Различия обеспечения урочной и внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия обеспечения урочной и внеурочной деятельности



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

1.  Особенности разработки основной образовательной программы среднего общего образования 7

1.1. Нормативно-правовое обеспечение разработки основной образовательной программы среднего общего образования. 7

1.2. Особенности разработки учебного плана среднего общего образования. 11

1.3. Особенности разработки плана внеурочной деятельности старшеклассников. 19

1.4. Особенности разработки рабочих программ учебных предметов, курсов. 22

2. Разработка рабочих программ и организации преподавания учебных предметов предметной области «Родной язык и родная литература» на уровне среднего общего образования. 27

2.1. Нормативно-правовое обеспечение. 27

2.2. Планирование преподавания предметной области «Родной язык и родная литература» 29

2.3. Примерное содержание программ учебных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература». 31

3.  Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. 34

4.  Индивидуальный проект: подготовка и защита в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. 42

4.1. Организация проектной деятельности старшеклассников. 42

4.2. Организация защиты индивидуального итогового проекта. 46

5.  Разработка оценочных и методических материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (на примере русского языка и литературы) 48

5.1. Общие требования. 48

5.2. Особенности промежуточной аттестации по русскому языку. 50

5.3. Особенности промежуточной аттестация по литературе. 54

6. Выбор учебно-методических комплексов для организации обучения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. 58

6.1. Общие требования. 58

6.2. Особенности выбора УМК по русскому языку. 60

6.3. Особенности выбора УМК по литературе. 62

Список нормативно-правовых актов и литературы.. 65

Приложения. 68


ВВЕДЕНИЕ

Согласно плану действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р, общеобразовательные организации переходят на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) среднего общего образования в 2020-2021 учебном году. При условии создания необходимых условий можно перейти на ФГОС среднего общего образования с опережением сроков данного графика.

В целях обеспечения пилотного режима введения ФГОС среднего общего образования приказом Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 25.10.2016 № 330 были утверждены 5 общеобразовательных организаций, имеющих статус республиканской пилотной площадки по введению ФГОС основного общего образования, в статусе республиканских пилотных площадок (далее – пилотные площадки) по введению ФГОС среднего общего образования.

Так с 2017-2018 учебного года в Республики Коми начался пилотный режим введения ФГОС среднего общего образования.

Для обеспечения данного процесса пилотными площадками разработаны проекты деятельности образовательной организации на 2016-2020 годы по введению ФГОС среднего общего образования. Реализация данных проектов предусматривает разработку механизмов организации предпрофильной подготовки на уровне основного общего образования (8-9 классы) и профильного обучения на уровне среднего общего образования (10-11 классы), а также создание необходимых условий их внедрения. В процессе реализации проектов деятельности пилотных площадок образовательные организации столкнулись с проблемами разработки нормативных локальных актов и программного обеспечения образовательного процесса, обусловленными существенными различиями требований государственных образовательных стандартов среднего общего образования первого и второго поколения.

В целях оказания методической помощи пилотным площадкам специалистами ГОУДПО «КРИРО» разработаны тематические инструктивно-методические материалы, содержащие разъяснения, алгоритмы действий и рекомендации по реализации требований ФГОС среднего общего образования в опережающем режиме.


1. Особенности разработки основной образовательной программы среднего общего образования

1.1. Нормативно-правовое обеспечение разработки основной образовательной программы среднего общего образования

Согласно нормам статей 12 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ) [1] к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ; образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ. Исходя из этого, следующим документом, регламентирующим разработку основной образовательной программы (далее – ООП) среднего общего образования, является ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 [4]  (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 [5]; от 31.12.2015 № 1578 [6]; от 29.06.2017 № 613 [7]).

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [11] одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з) и размещена в государственной информационной системе (сайт fgosreestr.ru) в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ. Согласно части 10 статьи 2 указанного закона в состав примерной основной образовательной программы (далее – примерная ООП) входят примерный учебный план[1], примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и иные компоненты. В ней же определены рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Как указано в примерных ООП общего образования, примерные программы учебных предметов являются ориентиром для составления рабочих программ: определяют инвариантную (обязательную) и вариативную части учебных предметов. В связи с этим именно примерная ООП становится основным источником содержательной части рабочих программ учебных предметов, курсов. Именно в примерной ООП представлен полный детализированный перечень личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов освоения программ, входящих в состав содержательного раздела ООП образовательной организации, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП. Это обеспечивает создание единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Кроме перечисленных выше документов (Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, ФГОС среднего общего образования, примерной ООП среднего общего образования) при разработке ООП образовательной организацией учитываются:

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253; в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015 г. № 1529) (далее – ФПУ; Федеральный перечень учебников).

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год[2].

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» [9]  (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189; с изменениями и дополнениями от 29.06.2011, от 25.12.2013, от 24.11.2015).

- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013 г.).

- другие нормативно-правовые документы, в том числе Республики Коми.

При разработке рабочей программы конкретного учебного предмета могут быть указаны и другие нормативно-правовые документы. Например, при разработке и реализации рабочих программ учебного предмета «Математика», элективных и факультативных курсов по предмету учитываются положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 2506-р, соответствующие уровню среднего общего образования.

Кроме нормативно-правовых документов разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочной деятельности регламентируется нормативным локальным актом (актами) образовательной организации (положением и/или порядком).

При разработке локальных актов по ФГОС среднего общего образования рекомендуется, прежде всего, распределить полномочия. Как правило, заместитель руководителя по учебной, учебно-воспитательной работе курирует введение ФГОС на уровне старшей школы: организует работу коллегиальных органов управления, работу структурных подразделений и их руководителей по направлениям введения ФГОС.

Полноправными участниками процесса разработки локальных актов по ФГОС среднего общего образования в образовательной организации являются объединения старшеклассников и их родителей (законных представителей), их права гарантируются самим ФГОС среднего общего образования, а также частью 17 статьи 34, пунктами 4, 7 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

В процессе введения ФГОС среднего общего образования высока роль структурных подразделений (предметных школьных методических объединений, школьных методических объединений классных руководителей) и педагогов сопровождения (педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора). Их необходимо привлечь к разработке локальных актов по введению ФГОС среднего общего образования, в том числе рабочих программ учебных предметов, учебных, факультативных и элективных курсов, курсов внеурочной деятельности, как основных участников реализации ООП среднего общего образования и, следовательно, выполнения требований данных локальных актов.

В целях организации работ по систематизации и разработке локальных актов по введению ФГОС среднего общего образования необходимо разработать план управления этим процессом – Дорожную карту введения ФГОС среднего общего образования (приложение 1). До рассмотрения вопроса о разработке соответствующих локальных актов по введению ФГОС среднего общего образования, необходимо проанализировать имеющуюся нормативную локальную базу на предмет их наличия, либо соответствия современному законодательству. Отметим также, что иногда требуется только внести изменения в существующий локальный акт, чтобы привести его в соответствие современным требованиям. Затем вопрос обсуждается или рассматривается на заседании педагогического совета, либо методического или научно-методического совета, в зависимости от того, какими функциями обладает тот или иной орган управления образовательной организацией. Далее этот вопрос рассматривается на заседании коллегиального органа, в компетенции которого он находится.

Вторым этапом разработки и систематизации локальных актов по введению ФГОС среднего общего образования является принятие коллегиального решения с ведением протокола обсуждения и издание распорядительного документа (приказа, распоряжения), в котором прописываются сроки, ответственные, исполнители, утверждается план-график мероприятий (приложение 2). Целесообразно создание рабочей группы по введению ФГОС среднего общего образования и разработке ООП среднего общего образования, которая закрепляется этим же приказом, а также назначение ответственных за разработку рабочих программ учебных предметов, учебных, факультативных и элективных курсов, курсов внеурочной деятельности[3] из числа педагогов, работающих на уровне среднего общего образования.

Важно при разработке ООП среднего общего образования отразить особенности образовательной организации, потребности учащихся и их родителей. Так обеспечивается индивидуально-дифференцированный подход к обучению старшеклассников: удовлетворение индивидуальных запросов учащихся через изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору; формирование способности к построению индивидуальной образовательной траектории учащихся через реализацию индивидуальных учебных планов, выполнение индивидуального проекта в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом. В случае же копирования примерной ООП образовательная организация нарушает норму части 6 статьи 12 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, которая предписывает учитывать[4] примерную ООП, а не переписывать ее.

При разработке ООП среднего общего образования необходимо учесть отличия ФГОС среднего общего образования от ФГОС основного общего образования. Главное отличие в том, что обязательная часть ООП среднего общего образования составляет 60 % от общего объема ООП, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 %. В основной школе соотношение этих частей меньше и составляет 70/30.

В 40 % части, формируемой участниками образовательных отношений, входит соответствующая часть учебного плана, призванная обеспечить профильную направленность, интересы и образовательные потребности каждого учащегося, а также вариативная часть плана внеурочной деятельности учащихся 10-11-х классов, большая доля курсов которого реализуется по выбору старшеклассников и их родителей, т.к. должна дополнять реализацию содержания профиля обучения.

Следующие отличия касаются содержания учебного плана.

 

1.2. Особенности разработки учебного плана среднего общего образования

В структуре ООП среднего общего образования главные затруднения при ее разработке вызывает именно учебный план. В соответствии с п.18.3.1 ФГОС среднего общего образования [4; 5; 6; 7] он обязательно должен быть профильным. При этом в ООП образовательной организации может быть несколько учебных планов, включая индивидуальные.

Как компонент организационного раздела ООП среднего общего образования учебный план разрабатывается общеобразовательной организацией самостоятельно с учетом содержания подраздела III.1. «Примерный учебный план» примерной ООП среднего общего образования [11] и имеет существенные отличия от учебного плана основного общего образования.

Обязательная часть учебного плана основного общего образования должна содержать в соответствии с п. 18.3.1 ФГОС основного общего образования 10 обязательных предметных областей и всего 22 учебных предмета: от 13 в 5 классе с учетом учебных предметов предметной области «Родной язык и родная литература» до 19 в 8-ом классе с учетом изучения, помимо указанной предметной области, второго иностранного языка.

В п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования перечислены 7 обязательных предметных областей и определено количество учебных предметовдля учебного плана профиля обучения – всего 11(12), из них изучаемых на профильном уровне – 3(4). 8 учебных предметов являются обязательными для включения в любой учебный план профиля обучения.

Согласно части 5 статьи 73 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ образовательная организация может разработать и реализовать учебный план профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда в пределах освоения ООП среднего общего образования при наличии необходимых условий: кадровых, материально-технической и учебно-практической базы, учебно-методического обеспечения, разработанных программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. Для реализации данных программ образовательной организации необходимо оформление лицензии на осуществление образовательной деятельности по данному виду образования (часть 4 статьи 91 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ), в форме приложения к которой[5] предусматривается указание только вида образования – профессионального обучения без конкретных видов образовательных программ и (или) профессий рабочих, должностей служащих. Подробнее о возможностях и моделях реализации программ профессионального обучения в рамках реализации ФГОС среднего общего образования разработаны отдельные методические рекомендации.

Специфика учебного плана для старшей школы по ФГОС среднего общего образования и отличия его разработки от учебного плана по ФБУП-2004 представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности разработки учебного плана образовательной организации

на уровне среднего общего образования

В условиях реализации ФКГОС В условиях реализации ФГОС среднего общего образования
Основа – федеральный базисный учебный план для ОУ РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312, с изм. от 30.08.2010). Соответствие требованиям ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, в ред. 2017 г.).
Учитывали – примерный учебный план среднего общего образования для ОУ РК с изучением коми языка как родного и неродного (приказ Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 18.05.2005 №107) – изучение коми литературы при непрофильном обучении. Учитываем рекомендации примерной ООП среднего общего образования. • Предусматриваем выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Общий объем учебного плана при 6-дневной учебной неделе на два года обучения – 2520 часов. Общий объем учебного плана при 6-дневной учебной неделе на два года обучения – не менее 2170 часов и не более 2590 часов.
• Соотношение часов учебного плана: ФКГОС (инвариантная часть) – не менее 75%, вариативная часть: НРК – не менее 10%, и школьный компонент – не менее 10%: предпрофильная подготовка, углубленное изучение предметов ФКГОС, индивидуальные и групповые занятия, др. • Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, - 60% и 40% от общего объема ООП среднего общего образования, в который входит объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования – до 700 часов за два года обучения, т.е. общий объем ООП среднего общего образования может максимально составить 3290 часов (40% = 1316 часов).
ФКГОС и ФБУП определяют перечень учебных предметов, из них обязательные базовые: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, обществознание и естествознание (для профилей гуманитарной специализации). ФГОС среднего общего образования определяет перечень обязательных предметных областей, а также обязательных учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, ОБЖ, астрономия.
• Остальные базовые предметы изучаются по выбору, но вместе с профильными должны соответствовать составу федерального компонента ФБУП. • Учебный план должен содержать 11(12) учебных предметов (всего 20), но не менее одного из каждой предметной области, в т. ч. обязательные.
• Выбор не менее 2-х предметов на профильном уровне. • Должен содержать не менее 3(4) профильных предметов.
• В ФБУП р екомендованы 12 примерных учебных планов для разных профилей специализации образования и примерный учебный план для универсального (непрофильного) обучения. • В п.18.3.1 ФГОС среднего общего образования перечислены 5 профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).

Учебный план профилей по ФГОС среднего общего образования позволяет оптимально организовать профильное обучение, т. е. реализовать индивидуальные потребности учащихся меньшим количеством профилей. Например, в рамках гуманитарного профиля можно сформировать группы филологической и лингвистической направленности.

Для выбора профиля (профилей) обучения необходимо провести опрос школьников и родителей, чтобы узнать, какие профильные предметы хотят изучать учащиеся (см. приложение 4). После разработки ООП среднего общего образования необходимо сохранить результаты опроса учащихся как приложение к ООП, т.к. в процессе федерального контроля качества образования могут проверить не только наличие ООП, учебные планы, но и документы, на основе которых были определены профили обучения.

Четыре профиля обучения (кроме универсального) включают только три или четыре профильных предмета (см. табл. 2). Предметная область, из которой выбираются предметы, должна соответствовать профилю обучения (п.18.3.1 ФГОС среднего общего образования). Нельзя, например, заявить гуманитарный профиль с углубленным изучением математики, физики и информатики.

В учебном плане профиля может быть представлено максимум 12 учебных предметов, а не 19, как для основного общего образования. Старшеклассники обязаны изучить минимум один предмет из каждой предметной области (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования).

При составлении учебного плана профилей необходимо проверить перечень обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или «Россия в мире», физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования). Астрономия есть во ФГОС среднего общего образования, но ее нет в примерной ООП среднего общего образования.

В учебном плане любого профиля обязательно должен быть элективный курс «Индивидуальный проект». Такого курса не было в примерных планах для 5-9-х классов, но многие образовательные организации реализовывали курсы с таким содержанием или в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, или за счет часов плана внеурочной деятельности учащихся.

При разработке учебных планов профилей по ФГОС среднего общего образования необходимо принять за основу примерные учебные планы из примерной ООП среднего общего образования: они отражают перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по годам обучения учебных предметов, курсов, практик и иных видов учебной деятельности, а также фиксируют формы промежуточной аттестации учащихся (пункт 22 статьи 2 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ).

Профиль – способ организации обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными предпочтениями и возможностями. Учебный план профиля составляют: обязательные для изучения предметы, общие для всех профилей; учебные предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области; учебные предметы для изучения на углубленном уровне; элективные курсы.

Образовательная организация может открыть один или несколько профилей из перечня, который установил ФГОС среднего общего образования. В таблице 2 показано, какие предметные области охватывает каждый профиль, какие учебные предметы для углубленного изучения и элективные курсы рекомендует включать в профиль примерной ООП среднего общего образования.

Таблица 2.

Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП

среднего общего образования

Сферы деятельности по профилю Предметные области Предметы для углубленного изучения Элективные курсы

Технологический

Производственная, инженерная и информационная Математика и информатика. Естественные науки Математика. Информатика. Физика Компьютерная графика. Биохимия. Индивидуальный проект

Естественно-научный

Медицина, биотехнологии Математика и информатика. Естественные науки Математика. Химия. Биология Теория познания. Биофизика. Индивидуальный проект

Гуманитарный

Педагогика, психология, общественные отношения Русский язык и литература. Общественные науки. Иностранные языки Иностранный язык. История. Право Психология. Индивидуальный проект

Социально-экономический

Социальная сфера, экономика, обработка информации, управление, предпринимательство, финансы Математика и информатика. Общественные науки Математика. География. Экономика Индивидуальный проект

Универсальный

Сферу деятельности учащийся не определил или его выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметов

Математика и информатика. Общественные науки Математика. История Технология. Индивидуальный проект
Русский язык и литература. Иностранные языки Иностранный язык Дизайн. История родного края. Индивидуальный проект
Русский язык и литература. Математика и информатика. Естественные науки Русский язык. Литература. Математика. Биология Индивидуальный проект
Русский язык и литература. Родной язык и литература Русский язык. Коми литература Индивидуальный проект

 

Включение элективных курсов в учебный план профиля особенно важно для курсов с выраженной профильной направленностью (таблица 3).

Таблица 3.

Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля

с элективными курсами и курсами по выбору [6]

Предметная область Учебный предмет Уровень изучения Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык Б 68
Литература Б 204
Родной язык и литература Русский родной язык Б 34

Математика и информатика

Математика У 408
Информатика Б 136
Иностранные языки Иностранный язык Б 136

Естественные науки

Астрономия Б 34
Химия У 340
Биология У 204
Биофизика Э 68

Общественные науки

История (Россия в мире) Б 136
Теория познания Э 68

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура Б 204
Основы безопасности жизнедеятельности Б 68

Индивидуальный проект

Э 68

Курсы по выбору общеразвивающей направленности

Экология психоэмоциональной сферы человека   68
Эффективная коммуникация   68
Навыки работы с медиатекстами   68

ИТОГО: 2380 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 408 часа – 17 % [7].

Сокращения в таблице:

- Б – предмет для изучения на базовом уровне;

- У – предмет для изучения на углубленном уровне;

- Э – элективный курс[8].

 

Проанализируем данный учебный план по таблице 4.

Таблица 4.

Алгоритм анализа учебного плана на соответствие

ФГОС среднего общего образования

Требования ФГОС среднего общего образования Учебный план ОО
Наличие всех обязательных учебных предметов (8) 8 +
Наличие 3(4) учебных предметов на углубленном уровне (соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области) 3 +
Наличие 11 (12) учебных предметов (базовый + углубленный уровень) 12 +
Наличие не менее одного учебного предмета из каждой предметной области 7 ПО +
Индивидуальный(е) проект(ы) +
Кол-во учебных занятий за 2 года (не менее 2170 и не более 2590 часов из расчета 35 учебных недель) 2380
Вывод о соответствии учебного плана ФГОС среднего общего образования Соответствует

Наряду с профильно ориентированными элективными курсами, в учебный план необходимо включить курсы общеразвивающей направленности по выбору учащихся (таблица 2).

Профильно ориентированные элективные курсы и курсы по выбору с общеразвивающей направленностью составляют часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Суммарный объем этой части учебного плана по ФГОС среднего общего образования не должен превышать 40 % от общего объема учебного плана (п. 15 ФГОС среднего общего образования).

При расчете аудиторной недельной нагрузки учащихся надо учитывать требования СанПиН 2.4.2.2821-10 [9], требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.

От продолжительности учебной недели – пятидневная или шестидневная, зависит максимально допустимая недельная нагрузка старшеклассников. Для учащихся 10-11-х классов аудиторная недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе составляет 34 часа; при шестидневной – 37 часов (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Если в 10-м классе учебный год длится 35 недель, а в 11-м – 34 недели, то общее количество часов на одного учащегося составляет: для пятидневной недели – 2346 часов; для шестидневной недели – 2553 часа. Такая нагрузка старшеклассника за два года обучения не противоречит требованиям ФГОС среднего общего образования: не менее 2170 и не более 2590 часов на одного обучающегося за два года обучения (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования).

Разработчики примерной ООП среднего общего образования предлагают учебные планы из расчета 35 учебных недель в год, администрация образовательной организации разрабатывает учебный план на период, который установила календарным учебным графиком с учетом начала государственной итоговой аттестации, и делает расчет учебного плана самостоятельно.

В таблице 5 представлен вариант расчета недельной нагрузки для естественно-научного профиля на 34-недельный учебный год.

Таблица 5.

Вариант расчета аудиторной нагрузки для естественно-научного

профиля при пятидневной учебной неделе

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю на класс

10 11

Русский язык и литература

Русский язык 1 1
Литература 3 3
Родной язык и литература Русский родной язык 1 0

Математика и информатика

Математика 6 6
Информатика 2 2
Иностранные языки Иностранный язык 2 2

Естественные науки

Астрономия 0 1
Химия 5 5
Биология 3 3
Биофизика 1 1

Общественные науки

История (Россия в мире) 2 2
Теория познания 1 1

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура 3 3
Основы безопасности жизнедеятельности 1 1

Индивидуальный проект

1 1

Курсы по выбору с общеразвивающей направленностью

Эффективная коммуникация 1 1
Навыки работы с медиатекстами 1 1

Итого в неделю:

34 34

Всего за два года обучения:

2312

 

Универсальный профиль выбирается старшеклассниками, которые либо не имеют устойчивых предпочтений, либо, напротив, имеют предпочтения, выходящие за содержание обучения в обычных профилях.

В универсальном профиле может не быть предметов для углубленного изучения. Чтобы заявить универсальный профиль, достаточно ограничиться предметами только на базовом уровне (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования).

Если образовательная организация решает вводить в учебный план универсального профиля предметы для углубленного изучения, то их количество определяется участниками образовательных отношений самостоятельно, а индивидуализация содержания образования и профильная направленность реализуется курсами по выбору учащихся. Требование ФГОС среднего общего образования выбрать 3-4 предмета для углубленного изучения не распространяется на универсальный профиль (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования). Примерная ООП среднего общего образования предлагает четыре варианта учебных планов универсального профиля и комбинации учебных предметов для углубленного изучения. Например: русский язык, литература, математика, биология. Или, напротив, ограничивает углубленное изучение одним предметом – иностранным языком.

Разработчики примерной ООП среднего общего образования отмечают, что универсальный профиль позволяет решить проблемы индивидуализации обучения в условиях, когда запросы старшеклассников слишком разнородны или неочевидны.

Алгоритм разработки учебного плана профиля(кромеуниверсального):

1. Выявить предпочтения учащихся, на основе анализа результатов спланировать профили обучения.

2. Включить в учебный пан профиля обязательные учебные предметы: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), астрономию, физическую культуру и ОБЖ.

3. Дополнить обязательные учебные предметы предметами ля изучения на базовом уровне. Их должно быть не менее одного из каждой предметной области.

4. Включить в учебный план не менее трех учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле. Если учебный предмет выбран для углубленного изучения, то на базовом уровне он не изучается.

5. Дополнить учебный план элективным курсом «Индивидуальный проект» с объемом не менее 1 часа в неделю.

6. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2-5. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС среднего общего образования (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов.

7. Дополнить учебный план профиля факультативными и элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то можно завершить формирование учебного плана, или увеличить (уменьшить) количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающегося.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.082 с.)