Одежда скифского времени ( V — III вв. До Н. Э. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одежда скифского времени ( V — III вв. До Н. Э. )



 

Одежда негреческого населения Северного Кавказа (как и Крыма) античного времени фактически не изучена. Связано это, по-види­мому, с тем, что располагаем мы довольно скромными и не всегда достаточно четкими материалами. Естественно, в погребениях та­кого отдаленного от нас времени одежда не сохранилась. Неболь­шие остатки материалов, из которых она была изготовлена, найденные во время раскопок, ничего или почти ничего не говорят нам ни о покрое платья, ни о его внешнем виде. В дошедших до наших дней описаниях древних авторов об одежде говорится также очень мало. Иногда упоминается материал, иногда — тип платья (хитон, штаны, головной убор и т. п.), но ничего не сооб­щается ни о покрое одежды, ни о тех особенностях, по которым различались между собой костюмы различных племен Северного Причерноморья.

Более надежным источником для изучения одежды того вре­мени являются ее изображения, сохранившиеся на памятниках материальной культуры: надгробных памятниках, оставленных местными племенами, а также греко-варварским населением Бос-порского царства, одежда которого сочетала греческие и туземные элементы; терракотовых статуэтках, изображающих людей в вар­варских ' одеждах; на произведениях торевтики, найденных в по­гребениях родовой знати VI—III вв. до н. э.

Надгробные памятники, оставленные местным населением, немногочисленны и разбросаны на обширной территории от Дуная до Дона и горных ущелий Северного Кавказа. Хронологически они датируются скифским временем — IV—III вв. до н. э.2 Шульц разделил все «скифские» изваяния территориально на семь групп: придунайскую, буго-днепровскую, крымскую, донецкую, донскую, прикубанскую и северокавказскую — и указал на локальные раз­личия, возникшие уже в архаический период.3 Наиболее древняя часть памятников — антропоморфные менгирообразные, часто фаллические стелы в форме каменных плит с закругленными гранями, на которых рельефно или резьбой показаны контуры лица, рук, одежды, оружия, ритона. Они изображают воина-родоначальника.4 Все подобные изваяния победренные.

Судя по этим изображениям, племена, обитавшие в Северном Причерноморье (или некоторые из них), носили рукавную, прикры­вающую бедра одежду, опоясанную по талии. Пояс в одних слу­чаях показан узким и гладким,5 в других — широким с поперечными черточками, изображавшими, очевидно, металлические пластины, которые часто находят в погребениях того времени.6 К поясу спереди на лопасти подвешивался акинак, слева — го­рит, справа — секира. Как правило, в правой руке изваяния показан ритон, иногда плеть. На том месте, где полагалось бы быть шее, часто бывает изображена массивная витая гривна.

Необходимо обратить внимание на одну черту, общую для большинства известных нам архаических памятников. Почти на всех изваяниях воины показаны без бороды, но с длинными, свисающими к подбородку усами,7 иногда и без них.8 Неизвестна нам и прическа ранних скифов, так как волосы на стелах тогда не изображались. Большой интерес поэтому приобретает находка в Чечено-Ингушетии близ с. Мескеты изваяния, на обратной стороне которого под головой высечено изображение, имитирую­щее, как считают опубликовавшие его авторы, «...косу, сложен­ную в волнистую прическу».9 Заметим, что отсутствие бороды и заплетенные в косу волосы никак не вяжутся с нашими пред­ставлениями о скифах. А. А. Миллер рассматривал памятники, оставленные скифами, как результат взаимодействия местных традиций с пришлыми.10

От V в. до н. э. дошли до нас только единичные памятники, изображающие воинов. Сделаны они с большим мастерством и в некоторых случаях напоминают скульптуру: руки отделены от ту­ловища, намечено изображение ног. Одежда также показана подробнее, с более тщательно проработанными деталями, поэтому локальные различия здесь проявляются резче.

В нашем распоряжении имеются три памятника, сохранив­шиеся от той поры: из Прикубанья, с северного побережья Азовского моря и из Западного Крыма. Они дают представление о трех разных типах плечевой одежды.

Стела из Прикубанья представляет собой скульптурно обра­ботанную каменную плиту (руки отделены от туловища, изобра­жены ноги, которые кончаются на уровне середины бедер). У из­ваяния отбиты голова, левое плечо и рука, местами повреждена поверхность. Воин изображен в рукавной одежде, поверх которой надет пластинчатый панцирь с оплечьем. Рельефно выбитые пла­стинки панциря поперечными рядами покрывают грудь фигуры от оплечья до пояса. От панциря оплечье отделено широкой выпуклой полосой, с которой соединяется такая же полоса, идущая от ворота вдоль плеча. В центре оплечья изображен олень с подогнутыми ногами, на сохранившемся правом плече — четыре грифона: два спереди и два на спине. Талия охвачена широким пластинчатым поясом, ниже которого по правому боку и отчасти сзади изобра­жена «решетка из пересекающихся линий». А. А. Миллер, впервые опубликовавший изваяние, считает эту решетку изображением панциря. В руке воина — ритон, спереди у пояса — акинак, слева — горит с чашей, справа — плеть."

По-видимому, плечевой одеждой племени, оставившего прику­банскую стелу, была кожаная рубашка, сверху которой надевалось оплечье и нашивались пластинки брони — тип оборонительного во­оружения, известный по находкам в курганах Прикубанья VI— V вв. до н. э. В погребениях пластинки из бронзы или железа, а иногда комбинированные из этих двух материалов прикреплены металлическими заклепками к остаткам меховой или кожаной одежды.12 Б. Н. Граков считал такой одеждой рубашку, сплетен­ную из тонких ремешков. «Плотно налегая друг на друга, — писал он, — ряды чешуек были трудно проницаемы, но доспех был гибок благодаря подпушке из тонких ремней...» 13 (и действительно, как один из вариантов плечевой одежды в Прикубанье существовала рубашка из ремней: на одной из фигурок борющихся с грифонами варваров золотого калафа из кургана Большая Близница (IV в. до н. э.) четко просматривается рукавная рубашка из ремней, украшенных линиями круглых бляшек (см. рис. 9)).14 Най­дены в погребениях и вырезанные из золотых пластинок чеканные изображения зверей, в том числе лежащего оленя и. грифонов.15

Пояс, показанный на полуфигуре воина, широкий и покрыт пластинами, последовательно накладывающимися одна на другую и слегка отогнутыми. А. П. Манцевич, специально занимавшаяся изучением боевых поясов скифского времени по остаткам их в погребениях и изображениям на произведениях торевтики и скульптуры того времени, пишет, что такой пояс состоял из трех слоев кожаного ремня, поперек которого, нашивались бронзовые или железные пластины, прямые или слегка изогнутые, «последние как на поясах из курганов Чертомлык, Солоха, Елизаветинская и на краснодарской стеле».16 В тех местах, где к поясу подвешива­лось оружие, узкие пластины прерывались квадратной с отвер­стием в центре для продевания жгутообразного ремня. К концам поясного ремня прикреплялись полуовальные пластины с одним-двумя отверстиями посередине для ремней-вязок, стягивающих пояс на талии. С обратной стороны пояса подшивался второй ремень, скрывающий швы и неровности, а по краям бортик из узких ремешков, сложенных вдвое. Последней операцией было подшива­ние третьего ремня, уже окончательного, закрывающего все швы.17

Манцевич отметила широкое распространение остатков подоб­ных поясов в Приднепровье в V—III вв. до н. э. и почти полное отсутствие их в Прикубанье.18

Следующий памятник был обнаружен на северном побережье Азовского моря среди камней, заполнявших могильную яму, и хранится ныне в Историко-краеведческом музее г. Мариуполя. Стела, сделанная из гранитной плиты, изображала воина. От из­ваяния сохранилась только нижняя половина, которая начинается непосредственно над поясом. На ней видны охваченная узким гладким поясом талия и чуть пониже бедер прямой край подола одежды. При помощи лопасти и дополнительного ремня к поясу слева прикреплен прямой акинак с брусковидным навершием, там же — горит больших размеров, справа — секира и плеть.19 Следовательно, для обитателей северного побережья Местиды плечевой одеждой служили кафтан или рубаха длиной немного ниже бедер, с прямым краем подола, перетянутая узким гладким ремнем. На изваянии из музея в Мариуполе не изображены полы кафтана, хотя такие детали, как пояс и оружие, обрисованы тщательно и искусно. Поэтому можно предполагать, что либо это был кафтан, но в соответствии с традициями еще архаических изваяний полы не изображены, либо это была рубаха с длинными рукавами или, как называли греки такой вид платья, «хитон с рукавами». «Хитон, прикрывающий бедра», наблюдал Ксенофонт в горных областях Балканского п-ова у фракийского племени одриссов во время отступления десяти тысяч.20

В районе ольвийского теменоса были найдены терракотовые статуэтки комических актеров V в. до н. э. (так называемые куклы с подвесными ногами), на которых изображена рукавная рубаха из толстого материала,21 по талии опоясанная, — «хитон с рука­вами», по-видимому, из овчины; на Таманском п-ове — стела IV в. до н. э., представляющая собой полуфигуру воина-в рукавной рубахе из тонкого материала.22 Очевидно, нераспашная плечевая одежда была сравнительно широко распространена среди племен Северного Причерноморья, и мы вряд ли ошибемся, сочтя рубахой одежду, изображенную на стеле из краеведческого музея в Ма­риуполе.

Третья стела найдена на западном побережье Крыма. Не­смотря на то что голова, правые плечо и рука, а также ноги отсут­ствуют и поверхность памятника выветрена, на изваянии виден рукавный опоясанный кафтан длиной по бедра с выступающими ниже линии подола концами пол и запахом справа налево. Оружие представлено массивным акинаком с валютообразным навершием и лопастью для прикрепления к поясу, горитом с выкружкой-чашей. В правой руке изваяния изображен традиционный ритон.23 Следовательно, у насельников побережья Крыма, кочевавших по соседству с городом-полисом Киркинитидой, плечевой одеждой служил рукавный кафтан длиной по бедра, полы которого спереди были немного длиннее и образовывали небольшой выступ. Покрой этого кафтана несколько напоминает «скифские» кафтаны, изображенные на произведениях торевтики.

Даже на основании исследования таких скромных материалов, как изображение одежды на трех стелах V в. до н. э., можно гово­рить о разнообразии форм плечевой одежды, бытовавшей в то время в Северном Причерноморье.

Наши выводы подтверждаются сообщениями древних авторов (Геродот, Ксенофонт, Страбон), которые считали одежду одним из отличительных племенных признаков, так как при описании раз­личных варварских племен всегда, если знали, отмечали и особен­ности их костюма, а если одежда была не самобытной — то откуда и почему произошло заимствование. Геродот, например, писал, что «персы больше всех склонны к заимствованию чужеземных обычаев. Они носят ведь даже индийскую одежду, считая ее красивее своей, а на войну надевают египетские доспехи».24

Одежда как отличительный племенной признак подчеркнута Геродотом, и при передаче версии о происхождении савроматов: «...скифы не могли объяснить себе случившегося, так как не знали ни их (амазонок. — Т. Р.) языка, ни одежды, ни народ­ности...».25 Очевидно, Геродот считал одежду таким же важным признаком для определения народности, как и язык. При описании скифских и нескифских племен, обитавших на территории Восточ­ной Европы, Геродот иногда прибавлял: «одеваются, как скифы» или «носят одежду, похожую на скифскую», и в этих случаях оказывалась либо общность происхождения, либо сходные условия существования. Так, об аргиппеях, живших в предгорьях Урала, Геродот писал: «...у подножия высоких гор обитают люди, как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рожде­ния, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски...».26 Об андрофагах Геродот сообщил следующее: «Они являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но имеют особый язык».27 По сообщениям древних писателей, племена, обитавшие в Се­верном Причерноморье, изготовляли свои одежды из шкур и кожи диких и домашних животных, а автор I в. н. э. Юлий Полидевк в «Словаре», составленном на основании более ранних источников, сообщает название скифской кожаной меховой одежды: «...были и кожаные одежды... сисирна — кожаный хитон, волосатый, с рукавами».28 Только фракийцы (которые, очевидно, жили там же, иначе бессмысленно было бы о них упоминать), по словам Геро­дота, одни из всех племен изготовляли свои одежды из пенько­вого полотна, так как конопля в диком и культурном виде в Скифии произрастала в изобилии.

Существовала одежда и из шерстяной ткани. «Племена, оби­тавшие на Каспийском побережье Кавказа, рисовали на своих одеждах (буквально шерсти) узоры красками, полученными из листьев растущих там деревьев, и эти узоры не смывались, а стари­лись вместе с шерстью, как бы вотканные с самого начала».30

Кафтаны опоясывались. Кожаные пояса с металлическими, поставленными ребром пластинами были и в то время широко распространены среди различных варварских племен Причерно­морья.

Поясной одеждой мужчин являлись штаны. Иппократ считал штаны, которые скифы носили постоянно, одной из причин появ­ления в их среде энареев.31 Штаны были двух типов: несшитые, которые представляли собой две длинные ноговицы, прикрепляю­щиеся к поясу вязками, и сшитые. Овидий Назон (43 г. до н. э.— 18 г. н. э), сосланный имп. Августом в устье Дуная на о-в Томи, писал о том, что его жители защищаются от жестоких холодов звериными шкурами и сшитыми штанами.32

Головными уборами саков, по сведениям Геродота, были шапки из твердого войлока, стоящие прямо, — кирбасии.33 В окрестно­стях Ольвии была найдена головка от терракотовой статуэтки рыжеволосого варвара в высоком войлочном головном уборе (Иппократ писал о том, что все скифское племя рыжее).34

Обувью скифам служили сапожки, которые греки называли «скификами». Эти сапожки, судя по высказываниям древних авто­ров (а также по изображениям), подвязывались.

До нас не дошло сведений, различалась ли одежда по сезонам. Только говоря о царских скифах, Иппократ отмечает, что они «носят одну и ту же одежду летом и зимой».35

Были ли у скифов плащи, столь характерные для многих племен этого периода, неизвестно. Ни Геродот, оставивший клас­сическое описание Скифии, ни другие авторы V—IV вв. до н. э. ничего об этом не сообщают; на произведениях торевтики IV— III вв. до н. э. плащи также не изображаются. Геродот описывает только экзотические скифские плащи из скальпов убитых врагов, которые скифы сшивали «наподобие козьих шкурок».36 По-види­мому, у части племен, населявших Скифию, были плащи из шкур животных и войлока. На одной из терракот изображен сидящий варвар в войлочном головном уборе и мохнатом войлочном плаще.37 О бытовании в это время мохнатой ткани черного цвета рассказывает Геродот, сообщая о «не скифском» племени ме-ланхленов, которое получило такое название по цвету плащей.38 Термин хлена уже во времена Гомера обозначал мохнатую ткань, плащ. Позже термин также не изменил своего значения, хленой называет мохнатую ткань и Страбон, автор I в. н. э.

Однако поздняя эллинистическая традиция приписывала ски­фам плащи в качестве одной из основных частей одежды. Туллий Цицерон в своей книге приводит якобы текст письма Анахарсиса Аннону, в котором Анахарсис сообщает, что «...одеянием ему слу­жит плащ, обувью — кожа подошв, ложем — земля...».39 Однако при отсутствии плащей обычного для античного времени типа, т. е. изготовленных из куска так или иначе оформленной несшитой ткани, существовали плащи-халаты с очень длинными ложными рукавами, носившиеся внакидку. Такие плащи в основном изобра­жались в ритуальных сценах на женских фигурах золотых бляшек из курганов IV—III вв. до н. э. Куль-Оба, Карагодеуашх, Черто-млык и Верхний Рогачек и для этого времени имели уже, воз­можно, только обрядовое значение.

Распашную плечевую одежду (кафтаны, тулупы, шубы) неко­торые племена обшивали мехом. Геродот писал о том, что в стране будинов есть большое озеро, в котором водятся «...выдры, бобры и другие животные с четырехугольными мордами; их мех употреб­ляется на опушку кафтанов».40 Иллюстрацией к словам Геродота служит изваяние IV в. до н. э., найденное у с. Ольховчик Донец­кой обл. на северной стороне Азовского моря, а также изображе­ния кафтанов на произведениях торевтики из упомянутых курганов IV—Ш вв. до н. э.

Памятник почти кубической формы представляет собой фигуру, в руках которой вместо ритона новый символ власти — плеть. Детали одежды и вооружения тщательно исполнены. Воин одет в длиннополый опоясанный тулуп с широкой опушкой по бортам и длинными рукавами. Широкий пояс проходит под опушкой.

Поверх тулупа изображено оплечье с нагрудными накладками. На шее — массивная витая гривна, на голове — аттический шлем. Спереди к поясу подвешен суживающийся к концу акинак с оваловидным навершием.41 По форме шлема и акинака изваяние датировано 1-й половиной IV в. до н. э. Шульц относит его к периоду поздних скифов, «ко времени сложения скифской государственности и создания больших скифских курганов».42

Мы со своей стороны считаем это изваяние самобытным вариантом развития местной скульптуры, а одежду, изображенную на нем, одним из типов плечевой одежды, бытовавшей, по-види­мому, еще во времена архаических изваяний. Не случайно этот памятник найден на территории племен, занимающихся кочевым скотоводством, отдаленной от торжищ Северного Причерноморья. Древние донесли до нас известия о стремлении варваров сохра­нить в неприкосновенности свою культуру (религию, одежду). «Скифы, как и другие народы, упорно избегают чужеземных обычаев, — писал Геродот, — притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно пока­зала судьба Анахарсиса и потом Скила».43

Племенам, вступившим в непосредственные контакты с грече­скими колониями и городами Боспорского царства, не удалось из­бегнуть влияния античной культуры. Значительно дольше сохра­няли свою самобытность варвары, кочевавшие в южнорусских степях, несмотря на то что и они постепенно восприняли у коло­нистов многие черты их культуры, и в первую очередь оборони­тельное и наступательное вооружение.

О бытовании у скифов одежды типа тулупа или шубы сообщали и античные авторы. Так, Платон писал: «...скиф вряд ли пред­почтет иметь прекраснейший дом, чем кожаный тулуп, ибо послед­ний ему полезен, а первый бесполезен».44 Кроме длинного тулупа у местных племен бытовали короткие кафтаны, изображения которых встречаются на произведениях торевтики, терракотах и надгробных рельефах. Вокруг ворота и вдоль пол эти кафтаны обшивались мехом, а на некоторых бывают показаны и небольшие меховые воротники треугольной формы. Кафтан дополнялся поясной одеждой, поясом, обувью, оружием, а иногда и головным убором.

На скульптурных фризах, украшающих бытовые предметы, на золотых бляшках, покрывавших одежду, изображены военные и мифологические сцены из жизни местных племен, одежда и вооружение которых переданы в мельчайших подробностях. Такие вещи находили и продолжают находить в курганных погребениях племенной аристократии IV—III вв. до н. э. на широкой террито­рии от Прикубанья и Крыма до Воронежской обл., Урала и Си­бири.

На территории Керченского п-ова и Северо-Западного Кавказа, в курганах Куль-Оба, Большая Близница, Карагодеуашх и у дер. Мерджаны, найдены произведения торевтики с интере­сующей нас тематикой. На каждом из них костюм, вооружение и прическа, изображенные на человеческих фигурах, обладают какими-то только им присущими особенностями.

В кургане Куль-Оба на Керченском п-ове найдены шаровидный золотой кубок (ваза) со сценами из жизни местных племен; золотая витая гривна с протомами конных скифов на концах; многочисленные нашивные бляшки из золота, изображающие сцену братания, фигуры стоящего и конных скифов; бляшки, на которых изображена сидящая в кресле женская фигура в ми-дийском плаще и стоящий перед ней и пьющий из ритона молодой варвар.45

На золотом кубке из кургана Куль-Оба показано семь мужских фигур, которые для удобства описания мы разбили на группы с условными названиями: «военный совет» (рис. 3, а), «лечение зубов» (рис. 3, б), «бинтование ноги» и «стрелок из лука».

 

 

Рис. 3. Типы одежды и вооружения скифов, изображенных на золотом кубке (курган Куль-Оба).
 а - сцена «военный совет»; б - сцена «лечение зубов».

 

На мужских фигурах куль-обской вазы и почти на всех штампованных бляшках с изображениями людей показана очень близкая по крою одежда. Плечевая одежда — кафтаны, как пра­вило, короткие, длиной до середины бедер или закрывают бедра целиком, изготовлены из овечьей шкуры, положенной шерстью вниз и предварительно выкроенной.

Каждый кафтан состоит из двух пол, спинки и рукавов. Спинка бывает цельной, иногда сшивной—из двух половин. Вертикаль­ный шов в этом случае проходит посередине спины. Боковые швы, соединяющие передок и спинку, располагаются либо под рукавами — от нижнего угла проймы до обшивки подола, либо заходят на спину. В некоторых случаях срединный шов на спине был покрыт ремнем или кожаной полосой (фигуры «лекаря» на куль-обской вазе и «охотника» на золотой бляшке). Плечевые швы проходят от края ворота до рукава. Все это говорит о том, что все части кафтана выкраивались из одной или двух шкур и использовались не традиционно, а в зависимости от размера шкуры и умения мастера. Все кафтаны по краю подола обшива­лись кантом. На пекторали видно (рис. 4), что такой кант бывает снабжен металлическими пластинами. Вероятно, он имел и оборо­нительное значение. Запах пол неглубокий, так как на некоторых фигурах они легко расходятся. Край подола бывает прямым, коротким, изредка с разрезом, но чаще концы пол выступают углом ниже подола; в других случаях они свисают, так как плохо закреплены вязками или поясом, и возникает ощущение, будто они также длиннее края подола. В отдельных случаях полы имеют резко удлиненную форму. Ворот и борта обшивались мехом, хотя, возможно, иногда полоса меха не пришивалась, а просто наклады­валась сверху и закреплялась у талии туго надетым поясом, причем концы ее из-под пояса выступали.

Рукава показаны в нескольких вариантах. 1. Прямые неширо­кие, гладкие — на фигурах гривны. 2. Узкие, облегающие, на ко­торых складки равномерно распределялись вдоль руки или образо-вывалисьтолько на верхней части рукава и над кистью — нафигурах куль-обской вазы. Край рукавов обшит широким кантом или выделен декоративным швом, при этом образуется подобие ман­жета. 3. Рукава прямые, облегающие, но не сшитые от проймы до локтя (стрелки из лука), отметим как один из вариантов, возник­ший при попытке освободить руки воина от стесняющих движения рукавов (при прямом узком рукаве и отсутствии выкроенной проймы).

На фигурах золотой бляшки со сценой братания "изображены своеобразные костюмы. Материал, из которого они сделаны, произ­водит впечатление очень плотного, прочного. На правой фигуре показан короткий кафтан с резко удлиненными полами, которые вытянуты острыми углами и недалеко от нижнего конца соеди­нены между собой вязкой. Кафтан с такими же длинными полами изображен и на прикубанской стеле, зарисовку которой опубли­ковал Н. П. Анфимов. 8 Кафтаны с удлиненными полами показаны также на фигурах варваров, стреляющих из лука, на фигуре ле­вого всадника гривны, на конном скифе с копьем в руке. Утриро­ванно длинные полы играли, вне всякого сомнения, защитную роль.

Кафтаны, а иногда безрукавки с удлиненными полами своим покроем напоминают безрукавку парфян. Геродот писал о том, что, по его сведениям, парфы — это скифы, изгнанные из своего рода за совершенные ими проступки, и одежду они носят аналогичную скифской. У нас нет сравнительного материала для V—III вв. до н. э., но на бронзовой статуе вельможи парфянского времени из Шами (Тегеранский музей) изображена безрукавка, своим

 

Рис. 4. Изготовление кафтана, показанное на пекторали (курган Толстая Могила).

 

покроем напоминающая «скифские» безрукавки (кафтаны) с удли­ненными полами (например, безрукавку пехотинца на золотом гребне из кургана Солоха). На скульптуре из Тегеранского музея показана безрукавка с косыми полами, обнажающими почти всю грудь фигуры, но плотно запахнутая на подоле, причем правая пола у края подола углом глубоко заходит на левую, заложенную под правую таким же образом.49 Вероятно, если ослабить туго завязанный пояс, то остроугольные края пол соскользнут вниз и образуют типичный подол с удлиненными полами (как, напри­мер, на бляшках «Сидящая женщина и пьющий из ритона юноша»).

На фигуре правого стрелка из лука и на фигурах конных варваров золотой гривны показан меховой воротник, углом спускающийся на спину, и нижняя одежда. Интересно отметить, что до недавнего времени у энцев — одного из малых народов нашего Крайнего Севера, на нижние, а значит и более древние, женские кафтаны пришивался небольшой воротничок треугольной формы, собранный из нескольких полосок меха. При носке ворот­ничок выправляли на верхнюю одежду «или же, что было больше распространено, воротник сшивали из нескольких полосок меха в форме угла, спускавшегося на спину одежды».50

Заслуживает также внимания кафтан, изображенный на фи­гуре левого варвара сцены братания. Он длиннополый, с прямым срединным разрезом ворота. Примечательно, что пояс отсутствует. По сторонам талии спереди прикреплены две свисающие полосы, соединенные между собой на конце и образующие свободный полупояс, может быть, это вязки кафтана. Изображение такого кафтана нам встретилось впервые. Известно, что у племен, оби­тавших в скифское время в Северном Причерноморье, бытовали длинные тулупы или шубы. Однако перед нами не тулуп, сделан­ный из шкуры мехом внутрь, и не подбитая мехом шуба. Изобра­женный на левой фигуре кафтан изготовлен из плотного мате­риала — войлока или толстого сукна и мехом украшен только снаружи. Вдоль полы кафтан обшит мехом с длинным ворсом, напоминающим мех козы. На ворот нашит мех другого вида. Говорит это не о бедности изображенного на бляшке варвара, а скорее о том, что мех мог играть роль оберега. Известно, что мех верблюда, выдры и лисы в Средней Азии (у узбеков Хорезма) играл роль оберега от духов и дурного глаза. Нечто подобное могло иметь место и в данном случае.

Кафтан на талии заужен и носился без пояса, что было абсо­лютно нехарактерно для обитателей Северного Причерноморья. Пояс не носили эллины. Для них он был синонимом варварства, а у варваров он был обязательным элементом одежды. Однако перед нами не эллин, надевший туземный костюм: иконография образа, прическа и остальные элементы костюма выдают в нем местного жителя, представителя иранского племени. Все кафтаны, кроме кафтана левого варвара, в сцене братания опоясаны. Пояса узкие, гладкие, иногда с рантом по краям, чаще с попе­речными пластинами, иногда — с украшением из мелких круглых бляшек.

Интересно, что на всех пальцах левой руки правой фигуры по самой их середине изображены широкие массивные кольца, напоминающие кольца, надеваемые кочевниками средневековья для защиты руки при стрельбе из лука. По словам Платона, скифы в равной мере пользовались обеими руками как для натяги­вания лука, так и для накладки стрел, поэтому, очевидно, нужно было защищать в равной степени обе руки. Но тетива могла травмировать левую руку, в которой обычно держали лук, в лю­бом случае. Как полагает К. Ф. Смирнов, для защиты руки на край рукавов нашивались бронзовые пластины (например, у савроматов).53 В скифских погребениях не найдено ни защитных колец, ни пластин. Не было до сих пор выявлено и их изображений на произведениях торевтики.54

 

Рис. 5. Всадник в скифском костюме на детали золотой гривны (курган Куль-Оба).

 

 

Поясная одежда тоже трех типов: 1) штаны широкие, обра­зующие на ногах складки (рис. 5), 2) узкие, из плотного мате­риала, покрытые вертикальными полосами украшения, 3) узкие же с украшениями, расположенными по горизонтали.

Широкие штаны из тонкого материала украшены кресто­образным узором из бляшек или вышивки, который равномерно распределяется по всей поверхности (не создавая отдельных по­лос). Эти штаны напоминают поясную одежду, изображенную на мужских фигурах золотой пекторали из кургана Толстая могила.

Изображение широких штанов часто встречается на рельефах и терракотах Персии, так как они были характерны для древних иранцев. По-видимому, о них писал Аристофан, говоря о персид­ских воителях, которых греки «...кололи, как тунцов, в мешки штанов».55 У иранцев бытовали штаны «несшитые», они пред­ставляли собой две длинные и широкие ноговицы из тонкой материи, одевавшиеся по отдельности. Климатические условия юга России вызвали к жизни более теплую одежду — штаны сшитые, состоявшие из двух ноговиц и срединного клина (крой, очень четко видный на пекторали). Однако в различных вариантах штаны-ноговицы бытовали очень долго, а местами сохранились до конца XIX в. Так, например, в Азербайджане в Шеки еще в конце XIX в. существовала своеобразная женская поясная одежда чохчур — ноговицы с обувью.56 У многих народов нашего Крайнего Севера длинные ноговицы с косо срезанным верхом были непременным дополнением к коротким штанам — натаз-никам и прикреплялись специальными ремешками к поясу поверх них.57

Узкие ноговицы, покрытые горизонтальными полосами украше­ний, отделенными друг от друга поперечными декоративными швами, показаны на фигуре варвара с поврежденной ногой, изображенного на куль-обском кубке. По словам Овидия Назона не «сшитые» штаны были характерны для варваров Северного Причерноморья. Ясно видна снятая с больной ноги ноговица которая подложена под ступню сломанной ноги. Эти ноговицы по крою и стилю украшений связаны с изображенной поясной одеждой некоторых персонажей краснофигурных ваз, найденных в Керчи, на которых показаны различные мифологические сюжеты происходящие из Фракии и Фригии.58 Со своей стороны Манцевич считает, что такие штаны это «...скорее всего ЯчЛахее шнхЯоие — т. е. пестрые мешки, о которых говорил Эврипид, описывая костюм Париса» (рис. б).59

 

Рис. 6. Изображение охотника на золотой бляшке (курган Куль-Оба).

 

На большей части фигур ноговицы покрыты вертикальными полосами украшений. Изготовлялись они, вероятно, из продольных полос кожи, сшивавшихся между собой, как это видно на ногови­цах некоторых фигур варваров золотого калафа из кургана Большая Близница, где при сильном увеличении на фотографии просматриваются изображения линий косых стежков Каждая полоса (передняя, задняя и две боковые) имеет свой особый тип украшения. Таким же способом украшена поясная одежда некото­рых варваров куль-обской вазы. Возможно, что изображенные на этих фигурах ноговицы (или штаны) сшивались из отдельных продольных полос кожи или шкуры мехом внутрь и соответствен­ным образом украшались. Заметим, что у многих северных народов территории Сибири еще в XX в. ноговицы изготовлялись из отдель­ных полос камусов для зимы или ровдуги (замши) для лета.60 Вероятно, впрочем, и другое: в нашем случае сохраняется только традиция украшения ноговиц по вертикали, создающая впечатле­ние мнимых полос.

Ноговицы, покрытые поперечными полосами украшений, исхо­дят из другой традиции, чем ноговицы, украшенные продольными полосами. И если последние связаны с узкими шкурами, снятыми с ноги животного (камусами), которых нужно было взять не­сколько для того, чтобы сделать ноговицу, то первые, как мы полагаем, связаны с ткачеством, а в архаический период, воз­можно, с обматыванием ног в целях защиты узкими полосами луба, ткани или материала, плетенного из растительных во­локон.

На вазе из Куль-Обы изображенная на мужских фигурах обувь различна. Она хорошо видна на фигурах военачальника, воина, натягивающего тетиву на лук, варвара, которому бинтуют ногу. Обувь представляет собой голенище высотой в '/з голени, пришитое к выкроенной подошве. Правда, иногда создается впечатление, что подошва отсутствует, а мягкая обувь плотно облегает ступню. От края носка до конца голенища на сапожках заложена и закреплена или зашита глубокая долевая складка или проложен ремень, придающий им форму и увеличивающий прочность. В области лодыжки к складке прикреплен поперечный ремешок, закрепляющий сапог на ноге и так туго охватывающий ногу, что вокруг голени образуются складки. На подъеме — петля из поперечного ремешка, у некоторых фигур она прорезная. На фигуре военачальника с повязкой на голове сапожки того же типа (рис. 3, а), но, очевидно, с «носочком» (по терминологии Г. М. Василевич),61 На фигурах «стоматолога» и «страдающего зубной болью» такая же обувь без носочка (рис. 3, б), по-види­мому, дополнительно по подъему охвачена наискосок еще двумя ремнями (типа чарыков?).

Обувь типа чарыков изображена также на фигурах сцены братания. На правой фигуре показана двойная обувь: внутрен­няя — носки или чувяки без подошвы и внешняя — сандалии-чарыки, длинный узкий ремешок которых оплетает ноги поверх штанов почти до колена (рис. 7). На ногах у левого варвара — разная обувь: на левую босую ногу надет чарык, на правую чарык надет поверх внутренней обуви типа носка (чувяк?).62

 

На всадниках золотой гривны изображена обувь типа низких чувяк на толстой подошве, охваченная по бокам и подошве полу­кольцом. Наконец, интересны сапожки типа высоких чувяк, сши­тые вдоль подъема через край, изображенные на фигуре левого стрелка из лука. А. С. Армаганян экспериментально изготовил похожие сапожки, считая их этапом в развитии обуви.63

Таким образом, кроме «скификов», которые «подвязывались», бытовали еще чарыки, чувяки низкие и примитивные высокие, сшитые через край из одного куска кожи каждый.

У всех фигур куль-обской вазы показаны борода, усы, почти одинаковая прическа на фигурах, изображенных без головного убора: длинные волосы, рассыпанные по плечам, падают на спину, а спереди надо лбом зачесаны вверх и завязаны, изредка закру­чены в валик.

В связи с этим небезынтересно вспомнить высказывания древних авторов, живших, правда, в период позднего эллинизма, но писавших о более ранних вещах и событиях. Один из них -знаменитый философ древности Люций Аннэй Сенека (I в. н. э.), писавший о прическе скифов и о царском скифском головном уборе: «Распустишь ли ты их [волосы] по обычаям парфян, или свяжешь по обычаям германцев, или рассыплешь по плечам, как это делают скифы...»64 Действительно, мы видим у всех фигур, изображенных на вазе, волосы, рассыпанные по плечам или выби­вающиеся из-под головного убора и падающие на спину. Эта прическа доминирует. Однако встречается и другая, говорящая, быть может, о другой этнической группе. У варваров, стреляющих из лука, волосы на затылке уложены в большой тяжелый узел, а на фигурах конных скифов на золотой гривне и на бляшке со сценой братания волосы надо лбом и по бокам ровно подстри­жены, а сзади на затылке сколоты шпильками и углом падают на спину.

 

Рис. 7. Прорисовка нижней части одежды на бляшке «братание» (Куль-Оба)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.068 с.)