Великобритании – 2,7, в Германии – 4,5, во Франции – 3,3 тыс. долл. США[138]. Таким образом, здесь мы наблюдаем восьми - пятнадцатикратный разрыв. По данным ГУ-ВШЭ в 2006 году расходы на одного российского студента составили 2,8 тыс. долл. США, в то время как в США – 19,8 тыс., в Великобритании – 8,8 тыс., В Германии – 7,7 тыс., во Франции – 7,4 тыс. долл. Однако значительно более показательной величиной являются не расходы в абсолютном выражении, а доля ВВП страны, направляемая на финансирование профессионального образования. Ведь именно этот показатель свидетельствует о приоритетах национальной политики. Оказывается, что эта доля в России вдвое ниже, чем в США, и в 3-4 раза ниже, чем в странах Западной Европы[139]. Таким образом, инвестиции в «экономику знаний» не только не стали в России национальным приоритетом, но их уровень говорит и о том, что намерение провести модернизацию и приблизиться к экономическому уровню развитых стран еще не превратилось в реальную политику. О сохранении сформировавшегося в 90-е годы прошлого века пренебрежения развитием системы профессионального образования свидетельствует так же устойчивое удержание заработной платы даже наиболее квалифицированной части работников высшего образования на уровне ниже средней заработной платы в народном хозяйстве[140]. В настоящее время воспроизводство как университетской, так и академической науки находится под угрозой. По данным Минобрнауки, не более 10% выпускников аспирантуры остаются в дальнейшем в науке[141]. Главными препятствиями являются низкая заработная плата, недостаточная материальная база для научных исследований, отсутствие интересных научных задач, ограниченные возможности научной карьеры. Это приводит к тому, что даже те молодые исследователи, которые остаются в сфере науки, довольно быстро покидают ее[142]. Увеличение финансовой поддержки государственной системы НИОКР приобретает критически важное значение, поскольку Россия уже подошла к грани, за которой начнется необратимый распад накопленного в СССР научно-технического потенциала. Так, за последние десять лет численность научного персонала сократилась в более чем 2 раза и сейчас составляет около 800 тыс. человек. При этом необходимо помнить, что доля научных работников, имеющих возраст от 50 до 70 лет, составляет более 50,2%, тогда как в конце 80-х годов она не превышала 27%. В настоящее время в США эта доля составляет менее 20%[143]. Дальнейшее развитие этой тенденции грозит исчезновением целых научных школ и направлений. Низким является социальный престиж труда в сфере науки и образования, что в значительной мере обусловлено уровнем оплаты труда, но в немалой степени также низким престижем труда вообще, который рассматривается в фактически сложившихся идеологических приоритетах как нечто второсортное по сравнению с бизнесом. Ранее существовавший особый престиж творческого труда совершенно утерян, ибо сравнительный престиж различных видов труда стал измеряться только его денежной стороной. Это находится в противоречии с мировыми тенденциями эволюции ценностных ориентации, где значимость ценности творческой деятельности и возможностей самореализации человека в труде, напротив, возрастает по сравнению со значимостью мотивов материального вознаграждения – по крайней мере, в быстро растущем слое специалистов и профессионалов. «...Специалисты подобного уровня – отмечает В. Л. Иноземцев, – стремятся не только к большим доходам, но и к собственному развитию, и, следовательно, в образуемой ими новой социальной группе формируется мотивационная система, существенно отличающаяся от той, в центре которой стояла жажда наживы»[144]. Существующие же отношения на рынке труда, напротив, не ориентированы на повышение качества человеческого потенциала, поскольку сложившиеся институты рыночной экономики задают необходимость в совсем иных качествах рабочей силы. Широкое распространение, особенно при найме квалифицированного персонала, сохраняет найм по протекции в противоположность найму по профессионально-деловым качествам. Проведенные А. Б. Руновым исследования показывают, что найм по протекции наиболее характерен для новых фирм развивающегося частного сектора. Успех этого сектора был обусловлен не более высоким качеством человеческого капитала, а методами, обусловившими ставку на лояльность руководству, беспрекословное подчинение, верность фирме[145]. Характерной особенностью эволюции институтов инновационного развития, сложившейся в результате рыночных преобразований, стала стремительная деградация внутрифирменных организаций НИОКР. В ходе приватизации государственного сектора четыре пятых научно-исследовательских организаций, относящихся к сегменту внутрифирменной науки, просто ликвидированы. Внутрифирменными научными организациями в развитых странах выполняется значительная часть научно-исследовательских работ. В Японии эта доля составляет 71%, в странах ЕС – 2/3, в США – 3/4. В СССР в 1990 году эта доля составляла 62%, что было близко к параметрам западных стран. Однако в результате принятой концепции приватизации внутрифирменная наука в России была практически уничтожена, и в 2003 году ее доля в общем объеме затрат на НИОКР составляла всего 6%[146]. Надежда на то, что внутрипроизводственные организации НИОКР будут замещены соответствующими негосударственными институтами, не оправдалась. В настоящее время негосударственные институты в сфере инноваций представлены в основном малыми инновационными предприятиями и внутрифирменными научно-исследовательскими организациями. Ситуация в этой области крайне нерадостная. Если государственные институты в сфере НИОКР, понеся довольно существенный урон, все же сохранились и выполняют определенный объем научно-исследовательских работ, то их необходимое дополнение в виде частного инновационного бизнеса и внутрифирменных научно-исследовательских подразделений оказывается совершенно недостаточно развитым, даже по сравнению с нынешним жалким состоянием государственного сектора НИОКР. Количество малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания сократилось за 1995-2003 года более чем вдвое, и в три раза сократилась среднесписочная численность занятых на этих предприятиях. Что является самым неприятным, тенденция к сокращению малых научных предприятий вполне отчетливо прослеживалась и в годы восстановительного роста: если в 1999 году таких предприятий было 37,1 тыс., то в 2003 году осталось только 22,1 тыс.[147] Тем самым финальные стадии инноваций оказываются в своего рода институциональном вакууме – их зачастую просто некому обеспечивать. Кроме того, такая ситуация затрудняет формирование внятного заказа со стороны бизнеса на научные исследования и разработки государственных организаций и учреждений. Бизнес зачастую просто не имеет инструментов оценки инновационных перспектив и потребностей собственного развития. Можно лишь присоединиться к выводу, что «советская культура внедрения разработок, приходивших к производителю через систему отраслевых, проектных и нормативных институтов, утеряна, а новой системы так и не появилось»[148]. В то же время попытки создать новые институты национальной инновационной системы, – реформа образования, формирование специальных госкорпораций, государственных венчурных фондов, технико-внедренческих зон, регулирование института интеллектуальной собственности, создание технопарков и малых фирм при университетах и т. п., – несмотря на довольно существенные затраты, не приносят видимых результатов. Малая результативность этих попыток определяется антиинновационной направленностью ряда решений (что, например, касается реформы образования), глубокими системными перекосами при их проведении, не позволяющими создать целостную систему активизации инновационного процесса, а так же и общей неблагоприятной средой, создаваемой базовыми экономическими и административными институтами.
Заключение
Анализ конкурентоспособности России в мировой экономике, показывает, что относительно благополучное (хотя и не слишком радостное) положение наша страна занимает лишь с точки зрения материальных факторов (уровень развития науки и техники, кадровые ресурсы, производственные кластеры), в значительной мере унаследованных от плановой экономики. «Здесь наследие плановой экономики играет скорее позитивную, чем негативную роль»[149]. К ограничивающим факторам относятся условия спроса, неразвитость рынков капитала, недостаточность рыночных стимулов, наличие административных барьеров. «Обращает на себя внимание тот факт, что стороны, которые ослабляют конкурентоспособность, носят не технико-экономический, а институциональный характер»[150]. Таким образом, к несомненному успеху реформаторов можно отнести создание институциональной системы, эффективно снижающей конкурентоспособность российской экономики и препятствующей ее развитию по инновационному пути. Проблемы с проведением активной инновационной политики и с технологической модернизацией национальной экономики упираются, прежде всего, в институциональную (и экономическую) систему, созданную так называемыми радикальными рыночными реформами. Расхожий лозунг – «С курса реформ не свернем!» – означает в этих условиях ни что иное, как открытый манифест отказа от перехода на инновационный путь развития и от технологической модернизации, вне зависимости от степени искренности декларируемых намерений. Аналогичная точка зрения была высказана и в докладе, представленном на Президиуме РАН: «При консервации современной российской финансовой системы и сущности проводимой денежно-кредитной и финансовой политики масштабная модернизация экономики невозможна. Более того, невозможно и достижение мало-мальски приемлемых темпов экономического роста. По нашим расчётам, в случае отказа от активной государственной политики прирост экономики на период до 2020 г. едва превысит 2% в год»[151]. Эта позиция не является исключением, и отражает результаты многочисленных исследований институциональных условий модернизации российской экономики. Можно привести, например, длинную цитату из журнала «Проблемы прогнозирования», где дана развернутая формулировка соответствующей позиции: «Не отрицая важного значения дальнейшей работы по совершенствованию институтов рыночной экономики, следует признать, что в существующей социально-экономической ситуации рыночные механизмы не в состоянии придать импульс прогрессивным структурным сдвигам в экономике и обеспечить повышение ее конкурентоспособности. Упование только на механизмы рынка в условиях столь неблагоприятной для российских производителей экономической конъюнктуры приведет к практической реализации зарубежными производителями инвестиционных ресурсов своих явных конкурентных преимуществ. В настоящее время и в среднесрочной перспективе действие рыночных механизмов должно дополняться и корректироваться активными мерами государственной экономической и научно-технической политики. Об этом свидетельствует и негативный российский опыт и позитивный опыт стран – лидеров мирового экономического и технологического развития»[152]. Чем раньше будет осознано, что без существенной коррекции большинства сложившихся в 90-е годы прошлого века экономических институтов (а некоторых случаях – и без радикальной ломки) ни инновационное развитие, ни модернизация в принципе невозможны, тем скорее мы сможем перейти от десятилетия малорезультативных разговоров об инновациях и модернизации к выработке действенной модернизационной и инновационной стратегии. Преодоление препятствий для развития экономики России требует пересмотра в целом концептуальных основ российской хозяйственной и политической модели, сложившихся в ходе так называемых радикальных рыночных реформ. Такой пересмотр, связанный со значительными социально-политическими напряжениями, может опираться только на механизмы массовой общественной поддержки и социальной мобилизации, на выработку соответствующего компромисса интересов между господствующими классами и большинством населения. Отказ от подобного компромисса неизбежно приведет в перспективе к дестабилизации социально-экономической ситуации в стране. А.И. Московский.
Двадцать лет рыночных реформ России, начатых штурмом советской экономики под лозунгом «либерализация цен» – «финансовая стабилизация» – «приватизация государственной собственности», – выросшего в магическую формулу либеральных преобразований на все 20 лет, непосредственно не имел направленности на реформирование науки и образования. Но внутренне важное указание для этого содержится в тезисе «финансовой стабилизации», необходимо связанной с бюджетом. Либеральная идея «минимизации государства», дополненная «минимизацией бюджета», была развита бывшим министром науки и технической политики Б. Г. Салтыковым, заявившим, что «у нас слишком много науки», и эта фраза надолго стала важным аргументом снижения бюджетных расходов на науку и образование. Несмотря на то, что определение – «слишком много» не имело и не имеет под собой никакого конкретного обоснования, оно хорошо согласуется с «минимизацией государства» – «минимизацией государственных расходов на науку и образование». Сегодня по этим расходам Россия стоит в ряду слаборазвитых стран. Жалкое финансирование науки подкрепляется аргументами интеллектуальной элиты. Известный журналист Леонид Радзиховский внушает слушателям «Эха Москвы»: «Наука – это излишество... Наука – это роскошь... Без науки можно прожить». Даже во фразе Салтыкова «науки слишком много» допускается хотя бы какое-то пространство необходимости науки. Радзиховский не оставляет вообще ей места среди необходимых элементов бытия современного российского общества. Зачинатели рыночных реформ в Советской экономике исходили из представлений об экономике, почерпнутых из ортодоксальной неоклассической теории. В этой теории нет места какой-либо внятной теории науки, образования как нет места и теории производства. Все пространство экономики заполнено исключительно «рынком», на котором действует единственный субъект – «индивид» win «только индивиды». Еще в середине 80-х годов будущие реформаторы на своем семинаре в пансионате «Змеиная горка»[153] под Ленинградом вполне определились, что целью преобразований в Советском Союзе должно быть построение капиталистической экономики. Первоначально это не афишировалось. И не все это безоговорочно приняли. Возможно, поэтому часть участников ушла из семинара на его начальной стадии. Но важно, что никто из оставшихся участников семинара тогда не имел даже малейшего представления, о том, что капитал для своего существования, роста и развития нуждается в некоей коллективности, в некоей коллективной силе, без которой он не может существовать, расти и развиваться. Именно в ней заключается огромный ресурс роста, гибкости и пластичности капитала, которой он – на вполне законных основаниях! – распоряжается как своей индивидуальной частной собственностью. Такой ресурс, такая сила заключена в специфической форме коллективности – совокупной или совместной рабочей силе. Эта форма коллективности – не единственная её форма, но можно сказать базовая, поскольку заключена в производстве условий жизни капиталистического общества и в главном его институте – капитале. Сегодня, когда предпринимаются решительные меры по «модернизации», «реформированию» науки (и образования), как никогда важно понимание коллективности как объективного, внутреннего, необходимого свойства еще одного института современного общества – науки. Реформаторы терпеть не могли Маркса и марксизм и вычеркнули все его идеи из своего актуального сознания, включая, естественно, понимание Марксом науки в качестве формы «всеобщего труда». Но реформаторы не знали и другого важного теоретического направления современности - классического институционализма, в котором коллективность действия занимает одну из главных позиций. Институционалисты-классики рассматривают институт как коллективное действие, которое формирует и расширяет индивидуальное действие (Дж. Коммонс). Институционалисты не отвергают индивидуального действия, но их внимание обращено преимущественно на те сферы экономики, где оно связано – множественно и очень по-разному, – но совсем непросто с коллективным действием –предприятие, корпорация, государство, учреждения образования и здравоохранения, профсоюзы, партии, профессиональные ассоциации и т. д. Во всех этих формах индивид представлен, но не как исключительно потребитель, а как участник деятельности, как работник как производитель, как созидатель. И марксизм, и институционализм не сводят экономику к рынку, а акцентируют внимание на деятельности людей, на всем многообразии форм этой деятельности, которая только и создает возможность самого рынка. Императивы спроса и предложения, заключающими в себе только два вида действий – куплю и продажу, рынка, конкуренции, распространяемые реформаторами на них, не могут не быть разрушительными по отношению к объективно обусловленным и необходимым многообразным формам коллективного действия –таким, как наука, образование, здравоохранение, многие сферы культуры, наконец, само государство. Для либерально-рыночного реформирования этих сфер магическая мантра «либерализация – стабилизация – приватизация» была развита в другую священную формулу – «бизн
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.051 с.) |