Определение и типология гендерных стереотипов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение и типология гендерных стереотипов



В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О.А. Ворониной и Т.А. Клименковой «Гендер и культура». Гендерные стереотипы — стандартизированные представ­ления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие по­нятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы являются наи­более ярким и эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения и социальных ролей [Воронина О.А., Клименко-ва Т.А. 1992. С. 16]. Сходное определение гендерных стереотипов пред­лагается американским психологом Д. Мацумото: «Гендерные стереоти­пы — психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам» [Мацумото Д. 2002. С. 189|.


248                        Психология гендерных отношений: теория и практика

Отличие в этих определениях гендерных стереотипов связано с тем, что в первом определении акцент сделан на понимании гендерных стереотипов как компонента культуры, а во втором — как социально-психологической характеристики личности.

Рассмотренные определения гендерных стереотипов ориентируют нас на анализ гендерных стереотипов в двух ракурсах: первый связан с анализом гендерных стереотипов как атрибута социальной и культурной жизни общества. Гендерные стереотипы как продукт культуры пред­ставляют собой существующие в сознании людей нормативные модели относительно поведения и психологических характеристик мужчин и женщин. Эти модели упрощенные и схематичные, они помогают человеку систематизировать информацию о мужчинах и женщинах не как об индивидуальностях, а как о представителях больших социальных групп. В контексте анализа этих вопросов в предыдущем параграфе мы можем говорить о гендерных стереотипах как механизмах утверждения андро-центричной культуры, при этом следование тендерным стереотипам выступает как неизбежное следствие повседневного психологического функционирования в мире данной культуры.

Второй ракурс анализа связан с акцентом на гендерных стереотипах как индивидуальном когнитивном конструкте личности, который явля­ется следствием восприятия мужчин и женщин как представителей гендерных групп. Гендерные стереотипы — инструмент классифицика-ции окружающих людей на основании их половой принадлежности; кроме того, они выступают как ориентиры ожиданий в отношении поведения мужчин или женщин, с которыми человек взаимодействует. Психологические и поведенческие характеристики мужчин и женщин, наполняющие гендерные стереотипы, на субъективном уровне становят­ся нормативными эталонами, с которыми субъект соотносит и характе­ристики своей тендерной идентичности, и личностные особенности муж­чин и женщин, которые его окружают.

Описываемые в литературе гендерные стереотипы можно объединить в три группы |Клецина И.С.,'1998].

Первая группа гендерных стереотипов — это стереотипы маску-линности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

Маскулинность-фемининность — нормативные представления о со­матических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя мас­кулинность с активно-творческим, культурным началом, а феминин-ность — с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) явно и, что важно, иерархически противо­поставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логи-


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                      249

чески; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и неж­ны |Психология. Словарь. 1990|.

Итак, стереотипы маскулинности-фемининности отражают сформи­ровавшиеся в общественном сознании конкретные ожидания способов социального поведения и требования к чертам и свойствам личности мужчин и женщин. Типично мужской образ в соответствии с представ­лениями о маскулинности — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, доминантностью, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Ти­пично женский образ в соответствии с представлениями о фемининности включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникатив­ными умениями, конформностью, зависимостью, теплотой и эмоциональ­ной поддержкой |Агеев B.C., 1990|.

Эти устоявшиеся социальные представления о маскулинности и фемининности в сознании отдельного субъекта выступают как эталонные модели, с которыми соотносятся реальные черты и свойства личности. Это приводит к тому, что человек подавляет в себе те черты личности, которые не соответствуют этим нормативным тендерным образцам. «Мужчина, подавляющий в себе качества, которые его культура опре­деляет как женские, будет бороться с этими качествами и в окружающем его, особенно если культура выше ценит мужское начало и так или иначе дискриминирует женское, как это обычно и происходит. Будь то эмоциональность, алогичность, зависимость, любовь к цветам или неж­ность к детям, мужчина будет чураться этого в себе, будет бороться с этим, будет стремиться быть иным» [Маслоу А. 1997. С. 173|.

Женщины, опасаясь прослыть неженственными, боятся проявлять такие качества, как независимость, автономность, логичность, ориента­ция на профессиональные достижения. Изучая особенности мотивации достижений мужчин и женщин, психолог Мартина Хорнер предложила концепцию «боязнь успеха». Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации — ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация — избегание неудачи. То есть именно девушкам и женщинам свойствен феномен «боязнь успеха». Они не хотят приобретать те профессии и осваивать те сферы деятельности, где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах отождествляется с активностью и мужественностью, а девушки беспокоятся, что их будут считать мало женственными, т. е. они боятся социальных последствий успеха |Deaux К. 19851.

Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семей­ных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), Для мужчин — профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей.


250                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как не совсем нор­мальные или по меньшей мере странные. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех «К», отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она как: «кух­ня, церковь, ребенок, платье». Считается, что для выполнения тради­ционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать способ­ности быть умелой и рачительной хозяйкой, а также быть чуткой, сострадательной и заботливой.

Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются имен­но профессиональные роли. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентирован­ность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в со­держании труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятель­ности. Общеизвестно, что женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Инструментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.

Для нас важно не просто описать распространенные в общественном сознании группы гендерных стереотипов, а попытаться ответить на вопрос: На выбор каких жизненных стратегий ориентируют мужчин и женщин данные стереотипы, какие стили поведения и отношений с окружающими людьми побуждают выстраивать?

Стереотипы маскулинности и фемининности ориентируют мужчин и женщин на развитие у себя качеств, противоположных качествам лич­ности другого пола: у мужчин — активность, предприимчивость, напо­ристость, жесткость, соревновательность, сдержанность, а у женщин — пассивность, неинициативность, мягкость, покладистость, уступчивость, деликатность, эмоциональность. Естественно, что все эти качества про­являются в ситуациях межполового взаимодействия.

В соответствии со стереотипами закрепления семейных и професси­ональных ролей у женщины на первом месте в иерархии их жизненных ценностей должна быть семья и исполнение материнских обязанностей,


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                      251

а у мужчин — ценность профессиональной самореализации и социаль­ного успеха. Поэтому считается естественной ситуация, когда женщина ради семейных интересов жертвует своей карьерой и профессиональными достижениями. А для мужчин такая ситуация будет противоестествен­ной.

На основе стереотипа различий в содержании труда в зависимости от пола мужчинам предписываются занятие созидательными и творче­скими видами деятельности, а для женщин более подходящим считается исполнительский, репродуктивный характер труда. Следование данным стереотипным моделям поведения позволит реальным мужчинам и жен­щинам приблизиться к эталонам «настоящего мужчины и настоящей женщины» и обеспечит им социально-психологическую адаптацию и признание в социальном окружении.

Таким образом, во-первых, гендерные стереотипы, ориентируя муж­чин и женщин на разные жизненные стратегии, а также пути и способы самореализации, задают и определяют неравноценные социальные пози­ции для мужчин и женщин. Типично женские качества личности, се­мейные роли, репродуктивный характер деятельности — все это опре­деляет социальный статус женщины как менее престижный в системе общественного устройства. Качества «настоящего мужчины», професси­ональные успехи, созидательно-творческий труд — все эти составляющие определяют высокий социальный статус, престиж и общественное при­знание.

Во-вторых, гендерные стереотипы побуждают мужчин и женщин в ситуациях взаимодействия друг с другом выстраивать не равноправные, паритетные отношение, а соподчиненные, взаимодополнительные, ком­плементарные отношения, при которых мужчины как люди, обладающие более высоким общественным статусом, выполняют лидирующую роль и занимают доминирующую позицию. Широкому распространению и утверждению гендерных стереотипов в общественном сознании способ­ствовала весьма популярная в социальных науках концепция «естест­венной» взаимодополнительности полов Т. Парсонса и Р. Бейлза.

Характеристики гендерных стереотипов

В содержательных характеристиках социального стереотипа подчер­киваются его согласованность, схематичность, однородность, непроти­воречивость, выраженная оценочная и ценностная окраска, нагружен-ность его так называемым «ошибочным» компонентом.

Динамические характеристики акцентируют устойчивость, ригид­ность и консерватизм социальных стереотипов, свидетельствующие о способности успешно сопротивляться информации, направленной на их изменение [Агеев B.C., 1990|.


252                        Психология гендерных отношении: теория и практика

А.И.Донцов и Т.Г. Стефаненко 120021 в своей работе, посвященной
анализу современного состояния проблемы социальных стереотипов в
социальной психологии, выделяют следующие характеристики гендерных
стереотипов:                                                            %

— согласованность;

— схематичность и упрощенность;

— эмоционально-оценочная нагруженность;

— устойчивость и ригидность;

— неточность.

Рассмотрим, как эти общие для социальных стереотипов характе­ристики представлены или проявляются в гендерных стереотипах.

Первая из рассматриваемых характеристик — согласованность сте­реотипов — отражает высокую степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы. А. Тэшфел считал согласованность важнейшей характеристикой стереотипов. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые доста­точно большим числом индивидов в пределах социальных общностей [Tajfel, 19811. Многолетний устойчивый интерес исследователей к изу­чению стереотипов выступает подтверждением того, что согласованность является весьма значимой характеристикой стереотипа, потому что если бы стереотипы не были согласованы, не было бы смысла их изучать.

Убедительный пример согласованности гендерных стереотипов дают нам результаты исследования Джона Уильямса и Деборы Бест (об этом исследовании мы уже писали в предыдущем подразделе) |Williams & Best, 1982|.

В рамках данного международного исследования стереотипов прово­дился опрос одинакового числа студентов и студенток университетов из 30 стран. Опрошенных просили просмотреть список из 300 прилагатель­ных и отметить, какие из них чаще ассоциируются с женщинами и какие — с мужчинами. Их просили давать ответы в соответствии с представлениями, бытующими в их родных культурах, а не в соответствии с их личными представлениями. Черты, отмеченные более чем двумя третями опрошенных разных национальностей, стали составной частью стереотипа, выделенного экспериментальным путем. Д. Уильяме и Д. Бест установили очень большую степень общности в ответах студен­тов разных национальностей, что позволяет выделить общие психологиче­ские характеристики, которые ассоциируются с женщинами и мужчи­нами. Исследователи пришли к выводу, что полученные ими результаты подтверждают точку зрения о том, что существуют гендерные стерео­типы, общие для различных культур, которые проявляются во всех культурах.

Поскольку степень совпадения типичных описаний мужчин и жен­щин, полученных от представителей разных культур, оказалась порази­тельно высокой, полученные результаты могут свидетельствовать о


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                       253

кросс-культурном консенсусе, т. е. о высоком уровне культурной общно­сти во взглядах на характеристики, приписываемые как мужчинам, так и женщинам.

Как можно объяснить высокую степень согласованности мнений по поводу типичных качеств мужчин и женщин? В социально-психологи­ческой литературе распространенной гипотезой, объясняющей причины высокой степени согласованности стереотипов, является «гипотеза не­достатка контактов» |Стефаненко Т.Г., 19871. Консенсус вытекает из-за недостатка личных контактов со стереотипизируемой группой. По-нашему мнению, данное предположение не может объяснить согласо­ванность гендерных стереотипов. Согласованные представления о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин присущи боль­шому числу представителей мужского и женского пола разных стран и культур. Однако мы не можем говорить о том, что между мужчинами и женщинами как социальными группами нет контакта. Мужчины и женщины находятся, как правило, в постоянном контакте, в процессе которого есть возможность накапливать информацию об особенностях личности и поведения представителей другой группы.

Более убедительным может быть объяснение, основанное на теории самокатегоризации Дж. Тернера |см.: Сушков И.Р., 1994|. Согласно теории самокатегоризации стереотипы являются логическим заверше­нием категоризационных процессов, а согласованность стереотипов есть результат процесса, самостереотипизации при значимости социальной идентичности. Другими словами, если поиски социальной идентичности для членов группы становятся значимыми, повышается согласованность их представлений о ней, поскольку: 1) усиливается воспринимаемая гомогенность группы; 2) активизируются ожидания взаимного согласия ее членов; 3) предпринимаются активные попытки достичь консенсуса посредством взаимного влияния (Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002]. Следует заметить, что для мужчин и женщин как представителей больших социальных групп гендерная идентичность является весьма значимой характеристикой личности практически на протяжении всего жизненного цикла. Гендерная идентичность — это одна из первых категорий, благодаря которой ребенок начинает осмысливать себя как представителя конкретной социальной группы. Значимость полоспеци-фичных характеристик личности существенно повышается в период пубертата, когда морфофункциональные изменения в организме подрост­ков пробуждают в них интерес к представителям противоположного пола и вызывают потребность в интеграции составляющих тендерной идентичности с другими аспектами личности. Гендерная идентичность — °ДНа из базовых подструктур социальной идентичности личности, и эта подструктура оказывает большое влияние на самооценку, самопринятие и самоотношение личности в целом, поэтому этими факторами и объ­ясняется высокая степень согласованности гендерных стереотипов.


254                        Психология гендерных отношений: теория и практика

Вторая характеристика стереотипов — схематичность и упрощен­ность.

Классический подход к рассмотрению особенностей стереотипа как когнитивного феномена фокусируется на их упрощенной, схематичной природе. В его основе лежит индивидуалистическая парадигма, призна­ющая индивида единственной психологической реальностью. Особенно образна в этом отношении модель «когнитивного скряги», который упрощает и генерализует информацию, чтобы снизить ее поток, внося тем самым искажение в свое восприятие мира [Сушков И.Р., 1994]. Такое понимание сущности стереотипа способствовало оценке его как «низшего» и «иррационального» когнитивного феномена. Однако в по­следние десятилетия, во многом благодаря работам А.Тэшфела и его последователей, стереотипизация стала рассматриваться как рациональ­ная форма познания, призванная систематизировать и упрощать инфор­мацию, получаемую человеком из внешнего мира [Донцов А.И., Стефа-ненко Т.Г. 2002|. В рамках психологии социального познания стереотипы понимаются как категории, вносящие согласие и порядок в социальное окружение личности, а стереотипизирование не упрощающий, а адап­тивный процесс, переводящий взаимодействие на более высокий уровень социальной организации [Андреева Г.М., 1997; Сушков И.Р., 1994|. Итак, схематичность и упрощенность социальных стереотипов не рассматри­вается как негативное явление при условии, что речь идет о явлении межгруппового восприятия. Схематичное восприятие не будет искаже­нием реальности, если актуальное взаимодействие с индивидом или группой будет происходить на мезоуровне социальной организации.

Если спектр действия стереотипов неоправданно расширяется и переносится из межгрупповой плоскости в межличностную, то он под­меняет собой или вытесняет более гибкие и тонкие межличностные механизмы восприятия. В.С.Агеев [ 1986] подчеркивает, что подмена механизмов восприятия одного уровня другим всегда негативно сказы­вается на общении и взаимодействии людей, причем одинаково небла­гоприятны оба варианта: и замена межличностных механизмов меж­групповыми (случаи ригидности, стереотипности в оценках и восприятии «ближнего своего»), и, наоборот, замена межгрупповых — межличност­ными (например, случаи ложной идентификации или рефлексии, созда­ющей иллюзию понимания «дальнего своего»).

Общие закономерности действия социальных стереотипов распро­страняются и на гендерные стереотипы. Когда с позиций гендерных стереотипов мужчины и женщины начинают оценивать друг друга в ситуации непосредственных межличностных контактов и взаимодейст­вия, тогда образ другого будет искаженным, весьма схематичным и поверхностным.

Специфика гендерных отношений отражается в наличии частых или постоянных межполовых контактов. Это связано с тем, что представи-


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия             255

тели групп мужчин и женщин редко находятся в полной изоляции друг от ДРУГЗ- они< как правило, находятся в ситуации повседневного взаи­модействия. Актуализируются гендерные стереотипы в сознании лич­ности обычно в ситуации межличностных конфликтов, в этом случае для оценки конкретного человека определенного пола используются стереотипные обобщения: «Все вы такие...». В этом случае мы можем говорить о тендерном стереотипе как о преимущественно негативном феномене, искажающем видение социальной реальности.

Эмоционально - оценочная нагруженность — третья отличительная характеристика гендерных стереотипов. Эта характеристика раскрывает такую особенность стереотипа, как способность к дифференциации ког­нитивного и аффективного аспектов стереотипа. Хотя при формировании стереотипа эти аспекты связаны между собой, при актуализации сте­реотипа они могут существовать независимо друг от друга. Поэтому информация о группах может существовать в памяти дважды: в пред­ставлениях, основанных на описаниях (когнитивный аспект), и в пред­ставлениях, основанных на оценках (аффективный аспект) [Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002].

Эмоционально-оценочная нагруженность как свойство гендерных сте­реотипов обычно проявляется в более позитивной оценке образа типич­ного мужчины по сравнению с образом типичной женщины, причем эта тенденция касается оценок, даваемых и мужчинами и женщинами. О том, что личностные особенности женщин оцениваются ниже, чем характе­ристики мужчин, уже говорилось в предыдущем параграфе. Можно привести еще некоторые экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что гендерные стереотипы потенциально дискриминационны по отношению к женщинам. Так, например, в учебном пособии А.В. Либина 11999] приводится описание исследования, в котором студентов обоего пола попросили сформировать список наиболее характерных мужских и женских черт, а затем дали этот список другой группе студентов для оценки личности типичных мужчин и женщин. Для всех участников опроса маскулинные черты оказались более социально желательными, а большое количество свойственных типичному мужчине черт оценива­лось более позитивно, чем типично женские черты.

Объясняется этот факт существованием различий в социальном статусе гендерных групп. Представители группы женщин как низкоста­тусной группы оцениваются более негативно. Гендерные стереотипы — это своеобразный механизм утверждения андроцентричной культуры, а следование тендерным стереотипам — неизбежное следствие повседнев­ного психологического функционирования в мире андроцентричной куль­туры. Потенциальная дискриминационное™ гендерных стереотипов в отношении женщин проявляется в том, что стереотип как набор жестких Допущений, относящихся ко всем женщинам, независимо от степени выраженности их индивидуально-психологических особенностей, фор-


256                        Психология гендерных отношений: теория и практика

мирует неадекватно заниженные ожидания в отношении успехов жен­щин в социально престижных сферах деятельности.

Современные психологи не могут смириться с тем, что исторически сложившиеся полоролевые стереотипы отводят женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующая, более агрессивная социальная группа [Кон И.С, 1988|. Представляется также несправедливым то, что в наше время напористое поведение как отражение мужского стиля поведения ценится выше, поскольку ему приписываются такие характеристики, как объективность, непредвзятость, ориентация на решение проблемы (Куницына В.Н., Ка-заринова Н.В., Погольша В.М. 2001. С. 4411

В современном обществе распространенными являются ценности высокого социального статуса, материального успеха и благополучия без достаточного внимания к средствам и способам их достижения; особенно это касается периодов социальной нестабильности, политиче­ских и экономических трансформаций, когда повышается спрос на нор­мативы традиционной маскулинности, включающей в себя напористость, агрессивность, доминантность, презрение к слабости, деликатности, эмо­циональности, мягкости — чертам личности, ассоциирующимся с ти­пично женским образом.

В повседневной жизни проявление эмоционально-нагруженного ком­понента гендерных стереотипов мы можем часто наблюдать в связи с демонстрацией снисходительно-покровительственного отношения к жен­щинам, которое декларируют и демонстрируют многие мужчины.

Широко распространен гендерный стереотип о том, что мужчины по сравнению с женщинами более компетентные работники. Данный стереотип поддерживается сложившейся системой разделения труда между представителями двух полов.

Еще раз следует подчеркнуть, что, по результатам исследований гендерных стереотипов, характеристики в образах мужчин и женщин не только дифференцированны, но и иерархично организованны, т. е. муж­ские характеристики более позитивны, желательны, социально прием­лемы и поощряемы.

Устойчивость и ригидность — четвертая характеристика гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы проявляют высокую жизнестойкость. Так, например, в исследовании М. Джекмен и М. Сентер было обнаружено, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых. Только 22% муж­чин думали, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из оставшихся 78% соотношение тех, кто считал женщин более эмоциональными, и тех, кто считал более эмоциональными мужчин, составляло соответст­венно 15:1. Ответы женщин оказались идентичными, с разницей в 1% (Майерс Д., 1997|.


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия             257

В работе А.В. Либина 119991 приводятся результаты исследований гендерных стереотипов, проведенные в последние десятилетия прошлого столетия. Сопоставляя результаты ряда исследований гендерных сте­реотипов, он приходит к заключению, что обобщенные образы типичного мужчины и типичной женщины за это время изменились незначительно (таблица 9).

Таблица 9 Стереотипы о типичных чертах мужчин и женщин*

 

Типичный мужчина Типичная женщина
Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает, как осваивать мир Легко принимает решения Самодостаточен Свободно говорит о сексе с другими муж­чинами Тактичная Проявляет расположение Нежная Не использует грубых выражений Понимает чувства других Разговорчивая Религиозная Интересуется собственной внешностью Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках Спокойная

*Таблица приведена по книге: Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. С. 283.

Мужчина в системе традиционных взглядов представлен как агрес­сивный, предприимчивый, доминирующий, независимый и т. д., а жен­щина — тактичная, нежная, направленная на других людей, нужда­ющаяся в покровительстве и защите.

Чем можно объяснить такую высокую степень устойчивости гендер­ных стереотипов?

Устойчивость стереотипов коренится в культурно-историческом про­исхождении атрибутируемых членам социальных общностей типических черт и особенностей. Гендерные стереотипы, как и другие социальные стереотипы, — это глубоко укоренившиеся представления, трудно из­меняемые и часто неосознаваемые. Они являются «примером неосознан­ной идеологии, иначе говоря, набором убеждений, которые мы внутренне приемлем, но в которых не отдаем себе отчета, поскольку даже не мыслим себе альтернативных концепций окружающего мира» |Аронсон Э. 1998. С. 3221. Укоренившись в индивидуальном сознании в форме доминирующих взглядов, гендерные стереотипы благополучно переда­ются из поколения в поколение.

А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко (20021 в своей обобщающей статье, посвященной социальным стереотипам, опираясь на концептуальную близость феномена «социального стереотипа» с феноменом «социального представления» обращаются к использованию понятийного аппарата теории социальных представлений для обоснования устойчивости соци-


258                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

альных стереотипов. В стереотипе, как и в социальном представлении, можно выделить ядро и периферическую часть, которая более подвижна и изменчива по сравнению с устойчивым ядром. Ядро стереотипа связано с коллективной памятью группы, ее историей и условиями жизни, т. е. представляет собой своеобразный пласт культуры, обозначаемый как «общественные» убеждения, которые усваиваются в процессе социали­зации. В ситуации восприятия представителей другой тендерной группы эта составляющая гендерного стереотипа активизируется «автоматичес­ки» и образ наполняется традиционными характеристиками, присущими типичным мужчинам или женщинам. Но кроме усвоения неких «обще­ственных» стереотипных взглядов и суждений у каждого человека вы­рабатываются и свои персональные убеждения, которые могут отличаться от традиционных представлений. Именно они, находясь на периферии стереотипа, и могут влиять на изменение всего социального стереотипа. Таким образом, ядро стереотипа как продукт коллективной категоризации является отражением коллективной памяти, а персональные убеждения выступают как отражение индивидуальной памяти, способствующие трансформационным процессам, изменяющим содержательные характе­ристики стереотипа.

Итак, устойчивость гендерных стереотипов не является незыблемой. Процесс изменения стереотипов обусловлен как объективными, как и субъективными факторами. В массовом сознании гендерные стереотипы могут изменяться под влиянием таких объективных условий, как соци­ально-экономические или политические трансформаций. Так, повсемест­ное вовлечение женщин в общественное производство, характерное для последних десятилетий, повлекло за собой изменения стереотипа, огра­ничивающего сферу жизнедеятельности женщины исключительно инте­ресами семьи. Хотя семейная роль для женщин по-прежнему является приоритетной, она не является для них единственной социальной ролью.

Что касается субъективных факторов, то они связаны с индиви­дуально-психологическими особенностями и условиями социализации личности. В любом обществе, в любой группе всегда есть люди более и менее подверженные тендерным стереотипам.

Обратимся к результатам исследования гендерных стереотипов. Ав­тору были предоставлены для вторичного анализа материалы социально-психологического исследования, направленного на изучение различных проблем мужчин и женщин в современном обществе. Данное исследо­вание было проведено сотрудниками Социологического института РАН (руководитель доктор философских наук СИ. Голод). Исследование про­водилось в двух городах: Санкт-Петербурге и Туле в 1999 году, общий объем выборки 1100 человек (Санкт-Петербург — 700, Тула — 400). Для каждого из городов была построена маршрутная квотная выборка, в которой квоты составлялись для всех  административных районов


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                      259

в соответствии с численностью проживающего в них населения. Выборка репрезентативна населению Санкт-Петербурга и Тулы по полу и возрасту. Для наших целей мы обратились к анализу данных, посвященных изучению представлений респондентов о качествах личности и чертах характера, присущих современным мужчинам и женщинам, т. е. ген­дерных стереотипов. Для этой цели в процессе разработки программы исследования был подобран перечень личностных качеств, которые в современной гендерно-ориентированной литературе наиболее часто упо­минается как психологические особенности, по которым мужчины от­личаются от женщин и. наоборот, женщины отличаются от мужчин. Для исследования были подготовлены два списка качеств (по 10 качеств в каждом): один с типично фемининными чертами личности, другой — с маскулинными. По поводу каждого качества респонденту предлагалось высказать свое суждение. Варианты ответов были следующие:

— качество выражено у мужчин значительно сильнее;

— качество выражено у мужчин немного сильнее;

— качество выражено у мужчин и женщин одинаково;

— качество выражено у женщин немного сильнее;

— качество выражено у женщин значительно сильнее;

— трудно ответить однозначно.

В процессе обработки данных подсчитывался процент ответов по каждому из предложенных вариантов относительно каждого качества. Мы хотели выяснить, какие черты, по мнению респондентов, ассоции­руются с женщинами, а какие — с мужчинами. В таблице 10 пред­ставлены результаты распределения ответов по приписыванию феми­нинных качеств мужчинам или женщинам.

Таблица 10

Распределение ответов о степени выраженности у мужчин и женщин фемининных качеств, %

 

 

 

 

№ п/п Фемининные качества Качество выражено сильнее у женщин Качество выражено одинаково у мужчин и женщин Качество выражено сильнее у мужчин
1 Боязливость 83,8 12.0 4.1
2 Тревожность 82,3 14,4 3.3
3 Забота о детях 77.7 20.5 1.8

__4_

— 6_!

_ 7

Уступчивость 74,6 18.8 6.6
Застенчивость 72.3 22,5 5.2
Разговорчивость 09,7 25.5 4.8
Эмоциональность 68,'.) 21.9 9.3
8 Заботливость 68.3 22.7 3,0
9 Умение строить отношения между людьми 38.4 49,1 12.5
10 Низкая самооценка 36,3 41.2 22.6

260                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

Черты, отмеченные более чем двумя третями опрошенных, стали составной частью образа типичной женщины, т. е. гендерного стереотипа фемининности, выделенного в процессе исследования. Итак, подавляю­щее большинство опрошенных мужчин и женщин считают, что женщи­нам присущи такие качества, как боязливость, тревожность, забота о детях, уступчивость, застенчивость, разговорчивость, эмоциональность и заботливость. Все эти качества, по мнению респондентов, у мужчин не выражены.

В таблице 11 представлены результаты распределения ответов по приписыванию маскулинных качеств мужчинам или женщинам.

Таблица 11

Распределение ответов о степени выраженности у мужчин и женщин маскулинных, %

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.065 с.)