О древнейшем типе одежды коренного населения северо-западного кавказа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О древнейшем типе одежды коренного населения северо-западного кавказа



Основным источником при изучении типов одежды, бытовавшей в период позднего эллинизма среди обитателей Черноморского побе­режья Северного Кавказа и восточной части Крыма, представляв­ших в рассматриваемый период единую культурно-историческую общность, является скульптура и живопись того времени. Это прежде всего надгробные памятники: статуи-полуфигуры (IV в. до н. э. II в. н. э.) и надгробный рельеф с изображениями людей (III в. до н. э.—II в. н. э.).1 Затем произведения малой пластики — многочисленные терракотовые статуэтки местного производства.2 И наконец, фрески боспорских катакомбных погре­бений I в. до н. э.—II в. н. э., дающие дополнительные сведения не только о покрое, но и о возможной цветовой гамме одеяний древних.3

В данной главе мы остановимся главным образом на надгроб­ных рельефах и статуях-полуфигурах Боспорского царства, при­влекая остальные источники только в качестве сравнительного материала.

На горельефах Боспора крупным планом изображались фигуры одного, двух или нескольких человек, представителей одной семьи, чаще всего супругов или близких родственников, как о том повест­вуют в большинстве случаев сохранившиеся греческие надписи, выбитые под изображениями. Это основные персонажи памятни­ков, и размеры их фигур на одном и том же рельефе имели почти одинаковую высоту. Мы говорим почти потому, что при изготов­лении фигур учитывался возраст и общественное положение. Так, например, фигуры женщин или юношей были несколько ниже фи­гур, изображавших мужчин зрелого возраста. Фигурки же детей были и вовсе небольших размеров. Часто на стелах показаны второстепенные персонажи — оруженосцы (свободные), фигуры которых были меньших размеров, чем фигуры их господ, и, на­конец, рабы и рабыни, незначительные размеры изображений ко­торых подчеркивали их зависимое положение.

Многие писатели древности сообщали о том, что греческие колонисты частично или полностью заменили свою традиционную одежду местной, более приспособленной к климату Северного Причерноморья. Дион Хрисостом, например, посетивший в 100 г. н. э. Ольвию, оставил описание костюма борисфенита (ольвиопо-лита) Каллистрата: «Он был опоясан большим всадническим мечом, одежду его составляли шаровары и прочее скифское убранство, на плечах был небольшой тонкий черный плащ, какой обыкновенно носят борисфениты. И другая одежда у них по боль­шей части черного цвета по примеру одного скифского племени, которое. .. получило у эллинов название меланхленов».4

Овидий Назон, сосланный в I в. н. э. в город Томи за участие в заговоре против Августа, неоднократно упоминает греческих ко­лонистов, защищавшихся от морозов «...звериными шкурами и сшитыми штанами...».5

Графические изображения костюмов на боспорских надгроб­ных памятниках подтверждают известия памятников письменно­сти. Наряду с чисто греческими одеяниями изображается также одежда, нетипичная для греков, носящая следы местного влияния, а иногда прямо говорящая о чуждом для греков племенном проис­хождении изображенного. Таким образом, появляется возмож­ность получить некоторое представление об одежде племен, окру­жавших Боспорское царство в течение более полутысячелетия, а частично и проникших в среду его обитателей. Можно выделить несколько типов мужской одежды, начиная от довольно примитив­ных ее форм и кончая выкроенной и сшитой по определенному образцу.

На мужских фигурах надгробных рельефов Пантикапея и отча­сти Фанагории, изображающих воинов и гражданских лиц в самых разнообразных костюмах, встречается распашная наплечная одежда (кафтан), изготовленная, судя по внешнему виду, из шкуры парнокопытного животного (оленя, лося, козы и др.) или сохра­няющая этот покрой при использовании нового материала.

Древние авторы, начиная с Геродота и кончая писателем эпохи позднего эллинизма Гезихием, сообщали о том, что многие «варварские» племена употребляли шкуры диких или домашних животных в качестве материала для одежды. Например, часть скифских племен делала свою наплечную одежду из овечьих шкур, обитатели Каспийского побережья — пактии и каспии — из козьих. На некоторых рельефах Пантикапея показана наплеч­ная одежда из шкуры оленя или лося.

Несколько слов о том, почему мы считаем изображенные на этих стелах кафтаны сделанными из шкуры парнокопытного. Дело в том, что несколько вариантов подобной наплечной одежды бытовало до конца XIX—начала XX в. у различных народов Крайнего Севера, Сибири и у некоторых племен Северной Аме­рики, и их покрой (внешний вид) известен: у народов самодий­ской языковой группы это кафтан из одной шкуры специфического облика; у тунгусоязычных — «тунгусский кафтан» с нагрудником; у эскимосов Гренландии, Канады, Аляски, атапасков Северной Америки — глухая одежда с пришитым нагрудником. Н. Ф. Прыт-кова и Г. М. Василевич по швам и орнаменту этой уже поздней одежды воссоздали ее первоначальный облик, который был нераз­рывно связан с формой самой шкуры.8 Как оказалось, этот про­стейший тип одежды по своему внешнему виду почти полностью совпадает с изображением наплечной одежды на фигурах указан ных выше памятников. Ниже мы поговорим об этом более под­робно.

 

Рис. 1. Изображение человека в кафтане самодийского облика на рельефе из Пантикапея.

 

На боспорских рельефах имеется изображение всех трех вариантов наплечной одежды из шкуры парнокопытного живот­ного. Первый вариант — кафтан, напоминающий нижнюю наплеч­ную одежду народов самодийской группы, встречается чаще остальных и именно в Пантикапее. Появляется его изображение с момента возникновения на Боспоре массового надгробного рельефа с фигурами людей (III—II вв. до н. э.) и бытует вплоть до его исчезновения во II в. н. э.9 Кафтан самодийского облика

входил в состав костюма, в котором сочетались древнегреческие и туземные элементы одежды.

Насколько можно судить по сохранившимся изображениям, этот костюм состоял из сшитого хитона с прямым или овальным краем ворота, кафтана (куртки) с очень своеобразными полами, которые в виде острых углов неправильной формы сходились посередине груди, где завязывались вязками или скалывались. Книзу полки постепенно суживались и, не доходя до бедер, исче­зали за спиной (рис. 1). При такой их форме верхняя часть груди и середина живота оставались незакрытыми. Рукава, очень узкие, в одних случаях доходили почти до кисти рук," в других — только до локтя.12 На фигурах отдельных памятников рукава на таком кафтане отсутствовали вовсе — куртка превра­щена в безрукавку. 3 Ворот и полы куртки обшивались мехом. В тех случаях, когда мужская фигура изображена стоящей спо­койно, на куртке морщин нет, но если фигура показана в движении, ворот и полы показаны перекошенными, а движения рук кажутся связанными слишком узкими рукавами.14

Нижняя половина фигуры до середины голени изображалась окутанной в широкий и длинный плащ — гиматий, один конец которого спускался с левого плеча на грудь, а другой обертывал бедра и, выходя, справа из-за спины, перебрасывался поперек туловища через левую руку или, закрывая ее, свисал вниз. Из-под края плаща видны неширокие штаны и обувь — полусапожки,15 иногда обувь со шнуровкой.16 Конусообразный головной убор по­казан только на одной фигуре пожилого мужчины, который, возможно, был лысым,17 на других фигурах головы обнажены. Прическа — длинные почти до шеи волосы, иногда уложенные в локоны,18 но чаще прямые; |9 усы и небольшая бородка. И еще одна характерная деталь — мужские фигуры в описанной выше одежде всегда изображались без оружия. Очевидно, перед нами надгробные рельефы с изображением основных обитателей Панти-капея — милетских колонистов, традиционный костюм которых до­полнен наплечной одеждой, штанами и сапогами, воспринятыми ими у местного населения.

По внешнему виду наплечная одежда пантикапейских греков напоминает меховой кафтан народов самодийской группы — энцев, селькупов и нганасан, сделанный из одной шкуры крупного оленя без ее предварительного раскроя и конструктивных швов. Подобный кафтан бытовал еще в начале XX в. в качестве нижней женской и мужской одежды.20 Изготовляли его из шкуры осеннего оленя, повернув ее вверх хвостовой, самой широкой частью: отре­зали лапы, прорезали отверстия — проймы, в которые вшивали длинные узкие рукава из остатков меха. На груди кафтан заши­вали наглухо. Для того чтобы утеплить одежду.и закрыть бедра и нижнюю половину живота, спереди от пояса до края подола вшивали клин полукруглой формы.21 Как показала в своем исследовании Прыткова, одежда эта в прошлом была распашной, а шкуры, снятые с задних ног, служили рукавами. Подобные

рукава были слишком узкими, «...так как в неразрезанном виде при любом растягивании кожи в мокром состоянии такой „рукав" после высыхания садился, а потому и был неудобен для движения».

Н. Ф. Прыткова считала, что одежда, представляющая собою одну целую некроеную шкуру, «обернутую» вокруг тела, являет собой очень древнюю форму, характерную для южной территории, и относила ее к старосамодийскому слою одежды. В условиях Крайнего Севера эта одежда была трансформирована в глухую. Аналогии своеобразному расположению шкуры хвостовой частью вверх Прытковой найти не удалось.24

Сравнив наплечную одежду, изображенную на стелах, с каф­танами энцев и нганасан, мы пришли к выводу, что на интересую­щих нас рельефах изображена одежда, изготовленная из одной целой повернутой вверх хвостовой частью некроеной шкуры круп­ного парнокопытного; рукавами, очевидно, служили шкуры, сня­тые с задних ног. Нам стала понятна форма одежды, причины появления сковывающих движения рук узких рукавов, а также их различных вариантов, возникших при попытках древних оби­тателей Боспора усовершенствовать этот кафтан: узкого и длин­ного, короткого, надставленного и, наконец, их отсутствие.

Можно предположить также, что когда милетские греки посе­лились в Пантикапее, они заимствовали у обитавшего там населе­ния меховой кафтан. Для утепления одежды на зимний период колонистам были не нужны ни клин, вшивавшийся в кафтан энцами, мигрировавшими в XVII в. с Саян на Крайний Север, ни нагрудник тунгусского «фрака». В составе костюма они сохра­нили гиматий, для которого можно было употребить достаточно теплую и плотную шерстяную ткань.

Этот смешанный греко-варварский вид костюма, существо­вавший в западной части Боспорского царства более полутысяче­летия, как о том повествуют надгробные рельефы, сделался тради­ционным для обитателей Пантикапея греческого происхождения. Только этим можно объяснить столь длительный период его быто­вания. Вначале, по-видимому, эта одежда была характерна для мужчин разного возраста,25 может быть купцов, ибо в древности только купцы не нуждались в оружии, пользовались правом сво­бодного прохода через чужие территории и завоевывали народы не оружием, а торговлей.26

На одном и том же рельефе более позднего времени можно встретить мужские фигуры, изображенные в костюмах разных ти­пов. Описанная нами одежда встречалась на фигурах мужчин преклонного возраста, у которых по-прежнему не было оружия, в то время как юноши или молодые люди носили кафтаны более совершенного покроя и были снабжены военными плащами и ору­жием.

По-видимому, кафтан самодийского облика на рубеже первых веков нашей эры сделался самой древней формой обрядовой одежды, так как, кроме рельефов, изображение его встречается

на терракотовых статуэтках, представляющих популярных в те времена на Боспоре богов: Аттиса, Мена и Митру. А боги, «жив­шие», как известно, в «незапамятные времена», естественно, изо­бражались в наиболее древних одеяниях — из числа одежд, сохранявшихся еще в памяти племени.

Статуэтки этих богов были найдены во время раскопок гроб­ниц, храмов, жилых помещений и мастерских коропластов, среди терракот, изображающих богов и богинь в античных одеяниях, а простых смертных — в костюмах, соответствующих эпохе или традиционным представлениям.

Появление новых персонажей в сонме богов вызвано проник­новением новых этнических элементов в состав населения боспор-ских городов и греческих колоний Северного Причерноморья, где период позднего эллинизма был временем очень пестрого племенного состава населения, синкретизма религиозных верований и смешения атрибутов при изображении божеств. Мен, Митра и Аттис изображаются в наплечной одежде самодийского облика, для них не характерной, и в колпаке или капюшоне фригий­ского типа, в прошлом присущего главным образом Аттису.

Бог Мен — фригийское божество Луны, считался повелителем смерти, богом растительности и плодородия и изображался обычно безбородым юношей с серпом месяца за плечами и хлебом на голове.27 На аверсе пантикапейских оболов I в. до н. э. Мен изобра­жен с полумесяцем за плечами, во фригийском колпаке на кудря­вой голове.28 Однако в Северном Причерноморье чаще встреча­ются терракотовые статуэтки, изображающие Мена в другой ипостаси — в виде пухлого полуобнаженного мальчугана, сидя­щего на петухе — птице зари и плодородия. Голову его венчает массивный колпак фригийского типа с изогнутым наперед верхом или, как считает М. М. Кобылина, башлык; спину, бока и наполо­вину грудь закрывает рукавный кафтан самодийского облика, застегнутый на груди.29 В руке он держит кисть винограда. Этот Мен считался богом-покровителем детей и был, очевидно, связан с погребальным культом, так как такие терракоты часто находят в детских погребениях того времени.

Мы внимательно просмотрели альбом терракот Ф. Винтера,30 отдельные публикации,31 корпус терракот Северного Причерно­морья,32 но ничего похожего на плечевую одежду, изображенную на статуэтках Мена из Пантикапея, не обнаружили. Терракоты, изображающие сидящего на петухе ребенка, которого для Север­ного Причерноморья определили как бога Мена, имеют параллели в средиземноморском искусстве позднего эллинизма. Различные типы статуэток, представляющих сидящих на петухе детей, найдены в Италии, Таренте и Аттике,33 но при всем сходстве сюжета ни одна из этих фигурок не обладает особенностями одежды боспорских терракот.

Митра — древнее индо-иранское божество добра и света, позже (Мидия, Персия, Парфия) — бог Солнца — изображался в виде юноши, убивающего быка или стоящего на быке в короткой развевающейся одежде.34 Костюм, изображенный на статуэтке Митры из Пантикапея, более полный, чем костюм Мена, и состоит из головного убора, «кафтана», поясной одежды типичного для тех мест и времени покроя и обуви. Убор, венчающий голову юного бога, это уже известный нам фригийский колпак или башлык, аналогичный головному убору Мена.

Кафтан, изображенный на Митре, по покрою близок к наплеч­ной меховой одежде милетских колонистов. Судя по внешнему виду, он изготовлен из тонкого материала. Так как Митра изобра­жен в стремительном движении, узкие полы кафтана показаны отогнутыми, по традиции «развеваются». На солнечном боге изо­бражены две надетые порознь узкие штанины типа высоких ного­виц, верхний край которых срезан наискось и пристегнут или привязан к поясу или поле кафтана. Штанины покрывали ноги во всю их длину (голени, бедра) и плотно их облегали. Глубокая, охватывающая ногу до лодыжки обувь напоминает обувь, изобра­женную на фигуре фракийца или фригийца, вырезанной на печатке перстня работы Афинада (перстень был найден в женской гробнице на горе Митридат в Керчи; племенную принадлежность вырезанной на нем фигуры можно определить по головному убору, сделанному из лисьей шкурки, который был у эллинов своеобраз­ным эталоном при определении фракийцев).

Аттис — фригийское божество умирающей и воскресающей природы. Поклонение ему связывалось с культом Матери богов -богини Реи Кибелы.35 Аттис изображался во фригийском колпаке с сирингой в руках. На нашей терракоте показан фригийский колпак, наплечная одежда типично самодийского облика с длин­ными узкими рукавами и очень короткими несходящимися на груди полами, которые удлинялись к.бокам и обрисовывали живот полукругом. На ногах — ноговицы во всю длину ноги с косо срезанным верхом.

Культ Митры, по мнению М. М. Кобылиной, «...на Боспоре не занимал большого места и, встретившись здесь с более популяр­ным культом Аттиса, существовал только в виде культа Митры— Аттиса».36 Тем не менее терракоты, изображающие Митру—Ат­тиса, довольно часто встречаются в Пантикапее, а показанная на них одежда характерна только для данного района и в других местах на фигурах Митры и Аттиса не обнаружена.37

Таким образом, только в Северном Причерноморье Мен, Митра и Аттис изображены в одежде, покрой которой напоминает одежду из шкуры парнокопытного.

В какой-то мере это подтверждает нашу мысль о том, что наплечная одежда из оленьей шкуры могла возникнуть на террито­рии Северного Причерноморья самостоятельно, а если была прине­сена извне, то «акклиматизировалась» настолько прочно, что не только сделалась бытовой одеждой выходцев из Милета, но и сохранялась длительное время в качестве обрядовой.

Попробуем определить хотя бы приблизительно этническую принадлежность верхней наплечной одежды из одной шкуры парнокопытного. Мы нашли на рельефах три варианта такой одежды. Первый — кафтан без нагрудника из шкуры, повернутой хвосто­вой частью вверх, который вошел в состав традиционной одежды пантикапейских греков, заимствовавших его у какого-то местного племени, обитавшего на Керченском п-ове до них и, возможно, занимавшегося также и рыбной ловлей. Основанная здесь ионий­ская колония получила название Пантикапей, что на древнеиранском значило «путь рыбы» (панти путь', капа 'рыба'). По мнению Фасмера, этим именем до прихода греков назывался Киммерий­ский Боспор (Керченский пролив).38 В. И. Абаев по этому поводу пишет: «...трудно было бы подобрать более удачное название: пролив этот был путем массового хода рыбы, а Пантикапей — едва ли не крупнейшим в мире центром рыбного промысла».39

Древнеиранское название пролива и самой колонии говорят об обитавшем в этим местах до греков племени древнеиранского языка, которое, возможно, и изготовляло свою верхнюю наплечную одежду из повернутой вверх хвостовой частью оленьей шкуры, а может быть, даже имело нагрудник, в котором у колонистов не было необходимости, и они от него отказались, заменив тради­ционным гиматием.

Второй вариант наплечной одежды из шкуры парнокопыт­ного — кафтан с нагрудником. Изображение его на стелах встре­чается редко и появляется не раньше I в. н. э. Нам известно только два таких памятника, опубликованных в альбоме Кизерицкого и Ватцингера.40 Оригиналы вместе с рядом других надгробий во время оккупации Крыма в 1856 г. были вывезены в Лондон и помещены в Британский музей.

Так как изображенная на этих памятниках одежда пред­ставляет большой интерес и находит аналогии, с одной стороны, среди материалов археологии Сибири, с другой — в этнографии народов Сибири, а стелы с подобными рельефами встречаются редко, мы опишем изображенную на них одежду более подробно.

Этот тип наплечной одежды, несмотря на ее почти полное тождество с тунгусским кафтаном (мирэлэн),41 во избежание могущих возникнуть недоразумений мы назовем кафтаном с ко­сыми полами. Изображение такого кафтана мы нашли на надгроб­ных памятниках Пантикапея — «Гераклид, сын Гастия» 42 и «Гай и его мать Базилейн, дочь Мены».

На рельефе, посвященном Гераклиду, помещены три фигуры: крупная — Гераклида, меньших размеров — юноши, может быть, младшего родственника, и маленькая фигурка — слуги. Грек пока­зан в греко-варварском одеянии: хитон, наплечная одежда само­дийского облика, окутывающий фигуру гиматий; из-под гиматия виднеются неширокие длинные штаны и сапоги (или обувь типа закрытых массивных калош).

Кафтан с косыми полами показан на фигуре юноши, который, по нашему мнению, сопровождает Гераклида, так как его фигура ниже фигуры грека и имя не упомянуто в надписи рельефа. Наплечная одежда, изображенная на нем (вид спереди), короткая, едва прикрывающая бедра, с длинными и узкими рукавами; полы соединяются в верхней части, а ниже косо расходятся по сторонам, обнажая часть надетого под кафтан нагрудника. При переходе в подол полы образуют тупой угол, а край подола, плавно удлиняясь, переходит на спину. Видимая часть нагрудника украшена двумя круглыми пластинами разной величины, располо­женными по вертикали, а край его подола имеет выступ (мыс) треугольной формы. Полы подола кафтана и нагрудника по краям очерчены контурным швом (может быть, обшиты мехом?). На ногах — сапожки с голенищем до середины голени, обвязанные вокруг лодыжки вязкой, и длинные ноговицы до конца бедра. Спереди они прошнурованы и с наружной стороны покрыты круп­ными овальными пластинами (оборонительное приспособление). За спиной — военный плащ до середины голени. По-видимому, из-за спины выступает край цилиндрического колчана. У пояса слева подвешен меч (?) с крестовидным перекрестьем и круглым навершием. Позы Гераклида и юноши одинаковы.

На фигуре Гая (стела «Гай и его мать Базилейн...») 44 показан кафтан, полы которого соединяются в верхней части груди и даже частично закрывают ее. Ниже груди они слегка суживаются и, оставляя открытой середину туловища, почти вертикально спуска­ются к подолу. Между полами виден надетый под кафтан на­грудник, край которого выступает ниже подола кафтана полу­круглым мысом. Полы и подол кафтана и нагрудника по краям обшиты полосой меха (может быть, это не мех, а рельефные швы?). У талии с правой стороны на кафтане видна часть широ­кого накладного пояса, полы одежды в этом месте соединены застежкой в виде двух больших подвесных петель, скрепленных массивным круглым шпиньком. Узкие рукава спускаются до кисти, длинные ноговицы плотно облегают ноги. Вдоль рукавов, ного­виц и сапог, от носка до верхнего края голенища, изображена шнуровка, стягивающая их противоположные стороны. За спи­ной — военный плащ до середины голени. На груди (под гор­лом) — крупная фибула. Фибула производит впечатление четы­рехугольной, косо поставленной, но, может быть, она была круг­лая. Ниже пояса у левого бедра подвешен меч с массивным пере­крестьем и круглым навершием. Из-за спины выступает край колчана, через правое плечо проходит широкая перевязь от меча (?-).

Фигурки слуг на этих двух рельефах изображены в одинаковом костюме. Плохая сохранность памятников, а также плохое ка­чество фотографий не дают возможности детально рассмотреть одежду, плотно облегающую туловище фигур. Четко видны длин­ные, до конца бедер, ноговицы, прошнурованные вдоль ноги.

Г. М. Василевич восстановила первоначальный облик тунгус­ского кафтана по покрою шаманского кафтана эвенков,45 а даль­нейшее его развитие — по швам и расположению орнамента на более поздних типах тунгусской одежды.46 В прошлом тунгусы делали свою наплечную одежду из одной шкуры крупногопарнокопытного животного без ее предварительного раскроя и конструктивных швов. При этом шкуру они не перевора­чивали, как энцы, нганасаны или селькупы, а клали вверх грудной частью. Короткими рукавами служили шкуры, снятые с верхних частей передних ног. В. Я. Серошевский, изучавший в конце прошлого века этнографию якутов, констатировал: «Тунгусский фрак не больше, как целая оленья кожа, передние ноги которой сняты чулком и употреблены вместо рукавов».47 В 20—30-х гг. XX в. старики-эвенки еще донашивали парки (каф­таны) с такими рукавами.48

Форму кафтана с мысом на подоле определяла конфигурация шкуры и привычка отрезать по косой линии части с задних ног (от хвоста к животу), так как «шкура со срезанными по косой линии частями с задних ног при первичной просушке в распялен­ном виде оканчивалась острым мысом (хвостовая часть), который первоначально и сохранялся в цельном виде».49 На изготовление кафтана шла одна шкура крупного парнокопытного животного или две-три мелкого (козы, кабарги, косули). Место соединения шкур проходило по талии и образовывало шов, который был парал­лельным подолу, т. е. спускался по середине спины мысом.

Василевич считала тунгусский кафтан с несходящимися полами и прикрывающий грудь нагрудник особенностью тунгусской куль­туры, «...выделявшей тунгусов, а также и юкагиров среди всех других народов на протяжении веков».50 Неоспоримым полагала она также тот факт, что кафтан с мысом развился среди тунгусо-язычных народов Сибири и, судя по археологическим материалам, основы его были унаследованы тунгусами от их предков — неоли­тических таежных охотников Прибайкалья —Приангарья.51 По мнению Василевич, от тунгусов кафтан перешел к целому ряду народов Сибири, у которых длительное время сохранялся частично или целиком в обрядовой одежде: нагрудник — в ритуальном ко­стюме невесты — у нанайцев, ульчей, орочей, удэ; как погребаль­ный кафтан — у ульчей, маньчжуров.52

Интересно отметить, что изображение кафтана с расходящи­мися полами и нагрудником на рельефах Пантикапея дают разные варианты мирэлэна.

На юноше стелы Гераклида кафтан по покрою (облику) почти полностью совпадает с тунгусским. Правда, полки его сходятся на груди и даже в какой-то мере закрывают ее верхнюю часть, что нетипично для мирэлэна. Это можно объяснить большими размерами шкуры парнокопытного (благородный олень?).

На фигуре Гая мы видим кафтан с прямым краем подола и с мысом на подоле нагрудника, в области талии показан широ­кий накладной пояс. Василевич доказала, что с применением нового материала (сукно, ткань) линия подола выпрямляется. В кафтане, изготовлявшемся из двух шкур, выпрямилась и линия их соединения на спине, покрывавшаяся орнаментом, а орнамент этот постепенно превратился в накладной пояс.53

Таким образом, два имеющихся в нашем распоряжении изображения кафтана с нагрудником дают и два последовательных этапа его развития.

Мужские фигуры, изображенные в этой одежде, показаны с оружием: лук и стрелы, меч. Следовательно, перед нами воины. Латинское имя Гая говорит не о его этническом происхождении, а скорее всего о принадлежности к римским легионам: известны случаи, когда варвары, становясь легионерами, получали новое имя. Возможно, Гай и безымянный юноша попали на Боспор в составе римского легиона, оккупировавшего побережье северо­восточной части Черного моря, а может быть, были мобилизованы именно на самом Черноморском побережье.

Кроме кафтанов с нагрудником на фигурах некоторых боспорских рельефов встречается изображение такой же по типу наплеч­ной одежды, но без нагрудника.

Наконец, имеется еще один вид наплечной одежды, который, если мы правильно прочли памятник, следует отнести к типу одежды из шкуры крупного парнокопытного животного в качестве его завершающего варианта. Мы говорим о кафтане, изображен­ном на фигуре вольноотпущенника Филофема, стела которого датирована 440 г. боспорской эры или 143 г. н. э.54 Голова и фигура Филофема поставлены в три четверти поворота к зрителю, а ноги — вполоборота. Рельеф в нижней части по диагонали рас­колот, поэтому не вполне ясны тип обуви и ее украшения, а также одежда слуги.

Костюм, изображенный на Филофеме, состоит из кафтана, ноговиц, обуви, плаща и головного убора. Кафтан с длинными рукавами, от кисти до локтя покрытыми налокотником, верхний край которого несколько выступает над локтем и украшен пла­стиной. Сделан кафтан из плотного материала, как мы думаем, из шкуры парнокопытного (?), повернутой мехом внутрь. Перед кафтана закрыт нагрудником, который, по-видимому, наглухо при­креплен (пришит) к кафтану. Подол нагрудника образует выступа­ющий угол. Так же заканчивается, очевидно, и задняя часть подола кафтана, поэтому над бедром (нам видна правая половина фигуры) образуется отверстие, в которое виден верхний край ного­вицы, пристегнутый на пуговку (?). Выступающие края подола окаймлены бахромой (мех?). На боковой части подола нагрудника вырезана двойная петля в виде восьмерки с пуговками в середине, которая, возможно, имеет отношение к креплению ноговиц (?). Нагрудник украшен на груди крупной колесообразной фигурой, а ниже пояса — узором из поставленных друг на друга треуголь­ников. На ногах сапоги, охваченные у лодыжки вязкой, с голени­щем до середины голени, и высокие ноговицы. На плечи Филофема накинут плащ из толстого материала. Плащ скреплен на правом плече и спускается сзади до бедер. На голове — корытообразный головной убор, напоминающий капюшон, от которого сохранилась только верхняя половина (до ушей). Такой же головной убор изображен и на слуге (оруженосце?), сравнительно крупная фигура которого помещена слева за колонкой, на которую облокотился Филофем.55 На слуге кафтан, ниже подола видны пластины панциря.

Отдельные представители племе­ни — носители глухой одежды, очевид­но, давно проникли в Пантикапей и были эллинизированы. В своем обрядо­вом костюме, однако, они сохраняли традиционный племенной покрой напле­чной одежды.

 

Рис.2. Юноша изображенный на керченском расписном саркофаге.

 

Пример глухой одежды встречается на Боспоре еще на одной из фресок сар­кофага I в. н. э. (Керчь),56 расписанного внутри под склеп. На фреске изобра­жен юноша, опирающийся на невысо­кую колонку. Невдалеке от него нари­сована лошадь, слева — горит скиф­ского типа с луком и стрелами, под­вешенный на двойном ремне. Юноша был художником, но в случае необходимо­сти становился воином.

Его костюм состоит из рубахи, без­рукавки, плаща, покрытых поперечными складками длинных узких штанов и обуви (рис. 2). Покрой безрукавки напоминает покрой глухих кафтанов из шкуры с при­шитым нагрудником, имеющим на подоле спереди и сзади выступы, которые в нашем случае увеличены и имеют трапецие­видную форму. Эта форма выступов (мысов кафтана из шкур парнокопытных) заставляет нас предположить, что на фреске изображен панцирь, возникновение которого, по нашему мнению, неразрывно связано с глухой одеждой описанной выше формы. Каков бы ни был в те времена климат Северного Причерноморья, ни в Предкавказье, ни в Крыму, ни тем более в западной части Черноморского побережья и на Балканах не был нужен кафтан с пришитым нагрудником, однако глухая одежда из толстой и прочной шкуры (лошади, быка, вола) могла оказаться неплохим панцирем, удобным благодаря своему покрою также и при верхо­вой езде. Покрой этой глухой одежды усовершенствовали, расши­рив и удлинив передний и задний мысы подола и создав, таким образом, броню для бедер и ног. Страбон, живший на рубеже первых веков до нашей эры, оставил интересное описание воору­жения племени роксоланов, как нам кажется, подтверждающее наше представление. «Они, — писал географ, — носят шлемы и панцири из сырой воловьей кожи и сплетенные из прутьев щиты, а наступательным оружием им служат копья, лук и меч».57 В на­чале новой эры роксоланы были вытеснены, как полагают, аланами, на запад от Днестра, и в середине I в. н. э. вступили в сопри­косновение с римлянами.58

На триумфальной колонне побед имп. Трояна в Добрудже над соединенными силами восставших варваров среди изображений поверженных врагов Рима встречаются мужские фигуры в длин-норукавной опоясанной одежде. Подол этой одежды образует два прямоугольника, в боковые отверстия между ними видна верхняя часть длинных штанов, на одной фигуре покрытых многочислен­ными мелкими складками,59 на других складок меньше и они круп­нее.60 На головах части фигур изображен глубоко сидящий кони­ческий шлем из кожи(?).

Возможно, здесь изображены представители сарматского пле­мени роксолан в панцирях из сырой воловьей кожи, напоминаю­щих глухую одежду из шкуры парнокопытного животного. Как бы то ни было, но в те времена на территории Причерноморья сложились все условия для того, чтобы кафтан с расходивши­мися полами был изобретен. Там существовали многочисленные стада благородных оленей (местами сохранившиеся и до наших дней), о чем свидетельствуют описания древних авторов, топони­мика, остеологический и, наконец, археологический материал — во время раскопок найдено множество изображений оленя. Пи­сатель римского времени Гай Юлий Солин в «Сборнике досто­примечательностей» сообщал об огромном количестве оленей, которые тогда водились в Скифии.61

Река Березань в то время носила название Оленной — 5а§апз (буквальный перевод В. И. Абаева: «Там, где находят оленей»).62 В. И. Цалкин, проводивший изучение костных остатков домашних и диких животных, обитавших в период железного века на терри­тории Восточной Европы, на основании большого количества костных остатков благородного оленя, найденных во время раско­пок в Северном Причерноморье, делает вывод о его широком распространении и важном промысловом значении для обитавших там племен.63

Но раз были олени, должны были быть и охотники на оленей, а может быть, и оленеводы. Юлий Солин в том же сборнике сооб­щает о существовании холощеных оленей: «У холощеных самцов рога никогда не растут, но и не отпадают».64 В письме к Василию Великому Юлиан Отступник упоминает на Дунае племя Еауи-йаред. Абаев расшифровывает этот термин, сравнивая его со староосе­тинским, в котором за§-с!аг означает «имеющие оленей».65

Была и одежда из оленьей шкуры. Вергилий Маррон в «Георги-ках» красочно описывает охоту на оленей «свободного племени, которое под гиперборейской медведицей поражается дуновением рифейского Евра и покрывается щетинистыми рыжими шкурами животных».66 Автор эпохи позднего эллинизма Гезихий из Алек­сандрии на основании более ранних источников приводит в своем словаре название животного, из шкуры которого «скифы» делали одежду: «...таранд, похожее на оленя животное, шкуры которого скифы употребляют на одежду».67 Далее он дает также термин

для одежды, бытовавшей на территории Скифии, переводя его «скифская одежда».68 Абаев, исходя из данных староосетинского языка (дигорского, более архаичного диалекта), считает, что зак-§ип-с!ак обозначает не скифскую одежду, а одежду из оленьей шкуры, где ёак обозначает шкуру.69 Анализируя термин, Абаев показывает его бытование и перевоплощения в течение почти двух тысячелетий: ^захотдахт) 'скифская одежда' (Гезихий); осет. зак-^ип-йак: «одежда» — 1ак (ёак), «из оленьей» — зак, «шку­ры» (или шерсти?) — §ип. Первоначально термин йак или 1ак зна­чил «одежда» и входил в состав названия одежды из оленьей шкуры, в дальнейшем из оленьей (?) шерсти (так как §ип стало обозначать уже в новых условиях не шкуру, а шерсть).70 Нако­нец, при появлении ткацкого станка 1ак в осетинском языке начи­нает обозначать нить, из которой (в домашних условиях) ткался материал для одежды, и входит в состав названия материй, со­тканных из нитей на ткацком станке (из конопляных нитей — кае1-(из каегйа§ 'холст' от капа — 'конопля'), из шелковых — гае1-

Таким образом, данные дигорского диалекта осетинского языка свидетельствуют о том, что у ираноязычных предков осетин быто­вала наплечная одежда из оленьей шкуры, внешний облик кото­рой (=покрой) длительное время определялся конфигурацией шку­ры. По-видимому, такая же или близкая по типу наплечная одежда существовала и у иноязычных обитателей Северного Причерно­морья, но лингвистические данные, которые подтвердили бы это, нами пока не обнаружены.

Итак, лингвистика, литературные сообщения и изображения одежды на фигурах надгробных рельефов Пантикапея свидетель­ствуют о бытовании на северном берегу Черного моря в древности наплечной одежды из шкуры парнокопытного (оленя, лося, козы, жеребенка?), а поздние этнографические параллели к этой одеж­де уточняют не только ее внешний облик, но и конструкцию (покрой).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.048 с.)