Под редакцией д.э.н, проф. Е.А.Горбашко и д.э.н., проф. А.Н.Цветкова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под редакцией д.э.н, проф. Е.А.Горбашко и д.э.н., проф. А.Н.Цветкова



ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2019


 

ББК

Основы менеджмента: учебник / под ред. Е.А.Горбашко и А.Н.Цветкова. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019

ISBN

Учебник включает изложение основных понятий современного менеджмента и его теоретических основ, событий, связанных с его становлением и развитием в XIX, ХХ и ХХI веке, концепций основных научных школ. Приводится подробное описание функций менеджмента и связующих процессов как содержания управленческого процесса в организациях. Раскрываются различные аспекты организационного поведения, проблематика оценки эффективности менеджмента и качества управленческой деятельности. Приводится обзор современных технологий менеджмента. 

Учебник может использоваться студентами, обучающихся по направлениям подготовки: 41.03.01 «Зарубежное регионоведение»; 41.03.05 «Международные отношения»; 09.03.03 «Прикладная информатика»; 09.03.02 «Информационные системы и технологии»; 43.03.01 «Сервис»; 43.03.02 «Туризм»; 43.03.03 «Гостиничное дело»; 39.03.01 «Социология»; 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «бакалавр»)», преподавателями вузов, практическими работниками и лицами, самостоятельно изучающими проблематику менеджмента.

        

The textbook includes a presentation of the basic concepts of modern management and its theoretical foundations, events related to its formation and development in the XIX, XX and XXI centuries, concepts of the main scientific schools. A detailed description of the management functions and connecting processes as the content of the management process in organizations is given. Various aspects of organizational behavior, problems of assessing the effectiveness of management and the quality of managerial activity are revealed. The review of modern management technologies is given.

          The textbook can be used by students studying in the areas of training: 41.03.01- «Foreign regional studies»; 41.03.05 - «International Relations»; 09.03.03 - «Applied Informatics»; 09.03.02 - «Information systems and technologies»; 43.03.01 - «Service»; 43.03.02 - «Tourism»; 43.03.03 – «Hotel business»; 39.03.01 - «Sociology»; 42.03.01  «Advertising and Public Relations» (qualification (degree) «Bachelor») university professors, practitioners and individuals who independently study management issues.

 

Рецензенты: В.И.Малюк, д.э.н., профессор Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского Политехнического Университета Петра Великого

А.А.Петров, д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного архитектурно- строительного университета

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...

Глава 1. Вводная часть …………………………………………………………

1.1. Понятие и содержание менеджмента ……………………………………

1.2. Объекты и субъекты менеджмента ……………………………………..

1.3. Виды менеджмента ………………………………………………………

1.4. Функции менеджмента ………………………………………………….

1.5. Методы менеджмента …………………………………………………..

1.6. Принципы менеджмента ……………………………………………….

1.7. Инфраструктура менеджмента …………………………………………

 

Глава 2. Теоретические основы менеджмента ………………………………

2.1. Элементы общей теории управления ………………………………….

2.2. Элементы теории систем …………………………………………………

2.3. Подходы в менеджменте …………………………………………………

2.4. Жизненный цикл организации …………………………………………

 

Глава 3. Краткая история современного менеджмента …………………….

 

3.1. Возникновение современного менеджмента ……………………………

3.2. Научный менеджмента Ф.У.Тейлора ……………………………………

3.3. Научные школы менеджмента …………………………………………..

3.3.1. Классическая школа ………………………………………………

3.3.2. Школа человеческих отношений …………………………………

3.4. Национальные модели менеджмента …………………………………….

 

Глава 4. Функции менеджмента ……………………………………………..

 

4.1. Планирование …………………………………………………………..

4.2. Организация …………………………………………………………….

4.3. Мотивирование …………………………………………………………

4.4. Контроль …………………………………………………………………

 

Глава 5. Связующие процессы в менеджменте ……………………………

 

5.1. Разработка и принятие управленческих решений ……………………

5.2. Установление коммуникаций ………………………………………….

 

Глава 6. Организационное поведение ………………………………………

6.1. Групповая динамика. Командообразование ……………………………

6.2. Организационная культура ………………………………………………

6.3. Власть и стили руководства ……………………………………………..

6.4. Конфликты и их разрешение …………………………………………….

6.5. Социальные факторы и этика менеджмента ……………………………

 

Глава 7. Эффективность менеджмента ………………………………………

 

7.1. Техническая и экономическая неэффективность менеджмента ………

7.2. Показатели эффективности менеджмента ………………………………

7.3. Качество менеджмента ……………………………………………………

 

Глава 8. Современные тенденции в развитии менеджмента ………………..

 

8.1. Парадигмы современного менеджмента ………………………………..

8.2. Партисипативный менеджмент ………………………………………….

8.3. «Цветные» организации ………………………………………………….

8.4. Современные бизнес-модели ……………………………………………

8.5. Дизайн-мышление ……………………………………………………….

8.6. Эджайл – методология гибкого управления……………………………

8.7 Холакратия ……………………………………………………………….

 

Предметный указатель ………………………………………………………


 

Введение

        

Задача данного учебника заключается в том, чтобы дать обучающемуся представление об основах менеджмента как практической деятельности. Если отправиться в книжный магазин, то на его полках в каждый момент времени можно увидеть не менее десятка учебников с названием «Менеджмент», «Основы менеджмента», «Теория менеджмента», авторы которых также ставят перед собой сформулированную выше задачу. В чем же отличие данного учебника от его многочисленных аналогов?

Авторы старались сделать учебник «студенческим», чтобы он был удобен, прежде всего, студентам и отвечал бы условиям необходимости и достаточности. Например, историю менеджмента можно изучать годами и так и не изучить окончательно, поскольку в истории одни и те же события или открытия можно трактовать по-разному, а формирование этих трактовок – процесс бесконечный. В данном издании исторический раздел преследует сугубо прагматическую цель: показать, откуда пришли в наше время идеи, на которых основывается современный практический менеджмент. Поэтому подробно рассмотрены теоретические исследования в менеджменте конца ХIХ - начала ХХ веков, связанные с формированием классической школы менеджмента (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер), а также реакция на этот подход в виде школы человеческих отношений (Э.Мэйо, М.П.Фоллет и др.).

Что касается теоретических основ менеджмента, то по мнению авторов учебника, объем материала по этой тематике вполне отвечает условиям необходимости и достаточности для обучающихся.

Глава 4 посвящается подробному рассмотрению общих функций менеджмента в том составе, как это принято в классических учебниках по основам менеджмента, принятым за основу во всем мире (М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента; Р.Дафт «Менеджмент»). Это функции планирования, организации (организовывания), мотивирования и контроля.

Необходимое внимание уделяется в учебнике и так называемым связующим процессам: подготовке и принятию управленческих решений и установлению коммуникаций в управленческом процессе (глава 5).

В главе 6 излагаются основы организационного поведения, в том числе групповая динамика и технология командообразования, формирование организационной культуры, основы власти и стили руководства, виды конфликтов и методы управления ими, действие социально-культурных факторов вопросы этики менеджмента.

Необходимое внимание в учебнике уделено и такому проблемному материалу, как эффективность менеджмента (глава 7). Приводятся различные подходы к оценке эффективности менеджмента, излагается авторский подход к оценке качества управления.

В отдельную главу (глава 8) выделено рассмотрение современных тенденций в развитии менеджмента. Приведена авторская трактовка современных парадигм менеджмента, что позволяет в определенной степени систематизировать новые управленческие технологии. В данной главе рассматривается практический опыт комплексного использования принципов партисипативного менеджмента, концепция «цветных» организаций Ф.Лалу, построение бизнес-моделей на основе шаблонов А.Остервальдера, технология дизайн-мышления, теоретически проработанная Т.Брауном, технология эджайл, а также концепция холакратии Б.Робертсона.

Учебник разработан на основе многолетних исследований в области теории и практики менеджмента, проводимых в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, который готовит высококвалифицированных специалистов в области менеджмента в различных сферах деятельности.

Учебник подготовлен авторским коллективом в следующем составе:

 

Бахматова Анна Константиновна, к.э.н., доцент кафедры проектного менеджмента и управления качеством, глава 5, 6

 

Горбашко Елена Анатольевна, д.э.н., профессор, зав. кафедрой проектного менеджмента и управления качеством, проректор СПбГЭУ по научной работе – общая редакция, введение, глава 1

 

Калязина Елена Геннадьевна, к.э.н., доцент кафедры проектного менеджмента и управления качеством – глава 8

 

Плешакова Елена Юрьевна, д.э.н., доцент, профессор кафедры проектного менеджмента и управления качеством – главы 3,4,6,7

 

Цветков Алексей Николаевич, д.э.н., профессор, профессор кафедры проектного менеджмента и управления качеством – общая редакция, главы 2,3,4,5,7,8

 


 

Глава 1. Вводная часть

 

1.1. Понятие и содержание менеджмента

 

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем использования имеющихся ресурсов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.021 с.)