Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможности импровизации профконсультанта при использовании методик
При использовании многих традиционных методов (см. Раздел 8, Главу 64 настоящего пособия) профориентации часто приходится строго следовать процедуре и инструкции методики. Например, при использовании тестов требуется максимально стандартизировать всю процедуру и даже вопросы зачитывать с определенной интонацией и без каких-либо комментариев, а при подсчете результатов использовать строгие математические процедуры, основанные на заранее сделанных разработчиками данного теста психометрических нормах. Правда, и при использовании тестов у психолога иногда остается возможность для импровизации – при интерпретации результатов, когда одни и те же результаты (в баллах или в стенах) можно обсудить по-разному и, соответственно, сделать даже разные выводы по проведенному обследованию. Качество такой интерпретации во мгногом зависит не от инструкции, а от индивидуального мастерства и даже от совести конкретного профконсультанта (более подробно об индивидуальном стиле деятельности профокнсультанта – см. в Главе 5 настоящего пособия). Но есть и такие профориентационные методики, которые не только допускают, но и предполагают высокую готовность профконсультанта для импровизации. При этом сама импровизация предполагает творческую позицию самого психолога, его готовность компенсировать недостатки методики, варьировать саму процедуру и методы взаимодействия с клиентом (или с группой), а также – готовность варьировать цели и задачи методики. Например, если методика изначально предназначена для формирования у школьников готовности соотносить профессии с теми или иными профвредностями (например, в карточно-бланковой игре «Медоворот» - см. Пряжников, 2014а, С. 297-299), но в ходе проведения методики сами школьники проявили интерес к вопросам охраны труда и даже совести иных руководителей, которые буквально эксплуатируют здоровье своих подчиненных, то профконсультант должен сам переориентироваться на такие вопросы. И тогда, активизирующая методика становится лишь «поводом» для более серьезных разговоров и размышлений, чем это было даже изначально заложено в такую методику. Понятно, что у профконсультантов еще должна быть сформирована готовность к работе в таком режиме импровизации. Понятно также, что активизирующие методики не жалетельно проводить строго по инструкции, иначе опошляется сама идея творчества и активности в профессиональном самоопределении.
Правда, и среди активизирующих профконсултационных методик есть тикие, которые достаточно технологизированы и их могут легко использовать даже профконсультанты с невысокой готовностью к импровизации. В таких случая говорят, что «методика работает сама по себе». Например, это могут быть игровые упражнения, основанные на одном-единственном интригующем вопросе (игровые упражнения «Профессия на букву», «Самая-самая» и др. – см. Пряжников, 2012, С.105-117). или бланоквые игры с классом («Бизнес-риск-мен» и др. – см. Пряжников, 2012, С.243-257). Если инструкция методика проста и понятна для большинства психологов и педагогов, то о такой методике обычно говорят, что она «хорошо технологизирована», или просто называют ее «технологией». Правда, творческий профконсултант и здесь найдет для себя простор для импровизации, и тогда возможности самой методики как бы объединяются с возможностями использующего ее психолога, а может, даже и с импровизационными возможностями клиентов (группы), ведь активизация таких возможностей и является главной целью работы… Вопросы и задания: 1.Что такое имитационная и психотехническая модели методики? 2.Приведите варианты содержательных моделей профориентационной методики. 3.Как соотносятся понятия «профориентационная методика» и «профориентационная программа»? 4.Насколько может импровизировать профконсультант при проведении методики и при реализации программы? Почему? 5.Насколько может профконсультант изменять (модифицировать) разные профориентационные и профконсультационные методики? Почему? 6.Назовите главное требование к практической профориентационной методике. 7.Чем принципиально отличаются методы профориентации, предназначенные для практической помощи и для научного исследования? 8.Почему многие методы, успешно используемые при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ, малопригодны для практической работы? 9.Наколько важно различать методы, где требуется серьезная подготовка профконсультантов и методы, не требующие такой серьезной подготовки? Приведите примеры таких методик. 10.Имеет ли право профконсультант передавать свои методы смежным специалистам, проявившим готовность к сотрудничеству?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.012 с.) |