Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.



Базисным элементом АТ является тренированная мышечная релаксация, на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направлена во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АТ [Свядощ А. М., Ромен А. С., 1966].

Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и служит базой, на котором основывается дальнейшее самовнушение. Используемые механизмы АТ способствуют снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода регуляцию функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное реагирование [Лобзин В. С., Решетников М. М., 1980].

Физиологические эффекты в целом и механизмы нервной регуляции конкретных функций под ее влиянием весьма сложны и малоизученны.

Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие во время АТ сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной напряженности.

Центральное место в раскрытии механизмов АТ занимают вопросы изучения саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Важным условием для овладения методами АТ является управление по расслаблению мышц, т.е. управление в целенаправленной двигательной активности [Ромен А. С., 1970].

И.М. Сеченов обосновал, что все психические акты рефлекторны и “ все сознательные движения вытекающие из этих актов, называемые произвольными в строгом смысле только отражение.” Процесс движения подчиняется воле, сопровождается ощущениями, отражается в сознании, а также является заученным под влиянием условий, создаваемых жизнью. А обучающий характер является одним из основных принципов АТ. Многие поразительные феномены обучения еще не исследованы и вызывают удивление и ощущение прикосновения к загадочному.

Учение Сеченова И. М. [1961]  об отражательной роли мозга было поддержано и развито в трудах Павлова и его школы [Павлов И. П., 1962]. Обоснованные принципы нервизма, детерминизма, учение об условных реакциях позволили физиологических позиций подойти к вопросу об произвольных и непроизвольных реакциях.

Было доказано, что в основе произвольных движений лежат корковый анализ и синтез афферентных сигналов, идущих от экстерорецепторов и интерорецепторов (проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен, ассоциативный процесс подчиняется всем законам ВНД. Павлов подчеркивает роль речи и образных представлений в установлении двусторонних связей кинестетических клеток с двигательными, с клетками корковых отделов анализаторов.

Идеомоторная тренировка как один из главных компонентов входит во многие модификации аутотренинга.

Павлов подчеркивал связь ЦНС и адаптационного поведения с движениями, тонусом мускулатуры, имеющие обширное корковое представительство [Павлов И. П., 1951].

Известно, что мышечное напряжение является компонентом страха и других отрицательных эмоций. В ответ на эмоциогенные раздражители регистрируются вегетативные, биохимические, моторные изменения. Так отрицательные эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной мускулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях, состоянии покоя, уравновешенности. Поэтому понятен физиологический смысл волевого расслабления мышц, тренировки этого, а также роль самовнушения на фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре.

Сложный сигнал или образ, вызванный при повторении, в тренировке ведет к образованию условных кортико-висцеральных реакций и реализации желаемых сдвигов, повышении уровня саморегуляции.

Непроизвольное можно сделать произвольным, но только с помощью второй сигнальной системы.

Ограниченные значения в понимании механизмов внушения имеют устойчивые фазовые состояния между сном и бодрствованием, отличающиеся различной степенью выраженности и интенсивностью процессов торможения в коре. Одной из наиболее существенных является возможность воздействия на некоторые психофизиологические функции в обход сознательного контроля.

Лурия, проводив нейрофизиологические и психофизиологические исследования [Лурия Р. А., 1944] сделал вывод, что речь является одним из наиболее существенных средств регуляции поведения человека, поднимающего отдельные непроизвольные реакции до уровня сложных произвольных действий и осуществляет контроль за протеканием внешних, сознательных форм человеческой деятельности. Существенное значение для психотерапии имеют положения о регуляторном влиянии речи при патологических состояниях и речевом воздействии на общую нейродинамику [Лобзин В.С., 1986].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.4 (0.008 с.)