Проблема организации «внутреннего диалога» самоопределяющейся личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема организации «внутреннего диалога» самоопределяющейся личности



 

Внутренний диалог – это обращенность человека к своим собственным проблемам, это развитое самосознание, рефлексия личности, своеобразный «разговор с самим собой». Если исходить из того, что в основе самосознания – «конфликтный личностный смысл», когда человек осознает свои проблемы и пытается их решить (см. Столин, 1983), то для решения проблем самоопределения формирование готовности к такому внутреннему диалогу является важнейшим условием эффективности профконсультирования. Развитая рефлексивная позиция личности предполагает внутреннюю активность самоопределяющегося человека, которая может иметься у него изначально, еще до обращении к профконсультанту, либо ее следует специально формировать

В первом случае, как уже отмечалось, активность может быть неорганизованной (сумбурной, нецеленаправленной), и тогда ее следует дополнительно осмыслить и направить в конструктивное русло. Во втором случае, клиента следует активизировать, т.е вызвать у него интерес к себе, спровоцировать на размышления и переживания по поводу своего будущего, но, опять же, помочь клиенту самому направить эти размышления и переживания в конструктивное русло. Все это, так или иначе, предполагает обращение клиента к своему внутреннему опыту и переструктурирование его с ориентацией на решение задач самоопределения.

Еще Аристотель, развивая идеи своего учителя – Сократа - о внешнем диалоге, одним из первых заговорил об обращенности человека к своему внутреннему опыту, к самому себе. При этом сами размышления должны были предполагать определенные правила и не быть неумелыми. Е.А.Климов, также размышляя о внутреннем диалоге, писал, что это – «как бы взгляд на себя глазами других людей» и выделял важную роль «референтной (эталонной) группы» для самопонимания личности и формирования адекватного «Я-образа» (Климов, 1997, С.140).

В дополнение к референтной группе, а фактически, - к разным референтным группам, влияющим на самопознание самоопределяющегося подростка, не менее важную роль должны играть и педагоги, и психологи, помогающие разобраться подростку в самом себе. Мы считаем, что роль педагогов и психологов будет усиливаться лишь тогда, когда они вместе с самоопределяющимся клиентом (подростком) чаще будут обращаться к проблемам поиска смысла жизни, проблемам преодоления внутренних преград как на пути к уже обозначенным жизненным и профессиональным целям, так и преград, осложняющих сам процесс поиска и уточнения этих целей.

Лучшим способом такой психолого-педагогической помощи является выработка культурного навыка совместных обсуждений и даже дискуссий по проблемам самоопределения. Культурный навык в данном случае предполагает отказ от сумбурных, эмоциональных размышлений и выводов, и наоборот, использование логики, доказательности, опору на знания, а главное – уважительное отношение к разным точкам зрения. Это, по сути, навык, научного размышления. Понятно, что определенная эмоциональность не исключается, проявляющаяся, например, в заинтересованности, увлеченности проблемами самоопределения. В специально организованных дискуссиях важна не столько непременная победа в споре, сколько сам процесс заинтересованного и грамотного спора. Как известно, даже «побеждает в дискуссии (больше приобретает) часто не тот, кто переспорил своего оппонента, а тот, кто стал умнее, т.е. тот, кого переспорили»… И лишь потом, на основе освоения такого культурного навыка, можно рассчитывать, что он будет постепенно интериоризироваться и переводиться во внутренний план действий, т.е. станет основой для самостоятельных культурных размышлений. 

Заметим, что формирование готовности к такому внутреннему диалогу слишком деликатное и тонкое дело. К сожалению, слишком много оказывается на подростка и других, прямо противоположных воздействий, когда у него формируются навыки бескультурного спора (например, в подростковых компаниях, на экранах ТВ в так называемых дискуссиях-шоу и т.п.). Вполне возможно, что сразу после проведения дискуссий эффект и не будет заметен, и расчет здесь делается на то, что впоследствии подросток все-таки вспомнит свой опыт участия или хотя бы наблюдения за культурным разговором о сложнейших вопросах самоопределения.

Вопросы и задания:

1.Назовите достоинства и недостатки профориентационных игр с классом. Назовите примеры игр.

2. Назовите достоинства и недостатки профконсультационных карточных методик («профессьянсов»). Назовите примеры методик.

3. Назовите достоинства и недостатки игровых карточных методик (для работы с микрогруппой). Назовите примеры методик.

4. Назовите достоинства и недостатки активизирующих опросников

5. Назовите достоинства и недостатки карточно-бланковых игр. Приведите примеры методик.

 

Глава 66. Общая характеристика различных групп активизирующих профоринетационных методик (авторские варианты)

 

Ниже дается общая характеристика различных групп активизирующих профориентационных методик. При выделяются активизирующие и диагностические возможности каждой группы методик. Также обозначаются не только возможности, но и определенные ограничения методик, т.е. определяется сфера применения этих активизирующих средств. Часть методик с их полным описанием представлена в Приложении 1 настоящего пособия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.005 с.)