Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т.о., канон – это беспрерывная имитация.
2. По точности воспроизведения интервалики и ритма: Строгая или реальная сохраняются ритм и ступеневая величина интервалов темы (частный случай – точная, где соблюдается их тоновая величина); и свободная – с интервальными и ритмическими изменениями (крайний ее случай - ритмическая).
3. Обычная и с преобразованием: 1) имитация в прямом движении; 2) в увеличении (большими длительностями) (И.С. Бах, dis/I, c/II; С. Прокофьев, «Болтунья», т. 99-106); 3) в уменьшении (И.С. Бах, E/II; Д. Шостакович, Фуга Fis, т. 117; С. Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини, Х вар.); 4) в обращении – с изменением направления интервалов мелодии (И.С. Бах, d/I, dis/I, fis/I, G/I, a/I, cis/II, b/II и др.); 5) в возвратном движении (ракоходная имитация) – определяется только зрительно. (И.С. Бах «Музыкальное приношение», №3; В. Моцарт, Симфония «Юпитер», ч. IV, реприза); 6) комбинированная – совмещаются разные способы преобразования: обращение с уменьшением (И.С.Бах, Искусство фуги, ContrapunctusVI); обращение с увеличением (И.С.Бах, Искусство фуги,ContrapunctusVII); с увеличением и прямым движением в разных голосах (И.С. Бах,фуга c/II, т. 15-16).
4. Однотемные и многотемные имитации – отличаются по количеству тем: фуги с совместной экспозицией; И.С. Бах, Прелюдия Es/I, т. 25-28; И. Танеев, «Иоанн Дамаскин», ч. I, ц.15.
5. Полные и частичные,которые образуются при воспроизведении какой-либо одной стороны темы, например, только звуковысотной или только ритмический рисунок при большей или меньшей независимости интервалики. Значение имитации: Имитация, наряду с простым и сложным контрапунктом, - одна из основ полифонии. Имитация – способ изложения и не является формой музыкального произведения, но организующая сила имитирования лежит в основе таких форм, как ричеркар и фуга, которые называются имитационными. Имитация применима в любой части любого, в том числе неполифонического произведения: а) может быть формой изложения тематического ядра (И.С.Бах, Английская сюита №3, g-moll, прелюдия); б) ею усложняются периоды (Бетховен, Соната №3, ч. III), в том числе те, которые являются формой изложения главных партий (Глазунов, Симфония №5, ч.I), развитие в эпизодах (Танеев, Симфония с-moll, ч.II); в) это одно из главных средств мотивной работы в разработках и серединах различных форм;
г) в репризах – служит обновлению звучания (Глазунов, концертный вальс D-dur ор. 47); д) имитации – переклички типичны в заключительных построениях (Бетховен, Соната № 14, ч.III, заключительная партия). Бесконечно многообразно применяется имитация в фактурном оформлении музыкальной ткани, особенно в яркоколоритных произведениях XIX-XX веков. Канон лат. canon – правило.
Канон – слово многозначное: в музыке так называются: 1) композиция, где на основе словесного «ключа» все голоса выводятся из данного (Бах, «Музыкальное приношение», каноны 4, 5); 2) произведение, основанное на технике непрерывной имитации, в которой воспроизводится весь материал первого голоса. Канон – самостоятельное произведение или относительно завершенное построение; Каноническая имитация: а) способ изложения или б) построение, где она переходит в иное продолжение. Виды канона различаются: 1. По количеству пропост – с одной – простые или одинарные, с несколькими – двойные, тройные. 2. По признаку конечности или повторяемости: конечные и бесконечные. 3. По равенству или неравенству расстояний вступлений – I и II разряда. 4. По характеру имитирования – обычные и с преобразованиями. 5. По степени подобия риспосты и пропосты: полные и частичные (Чайковский, квартет №3, ч. II, нач. период – ритмический канон); строгие и свободные (с переменным интервалом вступления или с неточным имитированием, Скрябин, Прелюдия h ор. 11).
Простой (одинарный) конечный канон является основной разновидностью. 2-х голосный канон технически относительно несложен, сочиняется в простом контрапункте в октаву, в приму, в квинту. Ввиду особых задач применяются иные вступления:И.С.Бах,Гольдберговские вариации – во все интервалы от примы до ноны (как средство варьирования). Применение канона известно с времен Парижской школы (XII век). Техника канона расцветает в XV-XVI веках, в частности у нидерландских контрапунктистов. Традиции канонической обработки напева сохранились в органных сочинениях И.С.Баха: cantusfirmus излагается в виде канона или сопровождается им («Канон на хорал»).
В свободном стиле преобладает 2-х голосный канон: 1) стретты в фугах; 2) в вариациях – Бетховен, Шуман, Брамс; 3) в самостоятельных пьесах – Шуман, ор. 124; включаются в сборники канонов – Лядов, ор. 34; Аренский, ор. 1. 4) канон может быть частью оперной сцены – Чайковский «Е. Онегин» - сцена поединка, канон «Враги»; 5) канон может быть формой изложения темы – Франк, Соната для скрипки и фортепиано, финал; 6) канон может быть средством развития в серединах и разработках, способом динамизации или варьирования – Бородин, квартет №2, ч. III, Шостакович, Симфония № 5 ч. I(ц.39 – 40).
В. Моцарт, Канон для 2-х скрипок – зеркально-ракоходный канон: одновременно исполняется 1-й скрипкой (как написано) и 2-й скрипкой в перевернутом виде с конца. (Фраенов,Учебник полифонии, № 18 с. 28).
Ракоходные каноны – И.С,Бах, «Музыкальное приношение», №3. Канон в обращении – И.С.Бах, фугиd/I, h/II, «Музыкальное приношение» №5,10,13 Моцарт, фуга g; квинтет c-moll ч. III, двойной канон в Трио. Щедрин, Полифоническая тетрадь, №7. Канон в увеличении – И.С.Бах,dis/I, c/II, «Искусство фуги» CanonI; Танеев, Кантата №2, №3, Тройная фуга, ц.16 Лядов, Каноны, №21 Мясковский, соната №2, кода. Прокофьев, Песни без слов ор. 35 №3 Шостакович, 24 прелюдии и фуги, фуги Des, As Щедрин, 24 прелюдии и фуги, фуга VI(h-moll); Полифоническая тетрадь, №14 Канон в уменьшении – Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры», Увертюра, т. 178; Лядов, Каноны, №22.
Тема 4: Сложный контрапункт и его разновидности (определение).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.008 с.) |