Особенности промежуточной аттестация по литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности промежуточной аттестация по литературе



Тематические зачеты по литературе (базовый уровень освоения) в рамках промежуточной аттестации:

1. Устный зачет: развернутый (устный) ответ на вопрос.

2. Рецензия.

3. Сочинение в формате итогового.

4. Проект.

В рамках промежуточной аттестации по литературе тематическими зачетами на базовом уровне освоения предмета может быть проверено достижение следующих предметных результатов блока «Выпускник научится»:

Форма – развернутый (устный) ответ на вопрос. Оцениваемые планируемые результаты:

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом).

Форма – рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. Оцениваемый планируемый результат:

- демонстрировать целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду).

Форма – сочинение в формате итогового. Для оценивания используются федеральные критерии. Оцениваемые планируемые результаты:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения.

Форма – проект. Оцениваемый планируемый результат:

- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Таким образом, сдача не менее 4-х тематических зачетов, включенных в промежуточную аттестацию, в течение года обеспечит контроль и оценку достижения всего спектра предметных результатов на базовом уровне освоения предмета.

К каждой форме контроля предметных результатов следует разработать, инструкцию для учителя (с модельными ответами), спецификацию к контрольно-измерительному материалу (КИМ), критерии оценивания и систему перевода баллов в школьную отметку.

Тематические зачеты по литературе (углубленный уровень освоения) в рамках промежуточной аттестации:

1. Устный зачет: развернутый (устный/письменный) ответ на вопрос

2. Рецензия.

3. Сочинение в формате итогового.

4. Проект.

В рамках промежуточной аттестации по литературе тематическими зачетами на углубленном уровне освоения предмета должно быть проверено и оценено достижение следующих предметных результатов:

Форма – развернутый (устный/письменный) ответ на вопрос. Оцениваемыепланируемые результаты:

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);     

- анализировать конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);

- давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- анализировать конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения.

Форма – рецензия на самостоятельно прочитанное произведение /интерпретацию произведения. Оцениваемыепланируемые результаты:

- демонстрировать целостное восприятие художественного мира произведения с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст;

- анализировать несколько различных интерпретаций, оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности.

Форма – сочинение в формате итогового. Для оценивания используются федеральные критерии (20-балльная система для вузов). Оцениваемыепланируемые результаты:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения.

Форма – проект. Оцениваемые п ланируемые результаты:

- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений; выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

- ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:

- понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

- знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;

- представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;

- знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике.

Таким образом, сдача не менее 4-х тематических зачетов, включенных в промежуточную аттестацию, в течение года обеспечит контроль и оценку достижения всего спектра предметных результатов на углубленном уровне освоения предмета.

К каждой форме контроля предметных результатов следует разработать, инструкцию для учителя (с модельными ответами), спецификацию к контрольно-измерительному материалу (КИМ), критерии оценивания и систему перевода баллов в школьную отметку.

 

6. Выбор учебно-методических комплексов для организации обучения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования

6.1. Общие требования

В соответствии со ст.28 Федерального закона об образовании №273-ФЗ в компетенцию образовательной организации входит определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – ФПУ), а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

В соответствии со ст.47 п. 3.4. Федерального закона об образовании № 273-ФЗ педагог имеет «право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании».

Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах ФГОС организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания [13].

При формировании заказа учебников следует учитывать, что в соответствии с п. 27 раздела IV ФГОС среднего общего образования «норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования».

В главе «Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы» примерной ООП среднего общего образования в указано, что в целях обеспечения реализации образовательных программ «библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебный пособия)». Таким образом, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации рабочих программ учебных предметов может быть выстроено на основе не только печатных, но и электронных учебников, что значительно упрощает хранение и обновление библиотечного фонда с учетом вносимых изменений в ФПУ.

Руководствоваться в выборе учебно-методического обеспечения учебного процесса необходимо, исходя из следующих важных моментов. Во-первых, учебники должны быть представлены в ФПУ. Во-вторых, учебники должны соответствовать специфике основной образовательной программы среднего общего образования (в зависимости от того, на базовом или углубленном уровне изучается предмет). В-третьих, должны максимально обеспечивать достижение комплекса планируемых результатов: личностных, метапредметных (учитывая коллективно-распределенный вклад работы педагогов в достижение этих результатов), предметных на базовом («выпускник научится») и повышенном («выпускник получит возможность научиться») уровне.

Выбор УМК – важная и ответственная задача, но стоит учесть, что замена одного УМК на другой может привести к другим образовательным результатам. Поэтому если в библиотечном фонде есть УМК для среднего общего образования, входящий в ФПУ, менять его нецелесообразно, если он отвечает содержанию учебного предмета, представленному в примерной основной образовательной программе среднего общего образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.014 с.)