Сущность и основные характеристики активизирующей профориентационной методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и основные характеристики активизирующей профориентационной методики



 

Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для клиента, но и предполагает готовность самого консультанта использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного клиента, а также с учетом всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении (см. Пряжников, 1999, с. 50-51). Сущность профконсультационной методики – в соотнесенности с основными компонентами схемы построения личной профессиональной перспективы (там же, с. 21-24).

Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:

1. Интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов.

2. Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса к данным вопросам следует провести другую методику (например, для укрепления эмоционально-доверитеьлного контакта с клиентом или для рассмотрения других, более простых и понятных проблем, которые могут стать основой уже для обращения к данной, более сложной проблеме).

3. Добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более, насильно не активизируешь, т.к. есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции).

4. Двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных «пространств» самоопределения и т.п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами – своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако, не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к «мысленному экспериментированию»), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными «прихлопам» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана.

5. Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает:

- выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);

- использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);

- обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т.е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;

- в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес…

Таким образом, активизирующая методика – это не просто «интересная» для клиента методика, но прежде всего, методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий.

Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методами, то активизирующая методика – это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне выраженные положительные эмоции, достаточно яркие внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно «скучная процедура».

Отдельно следует сказать о месте активизирующей методики в профконсультационном процессе. Работа профконсультанта может рассматриваться как своеобразное посредничество между самоопределяющимся клиентом и культурой, а более простых вариантах – как посредничество между клиентом и организацией, профессией и т.п. (см. Пряжников, 1999, с. 82-85). Но возникает вопрос: а как, с помощью чего профконсультант выстраивает свои взаимоотношения с клиентом, а также – взаимоотношения с культурой, с миром профессий и другими пространствами самоопределения? Одним из важных средств построения таких взаимоотношений как раз и является активизирующая профконсультационная методика, т.е. методика сама является своеобразным «посредником» между психологом, клиентом и пространством, в котором совершаются те или иные выборы.

Если представить это образно, то активизирующая методика находится как бы между пространством выбора, клиентом и профконсультантом. Понимаемая таким образом методика, обеспечивает следующие важные условия организации профконсультационного процесса (Пряжникова, Пряжников, 2010, С.275-276):

1. Методика становится одинаково доступной как психологу, так и консультируемому клиенту: поскольку она занимает место «между» ними, то появляется возможность не только делать ее боле понятной для клиента, и не только демонстрировать ее клиенту, но и постепенно переводить ее во внутренний план действий клиента, т.е. обучать его использованию методики при решении своих проблем, о чем уже говорилось ранее. 

2. Сведение к минимуму возможностей для манипуляции сознанием клиента.

3.Хорошая активизирующая методика должна соотноситься с рассматриваемыми «пространствами» самоопределения (отражать их), что позволяет рассматривать ее как простую и понятную (для клиента и для профконсультанта) модель этого «пространства».

4.Сам профконсультант также получает дополнительные возможности для более творческой самореализации в своем труде: он может использовать ее по-своему (реализую индивидуальный стиль трудовой деятельности), методика позволяет ему самому лучше осознать те или иные проблемы самоопределения (следует напомнить, что и профконсультант как творческая личность продолжает самоопределяться) и т.п.

При рассмотрении места методики в профконсультационном процессе следует ответить и на такой вопрос: не должен ли сам психолог-консультант превратиться в методику для решения проблем своего клиента? Ведь говорят же иногда, что «главным средством работы психолога является его личность»… Представленное понимание места активизирующей методике в профконсультационном процессе дает ответ на подобные вопросы: нет, сам психолог не должен превращаться в «средство» решения чьих-то проблем. Еще Э.Фромм писал о подобных ситуациях, когда человек превращается в средство для решения чужих проблем за деньги, называя таких людей «рыночными личностями» с «отчужденным характером» (см. Фромм, 1992). По Э.Фромму, главный девиз таких людей: «Я такой, какой я Вам нужен для решения ваших проблем», «Я такой, какой изволите»…

В нашем случае средством все-таки является активизирующая методика, которая не только помогает понять и разрешить проблемы клиента, но и способствует профессиональному и личностному росту самого консультанта. Ведь если вспомнить К.Маркса, то главным результатом любого труда (включая и труд психологов-профконсультантов) является не столько произведенный товар, но и сам человек…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.007 с.)