Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение и типология гендерных стереотипов
В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О.А. Ворониной и Т.А. Клименковой «Гендер и культура». Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы являются наиболее ярким и эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения и социальных ролей [Воронина О.А., Клименко-ва Т.А. 1992. С. 16]. Сходное определение гендерных стереотипов предлагается американским психологом Д. Мацумото: «Гендерные стереотипы — психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам» [Мацумото Д. 2002. С. 189|. 248 Психология гендерных отношений: теория и практика Отличие в этих определениях гендерных стереотипов связано с тем, что в первом определении акцент сделан на понимании гендерных стереотипов как компонента культуры, а во втором — как социально-психологической характеристики личности. Рассмотренные определения гендерных стереотипов ориентируют нас на анализ гендерных стереотипов в двух ракурсах: первый связан с анализом гендерных стереотипов как атрибута социальной и культурной жизни общества. Гендерные стереотипы как продукт культуры представляют собой существующие в сознании людей нормативные модели относительно поведения и психологических характеристик мужчин и женщин. Эти модели упрощенные и схематичные, они помогают человеку систематизировать информацию о мужчинах и женщинах не как об индивидуальностях, а как о представителях больших социальных групп. В контексте анализа этих вопросов в предыдущем параграфе мы можем говорить о гендерных стереотипах как механизмах утверждения андро-центричной культуры, при этом следование тендерным стереотипам выступает как неизбежное следствие повседневного психологического функционирования в мире данной культуры. Второй ракурс анализа связан с акцентом на гендерных стереотипах как индивидуальном когнитивном конструкте личности, который является следствием восприятия мужчин и женщин как представителей гендерных групп. Гендерные стереотипы — инструмент классифицика-ции окружающих людей на основании их половой принадлежности; кроме того, они выступают как ориентиры ожиданий в отношении поведения мужчин или женщин, с которыми человек взаимодействует. Психологические и поведенческие характеристики мужчин и женщин, наполняющие гендерные стереотипы, на субъективном уровне становятся нормативными эталонами, с которыми субъект соотносит и характеристики своей тендерной идентичности, и личностные особенности мужчин и женщин, которые его окружают.
Описываемые в литературе гендерные стереотипы можно объединить в три группы |Клецина И.С.,'1998]. Первая группа гендерных стереотипов — это стереотипы маску-линности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности. Маскулинность-фемининность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным началом, а феминин-ность — с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) явно и, что важно, иерархически противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логи- Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 249 чески; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны |Психология. Словарь. 1990|. Итак, стереотипы маскулинности-фемининности отражают сформировавшиеся в общественном сознании конкретные ожидания способов социального поведения и требования к чертам и свойствам личности мужчин и женщин. Типично мужской образ в соответствии с представлениями о маскулинности — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, доминантностью, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ в соответствии с представлениями о фемининности включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, конформностью, зависимостью, теплотой и эмоциональной поддержкой |Агеев B.C., 1990|.
Эти устоявшиеся социальные представления о маскулинности и фемининности в сознании отдельного субъекта выступают как эталонные модели, с которыми соотносятся реальные черты и свойства личности. Это приводит к тому, что человек подавляет в себе те черты личности, которые не соответствуют этим нормативным тендерным образцам. «Мужчина, подавляющий в себе качества, которые его культура определяет как женские, будет бороться с этими качествами и в окружающем его, особенно если культура выше ценит мужское начало и так или иначе дискриминирует женское, как это обычно и происходит. Будь то эмоциональность, алогичность, зависимость, любовь к цветам или нежность к детям, мужчина будет чураться этого в себе, будет бороться с этим, будет стремиться быть иным» [Маслоу А. 1997. С. 173|. Женщины, опасаясь прослыть неженственными, боятся проявлять такие качества, как независимость, автономность, логичность, ориентация на профессиональные достижения. Изучая особенности мотивации достижений мужчин и женщин, психолог Мартина Хорнер предложила концепцию «боязнь успеха». Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации — ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация — избегание неудачи. То есть именно девушкам и женщинам свойствен феномен «боязнь успеха». Они не хотят приобретать те профессии и осваивать те сферы деятельности, где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах отождествляется с активностью и мужественностью, а девушки беспокоятся, что их будут считать мало женственными, т. е. они боятся социальных последствий успеха |Deaux К. 19851. Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), Для мужчин — профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. 250 Психология гендерных отношений: теория и практика Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как не совсем нормальные или по меньшей мере странные. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех «К», отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она как: «кухня, церковь, ребенок, платье». Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать способности быть умелой и рачительной хозяйкой, а также быть чуткой, сострадательной и заботливой. Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.
Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Общеизвестно, что женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Инструментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд. Для нас важно не просто описать распространенные в общественном сознании группы гендерных стереотипов, а попытаться ответить на вопрос: На выбор каких жизненных стратегий ориентируют мужчин и женщин данные стереотипы, какие стили поведения и отношений с окружающими людьми побуждают выстраивать? Стереотипы маскулинности и фемининности ориентируют мужчин и женщин на развитие у себя качеств, противоположных качествам личности другого пола: у мужчин — активность, предприимчивость, напористость, жесткость, соревновательность, сдержанность, а у женщин — пассивность, неинициативность, мягкость, покладистость, уступчивость, деликатность, эмоциональность. Естественно, что все эти качества проявляются в ситуациях межполового взаимодействия. В соответствии со стереотипами закрепления семейных и профессиональных ролей у женщины на первом месте в иерархии их жизненных ценностей должна быть семья и исполнение материнских обязанностей, Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 251 а у мужчин — ценность профессиональной самореализации и социального успеха. Поэтому считается естественной ситуация, когда женщина ради семейных интересов жертвует своей карьерой и профессиональными достижениями. А для мужчин такая ситуация будет противоестественной. На основе стереотипа различий в содержании труда в зависимости от пола мужчинам предписываются занятие созидательными и творческими видами деятельности, а для женщин более подходящим считается исполнительский, репродуктивный характер труда. Следование данным стереотипным моделям поведения позволит реальным мужчинам и женщинам приблизиться к эталонам «настоящего мужчины и настоящей женщины» и обеспечит им социально-психологическую адаптацию и признание в социальном окружении.
Таким образом, во-первых, гендерные стереотипы, ориентируя мужчин и женщин на разные жизненные стратегии, а также пути и способы самореализации, задают и определяют неравноценные социальные позиции для мужчин и женщин. Типично женские качества личности, семейные роли, репродуктивный характер деятельности — все это определяет социальный статус женщины как менее престижный в системе общественного устройства. Качества «настоящего мужчины», профессиональные успехи, созидательно-творческий труд — все эти составляющие определяют высокий социальный статус, престиж и общественное признание. Во-вторых, гендерные стереотипы побуждают мужчин и женщин в ситуациях взаимодействия друг с другом выстраивать не равноправные, паритетные отношение, а соподчиненные, взаимодополнительные, комплементарные отношения, при которых мужчины как люди, обладающие более высоким общественным статусом, выполняют лидирующую роль и занимают доминирующую позицию. Широкому распространению и утверждению гендерных стереотипов в общественном сознании способствовала весьма популярная в социальных науках концепция «естественной» взаимодополнительности полов Т. Парсонса и Р. Бейлза. Характеристики гендерных стереотипов В содержательных характеристиках социального стереотипа подчеркиваются его согласованность, схематичность, однородность, непротиворечивость, выраженная оценочная и ценностная окраска, нагружен-ность его так называемым «ошибочным» компонентом. Динамические характеристики акцентируют устойчивость, ригидность и консерватизм социальных стереотипов, свидетельствующие о способности успешно сопротивляться информации, направленной на их изменение [Агеев B.C., 1990|. 252 Психология гендерных отношении: теория и практика А.И.Донцов и Т.Г. Стефаненко 120021 в своей работе, посвященной — согласованность; — схематичность и упрощенность; — эмоционально-оценочная нагруженность; — устойчивость и ригидность; — неточность. Рассмотрим, как эти общие для социальных стереотипов характеристики представлены или проявляются в гендерных стереотипах. Первая из рассматриваемых характеристик — согласованность стереотипов — отражает высокую степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы. А. Тэшфел считал согласованность важнейшей характеристикой стереотипов. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей [Tajfel, 19811. Многолетний устойчивый интерес исследователей к изучению стереотипов выступает подтверждением того, что согласованность является весьма значимой характеристикой стереотипа, потому что если бы стереотипы не были согласованы, не было бы смысла их изучать.
Убедительный пример согласованности гендерных стереотипов дают нам результаты исследования Джона Уильямса и Деборы Бест (об этом исследовании мы уже писали в предыдущем подразделе) |Williams & Best, 1982|. В рамках данного международного исследования стереотипов проводился опрос одинакового числа студентов и студенток университетов из 30 стран. Опрошенных просили просмотреть список из 300 прилагательных и отметить, какие из них чаще ассоциируются с женщинами и какие — с мужчинами. Их просили давать ответы в соответствии с представлениями, бытующими в их родных культурах, а не в соответствии с их личными представлениями. Черты, отмеченные более чем двумя третями опрошенных разных национальностей, стали составной частью стереотипа, выделенного экспериментальным путем. Д. Уильяме и Д. Бест установили очень большую степень общности в ответах студентов разных национальностей, что позволяет выделить общие психологические характеристики, которые ассоциируются с женщинами и мужчинами. Исследователи пришли к выводу, что полученные ими результаты подтверждают точку зрения о том, что существуют гендерные стереотипы, общие для различных культур, которые проявляются во всех культурах. Поскольку степень совпадения типичных описаний мужчин и женщин, полученных от представителей разных культур, оказалась поразительно высокой, полученные результаты могут свидетельствовать о Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 253 кросс-культурном консенсусе, т. е. о высоком уровне культурной общности во взглядах на характеристики, приписываемые как мужчинам, так и женщинам. Как можно объяснить высокую степень согласованности мнений по поводу типичных качеств мужчин и женщин? В социально-психологической литературе распространенной гипотезой, объясняющей причины высокой степени согласованности стереотипов, является «гипотеза недостатка контактов» |Стефаненко Т.Г., 19871. Консенсус вытекает из-за недостатка личных контактов со стереотипизируемой группой. По-нашему мнению, данное предположение не может объяснить согласованность гендерных стереотипов. Согласованные представления о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин присущи большому числу представителей мужского и женского пола разных стран и культур. Однако мы не можем говорить о том, что между мужчинами и женщинами как социальными группами нет контакта. Мужчины и женщины находятся, как правило, в постоянном контакте, в процессе которого есть возможность накапливать информацию об особенностях личности и поведения представителей другой группы. Более убедительным может быть объяснение, основанное на теории самокатегоризации Дж. Тернера |см.: Сушков И.Р., 1994|. Согласно теории самокатегоризации стереотипы являются логическим завершением категоризационных процессов, а согласованность стереотипов есть результат процесса, самостереотипизации при значимости социальной идентичности. Другими словами, если поиски социальной идентичности для членов группы становятся значимыми, повышается согласованность их представлений о ней, поскольку: 1) усиливается воспринимаемая гомогенность группы; 2) активизируются ожидания взаимного согласия ее членов; 3) предпринимаются активные попытки достичь консенсуса посредством взаимного влияния (Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002]. Следует заметить, что для мужчин и женщин как представителей больших социальных групп гендерная идентичность является весьма значимой характеристикой личности практически на протяжении всего жизненного цикла. Гендерная идентичность — это одна из первых категорий, благодаря которой ребенок начинает осмысливать себя как представителя конкретной социальной группы. Значимость полоспеци-фичных характеристик личности существенно повышается в период пубертата, когда морфофункциональные изменения в организме подростков пробуждают в них интерес к представителям противоположного пола и вызывают потребность в интеграции составляющих тендерной идентичности с другими аспектами личности. Гендерная идентичность — °ДНа из базовых подструктур социальной идентичности личности, и эта подструктура оказывает большое влияние на самооценку, самопринятие и самоотношение личности в целом, поэтому этими факторами и объясняется высокая степень согласованности гендерных стереотипов. 254 Психология гендерных отношений: теория и практика Вторая характеристика стереотипов — схематичность и упрощенность. Классический подход к рассмотрению особенностей стереотипа как когнитивного феномена фокусируется на их упрощенной, схематичной природе. В его основе лежит индивидуалистическая парадигма, признающая индивида единственной психологической реальностью. Особенно образна в этом отношении модель «когнитивного скряги», который упрощает и генерализует информацию, чтобы снизить ее поток, внося тем самым искажение в свое восприятие мира [Сушков И.Р., 1994]. Такое понимание сущности стереотипа способствовало оценке его как «низшего» и «иррационального» когнитивного феномена. Однако в последние десятилетия, во многом благодаря работам А.Тэшфела и его последователей, стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, призванная систематизировать и упрощать информацию, получаемую человеком из внешнего мира [Донцов А.И., Стефа-ненко Т.Г. 2002|. В рамках психологии социального познания стереотипы понимаются как категории, вносящие согласие и порядок в социальное окружение личности, а стереотипизирование не упрощающий, а адаптивный процесс, переводящий взаимодействие на более высокий уровень социальной организации [Андреева Г.М., 1997; Сушков И.Р., 1994|. Итак, схематичность и упрощенность социальных стереотипов не рассматривается как негативное явление при условии, что речь идет о явлении межгруппового восприятия. Схематичное восприятие не будет искажением реальности, если актуальное взаимодействие с индивидом или группой будет происходить на мезоуровне социальной организации. Если спектр действия стереотипов неоправданно расширяется и переносится из межгрупповой плоскости в межличностную, то он подменяет собой или вытесняет более гибкие и тонкие межличностные механизмы восприятия. В.С.Агеев [ 1986] подчеркивает, что подмена механизмов восприятия одного уровня другим всегда негативно сказывается на общении и взаимодействии людей, причем одинаково неблагоприятны оба варианта: и замена межличностных механизмов межгрупповыми (случаи ригидности, стереотипности в оценках и восприятии «ближнего своего»), и, наоборот, замена межгрупповых — межличностными (например, случаи ложной идентификации или рефлексии, создающей иллюзию понимания «дальнего своего»). Общие закономерности действия социальных стереотипов распространяются и на гендерные стереотипы. Когда с позиций гендерных стереотипов мужчины и женщины начинают оценивать друг друга в ситуации непосредственных межличностных контактов и взаимодействия, тогда образ другого будет искаженным, весьма схематичным и поверхностным. Специфика гендерных отношений отражается в наличии частых или постоянных межполовых контактов. Это связано с тем, что представи- Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 255 тели групп мужчин и женщин редко находятся в полной изоляции друг от ДРУГЗ- они< как правило, находятся в ситуации повседневного взаимодействия. Актуализируются гендерные стереотипы в сознании личности обычно в ситуации межличностных конфликтов, в этом случае для оценки конкретного человека определенного пола используются стереотипные обобщения: «Все вы такие...». В этом случае мы можем говорить о тендерном стереотипе как о преимущественно негативном феномене, искажающем видение социальной реальности. Эмоционально - оценочная нагруженность — третья отличительная характеристика гендерных стереотипов. Эта характеристика раскрывает такую особенность стереотипа, как способность к дифференциации когнитивного и аффективного аспектов стереотипа. Хотя при формировании стереотипа эти аспекты связаны между собой, при актуализации стереотипа они могут существовать независимо друг от друга. Поэтому информация о группах может существовать в памяти дважды: в представлениях, основанных на описаниях (когнитивный аспект), и в представлениях, основанных на оценках (аффективный аспект) [Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002]. Эмоционально-оценочная нагруженность как свойство гендерных стереотипов обычно проявляется в более позитивной оценке образа типичного мужчины по сравнению с образом типичной женщины, причем эта тенденция касается оценок, даваемых и мужчинами и женщинами. О том, что личностные особенности женщин оцениваются ниже, чем характеристики мужчин, уже говорилось в предыдущем параграфе. Можно привести еще некоторые экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что гендерные стереотипы потенциально дискриминационны по отношению к женщинам. Так, например, в учебном пособии А.В. Либина 11999] приводится описание исследования, в котором студентов обоего пола попросили сформировать список наиболее характерных мужских и женских черт, а затем дали этот список другой группе студентов для оценки личности типичных мужчин и женщин. Для всех участников опроса маскулинные черты оказались более социально желательными, а большое количество свойственных типичному мужчине черт оценивалось более позитивно, чем типично женские черты. Объясняется этот факт существованием различий в социальном статусе гендерных групп. Представители группы женщин как низкостатусной группы оцениваются более негативно. Гендерные стереотипы — это своеобразный механизм утверждения андроцентричной культуры, а следование тендерным стереотипам — неизбежное следствие повседневного психологического функционирования в мире андроцентричной культуры. Потенциальная дискриминационное™ гендерных стереотипов в отношении женщин проявляется в том, что стереотип как набор жестких Допущений, относящихся ко всем женщинам, независимо от степени выраженности их индивидуально-психологических особенностей, фор- 256 Психология гендерных отношений: теория и практика мирует неадекватно заниженные ожидания в отношении успехов женщин в социально престижных сферах деятельности. Современные психологи не могут смириться с тем, что исторически сложившиеся полоролевые стереотипы отводят женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующая, более агрессивная социальная группа [Кон И.С, 1988|. Представляется также несправедливым то, что в наше время напористое поведение как отражение мужского стиля поведения ценится выше, поскольку ему приписываются такие характеристики, как объективность, непредвзятость, ориентация на решение проблемы (Куницына В.Н., Ка-заринова Н.В., Погольша В.М. 2001. С. 4411 В современном обществе распространенными являются ценности высокого социального статуса, материального успеха и благополучия без достаточного внимания к средствам и способам их достижения; особенно это касается периодов социальной нестабильности, политических и экономических трансформаций, когда повышается спрос на нормативы традиционной маскулинности, включающей в себя напористость, агрессивность, доминантность, презрение к слабости, деликатности, эмоциональности, мягкости — чертам личности, ассоциирующимся с типично женским образом. В повседневной жизни проявление эмоционально-нагруженного компонента гендерных стереотипов мы можем часто наблюдать в связи с демонстрацией снисходительно-покровительственного отношения к женщинам, которое декларируют и демонстрируют многие мужчины. Широко распространен гендерный стереотип о том, что мужчины по сравнению с женщинами более компетентные работники. Данный стереотип поддерживается сложившейся системой разделения труда между представителями двух полов. Еще раз следует подчеркнуть, что, по результатам исследований гендерных стереотипов, характеристики в образах мужчин и женщин не только дифференцированны, но и иерархично организованны, т. е. мужские характеристики более позитивны, желательны, социально приемлемы и поощряемы. Устойчивость и ригидность — четвертая характеристика гендерных стереотипов. Гендерные стереотипы проявляют высокую жизнестойкость. Так, например, в исследовании М. Джекмен и М. Сентер было обнаружено, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых. Только 22% мужчин думали, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из оставшихся 78% соотношение тех, кто считал женщин более эмоциональными, и тех, кто считал более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1. Ответы женщин оказались идентичными, с разницей в 1% (Майерс Д., 1997|. Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 257 В работе А.В. Либина 119991 приводятся результаты исследований гендерных стереотипов, проведенные в последние десятилетия прошлого столетия. Сопоставляя результаты ряда исследований гендерных стереотипов, он приходит к заключению, что обобщенные образы типичного мужчины и типичной женщины за это время изменились незначительно (таблица 9). Таблица 9 Стереотипы о типичных чертах мужчин и женщин*
*Таблица приведена по книге: Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. С. 283. Мужчина в системе традиционных взглядов представлен как агрессивный, предприимчивый, доминирующий, независимый и т. д., а женщина — тактичная, нежная, направленная на других людей, нуждающаяся в покровительстве и защите. Чем можно объяснить такую высокую степень устойчивости гендерных стереотипов? Устойчивость стереотипов коренится в культурно-историческом происхождении атрибутируемых членам социальных общностей типических черт и особенностей. Гендерные стереотипы, как и другие социальные стереотипы, — это глубоко укоренившиеся представления, трудно изменяемые и часто неосознаваемые. Они являются «примером неосознанной идеологии, иначе говоря, набором убеждений, которые мы внутренне приемлем, но в которых не отдаем себе отчета, поскольку даже не мыслим себе альтернативных концепций окружающего мира» |Аронсон Э. 1998. С. 3221. Укоренившись в индивидуальном сознании в форме доминирующих взглядов, гендерные стереотипы благополучно передаются из поколения в поколение. А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко (20021 в своей обобщающей статье, посвященной социальным стереотипам, опираясь на концептуальную близость феномена «социального стереотипа» с феноменом «социального представления» обращаются к использованию понятийного аппарата теории социальных представлений для обоснования устойчивости соци- 258 Психология гендерных отношений: теория и практика альных стереотипов. В стереотипе, как и в социальном представлении, можно выделить ядро и периферическую часть, которая более подвижна и изменчива по сравнению с устойчивым ядром. Ядро стереотипа связано с коллективной памятью группы, ее историей и условиями жизни, т. е. представляет собой своеобразный пласт культуры, обозначаемый как «общественные» убеждения, которые усваиваются в процессе социализации. В ситуации восприятия представителей другой тендерной группы эта составляющая гендерного стереотипа активизируется «автоматически» и образ наполняется традиционными характеристиками, присущими типичным мужчинам или женщинам. Но кроме усвоения неких «общественных» стереотипных взглядов и суждений у каждого человека вырабатываются и свои персональные убеждения, которые могут отличаться от традиционных представлений. Именно они, находясь на периферии стереотипа, и могут влиять на изменение всего социального стереотипа. Таким образом, ядро стереотипа как продукт коллективной категоризации является отражением коллективной памяти, а персональные убеждения выступают как отражение индивидуальной памяти, способствующие трансформационным процессам, изменяющим содержательные характеристики стереотипа. Итак, устойчивость гендерных стереотипов не является незыблемой. Процесс изменения стереотипов обусловлен как объективными, как и субъективными факторами. В массовом сознании гендерные стереотипы могут изменяться под влиянием таких объективных условий, как социально-экономические или политические трансформаций. Так, повсеместное вовлечение женщин в общественное производство, характерное для последних десятилетий, повлекло за собой изменения стереотипа, ограничивающего сферу жизнедеятельности женщины исключительно интересами семьи. Хотя семейная роль для женщин по-прежнему является приоритетной, она не является для них единственной социальной ролью. Что касается субъективных факторов, то они связаны с индивидуально-психологическими особенностями и условиями социализации личности. В любом обществе, в любой группе всегда есть люди более и менее подверженные тендерным стереотипам. Обратимся к результатам исследования гендерных стереотипов. Автору были предоставлены для вторичного анализа материалы социально-психологического исследования, направленного на изучение различных проблем мужчин и женщин в современном обществе. Данное исследование было проведено сотрудниками Социологического института РАН (руководитель доктор философских наук СИ. Голод). Исследование проводилось в двух городах: Санкт-Петербурге и Туле в 1999 году, общий объем выборки 1100 человек (Санкт-Петербург — 700, Тула — 400). Для каждого из городов была построена маршрутная квотная выборка, в которой квоты составлялись для всех административных районов Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 259 в соответствии с численностью проживающего в них населения. Выборка репрезентативна населению Санкт-Петербурга и Тулы по полу и возрасту. Для наших целей мы обратились к анализу данных, посвященных изучению представлений респондентов о качествах личности и чертах характера, присущих современным мужчинам и женщинам, т. е. гендерных стереотипов. Для этой цели в процессе разработки программы исследования был подобран перечень личностных качеств, которые в современной гендерно-ориентированной литературе наиболее часто упоминается как психологические особенности, по которым мужчины отличаются от женщин и. наоборот, женщины отличаются от мужчин. Для исследования были подготовлены два списка качеств (по 10 качеств в каждом): один с типично фемининными чертами личности, другой — с маскулинными. По поводу каждого качества респонденту предлагалось высказать свое суждение. Варианты ответов были следующие: — качество выражено у мужчин значительно сильнее; — качество выражено у мужчин немного сильнее; — качество выражено у мужчин и женщин одинаково; — качество выражено у женщин немного сильнее; — качество выражено у женщин значительно сильнее; — трудно ответить однозначно. В процессе обработки данных подсчитывался процент ответов по каждому из предложенных вариантов относительно каждого качества. Мы хотели выяснить, какие черты, по мнению респондентов, ассоциируются с женщинами, а какие — с мужчинами. В таблице 10 представлены результаты распределения ответов по приписыванию фемининных качеств мужчинам или женщинам. Таблица 10 Распределение ответов о степени выраженности у мужчин и женщин фемининных качеств, %
260 Психология гендерных отношений: теория и практика Черты, отмеченные более чем двумя третями опрошенных, стали составной частью образа типичной женщины, т. е. гендерного стереотипа фемининности, выделенного в процессе исследования. Итак, подавляющее большинство опрошенных мужчин и женщин считают, что женщинам присущи такие качества, как боязливость, тревожность, забота о детях, уступчивость, застенчивость, разговорчивость, эмоциональность и заботливость. Все эти качества, по мнению респондентов, у мужчин не выражены. В таблице 11 представлены результаты распределения ответов по приписыванию маскулинных качеств мужчинам или женщинам. Таблица 11 Распределение ответов о степени выраженности у мужчин и женщин маскулинных, %
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.065 с.) |