Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерные отношения в межгрупповом взаимодействии
Актуальность проблемы межгруппового взаимодействия определяется социальным характером повседневной жизни человека, необходимостью ориентироваться в многочисленных группах, которые его окружают и членом которых он является. Разнообразие социальных общностей, к которым принадлежит и с которыми сталкивается современный человек, непрестанно ставят перед ним задачу не просто установления границ между «своими» и многочисленными и меняющимися «чужими», а еще и выстраивания определенных моделей взаимодействий, зависящих, в свою очередь, от степени адекватности построенного образа «своих» и «чужих» групп. В повседневной жизни в ситуации восприятия и оценки других групп человек постоянно оказывается с проблемой и необходимостью установления адекватных отношений с представителями как собственной,так и других групп политической, религиозной, культурной, сексуальной ориентации, своей или иной профессии, своего или иного возраста, экономического положения и пола. Психология межгруппового взаимодействия долгие годы не принадлежала к числу популярных областей в отечественной социальной психологии. Признанный отечественный специалист в области межгрупповых отношений В.С.Агеев [1991| выделяет ряд причин, объясняющих складывавшуюся ситуацию. Это — и изоляция советской психологии от мировой науки, и ее привычное стремление избегать изучения острых, проблемных тем, и реальные сложности эмпирического исследования межгрупповых отношений. Г.М. Андреева [1996| в качестве одной из причин отмеченной ситуации называет состояние маргинальности самой проблемы межгрупповых отношений. Очевидная включенность психологии межгрупповых отношений в систему социологического знания и других гуманитарных наук привела к затушевыванию собственно психологических проблем этой области знания. С другой стороны, когда интерес к этим проблемам все же возникал и в сфере социальной психологии, то они не отождествля- Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 213 лись здесь с особой предметной областью и растворялись в других разделах науки (например, исследования межгрупповой агрессии — в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу — в работе Т. Адорно и др.).
В конце XX — начале XXI века актуализация проблематики межгруппового взаимодействия в отечественной социальной психологии была инициирована запросами практики. Необходимость изучения межгрупповых отношений диктуется прежде всего усложнением самой общественной жизни, поскольку межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых, политических, конфессиональных, возрастных и других конфликтов (Андреева Г.М., 1996|. Перед социальными психологами стоит задача не только объяснить причины сложившихся межгрупповых отношений, но и дать обоснованные рекомендации относительно путей и способов, позволяющих изменить неблагоприятные межгрупповые отношения, приводящие к трудноразрешимым конфликтам (межэтническим, межконфессиональным, межвозрастным, межполовым др.). Гендерные отношения являются одной из разновидностей отношений между социальными группами. У каждого мужчины и у каждой женщины как представителей больших социальных групп накоплен определенный опыт взаимодействия с лицами своего и противоположного пола, под влиянием которого (кроме прочего) формировались личные взгляды и обобщенные представления относительно групп мужчин и женщин в целом. Несмотря на то что опыт межполовых отношений далеко не у всех людей однозначно позитивный, гендерные отношения как разновидность межгруппового взаимодействия на уровне общественного сознания в нашей стране не рассматриваются как актуальная проблема. Возможно из-за того, что социальные группы мужчин и женщин не представляют собой воинствующие и противоборствующие политические группировки. Эта проблема не осознается так остро, как, например, проблема межэтнических или политических отношений, которые более напряжены и конфликтны. Тем не менее необходимость изучения гендерных отношений инициируется такими фактами повседневной социальной жизни, как явление профессиональной сегрегации, выраженный дисбаланс в соотношении мужчин и женщин во властных структурах, супружеские конфликты, приводящие к росту числа разводов, и др.
В последнее время благодаря распространению гендерных исследований в социальных и гуманитарных науках проблема гендерных отношений как явлений, пронизывающих разные области социальной жизни, все активнее включается в сферу научных исследований и в сферу публичного дискурса. С позиций гендерного подхода важно понять закономерности формирования и проявления равноправных, паритетных, партнерских отношений в ситуации межгруппового взаимодействия меж-Ау полами, поскольку традиционные гендерные стереотипы и предубеж- 214 Психология гендерных отношений: теория и практика дения побуждают мужчин и женщин как представителей социальных групп и субъектов межгруппового взаимодействия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются неравноправностью позиций и статусов и как следствие доминированием и зависимостью в ситуации межполовых контактов. Из сказанного очевидна актуальность изучения гендерных отношений на уровне межгруппового взаимодействия. Но прежде чем мы начнем анализировать гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия, необходимо описать специфику именно социально-психологического изучения межгрупповых отношений вообще и гендерных отношений в частности. Социально-психологический анализ межгруппового взаимодействия В социальной психологии сложилась определенная традиция изучения межгруппового взаимодействия. Основная исследовательская проблема, вокруг которой концентрируется основная масса исследований, связана с изучением причин межгрупповых предубеждений и дискриминации. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли такие психологи, как 3. Фрейд, А. Адорно (мотивационный подход), М. Шериф (ситуационный подход), Г. Тэшфел (когнитивный подход), B.C. Агеев (деятельностный подход). Поиск специфического социально-психологического угла зрения на проблематику межгрупповых отношений осуществлялся преимущественно через отделение этой проблемы от тематики межличностных отношений. Мотивационный подход Первые попытки объяснения фактов межгруппового поведения концентрировались в области проблем личности. Так, в соответствии с теорией авторитарной личности Т. Адорно социальные отношения индивида являются выражением глубоко коренящихся устремлений личности. Опираясь на идеи 3. Фрейда, Т. Адорно и его коллеги рассматривали личностное развитие человека как процесс подавления и смещения различных инстинктивных потребностей, вызванный давлением социального окружения. Родители считались главными агентами процесса социализации, и если развитие ребенка проходило «нормально», им удавалось выработать баланс между дисциплиной и самовыражением ребенка. Проблема поведения социально неадекватной личности — это проблема нарушения баланса ввиду чрезвычайно жестокого дисциплинарного режима, навязанного родителями, которые излишне озабочены адаптацией ребенка к социальным нормам. В этом случае естественная агрессия ребенка по отношению к своим родителям заменяется альтернативными мишенями, поскольку открыто проявлять свою агрессию Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 215
ребенок не может из-за страха перед последствиями. Скорее всего, в качестве жертвы он изберет существо слабее и ниже себя по статусу, например, людей с отклонениями или принадлежащих к группе этнических меньшинств. Напротив, к высокостатусным членам такой человек будет относиться с подобострастием и почтением. В этом будут заключаться особенности социального поведения авторитарной личности. На Западе исследования Т. Адорно имели колоссальный общественный резонанс. Психологическая подоплека фашизма, как и любого другого авторитарного режима, сразу же оказалась в фокусе общественных дискуссий. В результате произошел целый ряд очень существенных общественных изменений. Одно из них — изменение характера семейных отношений, в частности отношений между родителями и детьми. Новые, более непосредственные, свободные, естественные нормы отношений пришли на смену викторианской строгости, дистантности, эмоциональной сухости и черствости, характерным для довоенной Европы |Агеев B.C.. 1990|. Попытки объяснения межгруппового поведения посредством разнообразия типов личности опираются на предположение, что поведение людей в группах, в сущности, такое же, как и во всех других ситуациях. Другими словами, когда индивид находится один, или общается с одним-двумя близкими друзьями, или участвует в каком-то групповом событии, значимым является то, что его поведение обусловлено одними и теми же психологическими характеристиками. На самом деле межгрупповое и межличностное поведение принципиально различаются. Межличностное поведение означает, что это поведение индивида, имеющего некоторые специфические черты характера и уникальный набор личностных связей с другими. Межгрупповое поведение означает, что это поведение члена группы (например, поведение офицера полиции или болельщика футбольной команды). В первом случае менее важны различные социальные характеристики, а значимы личностные, индивидуально-психологические характеристики. Во втором случае наоборот: личностные особенности гораздо менее важны, нежели социальные. Если речь идет о поведении офицера полиции или болельщика футбольной команды, то на первый план выходят признаки, позволяющие идентифицировать их как членов социальных групп, т. е. форма офицера полиции или шарф на шее болельщика, цвет которого соответствует цвету формы любимой футбольной команды [Перспективы социальной психологии. 20011.
Ситуативный подход В мотивационном подходе установки и поведение индивида по отношению к аутгруппам понимаются как способ реализации, разрешения внутриличностных конфликтов и противоречий. Одним из радикальных критиков мотивационного подхода был М. Шериф. Он усматривал при- 216 Психология гендерных отношений: теория и практика чины межгрупповых конфликтов в факторах непосредственного взаимодействия между группами. Опираясь на теоретические и эмпирические разработки М. Шерифа по изучению межгруппового взаимодействия. Д.Т. Кэмпбел |1979| разработал «реалистическую теорию межгрупповых конфликтов». Согласно этой теории, реальный конфликт интересов между группами (актуальный, или имевший место в прошлом, или предполагаемый) обусловливает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза в свою очередь обусловливает: 1) враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы; 2) увеличение внутригрупповой солидарности; 3) более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности; 4) увеличение непроницаемости границ группового членства; 5) уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм; 6) увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до остракизма и изгнания нарушителя из группы |Кэмпбел Д.Т., 1979. С. 86—891. Концепция М. Шерифа также оказалась в известном смысле ограниченной и односторонней. Акцентируя внимание исключительно на межгрупповом взаимодействии, М.Шериф упускает из виду явно не менее существенные для понимания феноменов межгрупповых отношений психологические, когнитивные и эмоциональные процессы. • Когнитивный подход Жесткая, однозначная, прямолинейная зависимость межгрупповой враждебности исключительно от внешних факторов, постулируемая «реалистической теорией», была оспорена представителями когнитивист-ской ориентации. В экспериментах Генри Тэшфела исключались такие факторы, как межличностное взаимодействие между испытуемыми, конфликты целей и интересов между ними, предыдущая враждебность или предвзятость между группами, связь между действиями в пользу собственной группы и личными материальными интересами испытуемых и т. п. Тем не менее в экспериментах был доказан факт универсальности и неизбежности явлений межгрупповой дискриминации и внутригруп-пового фаворитизма. Для объяснения этих феноменов межгрупповых отношений использовалась теория социальной идентичности Г. Тэшфела |Tajfel Н, 1982|. Межгрупповая дискриминация, с его точки зрения, обусловлена рядом когнитивных процессов, таких как социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение, межгрупповая дифференциация и межгрупповая дискриминация. Социальная категоризация может быть понята как упорядочивание социального окружения в терминах распределения людей по группам. Социальная идентичность — это результат процесса социальной идентификации, главного процесса осознания принадлежности к своей группе. Сам факт осознания принадлежности к своей группе побуждает индивида проявлять враждебность к чужой группе.
Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 217 Г. Тэшфел предложил рассматривать социальное поведение как континуум с двумя полюсами в виде межличностного и межгруппового поведения. В качестве оснований, дифференцирующих межгрупповое и межличностное поведение, предлагались три критерия. Первый: насколько ясно идентифицируются различные социальные категории. Там, где хорошо различимо социальное разделение (например, черный — белый, мужчина — женщина), — это поведение будет ближе к межгрупповому полюсу. Там, где категориальные различия менее выражены или не столь важны, поведение, скорее всего, будет межличностным. Второй: до какой степени различно или одинаково поведение внутри группы. Предполагается, что межличностное поведение демонстрирует более широкий спектр индивидуальных поведенческих проявлений, в то время как поведение группы более однородно. Третий: насколько разнообразно или однообразно отношение членов группы к другим людям. В межличностном общении мы проявляем огромное разнообразие способов обращения с людьми, которых мы знаем, в то время как межгрупповые отношения отмечены стереотипным восприятием и поведением [Перспективы социальной психологии. 20011. Выделенные особенности межгруппового поведения задают ориентиры в выделении специфики межгруппового взаимодействия при его изучении. При предсказании социального поведения в групповом контексте межгрупповое сравнение должно рассматриваться как стоящее над и вне межличностных факторов. Деятельностный подход Принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т. е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия |Агеев B.C., 1983]. Как подчеркивает Г.М. Андреева |1996|, социально-психологический анализ концентрирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологической категории. В отличие от когнитивистской ориентации такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъективного отражения межгрупповых отношений с реальной деятельностью исследуемых групп, но и детерминацию ею всех когнитивистских процессов, сопровождающих эти отношения. Так же как и при интерпретации самой группы здесь причинно-следственные зависимости, обусловленность когнитивной сферы параметрами совместной групповой деятельности выступают главным направлением всей области знания. 218 Психология гендерных отношений: теория и практика Так как группы существуют объективно (а для социальной психологии важно, при каких условиях группа превращается для индивида в психологическую реальность), то, принимая факт объективного существования межгрупповых отношений, мы определяем и социально-психологическую специфику изучения межгрупповых отношений. Здесь наиболее существенно то, как факт объективного существования межгрупповых отношений отражается в сознании членов групп и предопределяет их восприятие друг другом (Андреева Г.М., 1996|. Еще один важный аспект изучения межгрупповых отношений, подчеркиваемый Г.М.Андреевой (1996|, связан с выделением специфики межгруппового восприятия. Природа межгруппового восприятия, по ее мнению, заключается в том, что здесь мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, групповое образование. Целостность и унифицированность — это специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Динамические его характеристики также отличаются от динамических характеристик межличностного восприятия. Межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы. Социально-психологический анализ межгрупповых отношений позволяет описать и обосновать проявление таких феноменов группой жизни, как внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая враждебность. Именно эти феномены лежат в основе межгрупповой дискриминации, явлений сексизма, расизма, эйджизма. «Социальная категоризация как субъективный процесс, конечно же, не может не отражать объективно существующую социальную стратификацию и дифференциацию между группами» [Агеев B.C. 1991. С. 37]. Наряду с перцептивными процессами в межгрупповых отношениях большую роль играет и практика реального взаимодействия. Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности [Агеев B.C., 199l|. Следует отметить, что межгрупповые отношения могут формироваться не только в ситуации непосредственного общения и контактов, но и под влиянием опосредующих факторов, таких как впечатления, почерпнутые из художественной литературы и других продуктов культуры, средств массовой информации и др. В современных условиях средства массовой информации играют особую роль в межгрупповых отношениях. Благодаря активному использованию СМИ удается охватывать огромные аудитория с целью знакомства их с жизнедеятельностью самых разно- Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 219 образных больших социальных групп и формирования у них определенных образов представителей этих групп. Приступая к рассмотрению особенностей гендерных отношений в ситуации межгруппового взаимодействия, вспомним основные ориентиры, выделенные нами для анализа гендерных отношений. Первый ориентир касается двух составляющих гендерных отношений, а второй связан с определением параметров их изучения. В главе 2 подчеркивалось, что при социально-психологическом изучении любых отношений (и гендерных в том числе) в фокус анализа следует включать две стороны отношений: объективную, проявляющую себя в контактах, реальных связях, поступках и поведенческих паттернах, и субъективную, т. е. отражение этих отношений в виде совокупности представлений, мыслей и чувств в сознании субъектов самих этих взаимодействий и контактов. Эти составляющие гендерных отношений представляют собой два тесно взаимосвязанных, взаимопроникающих слоя отношений. В качестве основных параметров, используемых для изучения гендерных отношений, мы определили следующие: дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин как гендерных групп и иерархичность, соподчиненность их позиций. Таким образом, были выделены два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром будет дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который будет определяться параметром иерархичности позиций гендерных групп. Обратимся к результатам исследования, которые помогут нам понять особенности межгруппового взаимодействия гендерных групп. Исследования восприятия гендерных групп (дифференцированность гендерных характеристик) В области изучения тех психологических черт и особенностей поведения, которые характерны для мужчин и женщин как представителей различных культур, наибольшую известность получило исследование Джона Уильямса и Деборы Бест (Williams & Best, 1982). В ходе этого исследования был проведен опрос граждан 30 стран; количество опрашиваемых из каждой страны составляло от 50 до 120 человек, а общее число участников исследования достигло почти 3000. Ученые использовали Контрольный список прилагательных (КСП), состоящий из трехсот прилагательных, переведенных на различные языки. Всех опрашиваемых просили указать, какие прилагательные в большей степени характеризуют женщин, а какие — мужчин. При этом надо было указать те прилагательные, которые в соответствии с точкой зрения опрашиваемых, связывались с типичными представлениями о мужчинах или о женщинах, принятыми в их культуре. Степень их личного согласия или несогласия с данной характеристикой значения не имела. Затем данные, 220 Психология гендерных отношений: теория и практика полученные от всех опрошенных лиц, сопоставляли между собой. Если более двух третей респондентов из той или иной страны указывали одно и тоже прилагательное как связанное с характеристикой определенного пола, данная характеристика считалась общепринятой в соответствующей культуре. Далее, сопоставляя данные, уже соответствующие культурам в целом, исследователи решили, что если та или иная характеристика является общепринятой более чем для двух третей изучаемых культур, можно считать, что существует кросс-культурный консенсус относительно данной характеристики для описания либо мужчин, либо женщин. Поскольку степень совпадения типичных описаний мужчин и женщин, полученных от представителей разных культур, оказалась поразительно высокой, полученные результаты могут свидетельствовать о высоком уровне культурной общности во взглядах на характеристики, приписываемые как мужчинам, так и женщинам. В таблице 7 приведены списки прилагательных, которые согласно ответам респондентов Уи-льямса и Бест (Williams & Best, 1982) относятся либо к мужчинам, либо к женщинам. Таблица 7 Прилагательные из культурно-универсального контрольного списка*
* Таблица приведена по книге: Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2002. с. 177. Из таблицы 7 мы видим, что типичные представления о характеристиках, присущих мужчинам и женщина, различаются между собой. Далее можно заметить, что эти характеристики не просто различны, но они часто полярно противопоставляют мужчин и женщин. В качестве примера можно сопоставить такие пары качеств, как жесткий — мягкая, демонстративный — скромная, любящий командовать — покорная и др. Общая закономерность говорит о том, что мужчины оцениваются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. Напротив, о женщинах говорят как о зависимых, кротких, боязливых, слабых, эмоциональных, чувствительных, нежных и мечтательных. Данные этого исследования согласуются с результатами аналогичных исследований, обобщенных еще в середине XX столетия Мак-Ки и Шеррифс |Агеев B.C., 1990|. Составленный ими типично мужской образ — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными Умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой. В типично мужском "Разе обязательно присутствуют такие качества, как смелость, раци-нальность, рассудочность, аналитичность, независимость, физическая 222 Психология гендерных отношений: теория и практика сила, в женском — эмоциональность, нежность, сердечность, зависимость, слабость. Исследования, посвященные изучению типичных представлений, в которых отражены качества мужчин и женщин, проводятся не одно десятилетие в разных странах, тем не менее результаты в основных чертах оказываются сходными. Исследования восприятия гендерных групп (иерархичность гендерных характеристик) Категория «иерархичность» обозначает не только местоположение в пространстве — «выше» или «ниже», но обязательно ориентирует в отношении существующего положения и уровня статуса в определенной системе отношений. Иерархичность дает оценку того, как та или иная роль, позиция оценивается в обществе. Обобщая результаты своих исследований, Уильяме и Бест провели другой тип анализа собранных данных. Для каждой страны они произвели оценку прилагательных по таким показателям, как предпочтительность, сила и активность, чтобы выяснить, как данные прилагательные распределяются с точки зрения респондентов по своему значению. В этом случае также наблюдалось поразительное сходство: во всех изучаемых странах характеристикам, ассоциирующимся с мужчинами, приписывалась большая сила и активность по сравнению с характеристиками, ассоциирующимися с женщинами. Однако при оценке по признаку предпочтительности проявились культурные различия: в некоторых странах «мужские» характеристики оценивались как более предпочтительные, чем «женские» (например, в Японии и Южно-Африканской республике), в то время как в других странах наблюдалась обратная картина (например, в Италии и Перу) |Мацумото Д., 2002]. Во многих других исследованиях также были получены результаты, подтверждающие факт приписывания мужскому образу большего числа положительных характеристик по сравнению с женским образом. Участники опросов считают маскулинные черты социально более желательными, а большинство черт, свойственных типичному мужчине, оцениваются более позитивно, чем типично женские черты |Агеев B.C., 1991; Либин А.В., 1999 и др.). Данная тенденция касается особенностей восприятия мужчин и женщин представителями разных групп населения. И. Броверман с коллегами изучили описания мужчин и женщины, выполненные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины же характеризиро-вались как более послушные, менее объективные и подверженные влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам [Либин А.В., 19991. Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 223 Очень выразительны данные, отражающие неравноценность и сопод-чиненность характеристик мужчин и женщин в общественном сознании, в исследованиях, посвященных изучению способностей мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах профессиональной деятельности. Так, например, X. Голдберг обнаружила предубежденность женщин против самих себя в сфере научной деятельности. В ее исследовании выяснилось, что студентки колледжей более высоко оценивают статьи, приписанные авторам-мужчинам, чем те материалы, авторство которых атрибутировалось женщинам. Аналогичные данные были получены при оценке картин, авторами которых были мужчины и женщины (Агеев B.C., 1990]. Объясняются данные результаты в соответствии с традиционными, общепринятыми представлениями о различиях в типичных мужских и женских характеристиках. Профессиональная успешность — это «естественная для мужчин потребность в достижении». Поэтому мужчины успешно преодолевают барьеры на пути профессиональных достижений. Если при объяснении успеха женщины фактор усилий рассматривается чаще всего как «нестабильный» и в целом имеющий некоторую отрицательную оценочную окраску, то применительно к профессиональным успехам мужчины этот фактор интерпретируется как «стабильный» и имеющий положительную оценочную окраску. Убедительные результаты более выраженных способностей мужчин как представителей социальной группы по сравнению со способностями женщин были получены в исследовании отечественного психолога Н.Л. Смирновой |1994|. Испытуемых просили описать умного человека в форме свободного рассказа. 83% мужчин и 60% женщин считают, что умный человек — это мужчина Сходные результаты были характерны и для группы старших школьников: 71% мальчиков и 53 % девочек тоже выбрали умным человеком мужчину. Общая закономерность, выявленная в приведенных исследованиях, состоит в том, что мужчины как представители социальной группы воспринимаются властными, независимыми активными, смелыми, профессионально успешными, интеллектуально более развитыми, компетентными и способными. Женщины, напротив, в ситуации межгруппового восприятия выступают как зависимые, слабые, эмоциональные, несамостоятельные, не очень умные, не достаточно способные. Таким образом, мы установили, что, по результатам эмпирических исследований, в ситуации межгруппового восприятия приписываемые мужчинам и женщинам характеристики не только дифференцированны, но и ие-рархично организованны, т. е. мужские характеристики более позитивны, социально приемлемы и поощряемы.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.049 с.) |