Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема организации «внутреннего диалога» самоопределяющейся личности
Внутренний диалог – это обращенность человека к своим собственным проблемам, это развитое самосознание, рефлексия личности, своеобразный «разговор с самим собой». Если исходить из того, что в основе самосознания – «конфликтный личностный смысл», когда человек осознает свои проблемы и пытается их решить (см. Столин, 1983), то для решения проблем самоопределения формирование готовности к такому внутреннему диалогу является важнейшим условием эффективности профконсультирования. Развитая рефлексивная позиция личности предполагает внутреннюю активность самоопределяющегося человека, которая может иметься у него изначально, еще до обращении к профконсультанту, либо ее следует специально формировать В первом случае, как уже отмечалось, активность может быть неорганизованной (сумбурной, нецеленаправленной), и тогда ее следует дополнительно осмыслить и направить в конструктивное русло. Во втором случае, клиента следует активизировать, т.е вызвать у него интерес к себе, спровоцировать на размышления и переживания по поводу своего будущего, но, опять же, помочь клиенту самому направить эти размышления и переживания в конструктивное русло. Все это, так или иначе, предполагает обращение клиента к своему внутреннему опыту и переструктурирование его с ориентацией на решение задач самоопределения. Еще Аристотель, развивая идеи своего учителя – Сократа - о внешнем диалоге, одним из первых заговорил об обращенности человека к своему внутреннему опыту, к самому себе. При этом сами размышления должны были предполагать определенные правила и не быть неумелыми. Е.А.Климов, также размышляя о внутреннем диалоге, писал, что это – «как бы взгляд на себя глазами других людей» и выделял важную роль «референтной (эталонной) группы» для самопонимания личности и формирования адекватного «Я-образа» (Климов, 1997, С.140). В дополнение к референтной группе, а фактически, - к разным референтным группам, влияющим на самопознание самоопределяющегося подростка, не менее важную роль должны играть и педагоги, и психологи, помогающие разобраться подростку в самом себе. Мы считаем, что роль педагогов и психологов будет усиливаться лишь тогда, когда они вместе с самоопределяющимся клиентом (подростком) чаще будут обращаться к проблемам поиска смысла жизни, проблемам преодоления внутренних преград как на пути к уже обозначенным жизненным и профессиональным целям, так и преград, осложняющих сам процесс поиска и уточнения этих целей.
Лучшим способом такой психолого-педагогической помощи является выработка культурного навыка совместных обсуждений и даже дискуссий по проблемам самоопределения. Культурный навык в данном случае предполагает отказ от сумбурных, эмоциональных размышлений и выводов, и наоборот, использование логики, доказательности, опору на знания, а главное – уважительное отношение к разным точкам зрения. Это, по сути, навык, научного размышления. Понятно, что определенная эмоциональность не исключается, проявляющаяся, например, в заинтересованности, увлеченности проблемами самоопределения. В специально организованных дискуссиях важна не столько непременная победа в споре, сколько сам процесс заинтересованного и грамотного спора. Как известно, даже «побеждает в дискуссии (больше приобретает) часто не тот, кто переспорил своего оппонента, а тот, кто стал умнее, т.е. тот, кого переспорили»… И лишь потом, на основе освоения такого культурного навыка, можно рассчитывать, что он будет постепенно интериоризироваться и переводиться во внутренний план действий, т.е. станет основой для самостоятельных культурных размышлений. Заметим, что формирование готовности к такому внутреннему диалогу слишком деликатное и тонкое дело. К сожалению, слишком много оказывается на подростка и других, прямо противоположных воздействий, когда у него формируются навыки бескультурного спора (например, в подростковых компаниях, на экранах ТВ в так называемых дискуссиях-шоу и т.п.). Вполне возможно, что сразу после проведения дискуссий эффект и не будет заметен, и расчет здесь делается на то, что впоследствии подросток все-таки вспомнит свой опыт участия или хотя бы наблюдения за культурным разговором о сложнейших вопросах самоопределения. Вопросы и задания: 1.Назовите достоинства и недостатки профориентационных игр с классом. Назовите примеры игр.
2. Назовите достоинства и недостатки профконсультационных карточных методик («профессьянсов»). Назовите примеры методик. 3. Назовите достоинства и недостатки игровых карточных методик (для работы с микрогруппой). Назовите примеры методик. 4. Назовите достоинства и недостатки активизирующих опросников 5. Назовите достоинства и недостатки карточно-бланковых игр. Приведите примеры методик.
Глава 66. Общая характеристика различных групп активизирующих профоринетационных методик (авторские варианты)
Ниже дается общая характеристика различных групп активизирующих профориентационных методик. При выделяются активизирующие и диагностические возможности каждой группы методик. Также обозначаются не только возможности, но и определенные ограничения методик, т.е. определяется сфера применения этих активизирующих средств. Часть методик с их полным описанием представлена в Приложении 1 настоящего пособия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.005 с.) |