Тема 2.2. Этапы развития стилевых направлений и исполнительства рок-музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Этапы развития стилевых направлений и исполнительства рок-музыки



Познакомить учащихся с генезисом рок-музыки ХХ века и современности на примере жанрово-стилевых направлений. Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях этих жанрово-стилевых направлений. Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка  рока этого периода. Выработать умения характеризовать жизнь и творчество, специфику исполнительской стилистики, особенности рок-музыки этих направлений на примере творчества ведущих музыкантов, коллективов по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками рок-музыки этих направлений профессиональными музыкантами современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современного мирового рока. Научить творчески применять полученные знания на практике. Ритм-энд-блюз (1930-40х годов)- (англ. rhythm and blues) – блюзовый стиль вокально-инструментальных (электрифицированных) ансамблей, возникший под влиянием свинга на рубеже 1930-40х годов в США. Получил распространение в американских гетто крупных промышленных центров Севера США (Нью-Йорке, Чикаго). Стиль впитал в себя многие элементы кантри-блюза, госпел-сонга, гарлемского джампа и бытовой танцевальной афроамериканской музыки. Главную роль в Р.-э.-б. играет фактор группы исполнителей, состоящей из саксофона, электрогитары, электрооргана, контрабаса (или бас-гитары), ударных инструментов и вокала. Именно группа определяет свой стиль и саунд, где солист-вокалист (вокальную партию часто исполняет гитарист) составляет лишь её часть. Исполнение Р.-э.-б. характеризуется неослабевающей эмоциональной экспрессией, громким звучанием, употреблением разного рода приёмов звукоизвлечения (н-р, honking – фальцеты у саксофона), введением различных рифовых перекличек между певцом и саксофонистом. Полностью сохраняется блюзовый лад. Гармоническая структура большинства пьес соответствует обычному 12-тактовому блюзу, но без особых замен и усложнений, характерных для джазового блюза. В ритмической основе Р.-э.-б. ударения приходятся на слабые доли (2-ю и 4-ю) 4/4 размера такта. Позднее это стало ритмической основой рок-н-ролльных танцев и всех видов рок-музыки, базирующихся на Р.-э.-б.. В ритмической трактовке Р.-э.0б. встречаются образцы, исполняемые в триольном, свинговом ритме (две восьмые ноты исполняются «с оттяжкой»). С другой стороны, можно встретить пьесы, где восьмые исполняются ровно и музыка приобретает более моторный, механистический характер. Именно такая опора на ровные «восемь восьмых» легла в основу танца твист, потеснившего в 1959 г. рок-н-ролл. Из буги-вуги Р.-э.-б. заимствованы остинатные мелодические рисунки в партии левой руки ф-п., которые впоследствии употреблялись при создании аккомпанемента в партии бас-гитары. Позднее всё это перешло в рок-н-ролл. До начала 50-х г.г. Р.-э.-б. оставался наиболее изолированным от белой аудитории видом афроамериканской музыки. Спустя несколько лет возникает интерес к этой музыке и среди белых. Сам термин появился лишь только в июне 1949 г. в журнале «Billboard», когда назрела явная необходимость обозначения давно сформировавшегося нового явления. Выдающимися исполнителями Р.-э.-б. являются Мадди Уотерс, Артур Крадап, Луис Джорден, Рей Чарльз, Би Би Кинг, Джон Ли Хукер, Хаулин Вулф. Среди белых исполнителей блюза особо выделяются Джимми Пейдж, Эрик Клэптон, Джон Мэйолл и Алексис Корнер. Рок-н-ролл (1950х годов) – (англ. rocknroll – произв. от rock and roll – раскачиваться и вращаться) – песенно-танцевальная форма, возникшая в США в начале 50-х г.г. ХХ в. на основе кантри-буги, ритм-энд-блюза, хиллбилли и др.. Впервые название «Р.-э.-р.» появилось в 1934 г. на пластинке певицы Басуэлл с записью блюзов, выдержанных в танцевальных ритмах. С 1951 г. его активно популяризовал в своих музыкальных радиопрограммах американский диск-жокей (из города Кливленда) Элан Фрид (псевдоним «Moon Dog»), который придумал название для своей передачи: «Voon Dog Rock and Roll Party». Широкую популярность в США, а позже и в других странах Р.-н-р. Приобрёл благодаря шлягерам «Crazy Man Crazy» (1953) и «Rock Around The Clock» (1955) в исполнении Билла Хейли и его ансамбля «The Comets», вводит в традицию этого стиля клоунаду – манеру игры на инструментах лёжа на полу, стоя на колене, на голове и другие шоу-элементы. Однако самым популярным интерпретатаром Р.-н-р. признан певец и гитарист из Мемфиса Элвис Пресли, дебютировавший в 1955 г. по американскому телевидению и записавший в 1956 г. песню «Heartbreak Hotel», которая стала хитом года. Пресли возглавил многие американские хит-парады, приобрёл международную известность и остался в истории музыки «королём рок-н-ролла». Р.-н-р. характеризуется простой мелодией с несложной гармонией, построенной на остинатно повторяющихся рифах и с метрическими акцентами на слабых 2-й и 4-й долях такта. Гармония Р.-н-р. основана на схеме простого 12-тактного блюза. Музыкальный размер – 4/4, темп – от умеренно-быстрого до быстрого. Исполняется певцом в сопровождении малого (комбо) ансамбля (саксофон, электрогитара, контрабас или бас-гитара, ф-п. или орган, ударные инструменты). В проигрышах солируют саксофон и электрогитара. Другой разновидностью Р.-н.р. является слоу-рок (slow rock) – пьеса в медленном темпе в стиле баллады. Р.-н-р. оказал большое влияние на появление многих вокально-танцевальных форм (твист, хали-гали, мэдисон и др.), песенное творчество композиторов многих стран, а также на возникновение современного рока. Известные исполнители – Чак Берри, Фэтс Доминго, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Бади Холли, Чабби Чекер, Карл Перкинс, Джонни Холидей и др..   Британский бит (1960х г.) – «Мерси-бит» (англ. Mersey – название реки, протекающей в Ливерпуле,  Merseyside – портовый район города) – название стиля английских ливерпульских групп 1960-х годов, произошедшего от названия городской газеты «Merseybeat», которая освещала жизнь бит-групп, формируя общественное мнение по поводу этого рода музыки. Группа «Beatles» - типичный представитель ливерпульского «мерси-бита». Известные ливерпульские группы – «Searchers», «Swinging Blue Jeans», «Merseybeats», «Gerry and the Pacemakers», «Billy J. Kramer and Dakotas», «Fourmost». «The Beatles», «The Rolling Stones» - творческие портреты). Кантри; кантри-рок (поп–рок) – (англ. country – сельский, деревенский) – народная музыка США,истокикоторой восходят к первым белым поселениям колонистов из Европы (преимущественно англокельтов – англичан, шотландцев, ирландцев), обосновавшихся в Новом Свете ещё в XVII –XVIII в.в.. Сложилась к началу ХХ века в результате длительного процесса смешения архаических форм музыкального фольклора различных европейских народов. Музыка К. подразделяется на сельскую (кантри) и ковбойскую песенно-балладную (вестерн). Сельская (песни и танцы), исполнявшаяся в сопровождении банджо, гитары, мандолины  или небольшого струнного ансамбля, в 20-е годы ХХ века стала называться «хиллбилли» (hillbilly – букв. «парень с холмов») – по имени одного из наиболее популярных её исполнителей, скрипача и певца Билла Хилла (1899-1940). Тематика – приключенческая, дорожная, романтико-бытовая.  Позже, за счёт смешения с афроамериканским фольклором, в частности с блюзом, развился другой исполнительский стиль, получивший название «блюграсс» (bluegrass). Сочетаясь с ковбойскими песнями-балладами т. н. Дикого Запада – вестернами, К. приобрела популярность в городской среде (благодаря грамзаписи и радио) под названием кантри-энд-вестерн (country and western, сокр.  C&W). К 1940-м годам музыка К. коммерциализировалась, превратившись в т. н. «вторичный фольклор» (создаваемый профессиональными авторами). В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой развлекательной музыки, нередко популяризируется в форме театрализованных эстрадных программ – кантри-шоу.   Фолк – рок (с 1960х г.,  англ. folk rock) – музыкальное направление, оформившееся в конце50-х – начале 60-х г.г. ХХ века, когда ритмические приёмы, получившие распространение в поп-музыке, стали использовать в аранжировках народных мелодий. Одним из первых известных исполнителей Ф.-р. стал американский певец и композитор Боб Дилан. Наивысшая популярность Ф.-р. пришлась на середину 60-х. г.г., когда на эстраде появились такие авторы и исполнители, как Ричи Хейвенс, Йони Митчелл, Мелани, а также самые разные группы, использовавшие в своих композициях элементы народной музыки. Известный американский музыковед Алан Ломакс определяет этот стиль так: «… если в «очищенной» от аранжировки рок-композиции слушатель способен хотя бы фрагментарно уловить народные мотивы, значит, мы, безусловно, имеем дело с фольклором». Классическим примером Ф.-р. может служить песня Пола Саймонда и Артура Гарфанкела «El Condor Pasa».   Психоделия(1960 х г.) – (англ. psychedelic rock)- нонконформистские формы музыки - фолк-рок, блюз-рок-группы, опирающиеся на психологическую основу воздействия на слушателя и полностью отвечающие устремлениям субкультуры хиппи (панк-рок), являясь мощным объединяющим фактором его движения, возникшего в США в середине 1960-х годов; христианские, буддистские и индуистские идеи, имевшие огромное влияние в среде молодых хиппи. Практически одновременно, в 1965-1966 г.г., стиль зародился в США и Англии. «Неземной» саунд, парящие гитары, абсолютно безумные стихи и инструментальные соло длиной в 20 минут – такая музыка очень хорошо воспринималась под наркотическим кайфом, ввиду чего основными слушателями (да и творцами тоже) психоделии являлись наркоманы. Американский вариант был долее блюзовым, английский – с уклоном в классику. В 1967 г. появилась более приятная поп-психоделия, где нормальная хитовая мелодия разбавлялась потусторонними барабанами или «плывущим» вокалом. Через увлечение этой новинкой прошли все – от битлов и роллингов до рядовых подростковых групп. Несмотря на кажущуюся бездонность, психоделия оказалась очень ограниченным стилем и уже в 1970-е г. выглядела наивным анахронизмом. Образцы: ранние альбомы «Pink Floud», «Sgt. Pepper» «The Beatles», «Their Satanic Majesties Request»,  «The Rolling Stones».   творческие портреты музыкантов /по выбору/ - Дж. Хендрикс, Дж. Джоплин, Дж. Моррисон. Хард – рок(с 1970х г.) –  характеристика стиля на примере творчества групп:   /- «Лед Зеппелин», «Дип Пёпл», «Блэк Сэббет», «Юрайя Хип», «Назарет», «Куин», «Аэросмит», «Бэкмен-Тёрнер Овердрайв», «Скорпионз», «Харт», «Эй-Си/Ди-Си».    Арт – рок (с кон. 1960х г.) –  (англ. art – искусство, творчество, мастерство) – один из стилей современного художественного рока (в 60-70 г.г. ХХ в. назывался прогрессивным роком). Попытки совместить рок-музыку с формами и приёмами классики предпринимались английскими рок-музыкантами начиная с середины 60-х годов. Отдельные элементы раннего арт-рока можно встретить практически у всех великих групп 60-х., но всё же родоначальниками стиля следует считать «The Moody Blues», чей «прогрессив» стоял к требованиям арт-рока наиболее близко. На рубеже 70-х уже вовсю действовали великие арт-роковые группы – «Yes», «Genesis» и «King Crimson», а к середине десятилетия в Англии существовало не менее 16 «звёздных» арт-роковых коллективов. В конце 70-х арт-рок переживает тяжелейший кризис и либо вырождается в помпезную заумную музыку, либо эволюционирует в «новую волну», арт-поп-рок, рок-диско, хард-н-хэви. Современный арт-рок существует на периферии музыкальной жизни – число его поклонников очень невелико, а немногочисленные группы продолжают прилежно развивать традиции гигантов начала 70-х, что приводит к неизбежному самоограничению. В отличие от «ортодоксального рока»,  восходящего к эстетике блюза, А.-р. опирается в аранжировках не на вокальные жанры и соответственно не на аккомпанирующую гитару в ансамбле, а на клавишные синтезаторы (группы: «Genesis», «Yes», «Jethro Tull», «Emerson, Lake and Palmer» и др.). К А.-р. относится и более перспективное направление – электронный рок, в котором главенствует западногерманская школа, синтезирующая американский минимализм с опытами кёльнской школы (группы: «Tangerine Dream», «Kraftwerk», «Can» и др.). А.-р. имеет внутреннее сходство с поставангардистскими направлениями в академической музыке (наподобие джазового «третьего течения», джаз-рока).   творческие портреты групп /по выбору/- «Прокол Харум», «Ван Дер Граф Дженерейтор», «Кинг Кримсон», «Дженезис», «Йес», «Джетро Талл», «Канзас», «Алан Парсонз Проджект», «Эмерсон, Лейк Энд Палмер», «Пинк Флойд»,Майк Олдфилд)   Рок – опера («Ху», Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс) – черты стиля на примере рок оперы «Иисус Христос - суперзвезда» и др. /по выбору/. Глэм – рок (1970х г.):  краткий обзор исполнительства /по выбору/ - Гэри Глиттер, Дейвид Боуи, Элтон Джон, Марк Боулан, Род Стюарт, «Слейд», «Суит», «Кисс»)   Панк – рок, хардкор (с 1970хг.):  творческие портреты групп /по выбору/ - «Нью-Йорк Доллз», «Реймоунз», «Секс Пистолз», «Дэд Кеннедиз», «Бэд Брейнз», «Блэк Флэг», «Майнор Трет»)   Хэви – метал (с кон. 1970хг.) и современные тенденции развития рок-музыки на примере творчества рок-групп - «Айрон Мейден», «Сэксн», «Деф Леппард», «Эксепт», «Юроп», «Металлика», «Мегадет», «Дрим Тиатер», «Хеллоуин», «Кэндлмасс», «Дэт», «Морбит Эйнджел», «Лакримоза», «Веном»). Прослушивание/видеопросмотр, анализ музыкальных произведений Учащийся: описывает генезис рок-музыки ХХ века и современности на примере жанрово-стилевых направлений, характеризует эти направления; формулирует основные понятия, терминологию музыкального языка рока этого периода; имеет представление о жизни и творчестве ведущих музыкантов, коллективов - представителей жанрово-стилевых направлений этого времени; владеет умениями характеризовать особенности рок-музыки, исполнительской стилистики ведущих музыкантов этих направлений по технологии;  называет произведения рок-музыки и классифицирует аутентичное исполнительство и реконструкцию, обработки рока профессиональными музыкантами современности; высказывает суждение о тенденциях развития современного мирового рока; творчески применяет полученные знания на практике.  
  Рок-музыка Материал из Википедии — свободной энциклопедии  РОК: Направление - популярная музыка. Истоки:   блюз, рок-н-ролл, джаз, электрик-блюз, народная музыка, кантри, соул. Место и время возникновения: 1950-е, США и Великобритания. Годы расцвета: 1960-е — настоящее время. Поджанры: альтернативный рок, арт-рок, бит, гаражный рок, глэм-рок, готик-рок, гранж, инди-рок, инструментальный рок, математический рок, нойз-рок, паб-рок, панк-рок, пост-панк, прото-панк, психоделический рок, сатерн-рок, сёрф-рок, софт-рок, спейс-рок, стоунер-рок, фолк-рок, хард-рок, хартленд-рок, экспериментальный рок, христианский рок. Родственные: альтернативный метал, аборигенский рок, анатолийский рок, афро-рок, блюз-рок, бугалу, бхангра-рок, глэм-панк, дэнс-рок, индастриал-рок, кантри-рок, мэдчестер, пауэр-поп, поп-рок, пунта-рок, рага-рок, раи-рок, регги-рок, рокабилли, рэп-рок, самба-рок, суфи-рок, фанк-рок, фламенко-рок. Производные: джаз-фьюжн, прогрессивный рок, пост-рок, метал, синти-поп, евродиско, альтернативный дэнс, электроник-рок. Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake… Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Такие субкультуры как тедди-бои, моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо, индирокеры, гранжеры, ска, неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки. Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, от которого в своё время это направление и произошло (в некотором смысле можно считать, что рок — направление рок-н-ролла), поп-рок, брит-поп, до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе». Несколько более определённо можно сказать о так называемой «музыкальной экспрессии», которая в силу повышенной — в сравнении с иными жанрами музыки — динамики исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ) является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ («Конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание). Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рок-музыки её пытались соединить практически со всеми возможными жанрами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появился в конце 60-х, и более поздний симфо-метал), джазом (джаз-рок, появился в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появился в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появился в середине 60-х). В 60—70-х появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, более важные из них, кроме перечисленных — хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х — начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как постпанк, новая волна, альтернативный рок (но в конце 60-х появились ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а позже и экстремальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появился в середине 60-х), альтернативный метал (появился в конце 80-х). Основные центры возникновения и развития рок-музыки — США и Западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке, но, с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР в 60—70-х и достигла пика развития в 80-х, продолжив развиваться в 90-х. Рок-музыка с музыкально-теоретической точки зрения. Рок-музыка является музыкой, одним из её жанров (другие жанры — народная музыка, академическая музыка, джаз и др.). Из этого следует, что справедливым будет исследование рок-музыки, как одного из жанров музыки, на предмет его сугубо музыкальных отличительных качеств и свойств. Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию. Однако существуют примеры использования в рок-композициях практически всех известных музыкальных инструментов. Такое можно встретить, например, в инструментальных композициях, сочинённых в этом стиле. Отличительная черта рок-музыки — неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако, начиная уже с 60-х годов, ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом является электрогитара, но так же могут использоваться и клавишные. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении. Рок-музыка с социофилософской и психологической точек зрения. Существует точка зрения, разделяемая большим числом экспертов, что рок-музыка — это не просто один из жанров музыки, но и особый социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру. Рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. Эта двойственная природа и обусловливает противоречия, «пилообразность» развития жанра. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, …), а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой — упрощения, возникновения вторичных рок-групп. Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности. Стили и направления рок-музыки. Первые шаги. Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, кантри, музыки госпел. Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов и, являясь по сути призывом к танцу, представляет собой сексуальный эвфемизм. Впервые выражение появилось в песне «Good Rockin’ Tonight» Роя Брауна в 1947 году. В 1949 году выходит песня «Rock And Roll» Уайлда Билла Мура. Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, практически невозможно. Среди возможных вариантов — сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в 1950 году. Согласно другим версиям, первой рок-н-ролльной записью является «Rocket 88», записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta Cats. Рок-н-ролл в конце 50-х. Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре. Среди других влиятельных афроамериканских музыкантов в жанре рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно более агрессивной и напористой, чем у конкурентов. Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории. Однако уже появлялись первые белые артисты, исполнявшие рок-н-ролл. Прорывом рок-н-ролла в мейнстрим стала песня Билла Хейли «Rock Around the Clock». Однако титул «короля рок-н-ролла» завоевал другой белокожий артист — Элвис Пресли. Он стал первым, кто записал рок-н-ролл на одном уровне с афроамериканскими артистами (когда диджеи ставили его первые записи в эфир, они специально предупреждали, что это поёт белый артист). Элвис Пресли получил прозвище «король рок-н-ролла». Другим знаменитым белым исполнителем рок-н-ролла стал Джерри Ли Льюис, получивший прозвище «Killer» за неистовую манеру исполнения и игры на пианино. Чуть позже стала появляться более мягкая форма «белого» рок-н-ролла, связанная прежде всего с именами Бадди Холли и Everly Brothers. Рокабилли. На основе синтеза рок-н-ролла и кантри (особенно его южного поджанра — хиллбилли) появился особый поджанр рок-музыки — рокабилли. Наиболее известные его представители в 50-х — Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Карл Перкинс. Среди первых образцов рокабилли выделяются некоторые ранние записи знаменитого кантри-певца Джонни Кэша. Немалое влияние на жанр оказали первые синглы Элвиса Пресли («That's All Right») и Чака Берри («Maybellene»). Музыка рокабилли вновь стала популярной в 80-х годах. Среди представителей нео-рокабилли — Stray Cats, The Cramps, Heavy Trash, Мистер Твистер. Рок-н-ролл в Великобритании. Первые британские рок-записи появились в середине 1950-х годов. Если в США рок-н-ролл развивался в тесном соприкосновении с корневыми жанрами — блюзом и кантри, — то на британский рок-н-ролл наибольшее влияние оказал скиффл. В частности, один из популярнейших исполнителей скиффла — Лонни Донеган. Среди множества появившихся в то время скиффл-групп была группа одного из основателей The Beatles Джона Леннона — The Quarrymen. Одними из первых британских рокеров были Томми Стил, Клифф Ричард, Билли Фьюри, Вилли Харрис. Первыми исполнителями, которые составили конкуренцию американским рокерам в английских чартах, стали Клифф Ричард и The Shadows, записавшие первый британский рок-н-ролльный хит — «Move It». Рок-музыка 60-х годов На границе десятилетий: сёрф. В 1957 году была записана композиция «Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза (англ. fuzz) на гитаре; таким образом, от этой песни в какой-то мере происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки, в частности, хэви-метал и панк-рок. Линк Рей вместе с Диком Дейлом и The Surfaris положил начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла — сёрфу, основанному на гавайском звучании гитары, обычно с эффектом вибрато (англ. vibrato). Первой сёрф-записью считается «Bulldog» The Fireballs, а ключевыми представителями — The Ventures, The Chantays, в Англии — The Shadows. Чуть позже инструментальный сёрф уступил место вокальному сёрф-попу, известнейшие представители которого — Jan and Dean и The Beach Boys. Влияние звука сёрф породило сёрф-рок, совмещавший традиционную рок-музыку и сёрф-звучание; сёрф-рок песни встречаются у множества исполнителей. Первая половина 1960-х. На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула не без влияния народной британской музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новую форму танцевальной музыки — бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи Gerry & The Pacemakers, The Searchers, Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion). Параллельно с этой формой музыки в Америке развивались местные стили на основе фолка и кантри — важнейшим из них стал фолк-рок. Британское вторжение. Термином «британское вторжение» (англ. British Invasion) принято называть проникновение популярной британской музыкальной культуры на территорию США. The Beatles, с успеха синглов которых и начался новый этап рок-истории, закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года. The Beatles уже в ранние годы представляли собой принципиально новое явление в мировой музыке, и в рок-музыке в частности — в них соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению — «битломании». Вслед за The Beatles обрёл популярность и ряд других британских групп. Музыкальная жизнь Британии стала развиваться, открывались новые музыкальные клубы, а бит-музыка становилась всё более разнообразной. Биг-бит и мерсибит. Ряд представителей «британского вторжения» продолжали играть музыку в духе ранних работ The Beatles — лёгкий, мягкий, мелодичный бит. Наиболее успешными в данном направлении оказались The Searchers (считавшиеся второй по значимости мерсибит-группой), Herman's Hermits, Manfred Mann, The Hollies. Также значительна игравшая мелодичный бит с элементами фолка группа The Zombies (их самый известный хит — «She’s Not There»). Ритм-энд-блюз и блюз-рок. Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию ритм-энд-блюза. В частности, с исполнения ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. В начале существования группы в её составе был гитарист Эрик Клэптон, который быстро покинул группу; на смену ему пришёл Джефф Бек, которого в свою очередь сменил Джимми Пейдж. Всё трое соло-гитаристов, прошедших через Yardbirds, стали первым поколением «гитарных героев» — вышедших на передний план гитаристов, которые привлекали всё большее внимание и имели собственных поклонников. Сильное влияние ритм-энд-блюза испытали также The Animals, которые использовали в качестве лидирующего инструмента орган. Они записали ставшую «канонической» кавер-версию народной песни «House Of The Rising Sun», ставшей одной из самых часто исполняемых песен в рок-музыке. Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корням, стали The Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным, «грязным», чем у The Beatles и мерсибит-групп; звучание и проблемы, поднимаемые в песнях, также демонстрировали новый подход к музыке. Появление жёсткой музыки. Мод-движение. «Тяжёлая» музыка традиционно берёт начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me» 1964 года. Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks отличались, наряду с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными текстами. Идеологически они стали одними из основателей субкультуры модов (наиболее популярна она была в середине 1960-х, придя на смену тедди-боям). Главными идеологами движения модов стала группа The Who. Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые стали крушить на сцене гитары. Также The Who считаются одними из первопроходцев использования нойза и фидбэка в роке, а некоторые их тексты были довольно вольными для своего времени. К более поздней музыке The Who впервые был применён термин пауэр-поп. Среди идеологов мод-движения стоит также упомянуть The Pretty Things и The Small Faces. Эти группы играли жёсткий вариант ритм-энд-блюза, нередко с остросоциальными текстами. Наконец, особняком среди британских первопроходцев жёсткой музыки стоят The Troggs — среди всех групп британского вторжения она была наиболее близка к гаражному року. Рождение фолк-рока. Хотя во времена пика «британского вторжения» местная музыка в Америке была вытеснена из хит-парадов, здесь продолжала развиваться собственная рок-сцена. На основе звука вокальных фолк-групп и фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния блюза) создавали свою музыку фолк-исполнители начала 60-х, влиятельнейшим из которых являлся Боб Дилан. Он наглядно продемонстрировал своему поколению, что в популярной музыке можно говорить не только о любви мужчины и женщины, но затронуть и множество других тем, в том числе философских и социальных. В 1965 году The Byrds положили начало собственно фолк-року — с вокальными гармониями на основе идей фолковых вокальных групп и уплотнённым по сравнению с акустическими фолк-исполнителями гитарным саундом. Характерным для фолк-рока был также социальный подтекст песен. В 1964 году Боб Дилан также перешёл от акустического к фолк-роковому звучанию, став знаковой фигурой рок-музыки и записав одну из знаменитейших рок-песен «Like a Rolling Stone». Buffalo Springfield стали второй по значимости фолк-рок-группой Америки, положив начало кантри-року. Немалый вклад в развитие жанра внесли Нил Янг, Simon & Garfunkel, Джони Митчелл. В Британии появилась также своя фолк-рок-сцена, представителями которой являются Fairport Convention, Steeleye Span, Lindisfarne, Pentangle. Их стиль также принято называть электрик-фолк; мотивы британской фольклорной музыки здесь постепенно стали преобладать над американскими корнями. Одна из ветвей развития электрик-фолка, основателем которой является Алан Стивелл, положила начало кельтскому фолку. Американский поп-рок. На основе фолк-рокового саунда в Америке 1965—1966 гг. стал формироваться ранний поп-рок, важнейшими представителями которого стали The Lovin' Spoonful, The Turtles, The Grass Roots, The Mamas And The Papas (последние считаются одной из влиятельнейших вокальных поп-групп 60-х). Поп-рок был гармонически и музыкально ориентирован на фолк-рок, но не без влияния сёрф-попа (в основном The Beach Boys). Гаражный рок. Помимо той музыки, которая попадала в чарты и на телевидение, в начале-середине шестидесятых годов начал развиваться и своеобразный андерграунд: группы, репетировавшие чаще всего в гаражах и записывавшие грязные и шумные пластинки. Не все представители гаражного рока ориентировались на жёсткую музыку, однако наиболее бескомпромиссные из них считаются первыми прото-панк-музыкантами. Многие из представителей гаражного рока не выпустили даже одного полноценного альбома, поэтому вышли и продолжают выходить серии сборников, посвящённые гаражу и включающие синглы, живые записи и другие раритеты; самые известные из них — Nuggets, Cover. Истоки гаражного рока. Мнения по поводу того, что считать первой песней в жанре гаражного рока, расходятся. Среди вариантов — «Rumble» Линка Рея, «Jenny Lee» Jan and Dean, «Dirty Robber» The Fabulous Wailers. Среди предшественников прото-панка следует назвать и Литтл Ричарда, и Джерри Ли Льюиса. В 1962 году записывается главный гаражный стандарт — «Louie Louie» The Kingsmen (кавер-версия забытого рок-н-ролла 1956 года, чуть ранее популяризированного в узких кругах The Fabulous Wailers), ставший одной из самых перепеваемых песен в рок-музыке и особенно в альтернативном роке. Расцвет гаражного рока. С началом британского вторжения гаражные рокеры Америки получили образец для подражания — британские группы. Расцвет гаражного рока приходится на середину десятилетия. Среди ключевых групп направления — The Sonics, записывавшие безумные рок-н-роллы с предельно утяжелённой гитарой и саксофоном, The Seeds, игравшие более мягкую музыку с использованием органа, а также The Standells, Kenny and the Kasuals, The Music Machine, The Knickerbockers. Изредка отдельные песни гаражных групп становились хитами: так случилось с «Psychotic Reaction» Count Five, «96 Tears» Question Mark & the Mysterians, «Dirty Water» The Standells. Особняком среди гаражного рока находятся Monks — группа, чьё оригинальное звучание (хаотическая гитара, фидбэк, безумные тексты, странные аранжировки) не имеет близких аналогов среди рока 60-х. В целом имидж и музыка значительной части гаражных команд оказали сильное влияние на последующее развитие прото-панка и панк-рока. Фрикбит. Родственным по отношению к гаражному року было и английское направление фрикбит, представленное группами The Primitives, The Faires, The Misunderstood. Оно стало своего рода андерграундной реакцией на битломанию и британское вторжение, а звучание фрикбита было близким к гаражному року, но с большим влиянием бита и мод-культуры. Среди других региональных гаражных сцен примечательной была японская, получившая название «group sounds». Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке Появление психоделического рока. В конце 1965—1966 годах в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр — психоделический рок. Основой для него стали, с одной стороны, музыкальные поиски гаражных групп, с другой стороны — развитие фолк-рока. Термин впервые был применён по отношению к фолковой группе Holy Modal Rounders; одними из первых гаражных психоделических групп (и первыми, использовавшими слово «psychedelic» в названии альбома) стали The 13th Floor Elevators и Blues Magoos. Основами роста психоделической культуры стали развитие субкультуры хиппи и наркотики (прежде всего психоделики) — в частности, ЛСД, мескалин и даже марихуана. Характерными для жанра стали «мистические» саунд и тексты песен и, нередко, философия хиппи (в частности, идеалы любви и пацифизм). Одной из предпосылок формирования психоделической культуры Британии стало распространение элементов индийской (рага) и другой этнической музыки у групп британского вторжения. Впервые индийские мотивы были использованы Yardbirds и чуть позже развиты The Kinks. Впервые использовали индийский инструмент ситар в записи The Beatles[8], песни которых и стали самым известным случаем использования индийских мотивов в психоделическом роке. В целом ранний британский психоделический рок отличался меньшим, по сравнению с американским, влиянием фолка, он развивался за счёт традиций британской рок-музыки и поп-рока. При равной степени экспериментальности саунда (в чём группы по обе стороны Атлантики устроили негласное соре


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.006 с.)