Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Одежда скифского времени ( V — III вв. До Н. Э. )
Одежда негреческого населения Северного Кавказа (как и Крыма) античного времени фактически не изучена. Связано это, по-видимому, с тем, что располагаем мы довольно скромными и не всегда достаточно четкими материалами. Естественно, в погребениях такого отдаленного от нас времени одежда не сохранилась. Небольшие остатки материалов, из которых она была изготовлена, найденные во время раскопок, ничего или почти ничего не говорят нам ни о покрое платья, ни о его внешнем виде. В дошедших до наших дней описаниях древних авторов об одежде говорится также очень мало. Иногда упоминается материал, иногда — тип платья (хитон, штаны, головной убор и т. п.), но ничего не сообщается ни о покрое одежды, ни о тех особенностях, по которым различались между собой костюмы различных племен Северного Причерноморья. Более надежным источником для изучения одежды того времени являются ее изображения, сохранившиеся на памятниках материальной культуры: надгробных памятниках, оставленных местными племенами, а также греко-варварским населением Бос-порского царства, одежда которого сочетала греческие и туземные элементы; терракотовых статуэтках, изображающих людей в варварских ' одеждах; на произведениях торевтики, найденных в погребениях родовой знати VI—III вв. до н. э. Надгробные памятники, оставленные местным населением, немногочисленны и разбросаны на обширной территории от Дуная до Дона и горных ущелий Северного Кавказа. Хронологически они датируются скифским временем — IV—III вв. до н. э.2 Шульц разделил все «скифские» изваяния территориально на семь групп: придунайскую, буго-днепровскую, крымскую, донецкую, донскую, прикубанскую и северокавказскую — и указал на локальные различия, возникшие уже в архаический период.3 Наиболее древняя часть памятников — антропоморфные менгирообразные, часто фаллические стелы в форме каменных плит с закругленными гранями, на которых рельефно или резьбой показаны контуры лица, рук, одежды, оружия, ритона. Они изображают воина-родоначальника.4 Все подобные изваяния победренные. Судя по этим изображениям, племена, обитавшие в Северном Причерноморье (или некоторые из них), носили рукавную, прикрывающую бедра одежду, опоясанную по талии. Пояс в одних случаях показан узким и гладким,5 в других — широким с поперечными черточками, изображавшими, очевидно, металлические пластины, которые часто находят в погребениях того времени.6 К поясу спереди на лопасти подвешивался акинак, слева — горит, справа — секира. Как правило, в правой руке изваяния показан ритон, иногда плеть. На том месте, где полагалось бы быть шее, часто бывает изображена массивная витая гривна.
Необходимо обратить внимание на одну черту, общую для большинства известных нам архаических памятников. Почти на всех изваяниях воины показаны без бороды, но с длинными, свисающими к подбородку усами,7 иногда и без них.8 Неизвестна нам и прическа ранних скифов, так как волосы на стелах тогда не изображались. Большой интерес поэтому приобретает находка в Чечено-Ингушетии близ с. Мескеты изваяния, на обратной стороне которого под головой высечено изображение, имитирующее, как считают опубликовавшие его авторы, «...косу, сложенную в волнистую прическу».9 Заметим, что отсутствие бороды и заплетенные в косу волосы никак не вяжутся с нашими представлениями о скифах. А. А. Миллер рассматривал памятники, оставленные скифами, как результат взаимодействия местных традиций с пришлыми.10 От V в. до н. э. дошли до нас только единичные памятники, изображающие воинов. Сделаны они с большим мастерством и в некоторых случаях напоминают скульптуру: руки отделены от туловища, намечено изображение ног. Одежда также показана подробнее, с более тщательно проработанными деталями, поэтому локальные различия здесь проявляются резче. В нашем распоряжении имеются три памятника, сохранившиеся от той поры: из Прикубанья, с северного побережья Азовского моря и из Западного Крыма. Они дают представление о трех разных типах плечевой одежды. Стела из Прикубанья представляет собой скульптурно обработанную каменную плиту (руки отделены от туловища, изображены ноги, которые кончаются на уровне середины бедер). У изваяния отбиты голова, левое плечо и рука, местами повреждена поверхность. Воин изображен в рукавной одежде, поверх которой надет пластинчатый панцирь с оплечьем. Рельефно выбитые пластинки панциря поперечными рядами покрывают грудь фигуры от оплечья до пояса. От панциря оплечье отделено широкой выпуклой полосой, с которой соединяется такая же полоса, идущая от ворота вдоль плеча. В центре оплечья изображен олень с подогнутыми ногами, на сохранившемся правом плече — четыре грифона: два спереди и два на спине. Талия охвачена широким пластинчатым поясом, ниже которого по правому боку и отчасти сзади изображена «решетка из пересекающихся линий». А. А. Миллер, впервые опубликовавший изваяние, считает эту решетку изображением панциря. В руке воина — ритон, спереди у пояса — акинак, слева — горит с чашей, справа — плеть."
По-видимому, плечевой одеждой племени, оставившего прикубанскую стелу, была кожаная рубашка, сверху которой надевалось оплечье и нашивались пластинки брони — тип оборонительного вооружения, известный по находкам в курганах Прикубанья VI— V вв. до н. э. В погребениях пластинки из бронзы или железа, а иногда комбинированные из этих двух материалов прикреплены металлическими заклепками к остаткам меховой или кожаной одежды.12 Б. Н. Граков считал такой одеждой рубашку, сплетенную из тонких ремешков. «Плотно налегая друг на друга, — писал он, — ряды чешуек были трудно проницаемы, но доспех был гибок благодаря подпушке из тонких ремней...» 13 (и действительно, как один из вариантов плечевой одежды в Прикубанье существовала рубашка из ремней: на одной из фигурок борющихся с грифонами варваров золотого калафа из кургана Большая Близница (IV в. до н. э.) четко просматривается рукавная рубашка из ремней, украшенных линиями круглых бляшек (см. рис. 9)).14 Найдены в погребениях и вырезанные из золотых пластинок чеканные изображения зверей, в том числе лежащего оленя и. грифонов.15 Пояс, показанный на полуфигуре воина, широкий и покрыт пластинами, последовательно накладывающимися одна на другую и слегка отогнутыми. А. П. Манцевич, специально занимавшаяся изучением боевых поясов скифского времени по остаткам их в погребениях и изображениям на произведениях торевтики и скульптуры того времени, пишет, что такой пояс состоял из трех слоев кожаного ремня, поперек которого, нашивались бронзовые или железные пластины, прямые или слегка изогнутые, «последние как на поясах из курганов Чертомлык, Солоха, Елизаветинская и на краснодарской стеле».16 В тех местах, где к поясу подвешивалось оружие, узкие пластины прерывались квадратной с отверстием в центре для продевания жгутообразного ремня. К концам поясного ремня прикреплялись полуовальные пластины с одним-двумя отверстиями посередине для ремней-вязок, стягивающих пояс на талии. С обратной стороны пояса подшивался второй ремень, скрывающий швы и неровности, а по краям бортик из узких ремешков, сложенных вдвое. Последней операцией было подшивание третьего ремня, уже окончательного, закрывающего все швы.17 Манцевич отметила широкое распространение остатков подобных поясов в Приднепровье в V—III вв. до н. э. и почти полное отсутствие их в Прикубанье.18 Следующий памятник был обнаружен на северном побережье Азовского моря среди камней, заполнявших могильную яму, и хранится ныне в Историко-краеведческом музее г. Мариуполя. Стела, сделанная из гранитной плиты, изображала воина. От изваяния сохранилась только нижняя половина, которая начинается непосредственно над поясом. На ней видны охваченная узким гладким поясом талия и чуть пониже бедер прямой край подола одежды. При помощи лопасти и дополнительного ремня к поясу слева прикреплен прямой акинак с брусковидным навершием, там же — горит больших размеров, справа — секира и плеть.19 Следовательно, для обитателей северного побережья Местиды плечевой одеждой служили кафтан или рубаха длиной немного ниже бедер, с прямым краем подола, перетянутая узким гладким ремнем. На изваянии из музея в Мариуполе не изображены полы кафтана, хотя такие детали, как пояс и оружие, обрисованы тщательно и искусно. Поэтому можно предполагать, что либо это был кафтан, но в соответствии с традициями еще архаических изваяний полы не изображены, либо это была рубаха с длинными рукавами или, как называли греки такой вид платья, «хитон с рукавами». «Хитон, прикрывающий бедра», наблюдал Ксенофонт в горных областях Балканского п-ова у фракийского племени одриссов во время отступления десяти тысяч.20
В районе ольвийского теменоса были найдены терракотовые статуэтки комических актеров V в. до н. э. (так называемые куклы с подвесными ногами), на которых изображена рукавная рубаха из толстого материала,21 по талии опоясанная, — «хитон с рукавами», по-видимому, из овчины; на Таманском п-ове — стела IV в. до н. э., представляющая собой полуфигуру воина-в рукавной рубахе из тонкого материала.22 Очевидно, нераспашная плечевая одежда была сравнительно широко распространена среди племен Северного Причерноморья, и мы вряд ли ошибемся, сочтя рубахой одежду, изображенную на стеле из краеведческого музея в Мариуполе. Третья стела найдена на западном побережье Крыма. Несмотря на то что голова, правые плечо и рука, а также ноги отсутствуют и поверхность памятника выветрена, на изваянии виден рукавный опоясанный кафтан длиной по бедра с выступающими ниже линии подола концами пол и запахом справа налево. Оружие представлено массивным акинаком с валютообразным навершием и лопастью для прикрепления к поясу, горитом с выкружкой-чашей. В правой руке изваяния изображен традиционный ритон.23 Следовательно, у насельников побережья Крыма, кочевавших по соседству с городом-полисом Киркинитидой, плечевой одеждой служил рукавный кафтан длиной по бедра, полы которого спереди были немного длиннее и образовывали небольшой выступ. Покрой этого кафтана несколько напоминает «скифские» кафтаны, изображенные на произведениях торевтики.
Даже на основании исследования таких скромных материалов, как изображение одежды на трех стелах V в. до н. э., можно говорить о разнообразии форм плечевой одежды, бытовавшей в то время в Северном Причерноморье. Наши выводы подтверждаются сообщениями древних авторов (Геродот, Ксенофонт, Страбон), которые считали одежду одним из отличительных племенных признаков, так как при описании различных варварских племен всегда, если знали, отмечали и особенности их костюма, а если одежда была не самобытной — то откуда и почему произошло заимствование. Геродот, например, писал, что «персы больше всех склонны к заимствованию чужеземных обычаев. Они носят ведь даже индийскую одежду, считая ее красивее своей, а на войну надевают египетские доспехи».24 Одежда как отличительный племенной признак подчеркнута Геродотом, и при передаче версии о происхождении савроматов: «...скифы не могли объяснить себе случившегося, так как не знали ни их (амазонок. — Т. Р.) языка, ни одежды, ни народности...».25 Очевидно, Геродот считал одежду таким же важным признаком для определения народности, как и язык. При описании скифских и нескифских племен, обитавших на территории Восточной Европы, Геродот иногда прибавлял: «одеваются, как скифы» или «носят одежду, похожую на скифскую», и в этих случаях оказывалась либо общность происхождения, либо сходные условия существования. Так, об аргиппеях, живших в предгорьях Урала, Геродот писал: «...у подножия высоких гор обитают люди, как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски...».26 Об андрофагах Геродот сообщил следующее: «Они являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но имеют особый язык».27 По сообщениям древних писателей, племена, обитавшие в Северном Причерноморье, изготовляли свои одежды из шкур и кожи диких и домашних животных, а автор I в. н. э. Юлий Полидевк в «Словаре», составленном на основании более ранних источников, сообщает название скифской кожаной меховой одежды: «...были и кожаные одежды... сисирна — кожаный хитон, волосатый, с рукавами».28 Только фракийцы (которые, очевидно, жили там же, иначе бессмысленно было бы о них упоминать), по словам Геродота, одни из всех племен изготовляли свои одежды из пенькового полотна, так как конопля в диком и культурном виде в Скифии произрастала в изобилии. Существовала одежда и из шерстяной ткани. «Племена, обитавшие на Каспийском побережье Кавказа, рисовали на своих одеждах (буквально шерсти) узоры красками, полученными из листьев растущих там деревьев, и эти узоры не смывались, а старились вместе с шерстью, как бы вотканные с самого начала».30 Кафтаны опоясывались. Кожаные пояса с металлическими, поставленными ребром пластинами были и в то время широко распространены среди различных варварских племен Причерноморья.
Поясной одеждой мужчин являлись штаны. Иппократ считал штаны, которые скифы носили постоянно, одной из причин появления в их среде энареев.31 Штаны были двух типов: несшитые, которые представляли собой две длинные ноговицы, прикрепляющиеся к поясу вязками, и сшитые. Овидий Назон (43 г. до н. э.— 18 г. н. э), сосланный имп. Августом в устье Дуная на о-в Томи, писал о том, что его жители защищаются от жестоких холодов звериными шкурами и сшитыми штанами.32 Головными уборами саков, по сведениям Геродота, были шапки из твердого войлока, стоящие прямо, — кирбасии.33 В окрестностях Ольвии была найдена головка от терракотовой статуэтки рыжеволосого варвара в высоком войлочном головном уборе (Иппократ писал о том, что все скифское племя рыжее).34 Обувью скифам служили сапожки, которые греки называли «скификами». Эти сапожки, судя по высказываниям древних авторов (а также по изображениям), подвязывались. До нас не дошло сведений, различалась ли одежда по сезонам. Только говоря о царских скифах, Иппократ отмечает, что они «носят одну и ту же одежду летом и зимой».35 Были ли у скифов плащи, столь характерные для многих племен этого периода, неизвестно. Ни Геродот, оставивший классическое описание Скифии, ни другие авторы V—IV вв. до н. э. ничего об этом не сообщают; на произведениях торевтики IV— III вв. до н. э. плащи также не изображаются. Геродот описывает только экзотические скифские плащи из скальпов убитых врагов, которые скифы сшивали «наподобие козьих шкурок».36 По-видимому, у части племен, населявших Скифию, были плащи из шкур животных и войлока. На одной из терракот изображен сидящий варвар в войлочном головном уборе и мохнатом войлочном плаще.37 О бытовании в это время мохнатой ткани черного цвета рассказывает Геродот, сообщая о «не скифском» племени ме-ланхленов, которое получило такое название по цвету плащей.38 Термин хлена уже во времена Гомера обозначал мохнатую ткань, плащ. Позже термин также не изменил своего значения, хленой называет мохнатую ткань и Страбон, автор I в. н. э. Однако поздняя эллинистическая традиция приписывала скифам плащи в качестве одной из основных частей одежды. Туллий Цицерон в своей книге приводит якобы текст письма Анахарсиса Аннону, в котором Анахарсис сообщает, что «...одеянием ему служит плащ, обувью — кожа подошв, ложем — земля...».39 Однако при отсутствии плащей обычного для античного времени типа, т. е. изготовленных из куска так или иначе оформленной несшитой ткани, существовали плащи-халаты с очень длинными ложными рукавами, носившиеся внакидку. Такие плащи в основном изображались в ритуальных сценах на женских фигурах золотых бляшек из курганов IV—III вв. до н. э. Куль-Оба, Карагодеуашх, Черто-млык и Верхний Рогачек и для этого времени имели уже, возможно, только обрядовое значение. Распашную плечевую одежду (кафтаны, тулупы, шубы) некоторые племена обшивали мехом. Геродот писал о том, что в стране будинов есть большое озеро, в котором водятся «...выдры, бобры и другие животные с четырехугольными мордами; их мех употребляется на опушку кафтанов».40 Иллюстрацией к словам Геродота служит изваяние IV в. до н. э., найденное у с. Ольховчик Донецкой обл. на северной стороне Азовского моря, а также изображения кафтанов на произведениях торевтики из упомянутых курганов IV—Ш вв. до н. э. Памятник почти кубической формы представляет собой фигуру, в руках которой вместо ритона новый символ власти — плеть. Детали одежды и вооружения тщательно исполнены. Воин одет в длиннополый опоясанный тулуп с широкой опушкой по бортам и длинными рукавами. Широкий пояс проходит под опушкой. Поверх тулупа изображено оплечье с нагрудными накладками. На шее — массивная витая гривна, на голове — аттический шлем. Спереди к поясу подвешен суживающийся к концу акинак с оваловидным навершием.41 По форме шлема и акинака изваяние датировано 1-й половиной IV в. до н. э. Шульц относит его к периоду поздних скифов, «ко времени сложения скифской государственности и создания больших скифских курганов».42 Мы со своей стороны считаем это изваяние самобытным вариантом развития местной скульптуры, а одежду, изображенную на нем, одним из типов плечевой одежды, бытовавшей, по-видимому, еще во времена архаических изваяний. Не случайно этот памятник найден на территории племен, занимающихся кочевым скотоводством, отдаленной от торжищ Северного Причерноморья. Древние донесли до нас известия о стремлении варваров сохранить в неприкосновенности свою культуру (религию, одежду). «Скифы, как и другие народы, упорно избегают чужеземных обычаев, — писал Геродот, — притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно показала судьба Анахарсиса и потом Скила».43 Племенам, вступившим в непосредственные контакты с греческими колониями и городами Боспорского царства, не удалось избегнуть влияния античной культуры. Значительно дольше сохраняли свою самобытность варвары, кочевавшие в южнорусских степях, несмотря на то что и они постепенно восприняли у колонистов многие черты их культуры, и в первую очередь оборонительное и наступательное вооружение. О бытовании у скифов одежды типа тулупа или шубы сообщали и античные авторы. Так, Платон писал: «...скиф вряд ли предпочтет иметь прекраснейший дом, чем кожаный тулуп, ибо последний ему полезен, а первый бесполезен».44 Кроме длинного тулупа у местных племен бытовали короткие кафтаны, изображения которых встречаются на произведениях торевтики, терракотах и надгробных рельефах. Вокруг ворота и вдоль пол эти кафтаны обшивались мехом, а на некоторых бывают показаны и небольшие меховые воротники треугольной формы. Кафтан дополнялся поясной одеждой, поясом, обувью, оружием, а иногда и головным убором. На скульптурных фризах, украшающих бытовые предметы, на золотых бляшках, покрывавших одежду, изображены военные и мифологические сцены из жизни местных племен, одежда и вооружение которых переданы в мельчайших подробностях. Такие вещи находили и продолжают находить в курганных погребениях племенной аристократии IV—III вв. до н. э. на широкой территории от Прикубанья и Крыма до Воронежской обл., Урала и Сибири. На территории Керченского п-ова и Северо-Западного Кавказа, в курганах Куль-Оба, Большая Близница, Карагодеуашх и у дер. Мерджаны, найдены произведения торевтики с интересующей нас тематикой. На каждом из них костюм, вооружение и прическа, изображенные на человеческих фигурах, обладают какими-то только им присущими особенностями. В кургане Куль-Оба на Керченском п-ове найдены шаровидный золотой кубок (ваза) со сценами из жизни местных племен; золотая витая гривна с протомами конных скифов на концах; многочисленные нашивные бляшки из золота, изображающие сцену братания, фигуры стоящего и конных скифов; бляшки, на которых изображена сидящая в кресле женская фигура в ми-дийском плаще и стоящий перед ней и пьющий из ритона молодой варвар.45 На золотом кубке из кургана Куль-Оба показано семь мужских фигур, которые для удобства описания мы разбили на группы с условными названиями: «военный совет» (рис. 3, а), «лечение зубов» (рис. 3, б), «бинтование ноги» и «стрелок из лука».
Рис. 3. Типы одежды и вооружения скифов, изображенных на золотом кубке (курган Куль-Оба).
На мужских фигурах куль-обской вазы и почти на всех штампованных бляшках с изображениями людей показана очень близкая по крою одежда. Плечевая одежда — кафтаны, как правило, короткие, длиной до середины бедер или закрывают бедра целиком, изготовлены из овечьей шкуры, положенной шерстью вниз и предварительно выкроенной. Каждый кафтан состоит из двух пол, спинки и рукавов. Спинка бывает цельной, иногда сшивной—из двух половин. Вертикальный шов в этом случае проходит посередине спины. Боковые швы, соединяющие передок и спинку, располагаются либо под рукавами — от нижнего угла проймы до обшивки подола, либо заходят на спину. В некоторых случаях срединный шов на спине был покрыт ремнем или кожаной полосой (фигуры «лекаря» на куль-обской вазе и «охотника» на золотой бляшке). Плечевые швы проходят от края ворота до рукава. Все это говорит о том, что все части кафтана выкраивались из одной или двух шкур и использовались не традиционно, а в зависимости от размера шкуры и умения мастера. Все кафтаны по краю подола обшивались кантом. На пекторали видно (рис. 4), что такой кант бывает снабжен металлическими пластинами. Вероятно, он имел и оборонительное значение. Запах пол неглубокий, так как на некоторых фигурах они легко расходятся. Край подола бывает прямым, коротким, изредка с разрезом, но чаще концы пол выступают углом ниже подола; в других случаях они свисают, так как плохо закреплены вязками или поясом, и возникает ощущение, будто они также длиннее края подола. В отдельных случаях полы имеют резко удлиненную форму. Ворот и борта обшивались мехом, хотя, возможно, иногда полоса меха не пришивалась, а просто накладывалась сверху и закреплялась у талии туго надетым поясом, причем концы ее из-под пояса выступали. Рукава показаны в нескольких вариантах. 1. Прямые неширокие, гладкие — на фигурах гривны. 2. Узкие, облегающие, на которых складки равномерно распределялись вдоль руки или образо-вывалисьтолько на верхней части рукава и над кистью — нафигурах куль-обской вазы. Край рукавов обшит широким кантом или выделен декоративным швом, при этом образуется подобие манжета. 3. Рукава прямые, облегающие, но не сшитые от проймы до локтя (стрелки из лука), отметим как один из вариантов, возникший при попытке освободить руки воина от стесняющих движения рукавов (при прямом узком рукаве и отсутствии выкроенной проймы). На фигурах золотой бляшки со сценой братания "изображены своеобразные костюмы. Материал, из которого они сделаны, производит впечатление очень плотного, прочного. На правой фигуре показан короткий кафтан с резко удлиненными полами, которые вытянуты острыми углами и недалеко от нижнего конца соединены между собой вязкой. Кафтан с такими же длинными полами изображен и на прикубанской стеле, зарисовку которой опубликовал Н. П. Анфимов. 8 Кафтаны с удлиненными полами показаны также на фигурах варваров, стреляющих из лука, на фигуре левого всадника гривны, на конном скифе с копьем в руке. Утрированно длинные полы играли, вне всякого сомнения, защитную роль. Кафтаны, а иногда безрукавки с удлиненными полами своим покроем напоминают безрукавку парфян. Геродот писал о том, что, по его сведениям, парфы — это скифы, изгнанные из своего рода за совершенные ими проступки, и одежду они носят аналогичную скифской. У нас нет сравнительного материала для V—III вв. до н. э., но на бронзовой статуе вельможи парфянского времени из Шами (Тегеранский музей) изображена безрукавка, своим
Рис. 4. Изготовление кафтана, показанное на пекторали (курган Толстая Могила).
покроем напоминающая «скифские» безрукавки (кафтаны) с удлиненными полами (например, безрукавку пехотинца на золотом гребне из кургана Солоха). На скульптуре из Тегеранского музея показана безрукавка с косыми полами, обнажающими почти всю грудь фигуры, но плотно запахнутая на подоле, причем правая пола у края подола углом глубоко заходит на левую, заложенную под правую таким же образом.49 Вероятно, если ослабить туго завязанный пояс, то остроугольные края пол соскользнут вниз и образуют типичный подол с удлиненными полами (как, например, на бляшках «Сидящая женщина и пьющий из ритона юноша»). На фигуре правого стрелка из лука и на фигурах конных варваров золотой гривны показан меховой воротник, углом спускающийся на спину, и нижняя одежда. Интересно отметить, что до недавнего времени у энцев — одного из малых народов нашего Крайнего Севера, на нижние, а значит и более древние, женские кафтаны пришивался небольшой воротничок треугольной формы, собранный из нескольких полосок меха. При носке воротничок выправляли на верхнюю одежду «или же, что было больше распространено, воротник сшивали из нескольких полосок меха в форме угла, спускавшегося на спину одежды».50 Заслуживает также внимания кафтан, изображенный на фигуре левого варвара сцены братания. Он длиннополый, с прямым срединным разрезом ворота. Примечательно, что пояс отсутствует. По сторонам талии спереди прикреплены две свисающие полосы, соединенные между собой на конце и образующие свободный полупояс, может быть, это вязки кафтана. Изображение такого кафтана нам встретилось впервые. Известно, что у племен, обитавших в скифское время в Северном Причерноморье, бытовали длинные тулупы или шубы. Однако перед нами не тулуп, сделанный из шкуры мехом внутрь, и не подбитая мехом шуба. Изображенный на левой фигуре кафтан изготовлен из плотного материала — войлока или толстого сукна и мехом украшен только снаружи. Вдоль полы кафтан обшит мехом с длинным ворсом, напоминающим мех козы. На ворот нашит мех другого вида. Говорит это не о бедности изображенного на бляшке варвара, а скорее о том, что мех мог играть роль оберега. Известно, что мех верблюда, выдры и лисы в Средней Азии (у узбеков Хорезма) играл роль оберега от духов и дурного глаза. Нечто подобное могло иметь место и в данном случае. Кафтан на талии заужен и носился без пояса, что было абсолютно нехарактерно для обитателей Северного Причерноморья. Пояс не носили эллины. Для них он был синонимом варварства, а у варваров он был обязательным элементом одежды. Однако перед нами не эллин, надевший туземный костюм: иконография образа, прическа и остальные элементы костюма выдают в нем местного жителя, представителя иранского племени. Все кафтаны, кроме кафтана левого варвара, в сцене братания опоясаны. Пояса узкие, гладкие, иногда с рантом по краям, чаще с поперечными пластинами, иногда — с украшением из мелких круглых бляшек. Интересно, что на всех пальцах левой руки правой фигуры по самой их середине изображены широкие массивные кольца, напоминающие кольца, надеваемые кочевниками средневековья для защиты руки при стрельбе из лука. По словам Платона, скифы в равной мере пользовались обеими руками как для натягивания лука, так и для накладки стрел, поэтому, очевидно, нужно было защищать в равной степени обе руки. Но тетива могла травмировать левую руку, в которой обычно держали лук, в любом случае. Как полагает К. Ф. Смирнов, для защиты руки на край рукавов нашивались бронзовые пластины (например, у савроматов).53 В скифских погребениях не найдено ни защитных колец, ни пластин. Не было до сих пор выявлено и их изображений на произведениях торевтики.54
Рис. 5. Всадник в скифском костюме на детали золотой гривны (курган Куль-Оба).
Поясная одежда тоже трех типов: 1) штаны широкие, образующие на ногах складки (рис. 5), 2) узкие, из плотного материала, покрытые вертикальными полосами украшения, 3) узкие же с украшениями, расположенными по горизонтали. Широкие штаны из тонкого материала украшены крестообразным узором из бляшек или вышивки, который равномерно распределяется по всей поверхности (не создавая отдельных полос). Эти штаны напоминают поясную одежду, изображенную на мужских фигурах золотой пекторали из кургана Толстая могила. Изображение широких штанов часто встречается на рельефах и терракотах Персии, так как они были характерны для древних иранцев. По-видимому, о них писал Аристофан, говоря о персидских воителях, которых греки «...кололи, как тунцов, в мешки штанов».55 У иранцев бытовали штаны «несшитые», они представляли собой две длинные и широкие ноговицы из тонкой материи, одевавшиеся по отдельности. Климатические условия юга России вызвали к жизни более теплую одежду — штаны сшитые, состоявшие из двух ноговиц и срединного клина (крой, очень четко видный на пекторали). Однако в различных вариантах штаны-ноговицы бытовали очень долго, а местами сохранились до конца XIX в. Так, например, в Азербайджане в Шеки еще в конце XIX в. существовала своеобразная женская поясная одежда чохчур — ноговицы с обувью.56 У многих народов нашего Крайнего Севера длинные ноговицы с косо срезанным верхом были непременным дополнением к коротким штанам — натаз-никам и прикреплялись специальными ремешками к поясу поверх них.57 Узкие ноговицы, покрытые горизонтальными полосами украшений, отделенными друг от друга поперечными декоративными швами, показаны на фигуре варвара с поврежденной ногой, изображенного на куль-обском кубке. По словам Овидия Назона не «сшитые» штаны были характерны для варваров Северного Причерноморья. Ясно видна снятая с больной ноги ноговица которая подложена под ступню сломанной ноги. Эти ноговицы по крою и стилю украшений связаны с изображенной поясной одеждой некоторых персонажей краснофигурных ваз, найденных в Керчи, на которых показаны различные мифологические сюжеты происходящие из Фракии и Фригии.58 Со своей стороны Манцевич считает, что такие штаны это «...скорее всего ЯчЛахее шнхЯоие — т. е. пестрые мешки, о которых говорил Эврипид, описывая костюм Париса» (рис. б).59
Рис. 6. Изображение охотника на золотой бляшке (курган Куль-Оба).
На большей части фигур ноговицы покрыты вертикальными полосами украшений. Изготовлялись они, вероятно, из продольных полос кожи, сшивавшихся между собой, как это видно на ноговицах некоторых фигур варваров золотого калафа из кургана Большая Близница, где при сильном увеличении на фотографии просматриваются изображения линий косых стежков Каждая полоса (передняя, задняя и две боковые) имеет свой особый тип украшения. Таким же способом украшена поясная одежда некоторых варваров куль-обской вазы. Возможно, что изображенные на этих фигурах ноговицы (или штаны) сшивались из отдельных продольных полос кожи или шкуры мехом внутрь и соответственным образом украшались. Заметим, что у многих северных народов территории Сибири еще в XX в. ноговицы изготовлялись из отдельных полос камусов для зимы или ровдуги (замши) для лета.60 Вероятно, впрочем, и другое: в нашем случае сохраняется только традиция украшения ноговиц по вертикали, создающая впечатление мнимых полос. Ноговицы, покрытые поперечными полосами украшений, исходят из другой традиции, чем ноговицы, украшенные продольными полосами. И если последние связаны с узкими шкурами, снятыми с ноги животного (камусами), которых нужно было взять несколько для того, чтобы сделать ноговицу, то первые, как мы полагаем, связаны с ткачеством, а в архаический период, возможно, с обматыванием ног в целях защиты узкими полосами луба, ткани или материала, плетенного из растительных волокон. На вазе из Куль-Обы изображенная на мужских фигурах обувь различна. Она хорошо видна на фигурах военачальника, воина, натягивающего тетиву на лук, варвара, которому бинтуют ногу. Обувь представляет собой голенище высотой в '/з голени, пришитое к выкроенной подошве. Правда, иногда создается впечатление, что подошва отсутствует, а мягкая обувь плотно облегает ступню. От края носка до конца голенища на сапожках заложена и закреплена или зашита глубокая долевая складка или проложен ремень, придающий им форму и увеличивающий прочность. В области лодыжки к складке прикреплен поперечный ремешок, закрепляющий сапог на ноге и так туго охватывающий ногу, что вокруг голени образуются складки. На подъеме — петля из поперечного ремешка, у некоторых фигур она прорезная. На фигуре военачальника с повязкой на голове сапожки того же типа (рис. 3, а), но, очевидно, с «носочком» (по терминологии Г. М. Василевич),61 На фигурах «стоматолога» и «страдающего зубной болью» такая же обувь без носочка (рис. 3, б), по-видимому, дополнительно по подъему охвачена наискосок еще двумя ремнями (типа чарыков?). Обувь типа чарыков изображена также на фигурах сцены братания. На правой фигуре показана двойная обувь: внутренняя — носки или чувяки без подошвы и внешняя — сандалии-чарыки, длинный узкий ремешок которых оплетает ноги поверх штанов почти до колена (рис. 7). На ногах у левого варвара — разная обувь: на левую босую ногу надет чарык, на правую чарык надет поверх внутренней обуви типа носка (чувяк?).62
На всадниках золотой гривны изображена обувь типа низких чувяк на толстой подошве, охваченная по бокам и подошве полукольцом. Наконец, интересны сапожки типа высоких чувяк, сшитые вдоль подъема через край, изображенные на фигуре левого стрелка из лука. А. С. Армаганян экспериментально изготовил похожие сапожки, считая их этапом в развитии обуви.63 Таким образом, кроме «скификов», которые «подвязывались», бытовали еще чарыки, чувяки низкие и примитивные высокие, сшитые через край из одного куска кожи каждый. У всех фигур куль-обской вазы показаны борода, усы, почти одинаковая прическа на фигурах, изображенных без головного убора: длинные волосы, рассыпанные по плечам, падают на спину, а спереди надо лбом зачесаны вверх и завязаны, изредка закручены в валик. В связи с этим небезынтересно вспомнить высказывания древних авторов, живших, правда, в период позднего эллинизма, но писавших о более ранних вещах и событиях. Один из них -знаменитый философ древности Люций Аннэй Сенека (I в. н. э.), писавший о прическе скифов и о царском скифском головном уборе: «Распустишь ли ты их [волосы] по обычаям парфян, или свяжешь по обычаям германцев, или рассыплешь по плечам, как это делают скифы...»64 Действительно, мы видим у всех фигур, изображенных на вазе, волосы, рассыпанные по плечам или выбивающиеся из-под головного убора и падающие на спину. Эта прическа доминирует. Однако встречается и другая, говорящая, быть может, о другой этнической группе. У варваров, стреляющих из лука, волосы на затылке уложены в большой тяжелый узел, а на фигурах конных скифов на золотой гривне и на бляшке со сценой братания волосы надо лбом и по бокам ровно подстрижены, а сзади на затылке сколоты шпильками и углом падают на спину.
Рис. 7. Прорисовка нижней части одежды на бляшке «братание» (Куль-Оба)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.068 с.) |