Особенности мелодики свободного письма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности мелодики свободного письма.



Полифония – многоголосие (греч. «poly» - много, «phone» - звук, голос).

Полифония – разновидность многоголосной фактуры (лат. «factura» - делание).

 

Различают 2 категории фактуры: одноголосная (монодия) и многолосная.

Монодия – (греч. «monos» - один, «ode» - пение) – часто встречается в народном песенном творчестве. В профессиональной музыке как самостоятельное произведение не встречается, только эпизодически.

Исключение:

1) песня Любаши, 1 д., «Царская невеста» Римского-Корсакова. («Снаряжай скорей, матушка родимая»)

 2) solo англ. рожка в 1 сц. 3 д. оперы «Тристан и Изольда» Вагнера.

Типы многоголосия различаются соотношением совместно звучащих голосов и их мелодическим содержанием.

1. Гомофония (греч. «homos» - равный, «phone» - звук, голос) – главенствует один голос, все остальные имеют подчиненное значение, отсюда – контраст.

2. Гетерофония (греч. «heteros» - другой, «phone» - звук, голос) – строится на свободном развитии нескольких вариантов одной мелодии («наложение»), т.о. нет главного и подчиненного голоса, но нет и контраста. (Григорьев и Мюллер,Учебникполифонии, № 10, с.11)

Встречается в русских народных песнях, груз.н.п., укр.н.п. и др.

Как стилизация – «Хор поселян» (Бородин, «Князь Игорь»).

Подголосочный склад значительно отличается от полифонии – в полифонии нежелательно то прямое движение, которое главенствует в подголосочном складе.

3. Полифония («polyphone» - греч.) – в основе – одновременное развитие нескольких самостоятельных мелодических линий.

Полифонический склад отличают: главенство мелодического начала, равноправие голосов, текучесть изложения.

Все три типа многоголосия в абсолютно чистом виде встречаются редко, чаще – синтез.

 

Техническая основа полифонии – контрапункт (лат. «punctumcontrapunctum» - «точка против точки, нота против ноты») – правила соединения голосов.

              Многозначность термина «контрапункт»:

1) как синоним слова «полифония»;

2) мелодия, присоединяемая к данной;

3) пьеса с развитой техникой контрапунктирования.

Виды полифонии: имитационная и неимитационная.

Имитационная полифония (лат. imitatio - подражание) – опирается на последовательное проведение одной и той же мелодии во всех голосах.

Имитация – особый характерный прием музыкального развития. На основе имитации появилась высшая полифоническая форма – фуга.

Неимитационная – (контрастная) полифония возникает в результате одновременного сочетания различных мелодий.

Чаще всего это встречается при соединении мелодий, прозвучавших ранее порознь в качестве вполне самостоятельных тем:

Бизе «Арлезианка» - фарандола, тема 3-х королей.

Моцарт «Реквием» - «Kyrie».

 

Полифония – как особый тип многоголосия – прошла длительный путь исторического развития.

Основные этапы развития полифонии:

Общепринятое разделение полифонического искусства соответствует как теоретическим, так и историческим признакам.

старинный стиль – строгий, расцвет – 15-16 века;

свободный стиль - с 17 века до наших дней,

расцвет – Бах И.С., Гендель.

    Произведения эпохи строгого стиля «поражают возвышенностью полета, суровым величием, какою-то лазурной, безмятежной чистотой и прозрачностью» (Г.Ларош, «Собрание музыкально-критических статей»,т.1. М.,1913г.).

Полифония строгого стиля характерна для нидерландской, итальянской и других школ 15-16 веков. Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа, Йоханес Окегем, Якоб Обрехт, ЖоскенДепре, Орландо Лассо,Джовани Палестрина.

Эпоха Возрождения.

    Основные принципы полифонии зародились в хоровой многоголосной музыке. Именно в хоре получают наибольшую ясность и наглядность столь важные полифонические закономерности, как закономерности естественного голосоведения.

Большинство правил строгого письма опирается на закономерности вокально- хорового интонирования.

 

Правила мелодики строгого письма.

1. Мелодия не может выходить за рамки семиступенного диатонического звукоряда. Знаки альтерации (кроме выставленных при ключе) не употребляются (следовательно, не употребительны лады с альтерированными ступенями, например, гармонический минор). Мелодия может быть начата и завершена на любой ступени диатонического звукоряда.

       Диатоника более естественна для хорового интонирования, чем хроматизм. Ладовое разнообразие достигается путём перехода из одного лада в другой на основе общего звукоряда.

2. Строи – не более 4-х знаков.

3. Нотация – в различных ключах (скрипичный, альтовый, теноровый, басовый)

4. Основная метрическая длительность – половинная.

Тактовый размер 3/2 и 4/2 (реже 6/2, 2/2)

5. Длительности - бревис, целая, половинная, целая с точкой, половинная с точкой, наиболее короткая – четверть. Восьмая – как разрешение задержания или после длинных нот, не более двух подряд.

6. Интонационные ходы – м2, б2, м3, б3, ч4, ч5,м6, б6,ч8.

Не допускаются скачки на септиму и интервалы шире октавы, на увеличенные и уменьшенные интервалы, запрещены ходы на тритон. Нельзя – разомкнутый тритон, необходимо «замкнуть», т. е. разрешить малую секунду вверх и при нисходящем и при восходящем движении.

Нельзя – крайние звуки тритона на сильном времени.\

7. Диапазон – ч.8, добавочных линеек не более одной, что соответствует певческому диапазону данного голоса.

8. Типичные синкопы – залиговки от более длительного звука к более короткому (наоборот – нельзя)

9. Скачки (в полифонии терция считается скачком):

Скачок готовится движением голоса в противоположном направлении, после скачка обязательно движение голоса в противоположном направлении (поступенный ход или так же скачок)

Два скачка подряд в одном направлении возможны в пределах чистой октавы.

Скачки четвертями внутри счетной доли запрещаются. Можно применить скачок четвертями, если было приготовленное задержание.

10. Четвертные длительности возможны на сильном времени, если:

1) первая из четвертей слигована с предыдущей нотой (задержание);

2) весь такт целиком заполнен четвертями;

3) движение четвертными длительностями началось раньше, с предшествующей слабой доли;

4) четвертные, введенные на сильной доле, приводят к синкопе.

Четвертная доля может начинать мелодию после паузы.

11. Количество пауз должно быть ограниченным.

12.  Повторение в мелодии одного и того же звука (подряд) избегается.

13.  Мелодия строгого письма должна удовлетворять как общим закономерностям мелодики: волнообразность, наличие одной общей кульминации, «заполнение скачка», нетипичность многократного случайного возвращения к одному и тому же звуку и т.д.,

так и требованиям собственно полифонической мелодики: непрерывность, текучесть движения, нетипичность квадратности, периодичности, равномерно-акцентного метроритма, секвентных мелодических оборотов, дробящих мелодическую линию, важнейшая роль синкоп. Основная черта полифонии – это текучесть, непрерывность изложения и развития.

Свободный стиль обнаруживает свою историческую самостоятельность прежде всего как полифония инструментальная.

Эпоха Барокко.

Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, А. Вивальди, И.С. Бах, Гендель.

 

Облик свободного стиля определяет прежде всего мелодика:

диапазон голосов фактически не ограничивается; в мелодиях могут применяться любые интервальные последования, в том числе скачки на трудноинтонируемые широкие и диссонирующие интервалы;

метроритмическая основа – четверть, большое значение восьмых и шестнадцатых длительностей  в различных сочетаниях, мелизмы, свободно размещаемые паузы, синкопы, что придает свободу движения, легкость, изящество, полетность (рококо); характерна зависимость от гармонического склада, что часто выражается в фигурации (в том числе секвентного строения), мелодическое движение направляется изнутри гармонической последовательностью.

И.С. Бах, тема фуги G//II*.

*Здесь и далее так обозначены тональность фуги и соответствующий том «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха.

Важная особенность свободного стиля – связь с народными музыкальными жанрами: 17-18 вв. – полифонические вариации на народные темы.

Широкое развитие в рамках свободного стиля получает контрастная полифония.

И.С. Бах, № 1, 33 «Страсти по Матфею».

Экспрессия тем и их мелодическая рельефность у композиторов 17-18 вв. во многом зависит от неустойчивых (чаще уменьшенных интервалов), которые обычны в начале построения.

И.С. Бах – темафугиa/II, cis/I.

Преобладающая ладотональная система: мажор и минор. Однако композиторы не отказались от своеобразной выразительности натуральных диатонических ладов:

Бетховен, квартет № 15, 3ч.;

Равель, фортепианная сюита «Гробница Куперена», фуга;

Шостакович, фуга С-dur (№ 1).

    Формы – от строгого стиля: мотет, вариации, канцона, ричеркар, имитационные формы на хорал; к собственно свободному стилю относятся фуга и многочисленные формы, в которых полифоническое изложение взаимодействует с гомофонным.

    Важнейшая особенность полифонии свободного стиля – тесная высотная зависимость голосов, их гармоническое притяжение друг к другу, стремление слиться в аккорд.

    Скрытая полифония придает темам свободного стиля ладогармоническую определенность, насыщенность и значительность.

 И.С. Бах, сонаты для скрипки соло (Учебник, с. 216).

 

Тема 2: Двухголосный простой контрапункт. Особенности голосоведения.

        

2-х голосие в свое время было первым шагом на пути от одноголосия к собственно многоголосию.

    Если соединение голосов не заключает в себе возможность совместного звучания тех же самых неизменных голосов в каком-либо ином порядке, то такое соединение считается написанным в простом контрапункте.

Всякий контрапункт имеет в себе две стороны:

1) Вертикальные связи (нота против ноты);

2) Мелодические связи между звуками.

В основе мелодических связей голосов:

1. Интонация или линейный контраст (противоположное движение голосов, косвенное и др.).

2. Ритмический контраст.

3. Структурный контраст (несовпадение цезур).

Классификация интервалов в полифонии та же, что и в Теории музыки.

Консонирующие интервалы – основа.

Диссонансы – в связи с консонансами, разрешаются в них.

1. Совершенные консонансы – ч. 1, ч. 5, ч. 8.

Возможны на любой доле такта, если они составляют ясную гармонию.

Недопустимы параллельные, «скрытые», противоположные и «замаскированные» квинты и октавы (// → пустотный характер звучания; утрачивается контраст в направлении движения голосов).

2. Несовершенные консонансы – м. 3, б. 3, м. 6, б. 6.

Применяются в прямом и параллельном движении голосов (но не более 2-3-х подряд); в начале, середине, в конце развития мелодии, на тяжелых и легких долях.

3. Диссонансы – м.2, б.2, м.7, б. 7, ч. 4, тритон.

Применяются в виде задержаний на сильных и относительно сильных долях такта:

могут быть приготовленными и неприготовленными, могут разрешаться вверх и вниз, но необходимость разрешения остается; появляются в грузном медленном движении и легком.

 

Секунда – приготавливается, задерживается и разрешается только в нижнем голосе, можно разрешать и на ступень вверх.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.025 с.)