Аутогенная тренировка и сходные с ней методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аутогенная тренировка и сходные с ней методы



Аутотренинг будет эффективнее, если мы учтём ряд обстоятельств. Всегда ли слово, обращённое к себе или к другому действует глубоко, в полную силу? Для того чтобы слово действовало с максимальной эффективностью, необходимо, чтобы мозг человека получал как можно меньше посторонних импульсов из внешней и внутренней среды. В этом случае, мозг сможет полностью сосредоточиться на том, что слышит человек.

1. Коллективная психотерапия. Среди методик, род­ственных аутогенной тренировке, в первую очередь следует назвать варианты коллективной психотерапии. Существует множество видов коллективной психотера­пии, к одному из которых, собственно, можно отнести и аутогенную тренировку при групповом варианте ее применения. А. П. Слободяник [Слободяник А.П., 1982] приводит крат­кое описание более двадцати различных методик и мо­дификаций коллективной психотерапии.

Коллективная психотерапия в отечественной прак­тике активно применяется с начала XX столетия [Неткачев Г. Д.,; Бехтерев В. М., 1909,1921, и др.]. Вопросы коллективной психотерапии неврозов в по­следующем успешно разрабатывали С. С. Либих, В. К. Мягер,, К. И. Платонов, В. Е. Рожнов, М. М. Кабанов, В. М. Воловик, Б. Д. Карвасарский и мн. др [В. Е. Рожнов, С. С. Либих, К. И. Платонов.,1962,1966,1978 и др]. В зару­бежной практике также широко применяются методы групповой психотерапии. Кроме разнообразных раз­говорных ее форм, сюда относятся игровая психотера­пия и психодрама Moreno, групповой психоанализ Wolf и др.

Изучение методов коллективной психотерапии и исследование ее особенностей, связанных с повыше­нием внушаемости в группе, занимает значительное место в работах В. М. Бехтерева [1911]. Им были разрабо­таны принципы и методика коллективного гипноза, до настоящего времени применяемые при лечении токси­комании, алкоголизма и других расстройств. О значе­нии, которое В. М. Бехтерев придавал этому направ­лению, свидетельствует тот факт, что именно эта тема была избрана им для доклада на I Всесоюзном съезде невропатологов [декабрь 1927 г.], сделанного за сутки до его смерти.

Несмотря на часто весьма существенные отличия в наименовании и стиле применения различных методов коллективно-групповой психотерапии, они имеют много общего. В их основе лежит, как правило, воз­действие на уже существующие или специально со­здаваемые группы личности врача, который прини­мает на себя роль директивного или недирективного лидера. Вторым компонентом коллективных методов психотерапии является межличностное взаимодействие членов группы, объединенных деятельностью, интере­сами или сходными отклонениями в состоянии здо­ровья. В последнем случае совместное обсуждение не только симптомов заболевания и их динамики в про­цессе лечения, но и лечебных приемов, осуществляе­мое под руководством и при непосредственном уча­стии врача, в ряде случаев способствует психотерапев­тическому эффекту [Загрядский В. П., Сулимо-Самуйлло 3. К., 1976]. К сожалению, лечебное действие обычного человеческого сочувствия, сопереживания, бесспорно способствующее активизации компенса­торных и реадаптационных механизмов организма и личности, пока очень мало изучено.

В процессе работы с группой наиболее часто ис­пользуются следующие психотерапевтические приемы: поиск общего, типичного для большинства больных (в жалобах, течении заболевания и выздоровления, реализации лечебного воздействия и т. д.); «анонимное» обсуждение развития и течения болезни одного из членов группы [Либих С. С., 1978].

2. Условнорефлекторная терапия.

 

Другой группой методов, близких к аутогенной тренировке, являются различные формы условно-рефлекторной терапии. Основателем этого психотерапевтического направления был В. М. Бехтерев, впервые предложивший принципы сочетательно - (условно) - рефлекторной терапии, исходя из Павловского учения об условных рефлексах. Вместе с тем В. М. Бехтерев отмечал «механизированный характер» метода и поэтому считал необходимым дополнять его рациональной психотерапией. Известно, что И. П. Павлов отвергал попытки объяснять обучение людей на основе упрощенного использования условно рефлекторной теории и критиковал за это школу бихевиоризма. В то же время ряд западных представителей поведенческой терапии осуществляет механистический перенос теоретических построений И. П. Павлова в психотерапию. Таким, в частности, является так называемый «скиннеровский метод обусловливания», основанный на поощрении и наказании (в качестве последнего применяются достаточно ощутимые удары электрического тока). [Павлов И. П.,1951]

 

Межполушарная асимметрия

Левое полушарие (у правшей) — это семиотическая система, осуществляющая обработку знаковой инфор­мации: речи, в том числе и внутренней речи, письма, цифр и т. д. Правое полушарие реализует мышление на уровне чувственных образов: эмоции, которые трудно выразить вербально, яркие бессловесные сны, восприятие музыки и т. п. Характерным чувством, це­ликом относящимся к правому полушарию, является хорошо знакомое специалистам и особенно часто на­блюдаемое у невротизированных и астенизированных больных ощущение «уже виденного», возникающее в совершенно новой для человека обстановке.

Таким образом, интегративная деятельность мозга обеспечивается двумя системами: системой чувственного вос­приятия («правополушарная психика») и системой знакового описания внешнего мира в элементах естественного языка (левое полушарие). Их сочетанной деятельностью, по-видимому, можно объяснить выяв­ляемую в огромном большинстве случаев двойст­венность человеческого сознания, а именно постоянное присутствие в деятельности и поведении рациональ­ного и интуитивного [Лобзин В.С. 1980].

Учитывая то, что интегративная деятельность мозга (психические функции) обеспечивается сочетанным функционированием обоих полушарий или чув­ственной и языковой системами, становится понятной выявляемая в ряде случаев более высокая эффектив­ность модификаций аутогенной тренировки, формулы самовнушения при которых не только произносятся, но и образно представляются, что способствует включе­нию в психотерапевтический процесс обоих уровней пси­хической активности.

Являясь филогенетически более старой, система чувственного (образного) восприятия, несомненно, играет огромную роль в психической дея­тельности человека [Бурно М.Е., 1975]. В то же время, за исключением аутогенной тренировки, она практически не исполь­зуется в процессе психотерапевтического воздействия, чаще всего реализуемого на вербальном (левополушарном) уровне (гипноз, рациональная терапия и др.). Эти наши наблюдения подтверждают исследования М. Н. Валуевой [Валуева М. Н., 1967], которая показала, что реакция на мыс­ленное воспроизведение образа всегда является более сильной и устойчивой, чем на словесное обозначение этого образа. С учетом проблем изучения механизмов аутогенной тренировки представляют существенный интерес и данные о том, что в период отдыха, сниже­ния внешней активности наблюдается регистрируемое на электроэнцефалограмме снижение активности лево­го полушария и повышение активности правого, дея­тельность которого, как предполагается, связана и с формированием мотивационных установок. [Лобзин В.С. 1974].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.37.56 (0.009 с.)