Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерная идентичность и психологическое благополучие личности⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 46
Кризис тендерной идентичности — весьма распространенное явление, однако, вероятно, нет оснований утверждать, что все отечественные мужчины и женщины в последние десятилетия XX столетия переживали кризис тендерной идентичности. Мужчины и женщины, принадлежавшие к разным социальным и возрастным группам, проблему конструирования идентичности решали разными способами. Представляется правомерным говорить, по крайней мере, о двух типах тендерной идентичности, присущих российским мужчинам и женщинам: первый тип может быть определен как кризисная идентичность, второй — как некризисная или согласованная идентичность. Анализ литературы, посвященной проблеме тендерной идентичности [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 2002в; Здравомыслова О.М., 2002; Здравомыслова О.М., 2003; Кон И.С, 2002; Милюска И., 1999], дает возможность высказать предположение о том, что непротиворечивая гендерная идентичность обусловливает позитивное самоотношение личности как представителя определенного пола и субъекта гендерных Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 375 ---------------------------------------------------------------------------------------- __________ отношений. Выраженные противоречия в структуре тендерной идентичности предопределяют негативное отношение личности самой к себе, что провоцирует состояние внутриличностного конфликта и кризисных проявлений. Социально-экономический кризис, обусловленный политическими и социальными трансформациями в России в конце прошлого столетия, обострил проблемы, связанные с самоидентификацией мужчин и женщин, но в тоже время новая социальная ситуация потребовала от личности как субъекта социальных отношений активизации всех своих ресурсов, в том числе и в направлении корректировки своей тендерной идентичности. Там, где прежде автоматически возникало детерминированное поведение, теперь есть место для выбора индивидуального предпочтения. Прежде социальные модели поведения властно навязывали и роли и место в обществе, теперь же они задают лишь факультативные установки и демонстрируют лишь статистически определяемые предпочтения. На смену единственным ролям пришли предпочтительные ориентации, свободный выбор собственной роли и готовность воспользоваться любым удобным случаем. Отныне настоятельно заявляет о себе отсутствие жесткого регулирования социальных моделей и соответственно мощная сила самоопределения и субъективной индетерминированности двух тендеров. Свобода распоряжаться собой по собственному усмотрению распространяется на оба гендера |Липовецкий Ж. 2003. С. 349].
Появившиеся новые возможности для проявления своего личностного потенциал были активно использованы группами мужчин в сфере бизнеса, предпринимательства, политической деятельности. Конструирование мужской идентичности стало базироваться на том, что определенная группа мужчины исполняет роль главы семьи, обеспечивая семью финансово и поддерживая ее статус в социуме. Роль кормильца остается важнейшей частью самоидентификации мужчины, имеющего семью [Здравомыслова О.М., 20021. По-разному проявляют себя в социальной сфере и российские женщины. Так, в исследовании с участием более 1400 женщин1, была получена типология женщин, различающихся своими жизненными целями [Женщина новой России. 20021. Это следующие типы женщин: • «домашние женщины» (41,0%); • «труженицы» (36,0%); • «карьеристки» (16%); • «отчаявшиеся» (7%). Результаты исследования показали, что каждый из данных типов характеризуется не противоположными жизненными целями, а меньшим или большим многообразием состава этих целей. Общероссийское исследование российских женщин, проведенное в 2002 году (более подробная ссылка на это исследование была сделана выше). 376 Психология гендерных отношений: теория и практика Тип «домашних женщин» ориентирован на воспитание хороших детей, наличие надежных друзей, на честно прожитую жизнь, уважение окружающих. «Труженицы», сохраняя эти же цели в качестве своих жизненных устремлений, плюс к тому ориентированы также на интересную и престижную работу, возможность заниматься любимым делом, на хорошее образование. «Карьеристки» (это название не содержит в себе никакого негативного оттенка и связано только с тем, что стержнем специфических для этой группы жизненных ориентации выступает стремление сделать карьеру) имеют самый широкий спектр жизненных устремлений. Этот тип включает в себя тех женщин, которые плюс к жизненным целям предыдущих типов либо уже имеют, либо уверены, что им по силам иметь собственный бизнес, сделать карьеру, побывать в разных странах мира, попасть в определенный круг людей.
Наконец, четвертый тип, который был назван «отчаявшиеся», включает в себя женщин, которые по своим стремлениям очень близки к «домашним женщинам», но считают, что не смогут реализовать в своей жизни характерные для этой группы жизненные цели и, прежде всего, создать счастливую семью, воспитать хороших детей и т. п. Анализируя результаты исследований, представленные в современных отечественных публикациях, посвященных проблемам мужской и женской идентичности, можно прийти к заключению, что женщины лучше справляются с кризисом идентичности и больше усилий прилагают для конструирования своей идентичности в новых социальных условиях. Так, например, польская исследовательница Иоланта Милюска [1999|, изучая особенности идентичности мужчин и женщин в жизненном цикле, пришла к заключению, что чем более сложен путь развития (а это характеризует прежде всего женщин), тем больше шансов на создание зрелой идентичности. Она пишет: «Потребность качественного выполнения традиционных женских ролей в трудных экономических условиях приводит к тому, что женщины достигают превосходства с точки зрения идентичности по сравнению с мужчинами. К тому же важным фактором, увеличивающим возможность достижения женщинами идентичности, является конфликт, который создается нажимом Природы и Культуры для исполнения определенных ролей. Дилеммы выбора увеличивают самосознание женщин» |Милюска И., 1999. С. 111]. Опираясь на результаты проведенного исследования, И. Милюска ссылается на отсутствие культурных условий, помогающих развитию идентичности мужчин, которые мало размышляют и действуют по готовым образцам. Пасуя перед «женским наступлением» в своих традиционных сферах деятельности, мужчины не предпринимают эффективных попыток добиться достаточно высокого статуса в «женских» областях (Милюска И., 1999|. Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 377 В новых изменившихся условиях меняются и женщины. Женщины в основном освободились от материальной зависимости от мужчин, происходит освобождение и от других видов зависимостей, например, социальной, психологической. Образ женщины-домохозяйки уже не является идеальной моделью жизни женщины. Легитимизированы такие права женщин, как право на учебу и труд, на участие в выборах и быть избранными в различные организационные и политические структуры, право на сексуальную свободу, контроль над рождаемостью, на «безбрачие». Все это ведет к освобождению женщины от зависимости от мужчин в тех странах, где развита демократия. Женщины теперь могут свободно распоряжаться собой и выстраивать свой жизненный путь по своему усмотрению. Ранее жизненный путь женщины неизменно выстраивался на основе заранее намеченным обществом линиям жизни: выйти замуж, иметь детей, выполнять второстепенные обязанности, налагаемые коллективом. Теперь все в существовании женщины стало предметом выбора. Какую форму учебы выбрать? Ради получения какой профессии? Выйти замуж или жить в гражданском браке? Разводиться или не разводиться? Сколько завести детей и когда? Как совместить свою профессиональную деятельность с материнством? Женщины, как и мужчины, теперь подчиняются настоятельному требованию современности: с начала и до конца выстраивать и планировать свою жизнь.
«Если и справедливо утверждение о том, что женщины не держат в своих руках бразды правления политической и экономической жизнью, то никаких сомнений не вызывает и тот факт, что они заполучили возможность распоряжаться собой по собственному усмотрению, не следуя по пути, намеченному для них обществом» |Липовецкий Ж.,2003. С. 346|. Жиль Липовецкий так пишет о новых условиях развития идентич- I ности мужчин и женщин: «Оба пола в настоящее время находятся в 1 похожей ситуации в том, что касается собственного Эго. В данный I исторический момент налагаемые коллективом обязательства заменены веером возможностей. Мы являемся свидетелями процесса выравнивания условий существования двух полов по мере наступления культуры, приветствующей (как применительно к одному, так и применительно к другому полу) торжество свободы самоуправления и воцарение незави-I симой личности, распоряжающейся собой и собственным будущим без I оглядки на авторитарную социальную модель поведения» [Липовецкий Ж. 2003. С. 348|. Таким образом, завершая анализ гендерных отношений, отраженных в идентичности личности, мы еще раз подчеркиваем значимость идей социально-конструктивистского подхода, который является теоретической конструкцией, позволяющей интерпретировать сложные социально-• психологические феномены современной постоянно изменяющейся социальной реальности. Теоретические и эмпирические исследования, 378 Психология гендерных отношений: теория и практика представленные в данном параграфе, показывают, что гендерная идентичность выступает как детерминанта личностного самоотношения. При этом кризисная идентичность продуцирует негативное самоотношение, отсутствие самопринятия и наличие внутриличностного конфликта. А позитивное самопринятие, отсутствие внутриличностных конфликтов — это естественное следствие некризисной (согласованной) тендерной идентичности. На данном этапе развития гендерных отношений в нашем обществе стала очевидна необходимость пересмотра содержания традиционных канонов «маскулинности и фемининности». С мужчины надо снять гнет необходимости постоянно достигать успехов, воспитывая в себе «супермена». Перспективным видится путь, связанный с дальнейшим движением по пути эмансипации мужчин и женщин, по пути равноправия, которое не уничтожает, не нивелирует различия между ними, а утверждает их равноценность. Иными словами, речь идет о расширении возможностей выбора, о движении к большей свободе проявить себя, реализовать себя как личность и индивидуальность |Здравомыслова О.М., 1992|.
Общие тенденции повышения индивидуализации личности, характерные для жителей современных развитых обществ, способствуют конструированию более позитивной идентичности и как следствие более позитивному самопринятию и самоотношению. «Представление о личности как о принципиально изменчивой, постоянно активно конструирующей свой внутренний мир и мир социального взаимодействия, существующей как некоторая возможность и доминирует сегодня в социальной психологии личности» (Белинская Е.П., Тихомандриц-кая О.А. 2001. С. 211. Итоги главы В соответствии с теоретическими основаниями исследования гендерных отношений как сложного многоуровневого конструкта основным объектом исследования на внутриличностном уровне является самоотношение личности, а гендерная идентичность выступает в роли детерминанты самоотношения. Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений отличается от других уровней гендерных отношений тем, что в субъективном личностном пространстве, ограниченном Я-концепцией личности, «участниками» отношений выступают две ее подструктуры или две ее составляющие: индивидуальная и социальная. Собственно гендерный контекст отношений раскрывается при соотнесении характеристик следующих личностных подструктур: «Я как индивидуальность — Я как представитель тендерной группы». Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 379 Категории «Я-концепция» и «идентичность» близки по своему смысловому содержанию: эти когнитивные личностные конструкции отождествляются с феноменом «Я», их строение опосредовано социальным взаимодействием, а ведущим фактором формирования является социальный опыт. Эти две конструкции личности близки по функциям, а также имеют сходную структуру. Я-концепция личности и идентичности могут рассматриваться как тождественные категории. В структуре Я-концепции и идентичности выделяют две общие составляющие: это личностная (персональная) и социальная подструктуры. Личностная идентичность трактуется как набор черт, отличающийся определенным постоянством или по крайней мере преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Социальная идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Общим моментом для большинства современных исследований является противопоставление личностной и социальной идентичности.
Противоречивость личных и групповых начал в человеке — противоречия между личностной и социальной идентичностью — это противоречия между внутриличностными системами: «Я как индивидуальность — Я как представитель социальной группы». Любая противоречивая ситуация «запускает» процесс возникновения когнитивного диссонанса в сознании личности, затрагивает эмоциональную сферу человека, влияет на его самооценку и самоотношение. Предметное поле для анализа внутриличностных гендерных проблем — характер соотношения личностной и тендерной идентичностей в структуре Я-концепции личности. Социально-психологическими феноменами, в которых актуализированы гендерные проблемы в структуре Я-концепции личности, являются: внутриличностный гендерный конфликт и кризис тендерной идентичности. Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на явлениях полоролевой дифференциации и иерархичности статусов мужчин и женщин, существующих в современных обществах. Ориентируясь на степень выраженности у мужчин и женщин переживаний относительно полоспецифичности своих личностных характеристик и особенностей поведения, можно выделить два типа самоотношения: бесконфликтное (позитивное) и конфликтное (негативное) самоотношение. Позитивное самовосприятие и оценка себя как представителя 380 Психология гендерных отношений: теория и практика определенного пола, носителя гендерных характеристик и субъекта тен К тендерным внутриличностным конфликтам относятся: ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха, экзистенциально-тендерный конфликт. Гендерные конфликты провоцируют негативное самоотношение личности как представителя определенного пола. Предложена типология самоотношений, основанная на степени выраженности переживаний мужчин и женщин относительно полоспеци-фичности своих личностных характеристик и особенностей поведения. Позитивное самовосприятие и оценка себя как представителя определенного пола, носителя гендерных характеристик и субъекта гендерных ролей ведет к бесконфликтному самоотношению, а негативное восприятие себя и заниженная самооценка провоцируют конфликтный тип самоотношения. Гендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности, сосуществующий в самосознании человека наряду с профессиональной, семейной, этнической и другими самоидентификациями. Гендерная идентичность относится к числу наиболее стабильных, как правило, не подлежащих выбору идентификаций человека. Специфика понимания тендерной идентичности заключается в ее изменчивости и подверженности влияниям социальных трансформаций. Будучи субъектом гендерных отношений, человек постоянно оказывается включенным в систему оценок окружающих на предмет соответствия нормативному эталону маскулинности-фемининности. Категория «маскулинность/ фемининность» является маркером и коррелятом тендерной идентичности. Современные исследования тендерной идентичности опираются на социально-конструктивистский подход. В рамках социально-конструктивистской парадигмы утверждается идея деконструкции образа единой, твердой, универсальной половой идентичности. Не существует единой мужской или женской идентичности: в разные исторические периоды, в различных социальных и культурных контекстах мы имеет дело с разными тендерными идентичностями. В соответствии с современным пониманием тендерной идентичности как социального конструкта множественность и текучесть образов маскулинности и фемининности проявляется не только в истории, но и в жизни каждой конкретной личности. В феномене кризиса тендерной идентичности отражается ситуация, при которой модели маскулинного и фемининного поведения, репрезен- Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 381 тируемые носителями мужской и женской идентичности, оказываются в значительной мере несоответствующими нормативным образцам истинной мужественности или женственности, распространенным в общественном сознании. Кризис тендерной идентичности — невозможность соответствовать нормативному эталону маскулинности/фемининности. Психологическое значение кризиса тендерной идентичности — рассогласование представлений мужчин и женщин об их собственных характеристиках тендерной идентичности и составляющих нормативного эталона мужественности-женственности. Чем больше разрыв между этими двумя наборами черт, тем острее будет переживаться кризис. Кризис маскулинности — ситуация невозможности реализовать цен-
1 ности, потребности и установки, на которых базируется мужская самоидентификация. Основными факторами, инициирующими данные процессы, являются внешние социальные условия. Кризис двойной идентичности обусловлен обострением для женщин конфликта семьи и работы. Заключение Основная цель данной работы заключалась в разработке теоретических оснований нового научного направления «психология гендерных отношений», которое должно не только опираться на систему социально-психологического знания, но и быть «встроено» в предметную область современной отечественной социальной психологии. Любая область научного знания, как известно, не может состояться, если не будет: • конкретизировано место этой области знания в рамках уже сложившихся научных дисциплин; • определен ее предмет и система основных понятий; • определена базовая методология научного познания; • сформирован инструментальный аппарат, т. е. методы теоретических и эмпирических исследований; • сформулирована система основных задач и направлений, развиваемой области научного знания. Для определения места психологии гендерных отношений в системе близких по содержанию уже сложивших дисциплин было описано и проанализировано предметное поле таких областей знания, как социология пола, психология пола, женские исследования и гендерные исследования. Эти области знания определили границы распространения тендерной г.роблематики в психологии; кроме того, в них был накоплен определенный теоретический и эмпирический потенциал, позволивший рассматривать эти сферы научного знания в качестве предпосылок возникновения и развития гендерного направления в психологии. Было предложено обоснование того, что именно социальная психология представляет собой наиболее подготовленную сферу научного знания, на базе которой психологическая составляющая тендерной тематики может развиваться наиболее интенсивно и продуктивно. Вместе с тем социальная психология, исследуя гендерные отношения, реализует свои собственные перспективные тенденции развития как научной дисциплины, связанной с комплексным изучением всех основных элементов социопсихологической реальности: внутреннего мира индивида, межличностного взаимодействия в конкретной ситуации и социальной структуры общества. Систематизация научных предпосылок, осуществленная в работе, позволила очертить границы предметного поля психологии гендерных отношений. Предметная область психологии гендерных отношений свя- Заключение 383 зана с изучением закономерностей дифференциации и иерархизации отношений в сфере межполового взаимодействия. В работе раскрыто содержание и дано определение таких понятий, как «гендерные отношения», «гендерные представления», «гендерные стереотипы», «гендерные установки», «гендерная идентичность». Показана специфика содержательных составляющих этих понятий по сравнению с такими характеристиками личности, как социальные представления, стереотипы, установки, идентичность личности. Большое внимание в работе уделено раскрытию сущности базовой методологии, используемой для исследования гендерных отношений — социально-конструктивистской парадигмы. С учетом основных идей этой парадигмы развиваются как современные социально-психологические теории (теория социальных представлений С. Московичи, теория социальной идентичности А. Тэджфела, теория самокатегоризации Дж. Тернера), так и гендерные концепции (теория тендерной схемы С. Бэм, концепция тендерной идентичности Дж. Спенс и др.) В качестве ориентира для проведения исследований в рамках психологии гендерных отношений как современного научного направления была предложена социально-психологическая концепция гендерных отношений. Основное содержание данной концепции отражено в следующих основных положениях: /. Гендерные отношения — это различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, т. е. — это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, в разных сферах жизнедеятельности людей. Гендерные отношения «встроены» в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. 2. В каждом из выделенных видов отношений присутствуют два слоя отношений или два аспекта: объективный и субъективный. Объективный аспект — это реальные отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности, это система взаимодействия, контактов, связей, это реальные поступки и поведенческие паттерны; субъективный аспект — это отражение этих отношений в виде совокупности представлений, мыслей и чувств, это оценка субъектом или субъектами самих этих взаимодействий и контактов. Эти аспекты составляют два тесно связанных слоя отношений, присутствующих в каждом их видов отношений. Субъективная сторона отношений обнаруживает себя в социально-психологических характеристиках личности или группы, которые, являясь производными от реальных межличностных или межгрупповых вза- 384 Психология гендерных отношений: теория и практика имоотношений, в то же время будут выступать и как детерминанты этих отношений. Для каждого из видов отношений (общественные, межгрупповые, межличностные, самоотношение) можно выделить их субъективные детерминанты, в роли которых будут выступать сущностные характеристики отношений. 3. На макросоциальном уровне, где гендерные отношения анализи На уровне межгрупповового взаимодействия групп однородных по половому признаку, где анализ гендерных отношений осуществляется в системе «группа — группа», детерминирующими (социально-психологическими) факторами межполовых отношений выступают гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов. На уровне отношений между мужчинами и женщинами (межличностные отношения) объектом анализа являются системы «личность — личность», где взаимодействующие личности имеют противоположный пол. Гендерные отношения этого уровня детерминированы тендерными установками как одним из видов социальных установок. На внутриличностном уровне объектом анализа становится самоотношение, а гендерная идентичность, которая является составляющей социальной идентичности, выступает как детерминанта самоотношения личности. 4. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные тендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженными в сознании субъектов. Через эти корреляты изучаемые отношения описываются и анализируются, что и позволяет раскрыть их специфику. 5. Гендерный подход предполагает отказ от концепции «природных половых различий» и «половых ролей», делая акцент на институциональном контексте и контексте взаимодействия. Новая гендерная перспектива перемещает акцент с анализа процесса социализации на анализ таких последствий социализации, как дифференциация и иерархичность ролей и статусов субъектов социализационного процесса. Гендерный ракурс анализа «наложен» на систему социально-психологического знания о закономерностях отношений, функционирующих на разных уровнях социальной реальности (макро-, мезо-, микро-, внутри-личностном уровнях). Основаниями конструирования гендерных отношений, характерными для всех уровней, являются: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, явления неравенства, доминирования, власти, подчинения. Поскольку на этих явлениях сделан акцент в социально-конструктивистской парадигме, дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин как
MioneHHe 385 ндерных групп, и иерархичность, соподчиненность их позиций рас-1атривались как основные параметры анализа гендерных отношений. Гендерный контекст отношений — та сторона отношений, которая о наибольшей мере опосредована статусными позициями субъектов отношений и содержанием исполняемых ими ролей, задаваемых со стороны социального окружения нормативными ожиданиями адекватности поведения в соответствии с полом, а с позиций личности — ее тендерными характеристиками (маскулинность-фемининность, гендерные установки, стереотипы, представления и др.). 6. Доминантно-зависимая модель отношений является базовой моделью гендерных отношений на разных уровнях социально реальности. Наряду с данной моделью отношений широкое распространение имеет и партнерская модель гендерных отношений. Модели гендерных отношений трансформируются под влиянием различных социальных и социально-психологических факторов. Сначала происходят изменения в структуре гендерных ролей, затем трансформируются нормативные эталоны «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», это приводит к корректировке индивидуально-психологических особенностей мужчин и женщин и как следствие проявляется в изменении моделей гендерных отношений. Все сказанное выше позволяет заключить, что предложенный читателю материал может быть рассмотрен как создание основ психологии гендерных отношений. Попытка автора утвердить в системе отечественного социально-психологического знания новое направление «психология гендерных отношений» в какой-то степени удалась. Тем не менее автор осознает, что пока сделаны лишь самые первые шаги на пути оформления новой сферы научного знания. Сложная проблема взаимосвязи гендерных характеристик личности и особенностей ее отношений находится лишь в самом начале перспективного, но длительного пути исследования. В работе автору не удалось представить большую часть результатов проведенных эмпирических исследований, не был достаточно полно раскрыт ряд важных вопросов. Так, за пределами данной книги остались проблемы социально-психологической диагностики гендерных отношений и гендерных характеристик личности, вопросы специфики гендерных отношений в разных сферах жизнедеятельности людей и в различных I группах, особенности гендерных отношений на разных этапах жизнен-I ного пути и др. Для дальнейшего развития направления «психология гендерных от-I ношений» необходимы масштабные социально-психологические иссле-I дования, охватывающие различные аспекты гендерных отношений как I многоуровневого феномена. Также необходимо сформулировать основ-I ные задачи и конкретизировать направления развиваемой области на-I учного знания. Все это позволит психологии гендерных отношений более I обоснованно закрепиться в системе современного научного знания. Литература Аберкромби Н., Хилл С, Тернер ВС. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. Казань, 1997. Абраменкова ВВ. О методическом принципе смены позиции личности ребенка в социальной психологии детства // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988. С. 69-77. Абраменкова ВВ. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70-78. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. Агеев ВС. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 135-140. Агеев ВС. Психологическое исследование социальных стереотипов /У Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 95-101. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. М.: РИК Русанова, 1998. Айвазова С.Г. К истории феминизма // Женщина в обществе: мифы и реалии. Сборник статей / Редактор-составитель Л.С. Круминг. М.: Информация — XXI век, 2000. С. 43-57. Айвазова С.Г. Гендерные исследования современных политических процессов в России // Женщина в Российском обществе. Российский научный журнал. № 2/3(26-27). 2002а. С. 24-32. Айвазова С.Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общей редакцией М.М. Малышевой. М.: Academia, 20026. С. 291-309. Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л., 1977. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1989. С. 44-53. № 2. С. 44-53. Алешина Ю.Е., Воловин А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская ЕМ. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1987. Алешина Ю.Е., Лекторская ЕВ. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 80-88. Ананьев ЮГ. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ. 1968. Литература 387 Ананьевские чтения. Психология и политика (тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2002») / Под общ. ред. А.И.Юрьева, Л.А. Цветковой. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2002. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс. 1996. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс. 1997. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс. 2001. Андреева Г.М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс. 2002. С. 9-26. Андреева Г.М. Трудности социального познания: «образ мира» или реальный мир? // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, ЕВ. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс. 2002а. С. 182-198. Андреева Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия // Психологические проблемы самореализации лич-[ ности. Выпуск 2. / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1998. С. 203-216. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143. Араканцева Т.А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современ-} ных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. Научно-методический журнал. 1999. № 3. С. 147-155. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.А. Ковальчука под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс. 1998. Арутюнян М.Ю. Особенности семейного взаимодействия в городских семьях с различным распределением бытовых ролей. Автореф дис.... канд. филос. ■наук. М., 1984. Арутюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между I супругами // Семья и социальная структура / Отв. ред. М.С. Мацковский. М., 1987. С. 53-70. Арутюнян М.Ю. «Кто я?» Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992. Ашвин С. Влияние советского гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 63-72. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Л., 1981. Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. 2000. № 4. С. 65-102. Барчунова Т. В. «Эгоистический гендер», или Воспроизводство тендерной асимметрии в гендерных исследованиях // Общественные науки и современность. 2002. № 5. С. 180-192. Баскакова М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в России. 1995. № 3-4. С. 101-108. 388 Психология гендерных отношений: теория и практика Батыгин Г. Преемственность российской социологической тенденции // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Изд. Института социологии РАН. 1998. С. 23-44.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.130.108 (0.075 с.) |