Элементы общей теории управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы общей теории управления



    Зарождение теоретических основ управления относят к середине 50-х годов ХХ века. Императивом развития общей теории управления как научной дисциплины стало развитие сложной техники, управление которой должно было осуществляться без участия или с минимальным участием человека, то есть автоматически. Иными словами, первоначально общая теория управления создавалась для технических объектов. Впоследствии законы и закономерности общей теории управления стали применяться и к организациям как субъектам управленческой, экономической и производственной деятельности. Сначала эти применения общей теории управления к организациям были не вполне корректными, но затем удалось добиться определенной адекватности и понимания особенностей организаций как объектов управления.

    Прежде всего, общая теория управления предполагает наличие субъекта управления (того, что управляет), объекта управления (того, чем управляют) и цели управления.

    Субъект управления (блок управления в техническом устройстве, мозг в организме, менеджер в организации) осуществляет по отношению к объекту управления (механизму, организму, организации) определенную деятельность, направленную на достижение цели управления. Например, «умная бомба» имеет блок управления, который генерирует управленческие воздействия, добиваясь движения в определенном направлении и с определенной скоростью, огибания преград и достижения точности попадания в цель. Леопард имеет мозг, который отдает команды (генерирует управленческие воздействия) мышцам и другим органам, и животное гонит жертву и совершает прыжок, который позволяет добиться цели – схватить добычу и потенциальную еду. Менеджер, используя приобретенные знания, опыт или врожденные способности к лидерству, генерирует управленческие воздействия на других людей (участников организации), что позволяет выполнить в срок определенные действия и добиться результатов, которые описывают достижение целей управления.

    Деятельность управляющего субъекта по достижению управляемым объектом цели управления предполагает:

· Знание возможностей объекта управления (блок управления «знает» программу, которую в состоянии выполнить механизм, мозг животного формирует условные рефлексы, в него заложены инстинкты и безусловные рефлексы, менеджер знает структуру организации, производственную базу, технологические возможности и возможности сотрудников)

· Исследование внешних условий, способствующих или препятствующих достижению объектом управления цели. На механизм могут воздействовать как климатические условия: холод-жара, ветер, осадки, так и разгильдяйство оператора. На организм воздействует рельеф местности, количество потенциальной добычи, наличие конкурентов в ареале и т.п. На организацию воздействует состояние рынка, капризы спроса потребителей, конкурентная среда, состояние предпринимательской среды, нормативные акты и т.п.

· Принятие решений по достижению цели управления на основе анализа возможностей самого объекта и анализа внешней среды. Блок управления принимает решение на основе заложенной в него программы. Мозг хищника анализирует ситуацию и решает прекратить преследование добычи, поскольку она бегает быстрее. Менеджер принимает решение о расширении производства на основе анализа конъюнктуры рынка и производственных возможностей бизнеса.

Объекты управления имеют встроенные исполнительные механизмы. Для механизма это рычаги, шатуны, зубчатые и другие передачи, сенсорные механизмы, гидро- и пневмоприводы, электронные блоки и т.п. Для организма это мышцы, внутренние органы, органы чувств. Для организации это службы и структурные подразделения, системы передачи информации, системы мотивации деятельности, традиции и ценности.

И объект, субъект управления, добиваясь цели управления, могут действовать рационально и нерационально. Поэтому в общей теории управления очень важным моментом является нахождение программы оптимальных управляющих воздействий, чтобы достичь цели с минимальными затратами. Ракета должна долететь до цели по кратчайшей траектории и гарантированно вывести цель из строя. Хищник должен настичь жертву с минимальной затратой сил. Менеджер должен добиваться снижения производственных затрат на единицу продукции, роста фондоотдачи, рентабельности и т.п.

Управляющие воздействия прикладываются к объекту управления и вызывают изменения либо в нем самом, либо в его поведении. Причем с позиций общей теории управления, управляющие воздействия - это не сами энергетические воздействия, а сигналы о требуемых воздействиях. Когда водитель автомобиля нажимает на педаль газа, он посылает сигнал двигателю внутреннего сгорания (в виде подачи топлива), который уже осуществляет (как исполнительный механизм) энергетическое воздействие на объект управления – автомобиль. Изменение состояния автомобиля (он пришел в движение) при этом происходит не за счет энергии водителя (субъекта управления), а за счет возможностей объекта управления.

Если в качестве примера управляемого объекта взять организацию, то эта закономерность также проявляется в полной мере: ничтожное по энергетическим затратам (в масштабах организации) воздействие менеджера (произнесенная фраза, росчерк пера по бумаге, движение бровей) приводит к огромным последствиям: организация приходит в движение, сотрудники начинаю выполнять распоряжения, звонят телефоны, пищит факс, грохает огромный ковочный молот, двигаются фуры с товаром, строятся циклопические объекты и т.п.

Кроме управляющих воздействий на объект управления могут быть направлены и воздействия возмущающего характера. Эти воздействия нарушают заданные зависимости поведения управляемого объекта. Возмущающие воздействия могут быть направлены как изнутри объекта, так и извне.

Для механизмов внешними возмущающими воздействиями являются, например, колебания питающего напряжения, радиопомехи, сильный ветер, компьютерные вирусы, а внутренними – износ, коррозия, перегрев, старение.

Для организмов внешними возмущающими воздействиями являются резкие изменения погодных условий, среды обитания, стихийные катаклизмы, а внутренними – нарушение работы внутренних органов, интоксикация, болезни.

Для организаций внешними возмущающими воздействиями могут быть изменения рыночной конъюнктуры, правительственные решения, обстоятельства непреодолимой силы – стихийные бедствия, боевые действия, действия преступных группировок и т.п. К внутренним возмущающим воздействиям для этого класса объектов управления относятся плохой социальный климат, низкое качество исполнительской дисциплины, аварии и т.п.

Менеджер при разработке управляющих воздействий должен максимально учесть внешние возмущающие воздействия. Что касается внутренних возмущающих воздействий, то их также надо учитывать, но следует иметь в виду, что они чаще всего являются результатом плохого менеджмента.

Субъект управления должен иметь возможность корректировки управляющих воздействий, если он не учел в достаточной степени возмущающие воздействия и процесс достижения цели управления пошел не так, как хотелось бы. Для этого существует механизм обратной связи, который представляет собой возможность передачи субъекту управления информации о состояниях объекта управления как результатах управляющих воздействий.

Не все объекты управления имеют обратную связь. Когда обратной связи нет, говорят о разомкнутых системах управления. Управляемые объекты с обратной связью являются замкнутыми, и с точки зрения общей теории управления являются более предпочтительными и эффективными.

Действительно, прямая связь означает движение управляющих воздействий от субъекта управления к объекту. Обратная связь, имея обратное направление движения, позволяет субъекту управления лучше понять, что происходит с объектом и принять меры по корректировке управляющих воздействий. В организации хороший менеджер всегда интересуется, как идет выполнение его распоряжений и что мешает их выполнять. Например, если сотрудники не выполняют распоряжение, значит, они нуждаются либо в стимулировании, либо в наказании. И то, и другое будет означать корректировку управляющего воздействия и позволит добиться достижения цели управления.

 

Элементы теории систем

 

Система – одно из основных понятий современной научной методологии, широко используемое во всех областях знания и научных дисциплинах, но не имеющее достаточно строгого и общего определения, пригодного для характеристики многочисленных частных случаев. Заведомо неполная и нестрогая формулировка: система – множество элементов, находящихся во взаимодействиях, отношениях, связях, и благодаря этому представляющее собой целостность. Однозначно определить, что такое «целостность» нельзя, поскольку не существует объективных критериев целостности. Поэтому в различных областях знания принимаются те или иные уточнения, снижающие уровень общности определения, либо соглашения о классах рассматриваемых систем.

    Для менеджмента достаточно адекватным представляется следующее определение:

Система – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и определенным образом взаимодействующих для достижения заданной цели.

Существует множество классификаций систем. Р.Л.Акофф[1] один из немногих специалистов по менеджменту, который привязывает классификацию систем к управленческому контексту, причем делает это просто и понятно. Этот автор показывает, как трансформируется менеджмент при использовании на практике той или иной системной модели. Подход Акоффа является в наибольшей степени прагматическим, поскольку многое объясняет в менеджменте. Поэтому в дальнейших рассуждениях о системах и системности в менеджменте ограничимся рассмотрением «систем по Акоффу».

По Р.Л.Акоффу все системы делятся: 

· на детерминированные (механистические)

· на анимационные (одушевленные, организматические)

· на социальные (общественные)

· на экологические (обобщающие)

Детерминированные (механистические) системы не имеют собственной цели, их части также не являются целенаправленными. Пример: механизмы. Механизм, как совершенно понятно, собственной цели не имеет. Функции механизмов – предоставление заранее заданной услуги. Части механистической системы также не имеют собственных целей, но обслуживают функции целого.

Анимационные (одушевленные, организматические) системы имеют собственные цели. Примеры: животные, люди (живые организмы). Части анимационных систем не имеют собственных целей, но их функции необходимы для выживания и выполнения целей всего организма в целом.

Социальные системы имеют свои цели и состоят из частей, также имеющих свои цели. Примеры: организации (учреждения, предприятия и т.п.), общества, нации.

То есть основной объект менеджмента – организация – является исключительно социальной системой.

Экологические системы не имеют собственной цели. Функцией экологической системы является обслуживание ее частей. Экологическая система создает фон, на котором проявляют себя другие виды систем. Иными словами, экологическая система не имеет собственной цели, а входящие в нее элементы – имеют. Экологическая система может рассматриваться как среда для перечисленных систем, поэтому, в дополнение к Р.Л.Акоффу может быть названа средовой системой. Примеры экологической системы: рынок, природа, Интернет.

С организацией как объектом менеджмента можно обращаться как с любой из рассмотренных систем. Это значит, что в менеджменте может использоваться соответственно детерминированная, анимационная, социально-системная, средовая модели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.016 с.)