Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая схема организации найма и профотбора на предприятии
В целом профотбор в конкретной организации предполагает следующие основные этапы (см. Управление персоналом, 1998, С. 151-181), сформулированные нами как основные тезисы (идеи) профотбора: 1. Если рассматривать новую организацию (или создание нового структурного подразделения), то еще на предварительных этапах проводится планирование структуры организации: определяется сам тип структуры и основные отношения организации и персонала. 2. Далее проводится проектирование организации, предполагающее: определение целей и результатов деятельности; определяются связи с внешней средой; разделяются процессы (по стадиям, по иерархическим уровням); группируются функции и выделяются основания для объединения отдельных этапов работ в более обобщенные цепочки – в соответствие со всем этим формируется и структура (конкретные подразделения и рабочие группы) организации. 3. На основании всего этого осуществляется общая оценка потребности в персонале. Сама общая потребность в кадрах определяется в соответствие с базовой и дополнительной потребностью в кадрах. Базовая потребность определяется из объема работ и выработки на одного работника. Дополнительная потребность – это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода. При долговременном планировании кадров охватывается перспектива на период более трех лет. 4. Поиск и организация потока претендентов: реклама в СМИ; обращение в «рекрутинговые» агентства; обращение в службы занятости населения; использование личных контактов; участие в «ярмарках вакансий»; профориентационная работа в школах, колледжах, вузах и т.п. 5. Работа с самими претендентами предполагает следующие подэтапы: 1) На основании предварительного собеседования - сбор базы данных о претендентах: подготовка списка кандидатов на вакантные должности. 2) Сбор предварительной информации от кандидатов: предварительное собеседование; заполнение стандартной формы анкеты (типа «Сведения о кандидате»); прием «резюме» от самих кандидатов и т.п. 3) Проверка информации, полученной от кандидатов: информация с прежних мест работы и учебы; проверка рекомендаций. 4) Тестирование кандидатов: личностные опросники; тесты интеллектуальных способностей; тесты специальных способностей; групповые (в том числе, и игровые) методы отбора; решение проблемных ситуаций и т.п. Именно здесь могут пригодиться банки психодиагностических методик под конкретные трудовые посты, составленных на основе предварительного аналитического профессиографирования (см. выше). Заметим, что в современном профотборе больший акцент часто делают не на «профпригодности», а на явных противопоказаниях к данной профессии. Во-первых, окончательная профпригодность формируется в самом труде, во-вторых, большинство професий – «массовые», т.е. пригодные для большинства людей, а в-третьих, сложно выделить однозначный «образец» (или «норму», или «модель специалиста»), который учитывал бы разнообразные индивидуальные стили труда хороших специалистов.
5) При необходимости (если это профессия с особыми требованиями к работнику), проводится медицинское обследование: запрос в поликлинику по месту жительства; запрос в кожно-венерологический диспансер; запрос в наркологический диспансер; запрос в психоневрологический диспансер (хотя официально справки могут и не давать, и тогда фирма пытается выяснить это по своим каналам, ведь никто не хочет «сюрпризов»…). 6) Серия последовательных интервью: со специалистом отдела персонала (с менеджером по персоналу); с руководителем подразделения, в котором имеется вакансия; со специально созданной комиссией («панельное интервью»). 7) Окончательное решение о зачислении на работу (принимается либо решением руководства, либо специальной комиссией). 8) Испытательный срок, в несколько месяцев (реально определяется сроком заключения контракта), когда человек должен подтвердить ожидания в свой адрес, а может - и продемонстрировать свои дополнительные возможности, рассчитывая даже на повышение или на более благоприятные условия контракта. По времени испытательный срок совпадает с периодом профессиональной адаптации. Но если традиционная профадаптация больше направлена на помощь новичку, то «испытательный срок» - больше направлен на дополнительную проверку и пересмотр контракта в пользу организации (ущемление прав и зарплаты новичка, если он не оправдывает надежд). Хотя, во многом испытательный срок и профадаптация все же совпадают (сделать из новичка полноценного специалиста).
6.При всей правомерности представленной выше схемы работы с претендентом, в некоторых случаях требуется учитывать следующее: 1) нередко берут не столько специалиста, сколько реального человека на освободившееся место в неформальной структуре конкретного коллектива (например, нужен просто «исполнительный работник», или «работник, больше умеющий, помимо своих основных обязанностей, организовывать коллективные праздники», или даже «работник, умеющий, помимо прочего, улаживать конфликты» и т.п., а «выдающихся специалистов» в коллективе и так хватает…; 2) нередко, особенно в творческих, престижных коллективах и организациях важно учесть, насколько новый работник (быть может, выдающийся специалист) сумеет наладить отношения с очень своенравным руководителем (раздражительным, невоспитанным, с элементами самодурства и т.п.), но который при этом пользуется огромным авторитетом в своей среде?… Таким образом, иногда приходится рассматривать профотбор не только упрощенно, как «соответствие человека – конкретным должностным обязанностям», но и в более сложных контекстах, как «соответствие человека системе профессиональных и внепрофессиональных ожиданий», и с учетом того, что работники в коллективах способны еще и взаимодополнять (взаимокомпенсировать и т.п.) друг друга, если кто-то не в полной мере соответствует формальным требованиям. 7. Особого внимания требует организуемый иногда конкурсный набор персонала на работу. 1) Цели конкурса: поднятие престижа должности; привлечение большего числа кандидатов; повышение объективности решения о приеме на работу, демократизация отбора и т.п. 2) Необходимые элементы конкурсного отбора: наличие претендентов; конкурсная комиссия; механизмы оценки достоинств конкурентов и принятия решения по итогам конкурса; механизм информирования участников конкурсной процедуры о ходе и результатах конкурса. 3) Основные подходы к конкурсу: выборы – наиболее простой и традиционный способ (претендент не подвергается специальным испытаниям, все решается мнением большинства членов комиссии на основании изучения его документов и оценки опыта предшествующий работы); подбор – с использованием собеседования и психологического тестирования (а не только на основе изучения с документами претендента); отбор – на основе тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого претендента и прогнозирования его профессиональной деятельности. 8.Часто реальный профотбор продолжается на этапе профессиональной адаптации, тем более, сейчас распространена практика «испытательных сроков», по истечении которого с новичком могут и не продолжить контракт. Здесь уместно вспомнить известные слова Е.А.Климова о том, что «…у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности)» (Климов, 1990, С.69). 9. В последнее время все более популярны идеи о специализированной подготовке персонала с элементами профориентации и профотбора (точнее – профподбора) уже в ходе самого профессионального обучения вузе (близко к тому, что раньше называлось «целевой подготовкой» и «целевой аспирантурой»). При таком варианте обучающийся студент знакомится к конкретными трудовыми постами и со спецификой взаимоотношений в данном трудовом коллективе (например, в совмещении учебы с работой на какой-то фирме, заинтересованной в подготовке определенных специалистов и установивших контакт с данным учебным заведением). Студент может также выбрать то, что ему больше по душе. И в соответствии с этим сама подготовка студента может осуществляться уже по индивидуальным планам и программам, учитывающим специфику будущей работы. Заметим, что такая схема допускает и подготовку по двум или даже трем специализациям, предоставляя будущему специалисту еще больший простор для выбора.
Вопросы и задания: 1.Как быть, если на работу оформляется прекрасный специалист с неуживчивым характером (это видно из собеседования)? 2.Примерно, по скольким тестам и в течение скольких часов (дней) следует оценивать претендента на работу? 3.Следует ли сразу сообщать претенденту о результатах тестирования? Почему? 4.Следует ли психологу (менеджеру по персоналу) сообщать обо всех результатах тестирования руководству? Почему? Как быть с проблемой профессиональной тайны (принципом конфиденциальности)? 5.Чем различаются профотбор и профподбор? 6.В чем смысл использования в профотборе экспертов?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.006 с.) |