Возможности импровизации профконсультанта при использовании методик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности импровизации профконсультанта при использовании методик



 

При использовании многих традиционных методов (см. Раздел 8, Главу 64 настоящего пособия) профориентации часто приходится строго следовать процедуре и инструкции методики. Например, при использовании тестов требуется максимально стандартизировать всю процедуру и даже вопросы зачитывать с определенной интонацией и без каких-либо комментариев, а при подсчете результатов использовать строгие математические процедуры, основанные на заранее сделанных разработчиками данного теста психометрических нормах. Правда, и при использовании тестов у психолога иногда остается возможность для импровизации – при интерпретации результатов, когда одни и те же результаты (в баллах или в стенах) можно обсудить по-разному и, соответственно, сделать даже разные выводы по проведенному обследованию. Качество такой интерпретации во мгногом зависит не от инструкции, а от индивидуального мастерства и даже от совести конкретного профконсультанта (более подробно об индивидуальном стиле деятельности профокнсультанта – см. в Главе 5 настоящего пособия).

Но есть и такие профориентационные методики, которые не только допускают, но и предполагают высокую готовность профконсультанта для импровизации. При этом сама импровизация предполагает творческую позицию самого психолога, его готовность компенсировать недостатки методики, варьировать саму процедуру и методы взаимодействия с клиентом (или с группой), а также – готовность варьировать цели и задачи методики. Например, если методика изначально предназначена для формирования у школьников готовности соотносить профессии с теми или иными профвредностями (например, в карточно-бланковой игре «Медоворот» - см. Пряжников, 2014а, С. 297-299), но в ходе проведения методики сами школьники проявили интерес к вопросам охраны труда и даже совести иных руководителей, которые буквально эксплуатируют здоровье своих подчиненных, то профконсультант должен сам переориентироваться на такие вопросы.

И тогда, активизирующая методика становится лишь «поводом» для более серьезных разговоров и размышлений, чем это было даже изначально заложено в такую методику. Понятно, что у профконсультантов еще должна быть сформирована готовность к работе в таком режиме импровизации. Понятно также, что активизирующие методики не жалетельно проводить строго по инструкции, иначе опошляется сама идея творчества и активности в профессиональном самоопределении.

Правда, и среди активизирующих профконсултационных методик есть тикие, которые достаточно технологизированы и их могут легко использовать даже профконсультанты с невысокой готовностью к импровизации. В таких случая говорят, что «методика работает сама по себе». Например, это могут быть игровые упражнения, основанные на одном-единственном интригующем вопросе (игровые упражнения «Профессия на букву», «Самая-самая» и др. – см. Пряжников, 2012, С.105-117). или бланоквые игры с классом («Бизнес-риск-мен» и др. – см. Пряжников, 2012, С.243-257). Если инструкция методика проста и понятна для большинства психологов и педагогов, то о такой методике обычно говорят, что она «хорошо технологизирована», или просто называют ее «технологией». Правда, творческий профконсултант и здесь найдет для себя простор для импровизации, и тогда возможности самой методики как бы объединяются с возможностями использующего ее психолога, а может, даже и с импровизационными возможностями клиентов (группы), ведь активизация таких возможностей и является главной целью работы…

Вопросы и задания:

1.Что такое имитационная и психотехническая модели методики?

2.Приведите варианты содержательных моделей профориентационной методики.

3.Как соотносятся понятия «профориентационная методика» и «профориентационная программа»?

4.Насколько может импровизировать профконсультант при проведении методики и при реализации программы? Почему?

5.Насколько может профконсультант изменять (модифицировать) разные профориентационные и профконсультационные методики? Почему?

6.Назовите главное требование к практической профориентационной методике.

7.Чем принципиально отличаются методы профориентации, предназначенные для практической помощи и для научного исследования?

8.Почему многие методы, успешно используемые при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ, малопригодны для практической работы?

9.Наколько важно различать методы, где требуется серьезная подготовка профконсультантов и методы, не требующие такой серьезной подготовки? Приведите примеры таких методик.

10.Имеет ли право профконсультант передавать свои методы смежным специалистам, проявившим готовность к сотрудничеству?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.012 с.)