Как детерминанты межличностных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как детерминанты межличностных отношений



Между мужчинами и женщинами

Обратимся к анализу исследований, посвященных изучению гендер­ных установок и их влиянию на поведение личности. Особую значимость представляют для нас результаты эмпирических исследований, демон­стрирующие соотношение гендерных установок и особенностей межлич­ностных отношений между мужчинами и женщинами.

В исследовании, проведенном Н.А. Нечаевой, изучались ситуацион­ные установки в структуре патриархатной и феминистской картинах мира^ [Нечаева Н. А., 1997|. Особый интерес, направленный на изучение

В главе 3 мы уже обращались к результатам данного исследования. Исследование было проведено СИ РАН в 1996 году и было направлено на изуче­ние характеристик сознания людей, в которых нашли отражение различные ас­пекты тендерной культуры. В этом массовом опросе населения Санкт-Петербурга приняло участие 1070 человек (выборка — районированная, квотная, маршрут­ная, репрезентативная населению Санкт-Петербурга по полу и по возрасту).


326                        Психология гендерных отношений: теория и практика

ситуационных установок в данном исследовании, был вызван необходи­мостью изучения не только того, как, по мнению людей, «лучше», «должно», «следует» выполнять различные роли мужчине и женщине, но и к каким способам поведения эти люди склонны. Другими словами, существует ли в рамках патриархатной и феминистской картин мира согласование между общими тендерными диспозициями и ситуационны­ми? Будет ли человек, декларирующий приверженность к определенному полоролевому поведению, вести себя в соответствии с этими деклара­циями в конкретных ситуациях?

Чтобы дать ответы на эти вопросы, для фиксации ситуационных гендерных диспозиций Н.А. Нечаевой были использованы различные ситуации, выбранные на основе предварительного анализа текстов. Для изучения поведения человека такой подход применяется уже достаточно давно, но широкое распространение он получил за рубежом; в отече­ственных же социологических опросах он используется мало. По поводу этого подхода Э. Фромм писал: «Вместо конструирования искусственной социальной ситуации (как это делается в психологической лаборатории), исследователь изучает те эксперименты, которые предлагает сама жизнь. Надо выбрать такие социальные ситуации, которые поддаются сравне­нию, и с помощью специального метода превратить их в соответству­ющий эксперимент. Если одни факторы принять за константу, а другие изменять, то в такой естественной лаборатории появляется возможность для проверки различных гипотез... Простейшей формой "естественного эксперимента" является анкетный опрос...» [Фромм Э. 1994. С. 57].

Для исследования было отобрано 10 проблемных ситуаций. Решение каждой из них давало возможность различного способа конкретного действия — опрашиваемый осуществлял выбор поведения, который в большей степени характеризует его собственное поведение в такой ситуации. Ситуации и способы действия были сконструированы таким образом, что в каждом случае выбор соответствовал либо феминистским, либо патриархатным установкам.

Пример ситуации из анкеты для женщин.

Муж приятельницы стал крупным предпринимателем, семья мо­жет практически ни в чем себе не отказывать. У них двое детей (пяти и семи лет), которые не получают достаточного внимания, так как жена работает. Да и в доме нет уюта и порядка. Назревает конфликт из-за того, что муж предлагает ей оставить работу, а жена колеблется

Варианты выбора:

1. Я согласилась бы с мужем и посвятила себя домашним забо­там, по крайней мере, пока дети не подрастут. А там видно будет.

2. Нет, я не оставила бы работу. Поскольку финансовое поло­жение позволяет, лучше наняла бы гувернантку, если потребуется.


Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия          327

Статистический анализ полученных данных по ответам на предло­женные конфликтные ситуации с использованием факторного анализа позволил получить две группы ситуационных установок. Латентная переменная 1 фактора объединила ситуации, связанные с внесемейной самореализацией женщины (работой, профессией, карьерой); во II фак­тор вошли ситуации, в которых проявляются принятие или отвержение двойного стандарта при оценке поведения мужчин и женщин.

Результаты исследования, свидетельствующие о распространенности патриархатных (традиционных) и феминистских (эгалитарных) устано­вок, которые регулируют поведение петербуржцев в ситуациях межлич­ностного взаимодействия, приведены в таблице 31.

Таблица 31

Распространенность гендерных установок

в рамках патриархатной и феминистской картин мира

(количество носителей в % к общему числу опрошенных, N=1070)*

 

Ситуационные установки в рамках тралиционно- патриархатной картины мира Патриар-хатная доми­нанта Ситуационные установки в рамках феминистской картины мира Феми­нист­ская доми­нанта Проме­жуточ­ный тип
Отказ от внесемейной само­реализации женщины в кон­фликтных ситуациях 54 Высокое               принятие внесемейной самореализации женщины 8 38
Высокая приверженность двойной морали 13 Отказ от двойной морали 21 66

* Приводится по: Нечаева Н. А. Патриархальная и феминистская картины мира // Гендерные тетради/Отв. ред. А.А. Клецин. Выпуск первый. СПб филиал Института социологии РАН. СПб.. 1997. С. 17-42.

Мы видим, что в систему патриархатных гендерных установок вклю­чены блоки: 1) отказ от внесемейной самореализации женщины в кон­фликтных ситуациях; 2) высокая приверженность двойной морали;

Н.А. Нечаева 119971 раскрывает содержание каждого из блоков сле­дующим образом.

/) Отказ от внесемейной самореализации женщины в конфликт­ных ситуациях.

Носители этих ситуационных установок склонны к действиям, ко­торые объединяет неприятие самореализации женщины в профессио­нальной деятельности, работе, карьере и предпочтение семейных цен­ностей. Так, к примеру, они отказываются от предложений интересной работы, о которой мечтали, если она требует отдельного проживания ребенка (у бабушки), считая, «пусть на работе упущу хорошую воз­можность, зато ребенок будет со мной»; они согласны вообще оставить работу по специальности и стать домашней хозяйкой, посвятив себя


328                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

дому и воспитанию детей; они отказываются от руководящей должности, даже если она по плечу, опасаясь разрушения хороших отношений в семье, потому что муж возражает против того, чтобы доходы жены и ее положение были выше его собственных.

Оказалось, что более половины опрошенных петербуржцев (54%) являются носителями описанных патриархатных (традиционных) уста­новок, демонстрируя высокое неприятие внесемейной самореализации женщин, если таковая находится в конфликте с какими-либо стержне­выми традиционно-семейными ценностями.

2) Высокая приверженность двойной морали.

Носителей этой группы взаимосвязанных характеристик отличает склонность к такому поведению в различных ситуациях, в основе ко­торого лежит убеждение, что разрешенное для мужчины не является таковым для женщины. Этот двойной критерий оценки проявился при выборе способа поведения в конкретных ситуациях. Например, они полагают, что женщине менее, чем мужчине, позволительно проводить свой досуг вне семьи, вне дома. Она не должна задерживаться после работы, чтобы встретиться с друзьями. Среди опрошенных петербуржцев 13% людей разделяют эти гендерные установки.

В систему эгалитарных гендерных установок включены блоки: 1) вы­сокое принятие внесемейной самореализации женщины; 2) отказ от двойной морали.

1) Высокое принятие внесемейной самореализации женщины.
Носители этой группы установок в конфликтных ситуациях склонны

поступать так, чтобы иметь возможность самореализации в работе, профессии, карьере, даже если ради этого приходится жертвовать се­мейными ценностями. К примеру, они отвергают роль домашней хозяйки и не соглашаются оставить работу по специальности, несмотря на настойчивые просьбы мужа. Они считают, что если есть возможность добиться большого успеха, то грех ее упускать. Поэтому они склонны занять предлагаемую руководящую должность в фирме и пойти на конфликт с мужем из-за этого.

Среди опрошенных горожан 8%< проявляют такую обобщенную ген­дерную установку.

2) Отказ от двойной морали.

Люди, относящиеся к этому типу, оценивают поведение и женщин и мужчин одинаково, независимо от условий ситуации: то, что не осуждается для мужчин, не должно осуждаться и для женщин. Напри­мер, в конфликтной ситуации, связанной с проведением досуга, они встают на сторону жены, полагая, что она в такой же мере, как и муж. может проводить свое свободное время вне семьи, с друзьями.

Носителями этого типа гендерных установок являются 21%> опро­шенных.


Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия           329

Таким образом, в исследовании Н.А. Нечаевой, посвященном изуче­нию ситуационных гендерных установок, для изучения установок ис­пользовались проблемные ситуации гендерного содержания, анализируя которые респонденты выбирали свойственный им вариант поведения, которое они бы продемонстрировали в аналогичной ситуации. Исполь­зованная методическая процедура позволяет делать вывод о поведении личности на основе знания его установок. В исследовании рассматри­валось два типа установок: патриархатные и феминистские. Содержа­тельный контекст ситуаций и вариантов решений, предлагаемый для выбора респондентам, дает нам основание трактовать патриархатные установки как традиционные, а и феминистские как эгалитарные в соответствии с выбранной нами терминологией. Это правомерно сделать потому, что смысловое содержание понятий «патриархатный» и «тради­ционный», «феминистский» и «эгалитарный», используемые в нашей работе и работе Н.А. Нечаевой, согласуются.

Итак, если установки предопределяют поведение личности в ситуа­циях повседневного межполового взаимодействия, следовательно, можно говорить о том, что установки могут детерминировать межличностные гендерные отношения. При этом важно отметить, что традиционные (патриархатные) установки провоцируют доминантно-зависимые прак­тики и модели межполового взаимодействия, а эгалитарные (феминист­ские) — партнерские.

Следовательно, можно заключить: данные Н.А. Нечаевой [ 1997] под­тверждают наше предположение о том, что гендерные установки вы­ступают как детерминанты гендерных межличностных отношений.

Критическая рефлексия в отношении пола должна стать непремен­ным условием формирования свободной личности. Гендерная рефлексия обнаруживает влияние, которое пол оказывает на нашу жизнь. Мы должны выбрать: будем ли мы принимать нормы, кодируемые полом в нашем обществе, или отвергнем их?

Моральная зрелость предполагает не только благоразумный выбор, но и критику общепринятых установок относительно пола, а также самодовлеющих традиционных и репрессивных гендерных ролей. Умение пересматривать свои жизненные планы должны, таким образом, сопро­вождаться умением дистанцироваться от гендерных установок, которые существуют в нашем обществе [Гогрен Л., 2000|.

Социально-психологический анализ формирования гендерных уста­новок, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межлич­ностного взаимодействия между мужчинами и женщинами, способствует развитию подхода, ориентированного на осознание гендерных установок И конструирование межличностных гендерных отношений партнерского, а не доминантно-зависимого типа.


330                        Психология гендерных отношений: теория и практика

Итоги главы

Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия — это отношения между субъектами разного пола. Это дружеские и лю­бовные отношения между юношами и девушками, мужчинами и жен­щинами; это внутрисемейные отношения между мужем и женой, отцом и дочерью, матерью и сыном. Они имеют вертикальное и горизонтальное измерение.

Семейные отношения между мужем и женой могут быть рассмотрены как своеобразная модель гендерных межличностных отношений. Это связано с тем, что, во-первых, в супружеских отношениях наиболее ярко представлены все признаки, присущие межличностным отношениям (взаимная направленностью субъектов отношений друг на друга, наличие реальных непосредственных контактов, существование в отношениях выраженной эмоциональной основы, интенсивное общение); во-вторых, в супружеских отношениях наиболее явно представлена и специфика гендерных отношений, заключающаяся в различных социокультурных предписаниях к содержанию и исполнению мужчинами и женщинами семейных ролей.

Результаты отечественных исследований, посвященные анализу прак­тик распределения обязанностей в семье между мужем и женой, пока­зывают, что во многих семьях семейные обязанности распределяются по традиционному типу: муж выполняет «мужскую» работу, а жена — «женскую».

По результатам исследований, рассмотренных в тексте, правомерен вывод о том, что в современных семьях распространены два типа практик распределения семейных обязанностей.

Один из вариантов, менее распространенный, представлен ситуацией равноправного (эгалитарного) варианта распределения семейных обя­занностей, при этом все виды семейных забот не делятся строго на мужскую и женскую работу, мужья примерно в такой же степени, как и жены, включены в выполнение домашних. Принцип распределения обязанностей в семье либо равноправный, т.е. муж и жена делят поровну все обязанности по дому и воспитанию детей, либо ситуативный, т.е. больше времени дому и воспитанию детей посвящает тот из супругов, кто меньше занят на работе.

Другой вариант, более распространенный, представлен ситуацией, при которой большую часть всей домашней работы выполняют жены. При этом дифференциация мужских и женских ролей в семье, разде­ление семейных дел на женскую и мужскую работу сохраняется как устойчивое явление современной семейной жизни.


Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия                    331

В соответствии с феминистскими идеями многочисленные семейные обязанности и домашний бесплатный труд подавляют личность женщи­ны, мешают ее развитию и самореализации. Естественно, что такая несправедливость должна быть устранена. Поскольку роли полов не являются врожденными, а выступают следствием социализации, то они могут быть модифицированы и изменены в результате целенаправленной практической деятельности. Домашняя работа воспринимается женщи­нами именно как работа, роль домохозяйки была социально сконстру­ирована в процессе индустриализации и ныне поддерживается идеоло­гией женственности и хозяйственного предназначения женщин. Широко распространенный идеологический стереотип восприятия мужчины как добытчика средств к существованию служит оправданием его меньшего участия в домашнем труде.

Значимость гендерного анализа асимметрии распределения хозяйст­венных обязанностей в семье заключается в том, что гендерный подход предполагает отказ от концепции «природных половых различий» и ♦половых ролей», делая акцент на институциональном контексте и контексте взаимодействия субъектов гендерных отношений.

Анализ супружеских отношений с использованием параметра иерар­хичности позиций супругов как субъектов межличностных отношений позволяет выделить две позиции, которые могут занимать муж и жена: равноправные и неравноправные позиции. Позиция равноправия — это симметричная позиция, она характеризуется тем, что оба супруга имеют равные права и обязанности, никто не подчинен другому; возникающие проблемы решаются путем соглашения или компромисса, никто из супругов не доминирует, не подавляет и не подчиняет себе другого участника отношений.

Информация о статусах и позициях супругов в системе их взаимо­отношений может быть получена при анализе данные эмпирических исследований, в которых изучаются вопросы, посвященные проблеме супружеской власти или главенства в семье. Статус главы семьи предпо­лагает, прежде всего, приоритет в и распределении ресурсов, и принятии решений, касающихся жизнедеятельности семьи. Доминирующую пози­цию занимает тот член семьи, кто распоряжается ресурсами семьи и чаще принимает решения, значимые для функционирования семьи и всех ее членов.

Данные проанализированных исследований свидетельствуют о том, что в большинстве городских семей основные вопросы, связанные с организацией повседневной жизни семьи, как правило, решаются же­нами, а проблемы нерутинные, возникающие периодически в опреде­ленных условиях, как правило, решаются супругами совместно.


332                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

В системе межличностного взаимодействия супругов гендерные от. ношения находят отражение в следующих двух основных моделях-партнерской и доминантно-зависимой. При доминантно-зависимом типе гендерных отношений возможны два варианта: в одном случае домини-рующую роль в семейных отношениях играет муж, в другом — жена

По результатам отечественных социологических исследований жен-шины в супружеских отношениях существенно чаще, чем мужчины занимают доминирующую позицию. Доминирующая позиция жен в сис­теме гендерных отношений прежде всего связана с тем, что женщины выполняют большую часть домашних обязанностей. Инвестиции женщин в семью неуклонно порождают их независимость, обретение ими смысла жизни, а также власти и расположения к себе со стороны близких Такая практика распределения ролей в семье способствует развитию у женщин новых навыков, умений и качеств личности, которые, в свою очередь, влияют на закрепление их более высокого статуса в семье.

При партнерском типе гендерных отношений в семье супруги не делят домашние обязанности на мужские и женские, роли за мужем и женой жестко не закреплены, как правило, используется гибкий вариант распределения семейных обязанностей и видов деятельности, т. е. до­машние дела распределяются между супругами в зависимости от склон­ностей и нагрузки на работе. Муж и жена тратят на выполнение домашних обязанностей примерно одинаковое время. Решения в семье принимаются согласованно, никто из супругов не занимает доминирую­щую позицию, не подавляет другого, не навязывает своей точки зрения. Возникающие конфликты в семейных отношениях разрешаются кон­структивно, с использованием таких тактик, как сотрудничество и ком­промисс.

Рассматривая общую логику формирования гендерных установок, следует исходить из следующей особенности социальных установок как характеристики личности: аттитюды активно задействованы как в про­цессе социального познания, так и в процессе социального поведения.

В рамках теории научения основными механизмами образования гендерных установок являются подкрепление, наблюдение, подражание. В теориях когнитивного соответствия — поддержание соответствия между некоторыми когнитивными элементами когнитивной структуры личности. В структурном подходе в роли механизма.формирования гендерных установок выступает личностно значимое взаимодействие с людьми из ближайшего окружения.

Выделяются два типа гендерных установок: традиционные и эгали­тарные. В системе традиционных установок роли мужчин и женщин в межличностном взаимодействии строго дифференцированы, эгалитарны установки, напротив, не предполагают строгого разделения ролей.


гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия          333

межполовых отношениях они ориентируют людей на сходные модели поведения.

Традиционные гендерные установки провоцируют доминантно-зависимые практики и модели межполового взаимодействия, эгалитар­ные гендерные установки ориентируют участников межполового взаи­модействия на партнерские отношения.


Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.035 с.)