Результаты исследования и их обсуждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты исследования и их обсуждение



Изучив данные по оценке: работоспособности, памяти, функционального состояния, собранных с помощью исследование динамики тревожности по Спилбергу числовой квадрат, запоминание буквенных рядов, исследование состояния человека с помощью теста дифференциальной самооценки функционального состояния - опросчика САН, были получены индивидуальные показатели, далее были определены среднегрупповые значения показателей. Полученные индивидуальные и среднегрупповые результаты заносились в таблицы, отражающие динамику того или иного показателя у испытуемых до и после влияния аутотренинга.

 Данные, полученные в результате исследования, неоднозначны, вероятно, вследствие индивидуальных различий испытуемых. Можно было бы предполагать, что эти различия связаны с различным функциональными состояниями на момент проведения испытаний.

Таблица 1. Динамика показателей реактивной и личной тревожности по Спилбергу-Ханину у мужчин.

№ п./п.

ЛТ

РТ

Д./АТ П./АТ Д./АТ П./АТ
баллы баллы баллы баллы
1 66 45 48 50
2 34 33 31 37
3 43 36 47 39
4 42 36 40 47
5 33 30 23 20
6 52 55 47 48
7 39 38 37 38
8 39 33 47 40
9 34 32 29 21
10 33 31 25 20
Χ 38 37 42,42 38,58
σ 9,32 11,09 9,92 7,32

По результатам тестирования установлено, что среднее значение уровня личной тревожности в группе до аутотренинга у юношей (таб.1) составляет 38 ± 9,32 балл, что соответствует умеренному уровню тревожности. Максимальное значение личной тревожности составляет 52 баллов (высокий уровень), минимальное – 31 балл (умеренный). Высокий уровень тревожности наблюдается у 1 испытуемого, умеренный – у 5-и. У женщин (таб.2) эти показатели ниже мужских, среднее значение составляет 31,3 ± 6,55(умеренный), max значение 41балл, min- 22. Показатели варьируют незначительно, изменяясь от умеренного до низкого уровня.

Таблица 2. Динамика показателей реактивной и личной тревожности по Спилбергу-Ханину у женщин.

№ п./п.

ЛТ

РТ

Д./АТ П./АТ Д./АТ

П./АТ

баллы баллы баллы

баллы

1 41 42 47 47  
2 40 37 39 35  
3 30 24 47 39  
4 37 38 33 34  
5 23 28 38 38  
6 31 23 40 47  
7 22 23 34 38  
8 33 26 39 36  
9 29 25 32 30  
10 27 24 34 32  
Χ 31,3 29 38,3 37,6  
σ 6,55 7,16 5,38 5,68  

    Анализируя динамику реактивной тревожности в группе испытуемых, отмечаем тенденцию снижения реактивной тревожности от начала к концу влияния аутотренинга. Так, среднее значение уровня тревожности до влияния составляет у юношей 42,42 ± 9,92  балла (умеренный) и 38,3 ± 5,38 у женщин, при этом максимальная величина (юноши) соответствует 48 баллов (высокое), а минимальная – 23 (низкая) и максимальная(женщин) - 47 и минимальная - 32баллов,  следовательно до аутотренинга этот показатель варьирует значительно: от высокого уровня тревожности – до низкого.

Рис.1.Динамика изменений показателей по Шкале Спилберга у мужчин до и после аутотренинга. (ЛТ – личностная тревожность, РС - реактивная тревожность)

Рис.2. Динамика изменений показателей по Шкале Спилберга у женщин до и после аутотренинга. (ЛТ – личностная тревожность, РС - реактивная тревожность)

    Прослеживая динамику изменения показателей реактивной и личной тревожностей по половому признаку, между группами достоверного различия выявлено не было.

Другой важной психофизиологической характеристикой, изученной в нашей работе, было внимание. Нами были исследованы следующие его показатели: точность выполнения задания, уровень переключаемости и концентрация.

При обработке полученных данных указанных в таблице 3 и 4 состоящих в определении показателей внимания, была выявлена динамика результатов до и после аутотренинга, так среднее значение в группе мужчин составляет: точность выполнения зданий (С) – 72 ± 9,33 (хорошая), концентрация внимания (К) – 64,66 ± 10,44 (хорошая), уровень переключаемости внимания (D) – 6,01 ± 9,67. Разброс показателей таков, что у 20% испытуемых очень хорошие, 60% хорошие, 20%- плохие. После аутотренинга наблюдается увеличение точности и концентрации внимания: С – 81,3 4± 7,57; К – 75,32 ± 5,45

Таблица.3. Числовой квадрат (мужчины).

№ п./п.

ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ
C C K K D D
1 73,3 80 73,3 73,3 0 6,7
2 66,7 80 46,7 73,3 20 6,7
3 73,3 80 73,3 73,3 0 6,7
4 66,7 80 66,7 80 0 0
5 86,7 86,7 60 73,3 26,7 13,3
6 60 66,7 53,3 66,7 6,7 0
7 73,3 86,7 60 73,3 0 13,3
8 73,3 86,7 73,3 80 0 0
9 60 73,3 60 73,3 6,7 0
10 86,7 93,3 80 86,7 0 0
Χ 72 81,34 * 64,66 75,32 * 6,01 4,67
σ 9,33 7,57 10,44 5,45 9,67 5,48

  Обозначения. * - различия по сравнению с исходными показателями статистически значимы (р≤0,05).

 В группе женщин эти показатели выше, так среднее значения до аутотренинга составляют: точность выполнения зданий (С) – 86,66±8,89 (очень хорошее), концентрация внимания (К) – 74,01 ± 10,64 (хорошее), уровень переключаемости внимания (D) – 10 ± 10,53.

 Разброс по группе: 70% - очень хорошее, 30% - хорошее.

После влияния аутотренингом, также как и в случае мужчин наблюдается изменение показателей точности и концентрации внимания: С – 91,33 ± 9,46; К – 82 ± 14,42.

Таблица.4. Числовой квадрат (женщины).

№ п./п.

ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ
C C K K D D
1 93,3 100 60 80 33,3 20
2 93,3 100 86,7 100 0 0
3 73,3 73,3 60 60 20 20
4 80 86,7 80 86,7 0 0
5 73,3 80 73,3 80 0 0
6 93,3 100 86,7 100 6,7 0
7 86,7 86,7 66,7 73,3 6,7 13,3
8 86,7 93,3 73,3 66,7 13,3 20
9 100 100 86,7 100 13,3 0
10 86,7 93,3 66,7 73,3 6,7 0
Χ 86,66 91,33 74,01 82 10 7,33
σ 8,89 9,46 10,64 14,42 10,53 9,66

Обозначения. * - различия по сравнению с исходными показателями статистически значимы (р≤0,05).

С - точность выполнения задания.

К - концентрация внимания.

D - уровень переключаемости внимания.

После аутотренинга произошло незначительное улучшение всех 3-х значений (точность, концентрация, переключаемости) в обеих группах, но данная динамика не была достоверной.

На рисунках 3,4 видно как происходит изменение показателей, причём как в группе девушек, так и в группе юношей направленное в сторону увеличения внимания.

 

Рис.3. Числовой квадрат. Динамика изменений до и после аутотренинга (мужчины).

С - точность выполнения задания.

К - концентрация внимания.

D - уровень переключаемости внимания.

 

Рис.4.Числовой квадрат. Динамика изменений показателей у женщин до и после аутотренинга.

 

Таким образом, нами выявлено, что все показатели внимания у женщин и мужчин после аутотренинга значительно улучшаются. Достоверность указанных изменений подтверждается величиной t-критерия.

Рисунки 3 и 4 позволяют пронаблюдать изменение среднегрупповых показателей внимания под влиянием аутотренинга. Хорошо видно, что после воздействия в целом по группе отмечается увеличение таких значений как точность выполнения задания и концентрация внимания.

Следующей психофизиологической характеристикой, рассмотренной в нашей работе, является память.

В таблице 5-6 отражены показатели слуховой и зрительной памяти (количество запомненных букв) до и после воздействия света. Из таблицы видно, что они сильно варьируют.

До действия аутотренингом самое низкое значение (у мужчин) зрительной памяти - 19, самое высокое – 38, по слуховой памяти минимальное значение – 11,максимальное - 34. После действия, показатели зрительной памяти составили - 23 и 42, слуховая – 16 и 34.

 Как видно из таблиц, значения зрительной памяти, после действия аутотренинга, увеличиваются  у всех испытуемых в группе мужчин. Таким образом, в общем, по группе отмечается некоторое снижение показателей. При этом увеличение показателей зрительной памяти после воздействия не было статистически значимым.

При анализе слуховой памяти так же происходило незначительное увеличение показателей, за исключением 2 и 7-ого испытуемых, в их случаях результаты остались неизменными. Увеличение показателей зрительной памяти, после воздействия не было статистически значимым

Таблица.5. Запоминание буквенных рядов (мужчин)

№ п./п.

зрительный зрительный слуховой слуховой
ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ
1 31 36 17 27
2 38 42 34 34
3 22 27 14 21
4 38 33 27 28
5 19 24 15 16
6 35 35 11 21
7 20 23 13 13
8 35 39 17 21
9 37 38 15 17
10 39 41 23 25
Χ 31,4 33,8 18,6 22,3
σ 7,98 6,9 7,21 6,3

. Обозначения. * - различия по сравнению с исходными показателями статистически значимы (р≤0,05).

 Анализируя объем зрительной и слуховой кратковременной памяти по таблице 5-6, было выявлено изменение среднегрупповых показателей, так в группе мужчин среднее значений зрительной памяти до аутотренинга составляет – 31,1 ± 7,99 и слуховой кратковременной памяти – 18,6 ± 7,2.

После аутотренинга происходит увеличение показателей, среднее значение у мужчин составляет зрительной памяти -33,8 ± 6,9, слуховой кратковременной памяти – 22,3 ± 6,3,

Таблица.6. Запоминание буквенных рядов (женщины)

№ п./п.

зрительный зрительный слуховой слуховой
ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ
1 29 23 23 21
2 36 38 34 41
3 24 31 21 25
4 30 34 28 21
5 27 39 27 25
6 34 47 23 30
7 43 37 26 33
8 31 32 28 29
9 25 29 18 25
10 33 35 17 19
Χ 31,2 34,5 24,5 26,9
σ 5,65 6,46 5,14 6,6

Обозначения. * - различия по сравнению с исходными показателями статистически значимы (р≤0,05).

До действия аутотренингом в группе девушек самое низкое значение зрительной памяти - 24, самое высокое – 36, по слуховой памяти минимальное значение – 17, максимальное - 34. После действия аутотренинга, показатели зрительной памяти составили - 23 и 47, слуховая – 19 и 41.

Среднегрупповые значения зрительной памяти в группе женщин составили – 31,2 ± 5,65 и слуховой памяти – 24,5 ± 5,15.

После аутотренинга среднегрупповой показатель у женщин зрительной памяти не изменился – 31,2 ± 6,5, слуховой кратковременной памяти увеличился – 26,9 ± 6,6.

На диаграммах 5-6 представлена динамика выше указанных показателей.

Рис.5. Динамика показателей при запоминании буквенных рядов у мужчин до и после воздействия аутотренингом.

     Среднегрупповые значения зрительной и слуховой памяти, отображенные на диаграммах 5-6 на указывают на увеличение памяти после аутотренинга, но без степени достоверности.

Изменения среднегрупповых показателей статистической значимости не имели.

Рис.6. Динамика показателей при запоминании буквенных рядов у женщин, до и после воздействия аутотренингом.

    Оценивая результаты таблиц 7-8, по определению функционального состояния испытуемых в группе мужчин и женщин, были выявлены изменения по каждому признаку.

Так среднее значение самочувствия до аутотренинга  составило - 51±10,2 максимальный балл зафиксирован у 10 испытуемого-64 минимальный у 1-ого - 37;

     Среднегрупповое значение настроения составило – 52,7 ± 9,7, максимальный балл определен у 2-ого испытуемого-68, минимальный у 7-ого – 42балла;

   Состояние активности – 44,8 ± 7,3, максимальное значение зафиксировано у 4 испытуемого- 55, самое низкое у 1-ого.

После аутотренинга происходит незначительное увеличение всех 3-х показателей (самочувствия, настроения, активности). Среднегрупповое значения составили по самочувствию - 53,1 ± 9,5 соответствующий высокой оценке; настроение – 54,6 ± 9,9 – средней оценка; активность – 48 ± 10,8 соответствует средней оценке.

Таблица.7. Дифференциальная самооценка функционального состояния - опросчика САН, (мужчины).

№ п./п.

самочувствие

настроение

активность

ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ
1 37 35 40 35 32 28
2 56 59 68 68 49 52
3 44 50 45 47 37 44
4 57 55 60 60 55 60
5 64 66 61 63 52 64
6 33 49 43 49 39 48
7 50 41 42 47 43 34
8 57 60 55 57 43 49
9 51 55 53 59 47 51
10 61 61 60 61 51 50
Χ 51 53,1 52,7 54,6 44,8 48
σ 10,2 9,5 9,7 9,9 7,3 10,8

 

Обозначения. * - различия по сравнению с исходными показателями статистически значимы (р≤0,05).

При анализе функционального состояния женщин, была выявлена динамика показателей, до и после аутотренинга.

Так в группе женщин, среднее значение самочувствия до аутотренинга составляет – 54,8 ± 8,6 самое высокое значение зафиксировано у 5-ого испытуемого – 68 баллов, самое низкое 8-ого - 37;

Среднегрупповой показатель  настроения женщин выше, чем у мужчин -61 ± 5,8, максимальный балл зафиксирован у 7- ого испытуемого – 68, наименьший у 1-ого - 50.

Состояние активности до аутотренинга в целом по группе определено как хорошее и соответствует – 50,9 ± 9,максимальный балл – 69, минимальный – 37.

После аутотренинга в группе женщин произошли незначительные изменения среднегрупповых показателей: самочувствие – 54,8 ± 8,6, соответствующая высокой оценке; настроение – 61,5 ± 5,8(высокая оценка); активность – 48,5 ± 9,4(средняя оценка).

Таблица.8. Дифференциальная самооценка функционального состояния - опросчика САН, (женщины)

№ п./п.

самочувствие

настроение

активность

ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ
1 54 56 50 63 49 45
2 50 61 53 62 40 52
3 51 58 65 58 46 38
4 50 58 62 61 49 34
5 68 54 64 47 57 59
6 56 62 59 66 60 64
7 65 63 68 68 69 53
8 37 29 61 61 37 40
9 60 56 67 65 53 48
10 57 63 61 64 49 52
Χ 54,8 56 61 61,5 50,9 48,5
σ 8,6 10 5,8 5,8 9,4 9,4

Обозначения. * - различия по сравнению с исходными показателями статистически значимы (р≤0,05).

На диаграмме 7-8 представлены среднегрупповые показатели функционального состояния испытуемых.

Рис.7. С А Н.Динамика изменений показателей у мужчин до и после аутотренинга.

Представленная на рисунке 7 диаграмма указывает на то, что в группе мужчин происходит незначительное изменение всех трех функциональных состояний. В целом по группе наблюдается небольшое увеличение, однако эти изменения не были достоверными.

Рис.8. С А Н.Динамика изменений показателей у женщин до и после аутотренинга.

В группе женщин происходит незначительное увеличение самочувствия с 54,8 до 56 и настроения с 61 до 61,5, состояние активности напротив снижается с 50,9 до 48,5.

Таким образом, в группе женщин общее функциональное состояния до и после аутотренига остается стабильным.

             Следующей психофизиологической характеристикой, рассмотренной в нашей работе, является работоспособность.

Проанализировав данные таблиц 9 и 10, были получены следующие результаты.

В группе мужчин до аутотренинга, динамика показателей сильно варьирует.

 Таким образом, самый высокий показатель у мужчин был определен у 7-ого испытуемого – 51, самый низкий у 5-ого и 10-ого – 19 секунд.

Среднегрупповое значение до аутотренинга составило 31,3 ± 10,06.

После аутотренинга среднее значение достоверно уменьшилось до

23,7 ± 5,72

Таблица.9.работоспособность по В. Некрасову (мужчин).

№ п./п.

ДО ПОСЛЕ
сек сек
1 43 35
2 32 26
3 33 24
4 27 17
5 19 19
6 30 23
7 52 30
8 31 25
9 27 21
10 19 17
Χ 31,3 23,7
σ 10,06 5,72

 

 

 

 

Обозначения. * - различия по сравнению с исходными показателями статистически значимы (р≤0,05).

В группе женщин показатели работоспособности оказались ниже мужских, самое высокое значение определенно у 3-его испытуемой – 28 секунд, самое низкое у 8 и 9-ой по 18 секунд.

Среднее значение до аутотренинга – 23 ± 4,56 секунды.

После действия аутотренингом показатель, снизился до 19,4 ± 4,38.

 Таблица.10.работоспособность по В. Некрасову (женщины).

№ п./п.

ДО ПОСЛЕ
сек сек
1 27 17
2 21 19
3 28 31
4 22 18
5 21 20
6 21 16
7 32 20
8 18 20
9 18 16
10 22 17
Χ 23 19,4
σ 4,56 4,38

 

 

       Обозначения. * - различия по сравнению с исходными показателями статистически значимы (р≤0,05).

 Динамика показателей умственной работоспособности после аутотренинга, указывает на проявление состояния расслабления, что по-видимому связано с преобладанием парасимпатического отдела.

Среднегрупповые показатели отражены на рис. 9 и 10, соответственно.

 

Рис.9 Динамика изменений умственной работоспособности у мужчин до и после аутотренинга.

После проведения аутотренинга, в группе мужчин происходит достоверное снижение показателей работоспособности, у женщин напротив, наблюдается тенденция к снижению данного показателя.

Рис.10. Динамика изменений умственной работоспособности у женщин до и после аутотренинга

 

Проанализировав вышеуказанные данные, по изучению особенностей влияния аутогенной тренировки на психофизиологические показатели, такие как память, тревожность, внимание, работоспособность и функциональное состояние, было выявлена тенденция улучшения значений в обеих группах испытуемых.

Данные изменения связаны с вхождением в аутогипнотическое состояние, при котором у испытуемых происходит расслабление мышечного тонуса (релаксация).

Состояние релаксации ха­рактеризуется легкой сонливостью, которая легко может переходить в сон. Исследование электрической активно­сти головного мозга [О. П. Барановская, А. С. Ромен и А. М. Свядощ.1967] показало, что в начале релаксации от­четливо выступает альфа-ритм.

 На фоне изменения физического расслабления, возможно, происходит оптимизация процессов в структурах головного мозга, усиление тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы  способствующей нейтрализации стрессового состояния, основанного также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у тренирующихся. [Лобзин В. С., 1986] Происходит снижение нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные психофизиологические функции.

Учитывая то, что интегративная деятельность мозга (психические функции) обеспечивается сочетанным функционированием обоих полушарий или чув­ственной и языковой системами, становится понятной выявляемая в ряде случаев более высокая эффектив­ность модификаций аутогенной тренировки, формулы самовнушения при которых не только произносятся, но и образно представляются, что способствует включе­нию в психотерапевтический процесс обоих уровней пси­хической активности. Под влиянием аутотренинга улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма.

 

ВЫВОДЫ:

1. Установлено, что у юношей и девушек наблюдалось снижение умственной работоспособности (по Некрасову), что может быть связано с усилением процесса релаксации и снижением активности головного мозга после сеанса аутотренинга.

2. Показано достоверное увеличение точности при выполнении теста «Числовой квадрат» после сеанса аутотренинга в группе юношей, что свидетельствует об улучшении процесса дифференцировочного торможения.

3. Выявлено, что в группе юношей наблюдалось усиление концентрации внимания при выполнении теста «Числовой квадрат», что может быть связано с оптимизацией мозговой деятельности и улучшении некоторых психофизиологических процессов после сеанса аутотренинга.

 

 

 

Список литературы:

1. Барановская О. П., Ромен А. С, Свядощ А. М. Электрическая активность головного мозга во время аутогенной тренировки. В кн.: Материалы научной конференции психиатров республик Сред­ней Азии и Казахстана. Фрунзе, 1961.

2. Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психогигиеннческая саморегуляция Л., 1977.

3.  Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. 1908.

4.  Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, психотерапия и их лечебное воздействие // Вест. знания. - СПб., вып. 4, 1911.

5. Валуева М. Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М., 1967.

6. Загрядский В. П., Сулимо-Самуйлло З.К. Методы исследова­ния в физиологии труда. - Л., 1976.

7. Куэ Э. Школа самонаблюдения путем сознательного (преднамеренного) самовнушения: Пер. с франц. Под ред. И.Д. Ермакова. - Н. Новгород, 1929.

8. Либих С. С. Аутогенная тренировка. - Л., 1978. 

9.  Лобзин В. С, Кулагин Ю. М. Аутогенная тренировка в практике военного врача. Методическое письмо. Л., 1968.

10.  Лобзин В. С. Аутогенная тренировка. Л., 1986.

11.  Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: Справочное пособие для врачей. - Л., 1980.

12.  Лурия Р.  А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболева­ния. М., 1944.

13.  Мировский К. И. Клинико-физиологические критерии примененияметодов релаксации при неврозах и неврозоподобных состоя­ниях. Автореф. дисс. Винница, 1967.

14.  Павлов И. П. Павловские среды.- М.; Л., 1949, т. 2, с. 337.

15.  Павлов И. П. Полн. собр. соч. — М.; Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 212.

16.  Павлов И. П. Полн. собр. соч.-М.; Л., 1951, т. IV, с. 429.

17.  Павлов И. П. Полн. собр. соч.-М.; Л., 1951, т. VIII, кн. 2,

18.  Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М.— Л., 1951.

19.  Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. - М.: Медгиз, 1962.

20.  Рагулин А. П. О возможности применения метода аутогенной тренировки при подготовке космонавтов. Актуальные вопросы космической биологии и медицины. - М., 1971. - с.234.

21.  Рожнов В. Е. В кн.: Вопросы психотерапии. М., 1966, стр. 22—29.

22.  Рожнов В. Е. Гипноз в медицине. М., 1954.

23.  Рожнов В. Е. Журн. невропатол. и психиатр., 1953, 6, 462—466.

24. Ромен А. С. Влияние аутогенной тренировки на некоторые вегета­тивные и психические процессы. Автореф. дисс. Караганда, 1963.

25.  Ромен А. С. Влияние самовнушения на некоторые психофизиологи­ческие процессы. Автореф. дисс. докт. Ташкент, 1968.

26.  Ромен А. С. Самовнушение и его влияние на организм. - Алма-Ата, 1970.

27.  Свядощ А. М. Аутогенная тренировка по J. Schultz. Лечебное применение. Неврозы. - М.: Медицина, 1982. - с.246-254.

28.  Свядощ А. М. Неврозы и их лечение. М., 1974.

29.   Свядощ А. М. Неврозы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1982; с.366.

30.  Свядощ А. М., Ромен А. С. О возможности экспериментального воспроизведения автоматической речи и письма самовнушением. В кн.: Вопросы психиатрии, психотерапии, сексологии. Караганда,1967, с. 107—108.

31.  Свядощ А. М., Ромен А. С. Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике. Техника самовнушения. Кара­ганда, 1966.

32.  Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1974, с. 291.

33.  Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. — М., 1961, с. 70.

34.  Слободяник А. П. Психотерапия, внушение, гипноз. - Изд. 4-е. - 1982.

35. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. М., 1985.

36.  Aboulker P., Chertok L., Sapir M. La relaxation. Aspects theoretiques et pratiques. 11 ed Paris, 1959.

37.  Chertok L. L'Hypnose. III Ed. Paris, 1963.

38.  D. Muller-Hegemann, (1957). Ссылка на него в книге: W.S. Lobsin, M.M. Reschetnikow, (1986), Autogennaja trenirowka, Leningrad.   

39.  Jacobson E. Progressive Relaxation. Chicago, 1948.

40.  Kleinsorge H., Klumbies G. Psychotherapie in Klinik und Praxis. — Munich — Berlin: Urban und Schwarzenberg, 1959, с.518.

41.  Kleinsorge H., Klumbies G. Technik der Relaxation. Selbstentspannung, III Aufl. Jena, 1967.

42.  Klumbies G. Psychotherapie in der Inneren und Allgemeinmedizin. Leipzig, 1983.

43.  Luthe W. Autogenic Terapy. London, 1969—1970.

44.  Milller-Hegemann D. Psychotherapie. Berlin, 1961.

45.  Moruzzi G., Magoun H. W. EEG a. Clin. Neurophysiol. 1949, 1, 455.

46.  Schultz J. H. Das autogene Training. 12. Auflage Stuttgart, 1966.

47.  Schultz: J. H. Das Autogene Training (Konzentrati ve Selbstenspannung).—Stuttgart: G. Thieme-Verlag, 1956.

48.  Shultz I. H.Das Autogene Training. 16. Auflage Stuttgart, 1979.

49.  Sipos Q., Tomka I. Шипош К., Томка И.Изменения церебральной электрической активности под влиянием аутогенной тренировки. — В кн.: Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976, с. 138— 139.

 

                                            



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.159 (0.126 с.)