Соотношение понятий: управление, менеджмент, руководство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий: управление, менеджмент, руководство



Управление более широкое понятие, чем менеджмент. Например, можно управлять и коллективом, и автомобилем. Менеджмент более широкое понятие, чем руководство. Руководство как часть менеджмента отражает, всего на всего, поведение менеджера в системе «начальник – подчиненный».

Менеджмент и социальное управление

Социальное управление - это управление любым социумом: организацией (комплексом организаций), проектом, населенным пунктом, территорией, страной, группой стран и т.п.

Менеджмент – это управление организацией (комплексом организаций) и проектом как группами людей, объединивших свои ресурсы для достижения некоторых целей.

Задачей социального управления является построение условий для хорошей жизни людей.

Задачей менеджмента является создание условий для эффективной работы людей.

Таким образом, менеджмент – это часть социального управления.

Цель менеджмента:

Основная цель менеджмента – достижение заранее определенного результата при условии согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов объекта, то есть достижения гармонии в развитии объекта менеджмента.

Содержание менеджмента:

Менеджмент определяется в нескольких содержательных аспектах (с нескольких точек зрения):

· Наука управления

· Искусство управления

· Вид деятельности

· Аппарат управления

Категории менеджмента:

· Объекты и субъекты менеджмента

· Виды менеджмента

· Функции менеджмента

· Методы менеджмента

· Принципы менеджмента

Объекты и субъекты менеджмента

И объектом, и субъектом менеджмента являются люди в различных взаимосвязях и взаимодействиях, добивающиеся достижения цели менеджмента.  

Объекты менеджмента:

· Организации и их комплексы. Под организацией следует понимать группу людей, сформированную на долгосрочной основе для выполнения определенной сознательно координируемой деятельности и достижения общей цели (одной ли нескольких). Нормативного (общеобязательного) определения организации нет. Комплексы образуют организации, объединившиеся для определенной цели или под влиянием определенных обстоятельств (например, отрасли).

Организации могут быть коммерческими и некоммерческими.

Коммерческая организация   основной целью деятельности имеет извлечение прибыли; прибыль распределяется между участниками в соответствии с уставом. Для некоммерческой организации извлечение прибыли не является уставной целью; если прибыль все-таки имеет место, то она должна расходоваться на уставные цели, а не распределяться между участниками организации.

Организации могут существовать в различных организационно-правовых формах (см. Гражданский кодекс РФ)

· Функциональные области в организациях: производство, снабжение, инновации, персонал, финансы, маркетинг и т.п.

· Структурные подразделения организаций: филиалы, цехи, отделы, службы

· Рабочие места (рядовые исполнители)

· Проекты –сколь угодно масштабные комплексы работ, направленных на достижение вполне определенной конечной цели; характеризуются временным характером: после завершения проекта «исчезает» объект менеджмента.

Субъекты менеджмента:

Менеджеры – лица, управляющие людьми, занимающие постоянную должность и наделенные ответственностью и полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Менеджеры относятся к разным уровням иерархии.

· Высший уровень: топ-менеджмент или руководители организации (генеральный директор, он же СЕО - Chief Executive Officer, и его заместители по функциональным областям),

· Средний уровень: миддл-менеджмент, начальники структурных подразделений (цехов, отделов, служб, филиалов)

· Низший уровень: супервайзеры или менеджеры первой линии (руководители бригад, групп, организаторы определенных видов работ)

Синонимы менеджера: руководитель, начальник, управляющий, управленец

Команды менеджеров – включают нескольких менеджеров, чаще всего одного уровня) и работают на постоянной основе или в проектном режиме (на время выполнения проекта)

Линейные менеджеры – менеджеры, управляющие процессом производства продукции и услуг. Жестко связаны с иерархией организации.

Директор, президент, управляющий

 


Заместитель директора по производству

 


Начальник цеха, заведующий отделом

 


Начальник участка, заведующий сектором

 


Бригадир, руководитель группы

 

Рисунок 1.1. «Цепочка» линейного управления

 

    Функциональные менеджеры – менеджеры, возглавляющие структурные подразделения, выполняющие определенные функции для всей организации (заместитель по кадрам, главный бухгалтер, заместитель по экономике, начальник отдела маркетинга, заместитель по режиму и безопасности и т.п.). Функциональные службы помогают линейным руководителям принимать решения, консультируют по специальным вопросам.

1.3. Виды менеджмента:

По признаку объекта:

· общий (генеральный) менеджмент – управление деятельностью организации в целом или ее крупных структурных подразделений

· функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности организации (функциональными областями).

По признаку содержания:

· нормативный менеджмент – разработка и реализация философии организации, ее предпринимательской политики, позиции в конкурентной нише рынка, формирование общих стратегических намерений (философия, миссия, в и дение или мечта)

· стратегический менеджмент – выработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией

· оперативный менеджмент – разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функции менеджмента:

Функция менеджмента - действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.

Функции:

· планирование (включает формирование целей)

· организация (установление подчиненности, взаимосвязей, полномочий и ответственности)

· мотивация (доведение целей организации до исполнителей, формирование установок на эффективную работу)

· контроль (проверка готовности к работе, хода работы, результата работы; включает принятие мер по выявленным отклонениям или регулирование)

Связующие процессы:

· разработка и принятие решений

· установление коммуникаций

1.5. Методы менеджмента:

Правила и процедуры, следование которым и выполнение которых позволяет менеджеру добиваться цели менеджмента. Методы менеджмента делятся

· на административные, которые используют распорядительное воздействие (приказы, распоряжения), организационно-стабилизирующее воздействие (нормы и нормативы, ознакомление, объяснение, предостережение), дисциплинарное воздействие (выговоры и другие наказания),

· на экономические, которые предполагают материальное стимулирование, предоставление структурным подразделениям экономической самостоятельности,

· на социально-психологические, предполагающие установление гармонии между интересами сотрудника и организации за счет нематериального стимулирования (похвала, присвоение неформального статуса) и формирования сильной корпоративной культуры.  

Принципы менеджмента

Принципы – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.

· Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает установление конкретной цели

· Принцип иерархической упорядоченности. Менеджмент всегда иерархичен.

· Принцип научной обоснованности и оптимальности. Желательно, чтобы менеджмент основывался на научных представлениях об объекте и на стремлении к оптимизации действий

· Принцип права на интерес. Элементы объекта менеджмента имеют право на интерес, соблюдение которого позволяет добиться гармонии между интересами организации и ее участников.

· Принцип инновативности. Инновации должны восприниматься как признак жизни и развития.

· Принцип приоритетности самореализации. Модель поведения менеджера не должна препятствовать раскрытию способностей подчиненных в достижении целей организации.

Инфраструктура менеджмента

    Инфраструктура менеджмента – совокупность структурных подразделений организации и отдельных специалистов, которые информационно и функционально обеспечивают процесс менеджмента. К инфраструктуре менеджмента относятся такие структурные подразделения организации как плановый отдел, расчетный отдел, экономический отдел, бухгалтерия, канцелярия, секретариат (офис-менеджеры или секретари), отдел развития, юридический отдел, отдел персонала, корпоративная информационная система, отдел маркетинга, служба безопасности.

    Нормативного определения и состава инфраструктуры менеджмента организации нет.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.019 с.)