Скоростная характеристика двигателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скоростная характеристика двигателя



Скоростной характеристикой двигателя называется зависимость его эффективной мощности Ре, эффективного крутящего момента Те  и удельного расхода топлива g е от угловой скорости вращения w е коленчатого вала. Наибольший интерес при теоретическом анализе тягово-скоростных свойств автомобиля представляет так называемая внешняя скоростная характеристика, соответствующая работе двигателя с полной подачей топлива.

     На рис. 12 приведены внешние скоростные характеристики наиболее применяемых на современных автомобилях двигателей – поршневых двигателей внутреннего сгорания (бензинового, с распределенным впрыском и дизельного, с прямым впрыском). Внешние скоростные характеристики являются основными документами двигателей, используемыми при проведении расчетов тягово-скоростных характеристик автомобилей.

 

Рис. 12. Внешние скоростные характреистики бензинового (а) и дизельного (б) двигателей

 

 

     Важнейшими параметрами внешней скоростной характеристики двигателя являются:

     Ре mах максимальная эффективная мощность (т.е. мощность, непосред-

             ственно снятая с его коленчатого вала), кВт;

      Те max – максимальный крутящий момент, Н.м

      Тр  –    крутящий момент при максимальной мощности, Н.м

      Р огр (Т огр) – мощность, кВт (крутящий момент, Н.м) по ограничителю

               (wогр);   

     wmax – максимальная угловая скорость вращения коленчатого вала, с-1

     w р  –   угловая скорость вращения коленчатого вала при максимальной

              мощности, с-1 ;

      wт  –  угловая скорость вращения коленчатого вала при максимальном

               крутящем моменте, с-1;       

        w g min – угловая скорость вращения коленчатого вала при минимальном

                удельном расходе топлива, с-1;

        wmin – минимальная устойчивая угловая скорость вращения коленчатого

                вала, с-1;

       wогр- угловая скорость коленчатого вала по ограничителю, с-1.

     Способность двигателя приспосабливаться к изменению нагрузки на коленчатом валу оценивают коэффициентом приспособляемости по моменту k т, который определяется соотношением

                                             k т = Те max / Тр.                                          (16)

Кроме того, широту диапазона устойчивой работы двигателя оценивают коэффициентом приспособляемости по угловой скорости вращения k w, который равен

                                             k w = w p / wт.                                            (17)

     Скоростные характеристики получают путем испытания двигателей в стендовых условиях. При этом производят замер величин крутящего момента Те ст на коленчатом валу при различных угловых скоростях его вращения, т.е. определяют зависимость Те ст = f ( w е). Мощностные показатели двигателя рассчитывают с использованием этих зависимостей по формуле

                                              Ре ст = Те ст w е,                                          (18)

где   Ре ст и Те ст – мощность и крутящий момент в стендовых условиях.

       При снятии характеристик двигателя на стенде он, как правило, не оснащается всеми теми узлами и навесным оборудованием, которые устанавливаются на него на реальном автомобиле. Более того, температурные условия и воздухообмен в подкапотном пространстве существенно отличаются от стендовых в худшую сторону. Для учета влияния этих факторов обычно вводят корректирующие коэффициенты k c и k п:

  k c – коэффициент коррекции стендовых характеристик (для двигателей, испытанных по ГОСТу, k с = 0,95 – 0,97);

   k п  –  коэффициент учета подкапотных потерь (k п = 0,9 – 0,98).
б)

     Тогда мощность двигателя, установленного на автомобиле, определится как

                                             Ре = k c k п Ре ст.                                        (19)

Соответственно  крутящий момент двигателя, установленного на автомобиле,

                                             Те = k c k п Те ст.                                         (20)

     Часто при проектировании новых автомобилей характеристики двигателя неизвестны, тогда расчеты ведут с использованием приближенных скоростных характеристик, построенных по соответствующим теоретическим зависи-мостям. Одной из таких часто применяемых эмпирических зависимостей является формула

                  Ре = Ре max (а w е / w р + b w е 2 / w р 2 - с w е 3 / w р 3),           (21)

где а, b, с – коэффициенты, зависящие от типа и конструкции двигателя; Ре , w е – текущие значения мощности и угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя; Ре maxр – максимальная мощность двигателя и угловая скорость вращения коленчатого вала при максимальной мощности.

     Для карбюраторных двигателей старого типа (выпуска до 1965 года) рекомендовалось при расчетах по формуле (21) брать а = b = с = 1   [ 3 ]. Для дизелей с непосредственным впрыском удовлетворительный результат дает такое сочетание этих коэффициентов: а = 0,5; b = 1,5; с = 1 [ 3 ]. Более точно эти коэффициенты для всех типов и конструктивных вариантов поршневых двигателей определяются следующими выражениями [ 2 ]:

                        а = [ k т k w (2 - k w) – 1 ] / [ k w (2 - k w) –1 ];

                            b = - 2 k w (k т –1) / [ k w (2 - k w) –1 ];                    (22)

                                c = - k 2 w (k т –1) / [ k w (2 - k w) –1 ].

Можно дать ориентиры значений коэффициентов а, b и с. Так, для современных бензиновых двигателей с распределенным впрыском топлива       а = 0 ÷ 0,3; b = 2,4 ÷ 3,0; с = 1,7 ÷ 2.0, для дизелей а = 0,5 ÷ 0,7;                b = 1,5 ÷ 2,0; с = 1,0 ÷ 1,5. При выборе значений    а, b   и   с   из указанных диапазонов нужно помнить, что для двигателей, не оборудованных ограничителем максимальных оборотов, должны выполняться такие обязательные условия       [ 1 ]:

      а + b - с = 1 (для обеспечения Ре = Ре max  при w е = w р);

      а + 2 b - 3 с = 0 (так как при  w е = w р dPe / d w e = 0).

 

Потери в трансмиссии

При движении автомобиля происходит передача мощности от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса. При этом она одновременно расходуется на разгон вращающихся деталей двигателя и трансмиссии и на потери в трансмиссии, обусловленные механическим трением в зубчатых передачах, трением сальниковых устройств подшипников и сопротивлением качению их роликов (иголок, шариков), гидравлическими потерями на перебалтывание смазочного масла в картерах трансмиссионных узлов.

Соответствующий ситуации мощностной баланс имеет вид

                             Ре - Р j = Р к + Р тр                                             (23)

или                                Р к = РеР jР тр   ,                                        (23¢)

где Р к – мощность, подводимая к ведущим колесам автомобиля; Ре – мощность двигателя, установленного на автомобиле; Р j – мощность, затрачиваемая на разгон вращающихся деталей двигателя и трансмиссии; Р тр – мощность потерь в трансмиссии.

     Для учета потерь в трансмиссии удобнее пользоваться понятием коэффициент полезного действия (КПД) трансмиссии hтр:

                            hтр = Р к / (Р к + Р тр) = Р к / (РеР j).                      (24)

Тогда

                                        hтр Р к + hтр Р тр = Р к,

откуда                               Р тр = Р к (1 - hтр) / hтр.

При установившемся движении, когда Р j = 0 и Р к / hтр = Ре, получим

                                           Р тр = Ре (1 - hтр).                                    (25)

     Общепринято, что КПД трансмиссии автомобиля (как и любой другой механической трансмиссии) равен произведению КПД ее последовательно расположенных узлов. Для проектных расчетов рекомендуются следующие ориентировочные значения КПД автомобильных трансмиссионных узлов: коробки передач 0,95 ÷ 0,99 (в зависимости от включенной передачи); раздаточной коробки 0,93 ÷ 0,97;  колесной передачи 0,96 ÷ 0,98; карданного шарнира     0,99 ÷ 0,995 (в зависимости от конструкции шарнира и угла передачи); главной передачи 0,92 ÷ 0,97 (меньшее значение для двойной главной передачи).

     Для более детального определения hтр можно воспользоваться формулой, учитывающей количество зубчатых передач, карданных шарниров и подшипников трансмиссии, через которые передается полная мощность от двигателя на ведущие колеса

hтр = 0,98 к · 0,97 l · (0,99 ÷ 0,995) m · (0,995 ÷ 0,998) n · (0,997 ÷ 0,999) р,  (26)

где 0,98 – КПД цилиндрической шестеренчатой пары; к – число цилиндрических шестеренчатых пар, участвующих в передаче полной мощности  Ре на ведущие колеса; 0,97 – КПД конической шестеренчатой пары; l – число конических  пар,  передающих  полную  мощность   Ре на  ведущие  колеса;           (0,99 ÷ 0,995) – КПД карданного шарнира; m – число карданных шарниров, передающих полную мощность Ре ;  (0,995 ÷ 0,998) – КПД конического подшипника с сальником (без него); n – число конических подшипников, через которые передается полная мощность Ре на ведущие колеса автомобиля;    (0,997 ÷ 0,999) – КПД шарикового подшипника с сальником   (без него); р – число шарикоподшипников, участвующих в передаче полной мощности Ре на ведущие колеса автомобиля.

     Примечание: КПД узла (hу), передающего часть (D) мощности Ре, перед подстановкой в формулу (26) лучше откорректировать  (hу(кор)) по предлагаемой авторами формуле: 

                                      hу(кор) = (1 - D) + hу D.

     При работе на режимах максимальных нагрузок среднее значение КПД трансмиссии для различных типов автомобилей составляет hтр = 0,8 ÷ 0,94. При этом для переднеприводных легковых автомобилей с поперечным распо-ложением двигателя типичны hтр= 0,92 ¸ 0,94, для переднеприводных легковых автомобилей с продольным расположением двигателя hтр= 0,91 ¸ 0,93, для легковых автомобилей классической компоновки hтр= 0,89 ¸ 0,92, для двухосных грузовых автомобилей с одним ведущим мостом hтр = 0,86 ¸ 0,91, для трехосных полноприводных грузовиков hтр = 0,8 ¸ 0,82.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.019 с.)