Темы рефератов, курсовых и дипломных работ по курсу «Профориентология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы рефератов, курсовых и дипломных работ по курсу «Профориентология»



 

1.Темы рефератов:

 

1. Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональные выборы старшеклассников.

2. Сравнительный анализ различных стратегий планирования карьеры у выпускников общеобразовательной школы (выпускников вузов).

3. Макро-, и микроинформированность как факторы профессионального самоопределения старшеклассников.

4. Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения старшеклассников.

5. Позиция товарищей как фактор профессионального самоопределения старшеклассников.

6. Ценностно-смысловые ориентации в профессиональном самоопределении.

7. Зависимость профессиональных выборов от личностных особенностей старших подростков.

8. Психологические особенности профессионального самоопределения в семьях с разных уровнем доходов.

9. Влияние семьи на профессиональные выборы подростков в зависимости от рода деятельности родителей.

10.Различные варианты влияния родителей на профессиональные выборы подростков в зависимости от стиля семейного воспитания.

 

2.Темы контрольных работ:

1.Сотношение профориентологии, профориентации и профессионального самоопределения.

2.Соотношение понятий трудовое воспитание, трудовое обучение и профориентация.

3.Возможности и ограничения семейной (или любой другой – по выбору студента) парадигмы в развитии субъекта профессионального самоопределения в подростковом возрасте.

4.Профессиональное самоопределение в контексте разрешения «кризисов разочарования» самоопределяющегося подростка.

5.Современные возможности, ограничения и перспективы развития детской сюжетно-ролевой игры в профориентации дошкольников.

6.Сравнительная характеристика профессионального самоопределения на этапе обучения в вузе и на этапе работы в организации: сходное и различное.

7.Сравнительная характеристика критериев жизненного и профессионального успеха.

8.Соцокультурные контексты критериев успешной карьеры.

9.Проблема нормирования труда психолога-профконсультанта, работающего в психологическом центре.

10.Общепрофессиональные и специальные деструкции личности в деятельности специалиста-профориентолога.

11.Проблемы и перспективы развития системы подготовки специалистов-профориентологов.

12.Особенности организации профориентационного взаимодействия с родителями подростков на базе общеобразовательной школы.

13.Варинты организации профориентационного взаимодействия школы и организации.

14.Основные направления профориентационной работы в организации (в системе управления персоналом организации).

15.Основные проблемы и перспективы развития рынка труда в современной России.

3.Темы дипломных работ:

1. Структура и динамика изменения факторов профессионального самоопределения в старших классах общеобразовательной школы.

2. Ориентация на любимый учебный предмет (или на любимого учителя) как фактор профессионального самоопределения в старших классах.

3. Представление об успешной карьере как фактор профессионального самоопределения подростков.

4. Способности и школьная успеваемость как факторы профессионального самоопределения старшеклассников.

5. Влияние уровня тревожности подростков на профессиональный выбор.

6. Профессиональные выборы у подростков с различными типами акцентуации характера.

7. Зависимость профессионального самоопределения от общего уровня развития интеллекта.

8. Психологические особенности профессионального самоопределения в младшем и старшем подростковом возрасте.

9. Сравнительная характеристика влияния фактора престижности профессии на профессиональное самоопределения у учащихся 9-х и 11-х классов.

10.Динамика изменения ожиданий от профконсультационной помощи у учащихся 9-х и 11-х классов.

11.Психологические особенности профессионального самоопределения подростков-инвалидов, воспитывающихся в школах-интернатах.

12.Психологические особенности профессионального самоопределения взрослых безработных, имеющих высшее гуманитарное образование.

13.Психологические особенности профессионального самоопределения выпускников гуманитарных и технических вузов.

14.Психологические особенности профессионального самоопределения (трудоустройства) безработных женщин (различных категорий безработных женщин).

15.Профессиональное самоопределение старшеклассников с разной степенью выраженности подросткового кризиса.

16. Психологические условия эффективного использования активизирующих методик в профориентационной работе со старшеклассниками.

17. Возможности и ограничения эмпатического слушания в индивидуальной профконсультации различных групп клиентов (на примере старшеклассников и взрослых безработных).

18. Различные стили организации взаимоотношений профконсультанта и клиента (оптанта) в индивидуальной профконсультации.

19. Представление об эффективности профконсультационной помощи у психологов-консультантов и различных групп клиентов.

20. Динамика изменения представлений о сущности профконсультационной помощи у клиентов (оптантов) как фактор эффективного консультирования.

21. Сравнительная оценка самостоятельности и осознанности профессиональных выборов у старшеклассников с гуманитарной и естественно-научной ориентацией.

22. Зависимость уровня профессионального планирования от чувства оптимизма старшеклассников по отношению к своему будущему.

23. Самооценка самоопределяющимися подростками своих возможностей и недостатков при реализации профессиональных планов.

24. Уровень ориентировки в факторах профессионального выбора как условие эффективного планирования карьеры у старшеклассников.

25. Ориентация на криминальную сферу в профессиональном самоопределении у асоциальных и просоциальных подростков.

26. Отношение к проституции как к возможному варианту профессионального выбора у различных групп подростков.

27. Психологические особенности ценностно-смыслового развития психолога-профконсультанта с разным стажем консультативной работы.

28. Психологические особенности становления профессионального самосознания у психологов-профконсультантов, работающих в государственных и коммерческих организациях.

29. Профессиональные деструкции в работе психолога-профконсультанта.

30. Смена методических предпочтений на разных этапах профессионального становления психологов-профконсультантов.

31. Образ «эффективного профконсультанта» (или Представление об «эффективном профконсультанте») в сознании психологов и различных групп клиентов.

32. Профессиональные стереотипы в деятельности психологов-профкон­сультантов.

33. Психологические условия взаимодействия школьных психологов с семьей по вопросам профессионального самоопределения подростка.

34. Профориентация как элемент государственной кадровой политики и как личная проблема самоопределяющегося человека (психологическая готовность самоопределяющейся личности стать полноценным гражданином).

35. Развитие представления о сущности кадровой политики и профориентации в сознании высших должностных лиц (на основе контент-анализа нормативных документов высших государственных учреждений).

36. Влияние средств массовой информации на профессиональные выборы подростков.

37. Влияние стереотипов (предрассудков) массового сознания на профессиональное самоопределение старшеклассников.

38. Психологические условия эффективного взаимодействия школы и предприятия в профориентационной работе с подростками.

 

 

Вопросы к семинарам по основным разделам курса        

                                                                                                               

Вопросы и задания к Разделу 1:

1.Как соотносятся «три кита» профориентации и «восьмиугольник основных факторов профессионального выбора»?

2.Возможно ли «акме» без профессионального самоопределения?

3.Как соотносятся профориентация и профконсультация?

4.Как соотносятся профессиональное и личностное самоопределение?

4.Покажите на примере взаимосвязь профориентации и философии.

5. Какой аспект профориентологии представляется более обоснованным, как направление научное направление или как сфера практической психологии?

6. В каких социально-экономических условиях развивается стихийная профориентация?

7. Возможна ли свобода выбора без помощи профконсультанта?

8.В чем достоинства и недостатки «трехфакторной модели» Ф.Парсонса?

9.Каковы основные аргументы К.Маркса, когда он выступал против «призвания» в выборе профессии?

10.Почему важно выделять принципы в профориентологии?

11.Прокомментируйте методический принцип «Простота и понятность метода для клиента», применительно к профориентации.

12.Приведите примеры конфликта в понимании целей профориентации конкретного профконсультанта и его руководства на уровне организации. Что делать, если конфликт имеется?

13. Возможна ли интуитивная оценка эффективности профориентации, или нужна четкая (рациональная) оценка?

14.Что такое ПВК?

15.Зачем нужны типологии профессий?

16.Задание: выпишите 10-12 наиболее интересных лично для Вас профессий и проранжируйте их по степени полезности для общества (с учетом нынешней ситуации в России).

17.Задание: выпишите 10-12 наиболее интересных лично для Вас профессий и проранжируйте их по степени самостоятельности и творчества работника (с учетом нынешней ситуации в России).

18.Приведите пример внутри-профессиональных выборов.

19. В чем ценность «сценарного» подхода в планировании жизни и карьеры?

20.Приведите пример проявления «пассионарности» (по Л.Н.Гумилеву) в карьере.

21.Возможна ли коллективная (групповая) карьера?

 

Вопросы и задания к Разделу 2:

1.Каковы лавные недостатки семейной парадигмы?

2.Почуму эксплуататорская парадигма популярна у определенной части населения в современных условиях?

3. Назовите главные преимущества тестологичесой парадигмы в профотборе и профориентации.

4.Какие главные сомнения связывают с предпрофильной подготовкой и профильным обучением?

5.Приведите аргументы «за» и «против», по поводу того, что выпускник школы может иметь несколько рабочих профессий…

6.Обоснуйте необходимость специальной профориентационой работы в школе с учетом того, что вне школы существуют и развиваются специализированные центры профориентации.

7.В чем преимущества и недостатки рационалистической парадигмы, применительно к задачам профконсультирования?

8.Приведите аргументы «за» и «против» платной профориентационной помощи.

9.Кто должен зарабатывать больше, директор частного профконсультационного центра, умело решающий организационные вопросы, или конкретный профконсультант, решающий сложные вопросы самоопределения различных клиентов?

10.Приведите примеры корректной профессиональной агитации.

11.В чем основные «плюсы» и «минусы» работы профориентаторов-энтузиастов?

 

Вопросы и задания к Разделу 3:

1.Обоснуйте тезис о том, что профессиональное самоопределение – высший уровень профориентационной помощи.

2.Можно ли сказать, что пассивный клиент также самоопределяется?

3.Приведите примеры профессионального самоопределении как результата и как процесса.

4. Приведите пример ситуации самоопределения, где основной конфликт – между представлениями человека о векторе реализации своих способностей и другими ожиданиями по этому поводу со стороны других значимых людей.

5.Приведите примеры экстернального локус-контроля как фактора планирования и реализации карьеры.

6.В чем заключается «совокупность» субъекта самоопределения?

3.Корректно ли называть подростка субъектом профессионального самоопределения, ведь он еще толком не знает жизни?

7.Профконсультант, помогающий клиенту, может ли сам рассматриваться как субъект (его - клиента) самоопределения? Почему?

8. Приведите примеры дискриминации по гендерному признаку в соответствии с религиозными представлениями, развитыми в данном обществе (или в данной социальной группе).

9.Какой главный критерий развития субъекта самоопределения выделяется в большинстве современных подходов?

10.Может ли кризис развития субъекта самоопределения рассматриваться позитивно? Почему?

11.Чем отличаются выпускники школ от абитуриентов?

12.Какой смысл в поиске «компенсаций» в досуговой деятельности для работника организации? Проиллюстрируйте это на примере.

13.Покажите на примере, как особенности консультируемых клиентов могут постепенно повлиять на развитие самого психолога-профконсультанта.

 

Вопросы и задания к Разделу 4:

1.В каких культурах люди чувствуют себя более успешными, в поли-, или в монокультурах? Почему?

2.Как связаны представления об успехе и «акме»?

3.Как «внутренний диалог» может повлиять на представления личности о карьерном успехе?

4.Как быть человеку, работающему в организации, если он не принимает корпоративные ценности этой организации (увольняться или нет)? Почему?

5.Назовите приемлемый, на Ваш взгляд, вариант решения проблемы «экономическо амнистии» для тех, кто в 90-е гг. нечестно получил огромные богатства страны.

6.Обоснуйте свое отношение к мысли о том, что для повышения производительности труда надо экономить на зарплатах рядовых работников.

7.Приведите аргументы «за» и «против» сверхдоходов топ-менеджеров крупных организаций.

8.Приведите примеры элитарных ориентаций в профессиональном самоопределении.

9.Может ли «маленький человек» быть счастлив в карьере?

 

Вопросы и задания к Главе 5:

1. Почему ориентация на традиционный профотбор с помощью тестов следует отнести к пассивным вариантам работы и для консультанта и для клиента?

2.В чем суть «инновационно-управленческой» ориентации в деятельности профконсультанта?

3.Приведите варианты снятия ценностно-смысловых противоречии деятельности профконсультанта.

4.В чем суть «взаимокомпенсации» трудовой деятельности профконсультанта в условиях слабой согласованности работы (на базе школы, психологического центра, организации)?

5.Как соотносятся профессиональная и личностная ответственность в деятельности профконсультанта?

6.Каковы основные правила профессионального поведения психолога-консультанта со склочными коллегами и невоспитанными руководителями (на базе психологического центра, школы, организации)?

7.Назовите основные причины профессиональных деструкций в деятельности профконсультанта в школе (в организации).

8.Как различаются страхи, осторожность и ответственность в деятельности психолога-профконсультанта?

9.Следует ли сразу давать смежным специалистам (в ходе их обучения в вузе) профориентационную подготовку? Почему?

 

Вопросы и задания к Главе 6:

1.Приведите примеры реализации мировоззренческой модели профориентационной помощи.

2.Какая организационная модель наиболее предпочтительна? Почему?

3.Каковы преимущества и недостатки работы на базе психологического центра?

4.Почему консультанты частных профориентацинных центров получают больше, чем консультанты в государственных центрах?

5.Может ли быть эмпатия за деньги? Почему?

6.Чем принципиально различаются традиционные методы профориентации от активизирующих методов?

7.Обоснуйте необходимость формирования «морально-волевого тыла» самоопределяющейся личности.

8.Чем «разумный компромисс» отличается от «сделки с совестью» на пути к карьерному успеху? В чем заключается идеал профессионального самоопределения?

 

Вопросы и задания к Разделу 7:

1.Покажите на примерах, как коррумпированность экономики ограничивает развитие рынка труда?

2.Возможна ли профориентация внешних мигрантов? Почему?

3.Назовите и обоснуйте основные нерешенные проблемы управления человеческими ресурсами в современной России?

4.Как соотносятся стратегическое планирование развития человеческих ресурсов страны и цели профориентации?

5.Корректно ли говорить о самостоятельной системе профориентации, если мы говорим о системе управления человеческими ресурсами?

6. Обоснуйте тезис о том, что «любой руководитель – это, прежде всего, профориентатор».

7.Чем принципиально отличается подлинное взаимодействие от псевдо-взаимодействия?

8.Какой смысл взаимодействия школьного профконсультанта с журналистами?

9.Какие формы взаимодействия профконсультанта могут быть с семьями школьников?

10.Можно ли быть отличным специалистом, не являясь развитой личностью?

11. Приведите примеры возможных сложных выборов на этапе получения профессионального образования.

12.Зачем менеджерам по персоналу заниматься школьной профориентацией (типа, «пусть школа сама этим и занимается»)?

13.Может ли организация (в лице службы управления персоналом) выступить в качестве координационного центра по профориентации на уровне своего города? Почему?

14.Когда профотбор конкретного претендента заканчивается?

15.Как быть, если на работу оформляется прекрасный специалист с неуживчивым характером (это видно из собеседования)?

16.Следует ли психологу (менеджеру по персоналу) сообщать обо всех результатах тестирования руководству? Почему? Как быть с проблемой профессиональной тайны (принципом конфиденциальности)?

17.Чем коучинг отличается от профориентации?

18.Может ли коуч (специалист по коучингу) работать в школе (или в службе занятости)? Почему?

 

Вопросы и задания к Разделу 8:

1.Как соотносятся понятия «профориентационная методика» и «профориентационная программа»?

2.Почему многие методы, успешно используемые при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ, малопригодны для практической работы?

3.Приведите примеры методов формирования ценностно-смысловой основы самоопределения.

4.Приведите примеры методик помощи в планировании карьеры.   

5. Назовите достоинства и недостатки профконсультационных карточных методик («профессьянсов»). Назовите примеры методик.

6. Назовите достоинства и недостатки активизирующих опросников

7.Покажите на примере, как можно модифицировать (или проектировать) профориентационную методику, опираясь на «циферблат творческого процесса».

8.Приведите пример возможной гипотезы в профориентационном исследовании.

9.Почему важно четко понимать при проектировании исследовательской методики реальную цель конкретного исследования?

10.Можно ли проводить исследование, если для данного случая нет адекватных «апробированных» методов исследования?

11.Можно ли в профориентологическом исследовании использовать квази-эксперимент («мысленный эксперимент»)? Почему?

12.Можно ли проводить серьезное профориентологическое исследование, опираясь на собственный опыт? Почему?

 

                                                                                                

 


[1] В возрастной психологии ЗПР означает «задержку психического развития». Символичное совпадение. Вероятно, нерешенность данного вопроса является главным тормозом («задержкой развития») всей российской экономики…

[2] О включении мигрантов в человеческий ресурс можно и поспорить. Например, кто-то может с иронией сказать, что тогда и население всего мира можно включить в понятие «человеческий ресурс», поскольку со многими странами Россия сотрудничает, участвует в международном разделении труда и т.п. Мы считаем, что данный вопрос не является однозначным, но применительно к постоянным мигрантам можно сказать, что они также могут учитываться в социально-экономическом планировании и быть особым объектом управления.

[3] -Например, во Франции координация профориентационной работы осуществяляется на уровне Министерства труда и занятости, Министерства образования и Министерства здравоохранения. На общегосударственном уровне это координируется Национальным Бюро Информации по Образованию и Профессии (ONISEP). На академическом уровне за эти вопросы отвечает Академическая служба информации и ориентации, а также – Региональное Представительство ONISEP. На уровне департаментов за профориентацию отвечают Центры информации и ориентации, а также - Департаментское представительство ONISEP. На местном уровне эту работу организуют в конкретных учебных заведениях (колледжах и лицеях), где часто в обязательном порядке учащимся читаются куры по ориентированию и карьере (Павлова, 2007, С.15)..

[4]  Опыт показывает, что если во главе такой организации находятся люди, осознающие значимость кадровой политики (и профориентации как ее важнейшей основы), то многие системные проблемы решаются легче и проще. Особенно, учитывая более богатый опыт кадровой работы в серьезных организациях по сравнению с системами, управляемыми местной властью… Объяснятся это тем, что если организация не будет серьезно заниматься профориентацией, то ее конкурентные возможности ослабнут…

[5] Само по себе это может рассматриваться как колоссальный «ресурс» для поднятия качества профессионального образования в вузах на фантастическую высоту. Пока различные администраторы и «реформаторы» додумываются лишь до того, чтобы занять время студентов и преподавателей бестолковыми бюрократическими обязанностями (составлением обширных планов и отчетов, бесконечной «балльной» оценкой несущественных учебных и околоучебных действий, унизительными рейтингами и показушными мероприятиями. Лишь бы не было свободного времени (как в армии, «личное время – это лишнее время», и надо его поскорее занять…).

[6]  - По поводу игры “Бизнес-Мусор” нам прямо сказали в одном из издательств: “Замените название игры, а то спонсоры-предприниматели, финансирующие издательскую деятельность, могут обидеться...”.

[7] Возможны и другие интересные задания, которые можно использовать и в повторных играх. Например: 1)  Идеальная ситуация самоопределения; 2) Если бы я был генеральным директором крупного предприятия; 3) Если бы я был очень талантливы инженером (ученым), но очень скромным и совсем не предприимчивым; 4) Если бы я был хорошо обеспеченным пенсионером; 5) Если бы я был могущественным волшебником… И т.п. 

 

[8] Заметим, что подобные задачи-ситуации легко может составить любой педагог или психолог, работающий с подростками. Главное, чтобы в этих ситуациях отражились основные факторы выбора профессии и чтобы эти задачи-ситуации не были слашком громоздкими.

[9] - Данный пример в несколько видоизмененном виде взят из книги Головахи Е.И., Кроника А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с., где авторы разводят время паспортное (физическое) и время психологическое, наполненное тем или иным смыслом. Авторами развивается также идея “событийного подхода” в планировании и оценки жизненных и профессиональных перспектив.

[10] - Примечательно, что идея планирования жизни как “написания поэмы” наиболее близка творческим людям. Для таких людей “поэма жизни” обычно включает: 1 - образ героя; 2 - сюжетную канву событий; 3 - трагедийность, переживания героя; 4 - неожиданные повороты судьбы, без которых жизнь становится неинтересной (см. Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество// Вопросы психологии, 1992, №1, С.98-105).

[11] - Интересные размышления о смысле жизни можно найти в книгах В.Франкла Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.- 368 с.; и Э.Фромма Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.- 336 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.093 с.)